Способы обучения культуре речи

Школьный курс «Культура речи»

“Люди, которые плохо владеют своей речью, имеют . право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным”.

(Русский языковед В.И. Чернышов).

Культура речи (наряду с культурой мышления и эмоциональной культурой) является основой общей культуры личности. В системе современного образования культурообразующая функция признана важнейшей. В образовательные стандарты высших учебных заведений введена новая дисциплина “Русский язык и культура речи”.

Ведение курса “Культура речи” в школе – один из приемов, которые конкретизируют на практике основные принципы личностной ориентации учебно-воспитательного процесса, принципы гуманизации и дифференциации.

Авторский курс “Культура речи” для V – VII классов рассчитан на 102 часа обучения (34 урока в году, по одному уроку в неделю). Изучение культуры речи в VIII – IX классах (68 часов) строится на основе пособия Е.И. Никитиной “Русская речь” (факультативная часть УМК по русскому языку под редакцией профессора В.В. Бабайцевой) и сориентировано на практическую работу с текстом при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы. Изучение культуры речи в X – XI классах (68 часов) имеет обобщающий характер и ориентировано на подготовку учащихся к выпускным и вступительным экзаменам по русской филологии.

Основная цель курса “Культура речи” – повышение речевой культуры учащихся – обуславливает следующие задачи:

  • освоение языка на уровне правильности (норм русского литературного языка);
  • овладение качеством речи хорошей (богатством, точностью,выразительностью, чистотой, уместностью и логичностью).

Речь правильная и речь хорошая рассматриваются как две ступени в повышении речевой культуры, сама речевая культура – как проявление общей культуры человека.

Программа предусматривает практическую направленность, основой которой служит теория культуры речи, как раздела языкознания.

В течение первого года обучения у учащихся формируется представление о нормах литературного языка и качествах речи хорошей. В последующие годы эти представления систематизируются и углубляются.

Курс “Культура речи” в классах повышенного уровня сориентирован на параллельное изучение русского языка по УМК В.В. Бабайцевой. При условии выхода курса и на уроки литературы возрастают возможности повышения речевой культуры учащихся, в том числе и реализации их творческих способностей.

Специфической задачей урока культуры речи является совершенствование техники говорения, отработка правильного речевого дыхания, дикции; совершенствование умения изменять интенсивность звучащей речи и ее темп; расширение диапазона интонационных возможностей учащихся. Освоение техники звучащей речи непосредственно связано с обучением выразительному чтению, которое является обязательным элементом урока культуры речи. В практике обучения широко используется прием “хорового” чтения, что способствует активизации речевой деятельности учащихся.

Что представляет собой урок культуры речи?

Урок начинается с речевой разминки. Сначала упражнение для правильного речевого дыхания. Это упражнение направлено на выработку умения распределять дыхание, чтобы чтение текста было четким, ясным, выразительным. Читается хором, например, такой текст:

Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражнении,
Следует клетку грудную расправить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стиха прочитай на одном выдыханьи
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было,
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
Рот не ленись раскрывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не души придыхательным, тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем взять упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука.
Пристально слушай, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

В качестве упражнения для правильного речевого дыхания можно взять любой текст. Мы чаще используем стихи о русском языке, стихотворные тексты с ярко выраженной нравственной направленностью, поэтические шедевры. Это упражнение не только учит распределять дыхание при говорении, но и развивает навыки выразительного чтения.

Следующее упражнение – упражнение на изменение интенсивности звучания (громкости). Как правило, читается скороговорка с заданием на постепенное повышение (или понижение) голоса, например:

а). От шепота до громкости: Пришел Прокоп – кипит укроп – ушел Прокоп – кипит укроп.

б). От громкости до шепота: Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Читайте также:  Способы определения правил формирования реквизитов бухгалтерских проводок

Затем идет упражнение на изменение темпа речи: разучиваются скороговорки, произносятся скороговорочные тексты. Например, 3-4 раза меняется темп произношения скороговорки – от медленного до очень быстрого:

“На дворе трава, на траве дрова”.

Хором в быстром темпе читается скороговорный текст, например:

“Маланья – болтунья, болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова – не вместит двор дров – дрова выдворит. И не скажешь: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Значит, Маланья – болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь”.

