§ 41. Очистка корпуса судна
Корпус можно очищать на плаву и в доке, удаляя продукты коррозии, старое лакокрасочное покрытие к обрастания. Способ очистки зависит от состояния обшивки (характера, толщины н
прочности слоя продуктов коррозии и старого лакокрасочного покрытия) и требуемой степени очистки
Для очистки корпуса судна в доке применяют дробеметные’ ii гидродинамические установки, бортовые автоматы, днищевые машины, механизированный ручной инструмент. Во всех установках, кроме лробеметных и гидродинамических, очистными органами являются шарошки и щетки
Вис дока корлут очищают либо только в районе пояса переменной ватерлиния, либо его подводную часть. В первом случае очистка на плаву сокращает объем очистки в доке, а следовательно, общую трудоемкость докового ремонта. Эту очистку можно выполнять гидродинамическим способом или гидронескоструйкым — с плавучих решгооаннй (при этум исключается сбор песка>. Во втором случае очистку производя)- при стоянке судна во время перегрузочных работ Цель очистки — удаление обрастаний дли сохранении скорости судна.
При постановке судна в док целесообразно предварительно очистить корпус струей воды с плоГив или башен дока. Это сокращает общую трудоемкость работ о доке
Дробеметный способ перспективен для очистки корпуса Гидродинамический способ дает эффект только при удалении с обшивки судна непрочно держащихся краски, ржавчины и обрастании Однако этот способ требует дальнейшего изучения и совершенствования.
Бортовые автоматы и днищевые машины с успехом используются нл судоремонтных заводах. В установках очистными органами являются «четки и шарошки, используются узлы автомобилей. легких тракторов.
Применение механизированного ручного инструмента связано с необходимостью очистки на корпусе поверхностей значительной кривизны и очистки труднодоступных мест.
Способ очистки обшивки судна влияет нз состояние поверхности после очистки, на ней остаются надрезы, деформируется металл, создастся ицклсп. изменяются твердость и структур» материала после очистки Способ очистки влияет также на коррозионную стойкость обшивки. Так. использование ударного инструмента при очистке способствует коррозии, особенно при покрытии низкого качества. Г и.а ро пескоструйный способ приводит к равномерному наклепу поверхности, что обусловливает ее однородность и повышает коррозионную стойкость Равномерная шерохооатос1ь поверхности приломспособе улучшает условия для адгезии лакокрасочных покрытий с материалом обшивки.
§42. Очистка труб, арматуры,
ТШЛООБМЕННЫХ АППАРАТОВ И ДЕТАЛЕЙ ТУРБИН
Очистка труб, арматуры и теплообменныл аппаратов. После разборки трубы арм.пуру очищают химическим или механическим способом от остатков изоляции, рабочей среды, краски, грязи.
Химическую очистку труб обычно начинают с обезжиривания внутренней поверхности Стальные трубы обезжиривают раствором щелочи, промывают холодной водой и сушат Медные трубы опускают о раствор тринатрийфисфата и жидкого стекла, где выдерживают ло полного удаления жировых отложений, и затем, промывают в воде с температурой 70—80 “С. После этого трубы протравливают 10%-ным раствором серной кислоты при температуре 40 ,! С, промывают холодной водой, нейтрализуют 3—5%-ным раствором кальцинированной соды и промывают горячей «одой.
Механическую очистку производят специальными щетками или шарошками, насаженными но гибкий валик, которые прииодятся во вращение электродвигателем или пневматической машиной. Для очистки внутренних стенок труб используют дробь, подаваемую под давлением специальным шлангом. Данный способ рекомендуется для труб диаметром более 50 мм
На рис. 45 похидамо приспособление для очистки («арзвли- ческим способом труб диаметром 50—300 мм. Агрегат под действием реактивной струи перемещается в трубе, вымывая и удаляя со стенок отложения. Рабочее давление жидкости 6—20 МПа. Кратковременное снижение давления до 1 МПа н ниже вдиапазоне рабочего давления обеспечивает обратное движеиие агрегата
Очистка деталей турбин Внутренние части паровых турбин в процессе эксплуатации покрываются продуктами коррозии и накипи. Это усложняет дефектацию, а иногда бывает невозможно выявить дефекты.
