- Разделение смеси соли и речного песка. Химия. 8 класс. Разработка урока
- Ход урока
- 1. Организация класса — 2 минуты.
- 2. Теоретическая часть урока – 5 минут (беседа)
- 3. Новый материал: «Способы разделения смесей». — 10 минут.
- 4. Практическая часть урока «Разделение смеси соли и речного песка». — 20 минут.
- Ход работы
- 5. Заключительная часть урока — 8 минут.
- Процесс чистки песка
- Способы очистки песка
- Услуги компании «Эгида»
- Приспособа для мытья песка (эксперимент)
- 8 класс. Химия. Методы разделения и очистки веществ. Практическое занятие. Разделение смесей веществ
- 8 класс. Химия. Методы разделения и очистки веществ. Практическое занятие. Разделение смесей веществ
- Вопросы
- Поделись с друзьями
- Комментарии преподавателя
Разделение смеси соли и речного песка. Химия. 8 класс. Разработка урока
УМК по химии для 8 класса О. С. Габриеляна.
Тип урока: Комбинированный (теория, практическая часть)
Цели урока:
- Образовательные – ознакомиться с методами получения чистых веществ и способами разделения смесей. Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента.
- Развивающие – формировать умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения-выводы. Научить простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию.
- Воспитательные – развивать умения работать индивидуально и в группах, делать практические выводы из произведенного опыта и знаний.
Задачи урока:
- Обобщить знания по теме «Виды смесей», полученные на предыдущем уроке, путем проведения фронтального опроса в виде беседы.
- Рассказать о способах разделения смесей, используя ЭОРы.
- Актуализировать полученную информацию.
- Объяснить методику выполнения практической части работы.
Оборудование урока: Мультимедийная установка, химические стаканы, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли и речного песка.
Используемые источники: Габриелян О.С. Химия. 8 класс :учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2012.- 286 с.: ил. Электронное приложение к данному учебнику.
Ход урока
1. Организация класса — 2 минуты.
2. Теоретическая часть урока – 5 минут (беседа)
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с понятием «смеси». Выяснили, что они бывают
Дети:
- Морская вода, воздух, гранит.
- Бронза, стекло, пластик, различные растворы.
Учитель: На какие две группы смеси делятся по составу?
Дети:
- Однородные – визуально не наблюдается граница раздела компонентов (истинные растворы).
- Неоднородные – визуально наблюдается граница раздела компонентов смеси (масло и вода).
Учитель: На какие группы делятся смеси по агрегатному состоянию?
Дети:
- Газообразные (воздух, пропан-бутановая смесь).
- Жидкие (молоко, речная вода, нефть).
- Твердые (гранит, бронза, стекло).
Учитель: Для чего человеку нужны чистые вещества?
Дети: Чтобы создавать необходимые смеси нужного состава.
Учитель: Подводя итог моим вопросам и вашим ответам, предположите тему сегодняшнего урока.
Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
3. Новый материал: «Способы разделения смесей». — 10 минут.
Дистилляция, перегонка, кристаллизация – методы, основанные на разных температурах кипения компонентов смеси. Применяется для однородных смесей (вода, нефть, воздух, растворы) ЭОР №1 (приложение).
Фильтрование – основано на разной пропускной способности фильтров.
Отстаивание – основано на разной плотности веществ.
Фильтрование и отстаивание предназначены для разделения неоднородных смесей (соль и песок, масло и вода) ЭОР №2 (приложение).
Возгонка – это переход твердого вещества в газообразное минуя жидкое. Применяется для получения чистого йода. Встречается в быту, когда мокрое белье высыхает на морозе.
Постановка проблемы.
Учитель: Вы пошли в лес на пикник, запас соли рассыпался на землю. Что вы будете делать?
Дети: Звучат разные варианты ответов.
4. Практическая часть урока «Разделение смеси соли и речного песка». — 20 минут.
Дети получают методички, оборудование. Перед началом выполнения работы изучают алгоритм своих практических действий. ЭОР №3 (приложение).
Цель работы: практически провести разделение смеси.
Оборудование: химический стакан (2 шт.), воронка, фильтр, спиртовка, спички, держатель, стекло для выпаривания, смесь речного песка с солью.
Ход работы
Задание №1: выделить поваренную соль из смеси с песком.