Существует несколько вариантов скороговорных текстов, которые ученики успешно осваивают уже в течение первого года обучения.

Обязательно на каждом уроке идет работа над выразительностью речи. Этому способствуют и задания на интонирование, когда предлагается произнести одну и ту же фразу с разными интонациями, например:

“У сильного всегда бессильный виноват”

– удивленно;

– торжественно;

– радостно;

– разочарованно;

– с иронией;

На каждом уроке отрабатываются орфоэпические нормы. С этой целью используются орфоэпические карточки (20 вариантов по 15 слов в каждом), задания по принципу “Четвертое лишнее” и другие. Орфоэпические карточки учащиеся (3-4 человека) по очереди озвучивают, класс следит за правильностью произношения, оценивает. Задания “Четвертое лишнее” выполняются на доске (3-4 учениками), объясняются причины “исключения” слова, например:

[н’э]

бандероль

[д’э]

[н’э]

скучно [шн] афера [ф’э]
конечно [шн] береста [р’о]
точно [чн] фанера свекла [в’о]
нарочно [шн] пантеон

[тэ]

маневр [н’о]

Может быть предложено задание расставить ударения, например:

баловать ремень
договор повторишь
щавель квартал
звонят красивее

На уроках отрабатываются и грамматические нормы, поэтому учащимся предлагается, например, образовать форму множественного числа существительных:

доктор – трактор —
инженер – профессор —
шофер — договор —

или подобрать к существительному прилагательные:

или указать неправильные варианты употребления числительных:

в полуторастах километрах,
на обеих окнах,
к полутора гектарам,
пятьюстами книгами,
трое студенток,
семеро козлят и т.д.

Часто на уроках культуры речи предлагаются задания по редактированию деформированного текста: учащиеся должны найти речевые и грамматические ошибки, устранить их, исправить орфографические и пунктуационные ошибки.

Обязательный компонент уроков культуры речи – работы творческого характера.

Например, учащимся предлагается написать небольшие этюды о том, что они видят из окна, сначала в “миноре”, а затем в “мажоре”. Одно из таких заданий – этюд (рассказ) о дожде от лица ребенка, которому подарили зонтик, от лица девочки, решившей отпраздновать день рождения на природе, или от лица ученика, получившего “2”, от лица мальчика, которому очень не хочется ехать на дачу поливать грядки .

Нередко предлагается написать лирическую миниатюру с запретом (табу) на отдельные выражения, например, для сочинения о весне табу: прилетели птички, распустились почки, расцвели цветочки, бегут ручейки, светит солнышко; для сочинения о собаке табу: четвероногий друг, друг человека.

Учатся дети создавать и простые стихотворные тексты по заданной рифме или ритму – например, каламбуры, лимерики и т.п.

Совершенствованию коммуникативных умений и развитию творчества детей способствует организация парной и групповой работы, ролевых и деловых игр.

Для работы на уроке и дома учащиеся имеют тетрадь и орфоэпический словарик. В тетради оформляются рабочие записи по темам урока, схемы, “Узелки на память” и другие опорные материалы. В конце тетради располагается “Словарь личных трудностей”. Орфоэпический словарик личных трудностей представляет собой небольшую записную книжку и заполняется учащимися под руководством учителя.

Детям нравятся уроки культуры речи: нравится непринужденная обстановка, творческая атмосфера, постоянное узнавание нового, необычного в обычном. Старшеклассников привлекает практическая направленность уроков, возможность качественно подготовиться к экзаменам в творческой форме (сочинение, изложение) и в форме ЕГЭ.

Реализация курса “Культуры речи” связана со сложностью обеспечения учебными материалами. Большая часть этих материалов подобрана из различных источников, часть адаптирована для учащихся определенного возраста, часть создана специально для уроков культуры речи.

Для оптимальной работы на уроке интенсивно используются компьютерные технологии, а также пространство обычной классной доски и ксерокопированные материалы. Некоторые творческие задания учащимся предлагаются из рабочих тетрадей “Подсказки на каждый день” Т.Ю. Угроватовой. В работе по освоению орфоэпической нормы учителю помогают материалы книги В.В. Львова “Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы”. Наиболее значимым для осуществления идеи авторской программы стал материал пособия Т.Л. Служевской “Уроки русской словесности”, адресованного преподавателям, учащимся педучилищ.

