Методы и приемы работы на уроке изучения и закрепления нового материала
учебно-методический материал по истории на тему
Материал содержит методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся на уроке изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_pedsovetu.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Объяснение нового материала – неотъемлемая часть урока изучения и первичного закрепления знаний. От качества объяснения зависит уровень усвоения материала, успеваемость, результат обучения. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является заинтересованность учеников. Обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых. Поэтому необходимо использование методов, активизирующих деятельность учащихся.
Метод – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Универсальных методов обучения в педагогике не существует. Использовать только один метод в процессе обучения на уроке невозможно. Как правило, на уроке в зависимости от цели и задач педагог комбинирует несколько методов обучения.
Методы, по характеру учебно-познавательной деятельности, чаще всего используемые при изучении нового материала:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания из рассказа педагога, учебной литературы, из дополнительных источников и при использовании технических средств обучения. Объяснение нового материала ведется по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение. Объяснение должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным, должно иллюстрироваться яркими примерами и завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.
Метод проблемного изложения в обучении — метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
Частично-поисковый или эвристический метод — заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога или на основе методических указаний на карточке, в учебнике.
Один из методов частично-поискового характера — метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах (5-7) человек.
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Некоторые методические приёмы, используемые на уроках изучения нового материала:
Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.
«Проблемная ситуация». Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия.
— Почему мы не можем выполнить это задание (ответить на вопрос)? Чего нам не хватает?
— Почему ты выбрал именно этот ответ?
— Почему ты считаешь, что нужно сделать именно это?
— Все ли слова относятся к данной теме? Что лишнее (чего не хватает)?
«Послушай, обсудим». С помощью этого приёма даётся установка на внимательное прослушивание материала и его дальнейшее обсуждение. Это может быть рассказ учителя, чтение текста, доклад ученика. После прослушивания материала ученикам задаются вопросы.
«Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Этот приём направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке и используется как на этапе изучения так и при закреплении и обобщении материала. Прочитанное предлагается проанализировать по пяти пунктам. Синквейн составляется в соответствии с определенными правилами:
1 строка – название темы. Записывается одним существительным.
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему.
3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
4 строка – предложение, фраза, несущая определенный смысл, выражающая отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата.
5 строка – слово — резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
«Хорошо или плохо». Приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в ситуации; умение оценивать ситуацию с разных позиций. Учитель называет ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы».
«Хочу спросить» или «Задай вопрос». Приём направлен на повышение интереса к учебному материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы. Педагог просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава), иллюстрации как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов. Для подготовки вопросов отводится некоторое количество времени, вопросы могут быть записаны на листочке. Могут быть использованы опоры в виде карточек с первыми словами-вопросами (как, почему, что, где и т.д.).
«Мозговая атака». Во время занятия учитель излагает проблему и просит каждого члена группы высказать свои соображения по поводу ее решения. Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
« Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной теме.
Источник
Эффективные приёмы объяснения нового материала
Эффективные приёмы объяснения нового материала.
Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы приходится решать каждый раз при подготовке урока.
Связь с предыдущим – обязательное условие нормального ведения урока – может фактически обеспечиваться на всех этапах.
Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания.
Объяснение нового учитель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила. Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.
Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами.
Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.
Выбор метода объяснения нового материала – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.
При объяснении нового материала применяют различные методы и приёмы.
Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.
Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением учителя, с работой по учебнику.
Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Учащимся учитель сообщает готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают учителя, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.
Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.
При объяснении нового материала необходимо применять информационные коммуникационные технологии обучения.
На этапе изучения нового материала, формирования новых умений применение информационных технологий может использоваться для повышения эффективности представления учебного материала. Объяснение нового материала с применением информационных технологий может быть организовано в виде проблемной беседы. Для формулирования проблемы, иллюстрации основных положений можно использовать «живую наглядность», фото — и видеофрагменты удаленных или недоступных объектов и явлений.
Помимо электронных учебных пособий, материалов электронных атласов, словарей и энциклопедий, которые можно демонстрировать на этом этапе посредством проекционной аппаратуры, интерес представляют электронные презентации проблемной направленности.
Например, после формулировки проблемы, разрешению которой будет посвящен данный этап урока или целый урок изучения нового материала, на экран выносится главный вопрос урока. Ученикам предлагается высказаться о путях его решения. После обсуждения всех вариантов, учитель предъявляет классу заранее подготовленный слайд с символическими изображениями этих вариантов. Те предложения детей, которые не были заранее предусмотрены учителем, выписываются на доску. Затем ученики выбирают последовательность рассмотрения предложенных ими путей решения проблемы. Учитель или приглашенный им ученик использует систему гиперссылок для того, чтобы познакомить класс с новой учебной информацией и вновь вернуться к проблемному вопросу. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, увлекает детей самой возможностью выбирать, богатыми иллюстративными возможностями.