При осщуыгнн турбинына судне проточную часть приходится очищать ручным способом — скребками и специальными щетками. Во избежание повреждения лопаток и сопел инструмент для ручной очистки изготовляют из материала менее твердого, чем материал очишэемых деталей
Из механических способов в цеховых условиях наиболее эффективна очистка косточковой крошкой. Для удаления ^акипи с де-
талей паровых турбин (лопаток, сопел) можно применять химическую очистку 3—4%-ной подогретой до 70—90 °С соляной кислотой. Для этого ротор устанавливают над ванной с кислотой, и которую погружают лопатки до корненого сечения. При ара- щении ропща исс лопатки обрабатываются кислотой ло полного удаления накипи. Раствор кислоты может находиться как в специальном баке, так и непосредственно в статоре турбины (при этом будет очищаться частично и статор). После очистки раствором кислоты во нзбежанне повреждения металла от ее w у.; действия производят обработку раствором едкого натрия для нейтрализации и обмывают детали водой. Л для турбин можно использовать также ультразвуковой способ.
Недостатком механической очистки является неровное снятие металла с поверхности лопаток, что меняет их профиль и массу. У газовых турбин на деталях отлагаются нагар и продукты коррозии. Жаровые трубы камер сгорания газовых турбин очищают от нагара обжигом в электропечи при температуре 600—650 °С а течение 30 мин с последующей обдункой воздухом.
Детали газовых турбин и компрессоров можно очищать механическим способом, например косточковой крошкой. Нагар с деталей газооы.х турбин удаляют химическим путем. Вначале детали обезжиривают раствором тринатрийфосфата (30—50 г на 1 л воды) в смеси с эмульгатором ОП-7 (5—7 г/л). В зависимости от
размера деталей обработка длится 15 90 мин. Затем детали обрабатывают раствором алкилсульфата (250—300 г/л) при температуре 70—100 °С также в течение 15—90 мни. После этого детали промывают горячей, затем холодной водой, осветляют в 5— 10%-ном растворе соляной кислоты и внобь промывают водой.
Алюминиевые детали не разрешается обрабатывать таким образом.
Для удаления продуктов коррозии со стальных деталей турбин детали обезжиривают, затем промывают холодной «одой и обрабатывают раствором следующего состава: фосфорная кислота —
550 мл, бутиловый спирт 15—20 мл. этиловый спирт 5 мл, гидрохитон 10 г, вода 240 мл. Обработку ведут в ванне при комнатной температуре раствора с течение I ч, затем детали промывают и консервируют раствором хромпика (30—50 г/л) либо кальцинированной соды (2—3 г/л).
Источник
Чистка корпуса судна в доке
При постановке в док для осмотра или ремонта подводную часть корпуса судна очищают от обрастания и шелушащейся старой краски. В некоторых случаях, подводную часть корпуса судна, очищают от от обрастания перед вводом в новый чартер, если фрахтователь требует этого, опасаясь, что подводная часть корпуса судна обросла и поэтому для поддержания необходимой скорости, будет требоваться больше топлива.
На фото чистка подводной части корпуса контейнеровоза в доке в Китае.
Судно в сухом доке на кильблоках
Сразу после постановки в док, как только, откачают воду из камеры, приступают к чистке подводной части корпуса судна водяной струей под высоким давлением.
Не все ракушки можно удалить с корпуса судна струей воды. Позднее, вручную, их соскребут скребками.
На корпусе хорошо видны многочисленные ракушки. Перед докованием данный контейнеровоз стоял на якоре в течении пяти месяцев и поэтому подводная часть судна сильно обросла ракушками.
На ветру, холодной январской ночью корпус судна быстро обсыхал.
Тоннель носового подруливающего устройства.
Даже в доке требуется сохранять поданные при заходе в док швартовые.
Бульбообразная часть форштевня снижает сопротивление воды. Решеткой закрыт тоннель носового подруливающего устройства. Моряк, осматривающий защитную решетку маленький, в сравнении с тоннелем подруливающего устройства.
К утру подводная часть корпуса судна была очищена от обрастания.
Скуловые кили замедляют период бортовой качки судна. Если во время осмотра в доке обнаружится, что скуловой киль поврежден, частично или полностью отсутствует, то необходимо его восстановить или отремонтировать, так как стремительная бортовая качка вызывает избыточные ускорения, которые в свою очередь приводят к избыточной нагрузке на средства крепления контейнеров.
Изящные формы подводной части корпуса судна способствуют большой скорости судна.
Хорошо потрудились рабочие
Вода с судна сливается прямо в док.
Общий вид подводной части корпуса с рулем и винтом.
