Эффективные приемы педагогической техники на этапе объяснения нового материала
методическая разработка
Методический материал в помощь учителю-предметнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_priemy_pedagogicheskoy_tehniki_na_etape_obyasneniya_novogo_materiala.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Елена Геннадиевна
учитель информатики МБОУ «Школа №20»
города Сарова Нижегородской области
Эффективные приемы педагогической техники на этапе объяснения нового материала
на уроках информатики и ИКТ
« Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Работа педагога в условиях новых ФГОС предусматривает системно-деятельностный подход в обучении. Этот подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Как показала жизнь, традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Хочется, чтобы каждый урок был особенным, запоминающимся. Поддерживанию и развитию познавательного интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они должны легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.
На уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую школьнику как можно более раскрыть свои способности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок привлекательным и неповторимым. Использование системно-деятельностного подхода существенно повышает уровень знаний по информатике, познавательную активность учащихся.
Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте, поделиться своими знаниями – характерные показатели познавательного интереса. И здесь много зависит от эмоционального настроя учителя, его умения импровизировать. Задача учителя создать творческую атмосферу, помочь учащимся самореализоваться.
Учитель информатики, на мой взгляд, не просто учитель предметник. У него особая миссия: сформировать у ученика понимание, что нет отдельно математики, истории, физики или биологии. Есть мир весь целиком, неделимый и прекрасный, живущий по единым законам. Научить открывать эти законы, узнавать их, применять их не на уроках, а в жизни, дать представление о целостной картине мира – вот задача информатики, а значит и учителя.
За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Однако, сегодня для большинства детей компьютер стал, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность — Интерес — Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Какими средствами этого можно достичь?
В стандартах второго поколения цели изучения информатики предполагают подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Основой, обеспечивающей реализацию федерального образовательного стандарта является системно – деятельностный подход.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.
В последнее время представители гуманитарных областей знания, в том числе и правоведы, стали обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э.Г. Юдин).
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
- Принцип деятельности
- Принцип непрерывности
- Принцип целостности
- Принцип минимакса
- Принцип психологической комфортности
- Принцип вариативности
- Принцип творчества
Каждый этап урока представляется в виде логически законченного модуля с четко определенной целью и планируемым результатом.
Цели педагогической деятельности:
- Повышение мотивации к учению
- Повышение активности познавательной деятельности обучающихся
- Развитие личности школьника через формирование УУД
- Формирование УУД ученика в контексте усвоения информатики и ИКТ
- Формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать или не совпадать с целью урока.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так-то… (формирование мировоззрения)
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Этап изучения нового материала: на данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.
приемы и техники, которые можно использовать на данном этапе урока:
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример применения на уроке: учитель дает неверное определение компьютера. Задача обучающихся: найти и доказать, что и почему не так.
Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Пример 1. Алгоритм сортировки одномерных массивов.
Прием «Силовой анализ» используется для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы.
Пример 2. Урок «Носители информации»
Обучающимся предлагается проанализировать конкретные носители информации, заполнить таблицу и сделать выводы:
Источник
Обобщение деятельности учителя «Основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы»
Эпоха ставит перед школой серьезные требования. Современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Необходимо воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей.
“Все занятия в школах, – писал Я.А. Каменский, – должны располагаться так, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в последующем”.
Связь с предыдущим – обязательное условие нормального ведения урока – может фактически обеспечиваться на всех этапах.
Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания. Объяснение нового учитель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила. Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.
Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами.
Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.
2. Методы обучения.
Выбор метода обучения – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.
На уроках русского языка я использую различные методы обучения.
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, содержащей необходимые для этого сведения.
Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.
Например, данный метод использую при изучении темы “Имя числительное”: учащиеся находят в текстах имена числительные, выписывают их признаки и значения, выясняют, на какие вопросы отвечают имена числительные. Я подвожу учащихся к выводу определения, к разделению числительных на количественные, порядковые; учащиеся выделяют группу собирательных числительных. Применим данный метод и при изучении темы “Имя прилагательное” (степени сравнения имен прилагательных, разряды имен прилагательных). Учащиеся находят в текстах имена прилагательные, выписывают их и называют морфологические признаки прилагательного. Я подвожу к выводу употребления прилагательных в различных формах степеней сравнения, к разделению прилагательных на разряды.
Тема “Местоимение”, где учащиеся находят в текстах местоимения, выписывают их. Я подвожу учащихся к классификации местоимений по разрядам.
При объяснении нового материала из раздела “Морфология” применим данный метод.
Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением учителя, с работой по учебнику.
Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.
При объяснении нового материала использовала данный метод на уроках русского языка в 5 классе при изучении разделов: фонетика, графика, лексика. Читала лекцию (10–15 минут) о науке фонетике и графике, лексике. В 6 классе использовала данный метод при изучении раздела “Лексика”. Читала лекцию “Словари” (20 минут), где рассказала учащимся о толковых словарях, фразеологических, словарях иностранных слов, устаревших слов, словарях синонимов, антонимов, словообразовательных, орфографических словарях. На этом уроке все учащиеся поработали с каждым из видов словарей.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Я учащимся сообщаю готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.
Данный метод при объяснении нового материала применяла при изучении тем:
1. “Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ЛОЖ- -ЛАГ-, -РАСТ- -РОС- -РАЩ-“.