- Растворить смесь песка и соли в воде.
- Приготовьте фильтр и вложите его в воронку.
- Отфильтруйте смесь.
- Поместите несколько капель фильтрата на стекло для выпаривания, закрепите стекло в держателе и нагрейте над пламенем спиртовки до появления кристаллов поваренной соли.
Задание №2
Сделайте рисунки ваших действий.
Задание №3: Ответить на вопросы.
- Каков характер разделяемой смеси (однородная или неоднородная)
- На чем основаны методы разделения смеси.
- Учебник стр.155. Вопросы № 3, 4, 5, 6.
5. Заключительная часть урока — 8 минут.
Отвечают устно на вопросы (учебник стр.155. №3,5,6).
Смотрят ЭОР №4 (приложение) «Как профильтровать воду в походных условиях»
Источник
Процесс чистки песка
Способы очистки песка
- Гидромеханизированный способ очистки — производится с применением большого количества воды. Его используют для того, чтобы получить песок без примесей и глинистых вкраплений, который обычно именуют намывным. Он подходит как для приготовления бетонных смесей, так и множества технических работ на стройплощадке.
- Просеивание — наиболее грубый способ очистки песка. Нередко его применяют прямо на стройплощадке, отсеивая загрязненный песок от сорных примесей.
- При многоступенчатом просеивании также можно получить песок без глины, пригодный для использования в качестве наполнителя строительных растворов, однако его качество все равно останется ниже, чем у намывного.
Можно сказать, что море является в некоем роде гигантской машиной для гидромеханизированной обработки песка, поэтому не удивительно, что наиболее чистое сырье добывается с морских берегов. Морской материал также проходит дополнительный этап очистки, после которого получают идеально чистый песок без глины, камней и ракушек. Такой песок можно применять для создания строительных растворов самого высокого качества, так как он отвечает даже самым строгим требованиям, предъявляемым к сыпучим стройматериалам.
Услуги компании «Эгида»
Стоит отметить, что сотрудничающий с нами заказчик может приобрести материал всех вышеупомянутых видов, а это значит, что чистый песок без примесей стал доступен как никогда. Лишним будет напоминать о важности применения качественных материалов на стройплощадке, ведь применение загрязненного наполнителя для приготовления строительной смеси может существенно понизить качество полученного продукта, в то время как очищенный песок без глины только усилит прочность и долговечность бетонного или цементного раствора.
Источник
Приспособа для мытья песка (эксперимент)
Материалы и инструменты, которые использовал автор:
Список материалов:
— садовый шланг;
— стальная мягкая проволока;
— кастрюля (моя на литров 45-50);
— проволока.
Список инструментов:
— шило (у меня из самореза);
— плоскогубцы;
— болгарка или ножовка (отрезать проволоку)
Процесс изготовления самоделки:
Шаг первый. Скелет
Змеевик можно сделать из уже жесткой трубы, но у меня был только шланг. Сделал под шланг скелет из толстой стальной проволоки. Размер змеевика такой, чтоб он помещался в кастрюле.
Шаг второй. Крепим шланг
Прикручиваем к проволочному змеевику шланг, я прикручивал проволокой, можно изолентой, стяжками и так далее. Конец шланга складываем, это отличная и надежная заглушка любой трубы.
Вот и все, проходимся по шлангу шилом, диаметр подойдет 2-3 мм. Потоки должны бить в разные стороны, чтобы хорошо вымывало грязь из песка, вот и весь принцип.
Установил змеевик в кастрюлю, засыпал 3 ведра песка и включил. Через 15 минут слил остатки воды и вывалил мытый песок. Он стал гораздо чище, чтобы помыть лучше, можно подождать и с полчасика, ну или увеличить давление воды.
На этом проект завершен, надеюсь, вам самоделка понравилась, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!
Источник
8 класс. Химия. Методы разделения и очистки веществ. Практическое занятие. Разделение смесей веществ
8 класс. Химия. Методы разделения и очистки веществ. Практическое занятие. Разделение смесей веществ
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
ОТСТАИВАНИЕ
Как разделить смесь, состоящую из песка и глины? Это одна из стадий в керамическом производстве (например, в производстве кирпичей). Для разделения такой смеси используют метод отстаивание. Смесь помещают в воду и перемешивают. Глина и песок с разной скоростью оседают в воде. Поэтому песок осядет значительно быстрее глины (Рис.1).