Несмотря на то, что изображение на экране дети видят в отраженном свете, использовать проекционную аппаратуру для изложения нового материала более 10 минут не стоит. Апробация данного приема показала, что более длительная работа с электронной наглядностью, несмотря на ее привлекательность, утомляет детей. Еще одним существенным ограничением является недопустимость использования большого количества текста на экране.
Использование интерактивных электронных заданий способствует сокращению времени и повышению эффективности формирования представлений обучающихся об изучаемых фактах, понятиях и явлениях, нежели при вербальном изложении нового материала.
Эффективен и групповой метод при объяснении нового материала.
Объяснение нового материала можно проводить в виде заседания экспертной групп, которые создают ребята по желанию.
Экспертам даётся определённое задание, в ходе выполнения задания
эксперты должны проанализировать, ответить на вопросы и приготовить сообщение о том, какие задания они повторили, что узнали нового, что интересного было в их задании.
Контроль: учитель подводит итог, заслушивая сообщения, вовлекая детей в коллективную деятельность.
Цель: создать условия для самостоятельного изучения учащимися нового
программного материала и обсуждения на уроке результатов их дея-
1. Составить список вопросов по изучаемой теме, в который
включены и вопросы, изучаемые ранее, помогающие разобраться в новой теме.
2. Класс разбивается на 4 группы (по желанию учащихся, но координатора выбирает учитель). Две группы с более высокими и средними учебными возможностями должны, работая вместе с учебниками, на доске приготовить другой группе те вопросы, которые они считают основными,(но при условии, что каждый член группы должен знать ответ, пусть даже используя учебник ).
3. Затем защищается каждая группа так: отвечает на предложенные товарищами вопросы. В это время две остальные группы дополняют, слушая, работают над предложенными им учителем вопросами, ищут ответы в учебнике, объясняют друг другу, чья группа готова отвечать учителю. В конце урока учитель, работая со всем классом, подводит итог по основным вопросам изучаемой темы.
Даётся домашнее задание, с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Каждой группе учитель предлагает свой список вопросов. Дома каждый сам письменно в тетради должен на них ответить, работая с учебником. Затем на уроке каждый (может группа) отвечает на свои вопросы и таким образом классу предложена новая тема.
Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.
Практический метод, где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.
При объяснении нового материала можно использовать
Например: 1. Прием “Лови ошибку”.
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Или, предлагаем ребятам несколько правил. Некоторые из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.
2. прием “Пресс – конференция”.
Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.
3. прием “Вопрос к тексту”.
Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.
—Прием многократного объяснения нового материала
Суть приема заключается в том, что учитель несколько раз объясняет новый материал.
После первого объяснения некоторые ученики приступают к самостоятельной работе — они выполняют предназначенное для них дифференцированное задание 1 .
Для тех учеников, которые не до конца осмыслили новый материал, учитель еще раз повторяет объяснение, но использует другую наглядность, материалы учебника. Второе объяснение должно быть более кратким, сжатым, обращается внимание только на главные выводы. После этого еще часть детей приступают к самостоятельной работе. Они выполняют дифференцированное задание 2.
Для учащихся со слабой подготовкой и низкой обучаемостью иногда необходимо и третье объяснение, в котором акцент делается на наиболее трудные моменты. Желательно активизировать детей, привлекать их к участию в объяснении материала.
Первое ознакомление с новым материалом проводить на основе проблемных методов обучения. Целесообразно использовать для этого частично-поисковый метод (дети открывают новое под руководством учителя). При этом обычно использую схематическую наглядность, знаковые модели.
Повторное объяснение для детей с низкой обучаемостью проводится объяснительно-иллюстративным методом. При объяснении нового материала стараться активизировать детей, задавая им вопросы и привлекая их к объяснению. При этом используется образная наглядность, если она предусмотрена для изучаемого материала.
Объяснение нового материала
Алгоритм выполнения задания в группе по типу «Пчёлки»
Знакомство с поставленной задачей (проблемой)
Мозговая атака по типу «Сбора нектара» (каждый член группы выдвигает свою версию выполнения задания)
Выбор верной версии
Разработка плана выполнения задания
Выполнение задания
Обсуждение работы над заданием Оформление задания
разными группами, если задание было
одинаковое для всех групп
Тест на проверку усвоения материала
Оценивание группы. Общая оценка.
Алгоритм выполнения задания в группе по типу «пила»
Знакомство с поставленной проблемой (задачей)
Распределение фрагментов учебного материала
между членами группы
Осмысление каждым членом группы своей части
Работа с источниками
Обучение членов своей группы
Заключительный этап. Готовность каждого
члена команды ответить на любой вопрос
Алгоритм выполнения задания в группе
по типу «вертушка»
Знакомство с поставленной задачей (проблемой)
Выполнение задания с помощью опор по «вертушке»
(каждое последующее задание выполняется
следующим учеником. Начинать может
сильный, может слабый)
Объяснение каждого задания
Контроль группы за объяснением
Обсуждение работы над заданием Рассмотрение заданий
разными группами, если задания каждой группой, если задания разные были одинаковые для всех групп
Тест на проверку понимания усвоения материала
Дифференциация заданий
Источник