2. “Буквы О и Е после шипящих в корне”.
3. “Буквы Ы и И после Ц”.
4. “Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-”.
5. “Буквы Ы и И после приставок на согласные”.
Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.
Проблемный метод использовала при объяснении нового материала темы “Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КОС- -КАС -.”
– Из примеров, записанных на доске, выбрать слова с правописанием которых мы не знакомы. Назвать эти слова.
– Касаться – прикосновение.
– Используя данные примеры, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Мы должны познакомиться с правилом написания О-А в корне -КОС- -КАС-.
Аналогично объясняла правописание чередующихся гласных О и А в корне -ГОР- -ГАР-, -ЗОР- -ЗАР-.
Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.
Пример: “Совершенный и несовершенный вид глагола”.
Я предлагаю учащимся определить грамматический признак, по которому различаются глаголы, записанные на доске.
Рисовать Ставить | Нарисовать Поставить |
Затем даю задание: дописать незавершенные предложения. Учащиеся выполняют задание. Перед учащимися вновь ставлю задачу: определить различия в значениях.
Ставлю новую задачу: какими грамматическими средствами достигаются различия глаголов?
В данном случае – с помощью приставок.
Обязательным считаю на уроках метод беседы.
На каждом уроке этот метод применим. По вопросам, заданным мною, появляется диалог. От учащихся требую логически связанных рассуждений, начинающихся с постановки цели и завершающихся выводами.
Не проходят уроки и без чтения учебника. Это тоже один из методов, применимых мною на уроках.
Особенно применим этот метод на этапе изучения нового материала.
На этом этапе урока учащиеся зачитывают правила, образец рассуждения.
Объяснение нового материала строю на том, что сообщаю учащимся готовую информацию с обязательным разъяснением, показом примеров: устно, по книге, по картине или таблице.
Уроки сопровождаются демонстрацией таблиц, схем, картин, кино – и диафильмов, изображений , проецируемых на экран с помощью кодоскопа и мультимедиапроектора.
Четко отработан практический метод, где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.
3. Формы, средства и приемы обучения.
Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны вспомогательные формы обучения. Среди ведущих выделяю школьную лекцию (см. Лекционный метод).
Не менее важной формой учебной деятельности считаю консультации, индивидуальные занятия. Их назначение заключается в том, чтобы одним учащимся помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета. Это и есть использование в практике моей работы технологии дифференцированного обучения. А также различные виды контрольных работ, диктантов, тестовых и проверочных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
На своих уроках систематично использую различные средства обучения. Такие как учебные комплексы: учебники, учебные пособия, сборники дидактических материалов, словари, карточки, таблицы, видеофильмы, аппаратуру ТСО.
Использую в своей работе программы – тренажеры, которые контролируют правильность ответа и время, затраченное учеником, выставляют оценку учащимся.
При объяснении нового материала использую приемы триз-педагогики. Данная педагогика удобна тем, что в ней четко сформулированы приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания, технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке; приемы обеспечения эффективной проверки знаний, а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе.
Например: 1. Прием “Лови ошибку”.
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Пример: тема “Правописание чередующихся гласных О и А в корне
Я даю несколько правил. Несколько из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.
2. прием “Пресс – конференция”.
Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.
Пример: я проводила пресс-конференцию на тему “Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе”. Алгоритм такой: сначала 5–7 минут введение, из которого учащиеся узнали, что существительные могут иметь только форму единственного числа или только форму множественного числа. Потом 1 минуту ребята думали над вопросами, 3–4 минуты ушли на задавание вопросов. Попутно я добавила несколько вопросов, которые, на мой взгляд, ученики не задали. Затем продолжила объяснение с опорой на наработанные вопросы.
3. прием “Вопрос к тексту”.
Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.
Пример: данный прием я использовала при объяснении нового материала темы “Изменение и образование слов”.
Прочитать текст, записанный на доске. Сформулировать не более 5 вопросов, основываясь на тему урока. Сформулировать цели урока.
Игры на своих уроках использую с целью повышения познавательных интересов учащихся. Игры содержат не только познавательный материал, но и обогащает новыми знаниями, умениями. Доля игр в учебном процессе велика, от игры – к исследовательской деятельности и к творчеству.
Пример игры рассмотрен в конспекте открытого урока по теме “Правописание чередующихся гласных О–А в корне -ГОР- -ГАР-.
Пример: игры с рифмами.
Рифмы использовала на уроках при изучении многих разделов орфографии.
Даю ребятам задание придумать существительные мужского рода, а потом женского рода на шипящую, которые рифмовались бы с данными словами.
Врач – грач – мяч.
Ночь – дочь.
Или на суффиксы -ок-, -онок-, -онк- после шипящих:
Сучок – волчок – червячок,
Девчонка – ручонка – собачонка.
Или при изучении Ь в глаголах 2 лица настоящего времени:
Несешь – бредешь – идешь.
После проведения игры учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, рассказывают правило, используя данные примеры.
Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась.
Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, ил неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения. Главным принципом планирования уроков считаю соответствие учебного материала этапам урока.
Каждый урок, проведенный мной, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре.
На следующий год планирую работу по теме самообразования “Закрепление знаний, умений, навыков”.
Источник