- О порядке обжалования сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного взыскания
- Лысьвенский городской округ официальный сайт
- Порядок обжалования незаконных действий сотрудников полиции
- Административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) МВД России, его территориальных органов и их должностных лиц
О порядке обжалования сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного взыскания
Согласно ч. 3 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник вправе обратиться в письменной форме для разрешения служебного спора к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.
Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 14.10.2012 № 1377, Порядком рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13.08.2012 № 782 (далее – Порядок рассмотрения служебного спора), предусмотрен трехмесячный срок обращения сотрудника с рапортом к соответствующему руководителю (начальнику) или с исковым заявлением в суд со дня, когда сотрудник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В данном случае трехмесячный срок начинает течь со дня ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания.
Служебный спор рассматривается уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел в соответствии с Порядком рассмотрения служебного спора. Решение уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику органов внутренних, обратившемуся для разрешения служебного спора. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.
Источник
Лысьвенский городской округ
официальный сайт
Порядок обжалования незаконных действий сотрудников полиции
Жалоба на действия сотрудника полиции может быть направлена как его руководителю, руководителю подразделения (отдела, отделения и т.п.), так и начальнику полиции, а равно начальнику органа внутренних дел, в котором сотрудник полиции служит. Жалоба может быть направлена также начальнику вышестоящего органа внутренних дел.
Обжалование действий (решений) сотрудника полиции прокурору предполагает направление жалобы надзирающему прокурору, то есть, как правило (если речь не идет о полиции специализированных органов внутренних дел), прокурору того же административно-территориального образования либо вышестоящему прокурору.
Обжалование действий (решений, бездействия) сотрудника полиции в суд осуществляется в порядке уголовного или гражданского процесса. Порядок обращения в суд с жалобой на действия (решения) дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания), а также судебный порядок рассмотрения жалоб в уголовном процессе урегулирован ст. 125 УПК РФ.
Постановления дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания) об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные его решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, обжалуются в суд по месту производства предварительного расследования.
К иным решениям и действиям дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, как минимум следует относить задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, возбуждение уголовного дела.
В соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.
Исходя из этого жалоба лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, его защитника или законного представителя относительно законности и обоснованности задержания должна приниматься судом к производству и разрешаться по существу применительно к порядку и по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством.
Форма рассматриваемой жалобы в уголовном процессе законом не регламентирована. Поэтому нечеткость формулировок жалобы не может служить поводом для отказа в принятии ее судом к своему производству.
Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через сотрудника полиции, уголовно-процессуальное действие (решение) которого обжалуется.
Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека, а также Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» значительно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц, государственных служащих. В настоящее время часть жалоб на действия сотрудников полиции подлежит рассмотрению в рамках гражданского процесса.
Из содержания ч. 1 ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» следует, что оспариваться могут не только действия сотрудников полиции, но и их решения.
Подача заявлений (жалоб) в суд в рамках гражданского судопроизводства осуществляется в соответствии с требованиями ст. ст. 254 — 256 ГПК РФ.
Если лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, узнало об этом и полагает, что его права и законные интересы ущемлены, то оно имеет право на оспаривание этих действий и судебную защиту и в порядке судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, может обращаться в суд в соответствии с установленной подсудностью, пользоваться услугами адвоката или иной квалифицированной юридической помощью.
Каждый гражданин по своему усмотрению решает, куда ему обратиться с жалобой (заявлением): либо непосредственно в суд, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, если считает, что нарушены его права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Обращение гражданина с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не лишает его права на обращение в суд с аналогичным заявлением, если вышестоящим в порядке подчиненности органом или должностным лицом в удовлетворении жалобы было отказано полностью либо частично или когда гражданин не получил ответа в течение месяца со дня подачи жалобы вышестоящему органу или должностному лицу, государственному служащему (ч. 2 ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
Причем законодатель не запрещает направлять жалобу одновременно в несколько инстанций. Каждая из инстанций должна принять и рассмотреть жалобу в переделах своей компетенции.
Направленное в суд заявление, оспаривающее действия (решения) сотрудника полиции, оформляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, и оплачивается государственной пошлиной в установленном ст. 333.19 НК РФ размере.
С учетом требований ст. 131 ГПК РФ к форме и содержанию подаваемого искового заявления в заявлении, о котором здесь идет речь, в частности, должно быть указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.
К основаниям обжалования могут быть отнесены действия (бездействие) сотрудника полиции в результате которых:
– нарушены права, свободы и законные интересы;
– созданы препятствия осуществлению прав и свобод;
– незаконно на перечисленных выше субъектов, возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к какой-либо ответственности.
Жалоба на действия сотрудника полиции может быть направлена как его руководителю, руководителю подразделения (отдела, отделения и т.п.), так и начальнику полиции, а равно начальнику органа внутренних дел, в котором сотрудник полиции служит. Жалоба может быть направлена также начальнику вышестоящего органа внутренних дел.
При этом как альтернатива, возможно обжалование действий (бездействий) сотрудника полиции прокурору, это означает направление жалобы надзирающему прокурору, то есть, прокурору того же административно-территориального образования либо вышестоящему прокурору, за исключением обжалования действия (бездействия) сотрудника полиции специализированных органов внутренних дел.
Обжалование действий (решений, бездействия) сотрудника полиции в суд осуществляется в порядке уголовного – ст. 125 УПК РФ или гражданского процесса, регламентируемы ст. ст. 254 — 256 ГПК РФ.
То есть постановления дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания) об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные его решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, обжалуются в суд по месту производства предварительного расследования. К иным решениям и действиям дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, к примеру, сюда следует относить задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, возбуждение уголовного дела.
Форма рассматриваемой жалобы в уголовном процессе законом не регламентирована. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через сотрудника полиции, уголовно-процессуальное действие (решение) которого обжалуется.
Подача заявлений (жалоб) в суд в рамках гражданского судопроизводства осуществляется в соответствии с требованиями ст. ст. 254 — 256 ГПК РФ. Согласно которым, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст.ст. 24 — 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
Направленное в суд заявление, оспаривающее действия (решения) сотрудника полиции, оформляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, и оплачивается государственной пошлиной в установленном ст. 333.19 НК РФ размере.
С учетом требований ст. 131 ГПК РФ к форме и содержанию подаваемого искового заявления в заявлении, о котором здесь идет речь, в частности, должно быть указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.
Источник
Административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) МВД России, его территориальных органов и их должностных лиц
На основании положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1), право на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).
Статья 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет право гражданина, считающего, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.
Внесудебный (административный) порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции регламентируется:
- Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Основания для обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции определены в части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Такими основаниями являются:
- нарушение прав и свобод гражданина;
- создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы содержатся в статье 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, многофункциональный центр либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично-правового образования, являющийся учредителем многофункционального центра, а также в организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона.
Жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, его руководителя и (или) работника, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона, их руководителей и (или) работников, решения и действия (бездействие) которых обжалуются
2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона, их работников;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона, их работников. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
2) в удовлетворении жалобы отказывается.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры
Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении.
Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право обращаться в вышестоящий орган, должностному лицу в соответствии с их полномочиями для подачи заявления, жалобы и иных обращений.
Срок разрешения жалобы гражданина в вышестоящий орган, должностному лицу:
- на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления;
- на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на процессуальные действия и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право обращаться в вышестоящий орган, должностному лицу в соответствии с их полномочиями для подачи жалобы.
Срок разрешения жалобы гражданина в вышестоящий орган, должностному лицу прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
Часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривает норму, при которой каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Источник