Все изгибы корпуса предназначены для одной цели — достижение скорости.
Перо руля.
Грузовую марку немного подкрасили, а то совсем ржавой была.
Надстройка высокая, но лифта нет и поэтому регулярный подъем по трапам способствует укреплению здоровья моряков.
Очень неудобное исполнение кормовой части надстройки и поэтому довольно затруднительно поддерживать ее в чистоте.
Трудяга, который обеспечивает движение судна.
Осмотр выполненных работ окончен и через несколько часов начнется наполнение камеры дока водой для спуска судна. Судно находилось в доке менее 24 часов.
Источник
Способ очистки корпуса судна и устройство для его осуществления
Изобретение относится к способам очистки поверхностей корпусов судов от различного рода загрязнений и продуктов коррозии. Цель изобретения — повышение эффективности очистки. Способ очистки подводной поверхности корпуса судна
СОЮЗ СОВЕТС КИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 63 В 59/ОВ
ГОСУДАРСТВЕН-Ы Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4460925/11 (22) 20.05,88 (46) 30.06.91. Бюл. М 24 (71) Белорусский политехнический институт (72) Д.А.Козлов, И.В.Карпенчук, В.В.Ивавечкин, В.К.Недбальский, Г.E.Çàõàðîàà, Ю.С.Горячко и Ю.Г,Ожиганов (53) 629.128.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
t4 1562225, кл. В 63 В 59/00,27,01.89.
5U 1659290 А1 (54) СПОСОБ ОЧИСТКИ КОРПУСА СУДНА И
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к способам очистки поверхностей корпусов судов от различного рода загрязнений и продуктов коррозии, Цель изобретения — повышение эффективности очистки. Способ очистки подводной поверхности корпуса судна
40 рабочую жидкость, содержащую добавки высокомолекулярного полимера и натриевой формы бентонита в пределах концентраций соответственно (1 — 5) 10 и 2 — 3 .
Благодаря применению мембраны 12 энерВключает многократное воздействие на нее
Импульсами гидродинамического давления, генерируемыми в непосредственной близости от очищаемой поверхности, которые генерируют путем взрывного горения или детонации водородно-кислородной смеси, причем гидродинамические импульсы генерируют в среде с добавками высокомолекулярных полимеров и натриевой формы бентонита в пределах концентраций (1 — 5) 10 и 2 — 3 соответственно, Устрой-!
Изобретение относится к способам очистки поверхностей корпусов судов от различного рода загрязнений и продуктов коррозии.
Цель изобретения — повышение эффективности очистки.
Способ осуществляют следующим образом.
На некотором расстоянии от. очищаемой поверхности устанавливают взрывную камеру, накапливают в ней некоторый объем водородно-кислородной газовой смеси, полученный электролизом щелочного раствора. Между взрывной камерой и очищаемой поверхностью смонтированы корпус и сопла, куда вводят рабочую среду с добавками высокомолекулярных полимеров и натриевой формы бентонита в концентрации (1 — 5) 10 и 2 — 3% соответственно. Затем в газовой смеси инициируют взрывное химическое превращение. Возникающие при взрыве ударная волна, гидропоток знакопеременного направления производят очистку обрабатываемого участка. Непрерывная очистка поверхности корпуса судна производится последовательным повторением указанных операций.
На чертеже изображено устройство для очистки поверхностей обшивки корпусов судов.
Устройство содержит корпус 1, сопла 2, электролизер 3, коаксиальные электроды 4, электролит 5, обратный клапан 6, предохранительный затвор 7, трубку 8 с клапаном 9, взрывную камеру 10, запальное устройство
11, кумулятивную коническую упругую мембрану 12, подводящую трубу 13, кронштейн
14, ролики 15, кольцевое тороидальное уплотнение 16, Устройство работает следующим образом.