Собранный учебный материал в целом — результат знакомства и осмысления большого круга специальной литературы и отбора художественных текстов в соответствии с целью курса и задачами конкретного урока.

Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: “В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим”. В наше время есть угроза оскудения русского языка: идет навязывание иноязычных слов взамен исконно русских, многие средства массовой информации зачастую не утруждают себя соблюдать нормы литературного языка, речь дикторов телевидения перестала быть эталоном. Мы не можем быть равнодушными к судьбе родного языка, мы должны сделать все, чтобы спасти его от засорения, от оскудения, от искажения. Справиться с этой проблемой нам поможет изучение культуры речи в школе.

Именно школа должна воспитывать языковое чутье, учить взыскательнее относиться к своей речи, бороться за чистоту русского языка.

Источник

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (из опыта работы)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (из опыта работы)

Скачать:

Вложение Размер
sovrem._ped._tekhnologii._tezisy.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (из опыта работы)

Современный русский язык является важным и неотъемлемым элементом культуры русского народа. Это и национальное достояние, и одновременно необходимое средство общения, которое объединяет всех людей, населяющих нашу страну, сохраняет наши культурные ценности. Задача дисциплины «Русский язык и культура речи», преподаваемой в ССУЗах, — систематизировать знания студентов по русскому литературному языку и его нормативному употреблению, а также совершенствовать умения правильно оформлять устную и письменную речь.

Цели исследовательской работы – 1)представить педагогические технологии, использование которых приемлемо на уроках русского языка и позволяет максимально эффективно решать образовательные задачи курса «Русский язык и культура речи», 2)продемонстрировать методические разработки уроков с применением данных технологий .

Мы считаем, что теоретические исследования и практические разработки по культуре речи сегодня в высшей степени актуальны, так как за последние десять – пятнадцать лет русская речь претерпела существенные изменения, между тем, свободное владение русским литературным языком, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности.

На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у студентов способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного). Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Цель обучения – сформировать функционально-грамотную личность, т.е. человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей. Одним из способов и условий достижения этой цели является деятельностный принцип обучения, согласно которому у студентов должны быть сформированы компоненты учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль, самооценка). Технология проблемно-диалогического обучения используется как средство развития этих компонентов, поскольку обеспечивает высокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта, творческих способностей студентов и воспитание активной личности.

Создать проблемную ситуацию — значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у студентов эмоциональную реакцию удивления или затруднения

Проблемно-диалогическое обучение (ПДО) обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. Его цель: получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей студентов.

Как открыть знания со студентами? Существует 4 этапа: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.

Рассмотрим пример одного из уроков, построенных по системе ПДО.

Тема урока: «Заимствованные слова в современном русском языке».

Цели урока: выработать умение правильно использовать в речи заимствованную лексику; расширить словарный запас студентов, развить навыки работы со словарём; способствовать формированию чувства национального достоинства и гордости, любви к родному слову.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: поисковый через создание проблемной ситуации; работа в группах; самостоятельная работа, орфографический и пунктуационный

На этапе создания проблемной ситуации происходит сообщение темы с мотивирующим приёмом («яркое пятно»): аргументы «за» и «против» использования иноязычной лексики в современном русском языке).

Первая позиция: «Иноязычная лексика – это хорошо». Аргументы «за» (причины заимствований):

а) потребность в наименовании нового предмета или явления. ( Мультимедиа (англ. multimedia) – «компьютерная система с расширенными функциями, способная работать с изображением, звуком, текстом и совмещаемая в интерактивном режиме с другими системами»);

б) стремление к разграничению содержательно близких, но всё же различающихся понятий, например: вывоз – экспорт, преобразователь – трансформатор, спонсор – меценат, убийца – киллер;

в) необходимость заменить словосочетание односоставным наименованием (клейкая лента – скотч, гостиница для автомобилистов – мотель, жёлтая пресса – таблоид);

г) заимствования осознаются как слова более престижные, «красиво звучащие», например: контора – офис, небольшой магазин – бутик.

