Способы обучения работе с информацией

«Обучение младших школьников работе с различной информацией,как способ формирования общеучебных универсальных действий»
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
obuchenie_mladshih_shkolnikov_rabote_s_razlichnymi_vidami_informatsii_kak_sposob_formirovaniya_obshcheuchebnyh_universalnyh_deystviy.docx 21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение младших школьников работе с различными видами информации, как способ формирования общеучебных универсальных действий

ГБОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»

Дети должны научиться не только творить новое, но и использовать наработанноечеловечеством.

Современное общество предъявляет образованию социальный заказ на формирование развитой, свободно и творчески мыслящей личности, способной результативно использовать все наработанное человечеством, стремящейся к благополучию не только личному, но и общественному. Интегрирование ИТ-ий в учебно-воспитательном процессе – это обоснованная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практический умений. Сегодня наблюдается возрастание объема программного материала, его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями. Однако, у учащегося наблюдается дефицит умений:
— работать с текстом;
— давать развернутые ответы;
— обращать внимание на детали;
— сопоставлять, сравнивать материал разноплановых текстов (удерживать информацию, реферировать ее);
— осуществлять поисковый вид чтения;
— анализировать материал.
Я считаю, что это связанно с неумением работать с информацией, что это несформированность у младших школьников коммуникативной компетенции.
Коммуникативные функции языка реализуются в тексте с его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов:
— предметную;
— оценочную;
— эстетическую;
— эмоциональную и т.д.
Основная коммуникативная функция текста – передавать эту информацию. Уже младших школьников надо учить воспринимать и создавать тексты разных типов и жанров. Следовательно, необходимо научить их использовать информационную среду. Информационная среда обширна и богата. В качестве современных источников и носителей информации можно выделить:
— ресурсы Интернета: библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, сведения об авторах, прототипах героев, об исторических событиях, о знаменитых людях, о представляемой эпохе, о природных явлениях;
— электронные обучающие программы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, видео и DVD-фильмы;
— книги (литературные произведения, биографии, очерки, статьи, энциклопедические справочники, словари);
— произведения музыкального и изобразительного искусства;
— устное и письменное общение со сверстниками, друзьями, родителями и педагогами.
Передо мной стоит задача: научить школьников осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации.
При организации деятельности по использованию различных источников информации необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Поэтому тему для поиска информации выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для такой работы требуется личностно-занимаемая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и близкая им.
Бесспорно, что работа с любым источником информации невозможна без исследовательского метода. Всю познавательную деятельность строю на поиске смыслового богатства текста, на открытии и исследовании причинно-следственной связи, на проблемном изложении ситуации. При этом использую объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (при введении места действий) словесные, игровые, практические методы, наблюдение и проектный метод.
Информационная среда должна находить свое применение при изучении всех учебных предметов и во внеклассной деятельности. Следовательно, для ее анализа обязательно использую материал нравственного, патриотического, краеведческого, экологического характера и т.д.
В этом случае на уроках кроме сведений из учебника используется материал из интернета, электронных и бумажных источников информации. Так к уроку ознакомлению с окружающим миром ученик готовит сообщения на разнообразные темы программы, пишет реферат об известной личности, на урок литературы и русского языка – составляет сочинения, на урок технологии и математики составляет схемы, таблицы, тематические конкурсы, на урок изобразительного искусства – готовит стенгазеты, выставки, галереи, к урокам физ.культуры – подборки для организации спортивных игр, соревнований, общеразвивающие комплексы упражнений, к внеклассным мероприятиям – смотры, конкурсы, тематические классные часы.
Основа таких уроков и занятий с использованием дополнительных источников информации – коммуникативное ядро и проблемная ситуация, которая требует разрешения.
В ходе работы обязательно есть своя завязка, развитие действия и развязка. Одно из важных условий – свобода мысли. У ребенка есть свое мнение, своя точка зрения, поэтому он должен ее высказать, обосновать, опираясь на разные информационные источники.
Для организации такой деятельности использую как обычные уроки, так и кружковые занятия, посиделки, литературные встречи, просмотры фильмов, игры, экскурсии и др. Работу провожу фронтально, в группах, в паре, индивидуально. Уместно руководство педагога, совместное обсуждение и конечно же самостоятельные виды деятельности учащегося.
Очень эффективно дополняют любой учебный курс и проекты учеников виртуальные энциклопедии, которые содержат не только текстовую информацию об окружающем мире, но и фото- аудио- видеоряды, анимацию, карты, схемы, викторины.