Корпус 1 устройства на штангах устанавливает около очищаемой поверхности таким образом, чтобы зазор между нижним
35 ство для очистки содержит корпус 1, сопла
2, электролизер 3, электроды 4, электролит
5, обратный клапан 6, предохранительный затвор 7, трубку 8 с клапаном 9, взрывную камеру 10, сообщенную с электролизером 3, запальное устройство 11, кумулятивную коническую упругую мембрану 12, подводящую трубу 13 рабочей среды, кронштейн 14, ролики 15, кольцевое тороидальное уплотнение 16, 2 с,п. ф-лы. 1 ил. срезом сопла 2 и поверхностью был минимальным. Затем на электроды 4 электролизера 3 подают постоянный ток, Электроды 4 выполнены коаксиальными и находятся в ванне с электролитом 5, в качестве которого используется раствор гидроксида калия (K0H) 25 — 30 -ной концентрации. Электроды 4 подключены к источнику постоянного тока по биполярной схеме, которая предлагает подсоединение только крайних электродов к разноименным полюсам источника тока, При этом промежуточные электроды поляризуются таким образом, что одна сторона начинает работать как анод, а другая как катод. На катоде выделяется водород, а на аноде — кислород, которые в виде пузырьков всплывают. через слой электролита 5 и попадают в верхнюю часть электролизера 3.
По мере выделения водородно-кислородной смеси (ВКС) давление в электролизере
3 возрастает, что приводит к открытию обратных клапанов 6, через которые ВКС поступает в полость предохранительного затвора 7. Оттуда ВКС по трубке 8 и клапан
9 поступает в взрывную камеру 10. При достижении необходимого количества ВКС в камере 10, которое может определяться по заданному времени, газовая смесь поджигается с помощью запального устройства
11. Окисление водорода идет со взрывом, который сопровождается выделением энергии, Энергия расходуется на создание ударной волны и расширение продуктов взрыва, которыми являются водяные пары.
Ударная волна и расширяющиеся продукты воздействуют через кумулятивную коническую мембрану 12 на столб рабочей жидкости, находящейся в сопле 2, В полость сопла 2 по подводящей трубке 13 подводят
Техред М.Моргентал Корректор С. Керни
Заказ 1811 Тираж 287 Подписное
В НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул.Гагарина. 101 гия взрыва концентрируется на обрабатываемой поверхности. При этом образуется мощная струя, которая воздействует на очищаемую поверхность. Расширяясь, продукты взрыва переходят равновесное состояние и останавливаются. В этот момент времени давление в них меньше гидростатического в месте нахождения устройства. После этого идет схлопыеание продуктов взрыва под действием избыточного давления в полости сопла 2.
Процесс схлопывания продуктов ускоряется их конденсацией. Таким образом, появляется обратный гидродинамический поток, направленный в сторону взрывной камеры
10, который приводит к появлению в загрязнениях растягивающих напряжений. Под действием обратного гидропотока разрушенные прямым гидропотоком загрязнения отрывают от поверхности. При эахлопывании продуктов взрыва кумулятивная упругая мембрана 12 движется назад и, перерастягиваясь, может прижиматься к внутренней поверхности взрывной камеры
10. При этом в жидкости возникает второй положительный импульс давления, который также вносит вклад в процесс очистки, Как показали эксперименты с водородно-кислородной смесью, второй пик давления может в несколько раз превышать первый пик, вызванный расширением продуктов взрыва.
После того, как процесс пульсаций продуктов взрыва завершится, источник тока переключается с запального устройства 11 на электролизер 3. В полость взрывной камеры
10 подается новая порция газовой смеси, а в сопла 2 — порция рабочей жидкости и процесс очистки повторяется. С помощью кронштейнов 14 с роликами 15 устройство перемещают на новое место и продолжают обработку поверхности. Торцовое уплотнение 16 усиливает вакуум при схлопывании продук5 тов взрыва.
1. Способ очистки корпуса судна, основанный на воздействии на очищаемую поверхность гидродинамическими имнуль10 сами, генерируемыми горением кислородно-водородной смеси, получаемой в процессе электролиза щелочного раствора. отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, гидродинами15 ческие импульсы генерируют в среде с . добавками полимеров и натриевой формы бентонита в пределах концентраций соответственно (1 — 5> 10 и 2 — 3 .
2. Устройство для очистки корпуса суд20 на. содержащее генератор гидродинамических импульсов. взрывная камера которого через обратные клапаны сообщена с электролизером и снабжена упругой мембраной, запальным устройством и соплом, которое
25 сообщено с емкостью рабочей среды, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности, упругая мембрана выполнена конической с кумулятивной воронкой из резинополимерного материала, основание
30 которой совмещено с поверхностью рабочей среды в полости сопла, а расстояние от среза сопла до основания упомянутой мембраны составляет 1,5-2 диаметра взрывной камеры.
35 3. Устройство по п.2. о т л и ч а ю щ е ес я тем, что срез сопла снабжен кольцевым тороидальным уплотнением, установленным коаксиально на внешней стороне сопла.
Источник