Рис. 1. Разделение смеси глины и песка методом отстаивания
Метод отстаивания используют также для разделения смесей нерастворимых в воде твердых веществ с разной плотностью. Например, так можно разделить смесь железных и древесных опилок (древесные опилки в воде всплывут, а железные осядут).
Смесь растительного масла и воды тоже можно разделить методом отстаивания, т.к масло не растворяется в воде и имеет меньшую плотность (Рис. 2). Таким образом, отстаиванием можно разделять смеси нерастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью.
Рис. 2. Разделение смеси растительного масла и воды методом отстаивания
Для разделения смеси поваренной соли и речного песка можно воспользоваться методом отстаивания (при смешении с водой соль растворится, песок осядет), но надежнее будет отделить песок от раствора соли другим методом – методом фильтрования.
Фильтрование данной смеси можно провести с помощью бумажного фильтра и воронки, опущенной в стакан. Крупинки песка остаются на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр. В данном случае речной песок – это осадок, а раствор соли – фильтрат (Рис. 3).
Рис. 3. Использование метода фильтрования для отделения речного песка от раствора соли
Фильтрование можно проводить не только с помощью фильтровальной бумаги, но и с использованием других пористых или сыпучих материалов. Например, к сыпучим материалам относится кварцевый песок, а к пористым – стекловата и обожженная глина.
Некоторые смеси можно разделить с помощью метода «горячее фильтрование». Например, смесь порошков серы и железа. Железо плавится при температуре более 1500 С, а сера – около 120 С. Расплавленную серу можно отделить от порошка железа с помощью подогреваемой стекловаты.
Выделить соль из фильтрата можно с помощью выпаривания, т.е. нагреть смесь и вода испарится, а соль останется на фарфоровой чашке. Иногда применяют упаривание, частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворенное вещество выделяется в виде кристаллов.
Если в смеси присутствует вещество, способное к намагничиванию, то его легко выделить в чистом виде с помощью магнита. Например, так можно разделить смесь порошков серы и железа.
Эту же смесь можно разделить еще одним методом, используя знание о смачиваемости компонентов смеси водой. Железо смачивается водой, т.е. вода растекается по поверхности железа. Сера же водой не смачивается. Если поместить в воду кусок серы, то он утонет, т.к. плотность серы больше плотности воды. А вот порошок серы всплывет, т.к. к несмачивающимся водой крупинкам серы прилипают пузырьки воздуха и выталкивают их на поверхность. Для разделения смеси нужно поместить ее в воду. Порошок серы всплывет, а железо утонет (Рис. 4).
Рис. 4. Разделение смеси порошков серы и железа методом флотации
Метод разделения смесей, основанный на различии смачиваемости компонентов, называется флотацией (франц. flotter – плавать). Рассмотрим еще несколько методов разделения и очистки веществ.
Один из древнейших методов разделения смесей – перегонка (или дистилляция). С помощью этого метода можно разделять компоненты, растворимые друг в друге, имеющие разные температуры кипения. Именно таким способом получают дистиллированную воду. Воду с примесями кипятят в одном сосуде. Образующиеся водяные пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде в виде уже дистиллированной (чистой) воды.
Рис. 5. Получение дистиллированной воды
Близкие по свойствам компоненты можно разделить с помощью метода хроматографии. Этот способ основан на различном поглощении разделяемых веществ поверхностью другого вещества.
Например, красные чернила можно разделить на компоненты (воду и красящее вещество) посредством хроматографии.
Рис. 6. Разделение красных чернил методом бумажной хроматографии
В химических лабораториях хроматографию осуществляют с помощью специальных приборов – хроматографов, основные части которого – хроматографическая колонка и детектор.
Для очистки некоторых веществ в химии широко используется адсорбция. Это накопление одного вещества на поверхности другого вещества. К адсорбентам относится, например, активированный уголь.
Попробуйте опустить таблетку активированного угля в сосуд с подкрашенной водой, перемешайте, отфильтруйте и увидите, что фильтрат стал бесцветным. Атомы угля притягивают к себе молекулы, в данном случае, красителя.
В настоящее время адсорбция широко применяется для очистки воды и воздуха. Например, фильтры для очистки воды содержат в качестве адсорбента активированный уголь.
Источник