Немаловажную роль отвожу в учебном процессе и бумажным носителям информации. Особое внимание уделяю формированию навыков работы со словарем. С этой целью использую отдельные упражнения и целые занятия, посвященные этой теме.
Наш современный ребенок живет в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией и справочной литературой, приобретает навыки сбора и обработки этой информации и, конечно, он может это делать во внеурочное время под руководством взрослых.
В нашем классе был объявлен конкурс проектов по оформлению зеленного уголка в кабинете.
Цель проекта – теоретическое обоснование необходимости зеленого уголка.
Задачи: создание эргономичной среды в своем кабинете, способствующей повышение
эффективности образования процесса.
Объект исследования – зеленый уголок.
В процессе работы над проектом использовали следующие методы: поисковый (выбор проблемы и темы проекта), аналитический (изучение специальной литературы и условий осуществления проекта), практический (реализация проекта).
Выдвинули гипотезу, что комнатные растения способствуют улучшению микроклимата в комнате, создают уют и красоту.
Ход исследования.
1 этап. Изучить специальную литературу.
2 этап. Провести эксперимент.
3 этап. Проанализировать и сравнить полученные результаты.
4 этап. Сделать выводы.
Школьники так же заинтересовались особенностями аранжировки помещений. В итоге пришли к выводу, что правильно подобранные комнатные растения необходимы человеку, живущему в городе. Результаты исследования были оформлены в виде компьютерной презентации. Ученики расширили свои знания и представления в области изучаемого предмета, сумели систематизировать найденный материал, сделать вывод и сформулировать полезные рекомендации.
Регулярно использую индивидуальные и коллективные игры. Они позволяют активизировать исследовательскую деятельность мл.шк., помогают им освоить навыки проведения самостоятельных исследований.
Для знакомства провожу 2-3 тренировочных занятия. Использую, специально подготовленные карточки с символическими изображениями методов исследования.
С целью выбора методов и темы все садятся за круглый стол, на котором разложены карточки с символическими изображениями методов исследования.
Например, ученики выбрали тему ___________________________________________________ .
Учитель объясняет юным исследователям, что их задача заключается в составлении небольшого сообщения о ______________________________, но для этого надо собрать всю доступную информацию об _______________________________ и обработать ее.
На этом этапе я с ребятами выясняю, что существует много источников информации, размышляем какие из источников они знают. Потом задаю вопрос «Что сделаем перед тем, как начнем собирать информацию», «Как вы думаете с чего начинает исследование ученый». В ходе такой беседы подвожу учеников к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследованию.
Выкладывается карточка «Подумать».
Где можно узнать что-нибудь о _______________________________________.
«Спросить у другого человека», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию из сети Интернет».
Набор используемых методов исследования зависит от реальных возможностей учащегося.
Разложенные карточки методов сбора информации есть не что иное, как план исследования.
Кто-то задает вопрос «Что делать с собранными данными?». Конечно, зафиксировать что бы они не были забыты.
Например, первый пункт плана «Подумать», ученики делают заключение, что воробей обитает под крышей домов.
Делаем рисунок, краткую запись, несложные значки оказываются достаточными для запоминания информации на короткий срок.
Далее школьники сами быстро обучаются делать такие записи и создавать символы, обозначающие идеи.
Следующий пункт «Спросить у другого человека», дети учатся правильно ставить вопрос, приобретают навык восприятия ответа, это одна из важнейших целей проведения игры-исследования. Всю полученную информацию, раскладываем так, чтоб каждый школьник ее видел. Выясняем, что нового узнали? Какие выводы позволяет сделать собранная информация? Что могут рассказать дети, основываясь на результаты проведенного исследования? В процессе обобщения результатов исследования происходит развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Они учатся выделять главные и второстепенные понятия, давать им определение. Эта работа по своей мыслительной деятельности ничем не отличается от работы настоящих ученых. Иной является лишь степень «новизны» самих фактов.
Как только информация обобщена, следует начать подготовку сообщения по теме исследования. После выступления исследователей устраиваем обсуждение сообщения. Слушателям предоставляется возможность задать вопросы. Отметить, что получилось очень хорошо. После такого занятия, где ребята ознакомились с общей схемой исследовательской деятельности, ученикам предстоит долгий, но увлекательный путь совершения своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований.
Для самостоятельных исследований заводим папку исследователя, новое средство в котором помещаем изображение методов исследования. В ходе исследования ученики должны:
1) Дать определение понятиям.
2) Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3) Выявить и обозначить замеченные парадоксы.
4) Подобрать метафоры и сравнения.
5) Сформулировать суждения и умозаключения.
6) Сделать выводы.
7) Указать пути дальнейшего изучения темы исследования.
8) Подготовить текст для выступления.
9) Подготовить схемы, макеты, чертежи для результатов исследования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников.

Групповые формы работы — способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур.

«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»

На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией.

«Обучение младших школьников работе с информацией».

По итогам мониторинговых исследований в городе создана творческая группа по теме «Обучение младших школьников работе с информацией». На заседаниях рассматривались вопросы: «Формирование умения р.

Моделирование при решении текстовых задач как метод формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников на уроках математики

В рамках реализации ФГОС начального общего образования для достижения положительных результатов, создания условий для формирования общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников.

Анализ учебников русского языка в аспекте обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом

Учебно-научный текст является коммуникативно-стилевым типом научного текста и в комплексе с другими средствами обучения создаетоптимальные условия для наилучшего усвоения учащимися заложенной вт.

Способы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников

В своей статье я привела примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Источник

Научитесь работать с информацией эффективно

О том, насколько продуктивно можно работать с большими объемами информации, смотрите в этом видео:

За несколько минут в нем объясняется, как пройти целый учебник всего за 1 день.

Для того, чтобы научиться обрабатывать большие объемы данных за короткое время, нужно прокачать несколько навыков и пользоваться особыми технологиями. Поэтому мы собрали для вас несколько видео, объясняющих основные механизмы. Приятного просмотра.

Например, важное умение – быстро читать. Здесь есть, что совершенствовать, например, избавиться от проговаривания, тормозящего скорость. Или вспомните, часто ли приходится перечитывать один и тот же абзац (или предложение) по несколько раз? Увеличив скорость чтения и понимания прочитанного, можно избавиться от этих проблем. Для этого есть много методик скорочтения. Навык можно приобрести, если задать себе цель, не лениться и практиковать различные методики ежедневно. О том, какие методики существуют, вы узнаете из статьи.

Другие полезные навыки – структурировать информацию и выделять главное. Как это ни странно, мало кто может отличить действительно важную информацию от второстепенной. Обычно мы берем в руки карандаш и принимаемся подчеркивать направо и налево, боясь что-то упустить. Между тем, как правило, обыкновенная страница должна содержать в себе лишь несколько подчеркиваний. Обычно в категорию “главное” входят основные мысли (о чем текст), важные классификации, даты, имена, одним словом, фактическая информация.

А для того чтобы быстро запомнить новые данные, нужно нарисовать майнд-карту. Она представляет собой схему, когда стрелочки ведут от главной мысли к основным блокам текста. Важный нюанс состоит в том, что слова желательно заменить на символы и рисунки. Например, слово медицина можно заменить красным крестом, а книгу нарисовать. Со временем вырабатывается свой словарь частоупотребимых символов и майнд-карта составляется очень быстро. Слова, конечно, писать проще, однако на этапе воспроизведения мозг быстрее отображает рисунки. Попробуйте и увидите, как можно с точностью воспроизвести фрагмент текста по мини-картинкам. Первый раз вспоминайте содержание, опираясь на майнд-карту, а второй – воспроизводите своими силами без подглядываний. То, как составляется майнд-карта, вы можете увидеть здесь:

Если вам нужно выучить что-то меньшего объема, можно воспользоваться карточками. Это листок размером с визитку, позволяющий учить и молниеносно повторять важную фактическую информацию. На одной стороне вы записываете фактическую информацию, которую хотите помнить, а на другой – что она означает (например, 1242 год, а на обороте – Ледовое побоище). Карточки прекрасно подходят для подготовки к экзаменам по любым предметам, будь то биология, история, алгебра, геометрия, география, физика, химия и т.д. . Подробная инструкция по данному инструменту изложена в этом видео:

Если вам больше нравится читать, то у нас есть статья, в которой алгоритм подробно разобран на примере таблицы умножения.

Источник

Читайте также:  Способ производства для использования горячей объемной штамповки
Оцените статью
Разные способы