Вторая позиция: «Иноязычная лексика – это плохо». Аргументы «против»:

а) процесс заимствований становится неконтролируемым, возникает проблема непонимания: значение многих заимствованных слов просто неизвестно определённой части населения;

б) один из важнейших вопросов речевой культуры – мотивированность использования заимствованных слов;

в) в некоторых случаях немотивированное использование заимствованных слов приводит к двусмысленности, коммуникативной неудаче;

г) самые грубые речевые ошибки возникают тогда, когда иноязычные слова употребляются без учёта их значения: «Вопреки некоторым скептическим прогнозам, в зале был аншлаг » (аншлаг – объявление о том, что все билеты проданы, поэтому в зале аншлаг быть не может).

На этапе «Поиск решения проблемы» преподаватель предлагает сформулировать вывод, вытекающий из представленных выше рассуждений: иноязычные слова в речи использовать можно и нужно, но не стоит ими злоупотреблять, а главное, используя заимствованное слово, нужно быть уверенным в том, что значение его понятно и доступно адресату. В противном случае неизбежны коммуникативные неудачи.

Закрепление по теме урока (этап выражения решения и реализации продукта) представляет собой выполнение упражнений по устранению речевых ошибок (например: Каждый год в нашем городе проходят художественные бьеннале. Теперь мы будем сотрудничать на основе равного паритета. Выдуманная вами фикция не поможет вам. Перед ним встали две альтернативы. После парафирования договор вступит в силу); а также работу над понятием «речевая избыточность» (памятный сувенир, моя автобиография, коллега по работе, внутренний интерьер, юный вундеркинд и др.)

На открытом уроке «Заимствованные слова в современном русском языке» с использованием ПДО были успешно достигнуты все поставленные нами образовательные и воспитательные цели. Уроки с использованием ПДО вошли в практику нашей работы и успешно применяются при изучении следующих разделов программы: «Введение. Понятие культуры речи, её социальные аспекты», «Лексика и фразеология», «Функциональные стили».

Итак, мы считаем, что ПДО эффективно на занятиях по русскому языку и культуре речи, так как

1) проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности студентов;

2) проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения;

3) обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает студентов мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность;

4) в работу включается практически вся группа, что гарантирует усвоение нового материала большинством обучающихся.

Контроль знаний и умений студентов – необходимая составная часть учебного процесса, от правильной организации которого зависит качество подготовки специалиста. Тестовые задания широко используются преподавателями русского языка как предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль знаний.

Предварительный контроль позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений обучаемых, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На этот вид контроля обычно невозможно выделить много времени. Результат контроля необходимо получить в ходе или непосредственно после его проведения. Таким требованиям отвечает способ автоматизированного тестового контроля.

Текущий контроль – один из основных видов проверки знаний, умений и навыков обучаемых в процессе изучения нового учебного материала.

Задачи текущего контроля:

— регулярное управление учебной деятельностью обучаемых и её корректировка,

— стимуляция регулярной, напряжённой и целенаправленной работы обучаемых,

— активизация познавательной деятельности,

— определение уровня овладения навыками самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Тесты и тестирование – свершившееся событие современной школы, как средней, так и высшей. Разработка теста – сложный, длительный и трудоемкий процесс.

Тестирование как метод имеет свою погрешность, свой диапазон применимости. Это не панацея от всего в процессе обучения. Им не нужно злоупотреблять. Его нельзя недооценивать. Обучение по принципу «натаскивания на тестах» приводит лишь к знаниям справочного характера, не является полноценным обучением, но качественные тесты очень полезны для контроля обученности, для самообучения. В системе уроков по дисциплине «Русский язык и культура речи» преподаватель может запланировать тест на одном из заключительных уроков как итоговый контроль знаний, тест после изучения основных разделов курса как текущий контроль. Тест «Словосочетание и предложение» как предварительный контроль знаний целесообразно провести на уроке, предшествующем изучению синтаксических норм русского языка.

В преподавании русского языка в школе и ССУЗах сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты. Урок-практикум, или практический урок, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации знаний. Студенты дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит результативность урока-практикума. На практических уроках используется разного рода вспомогательная литература: словари, справочники, таблицы, учебные пособия. Практические занятия по дисциплине играют большую роль в усвоении студентами норм русского литературного языка,

Преподаватель русского языка и культуры речи добивается высоких результатов в работе, если смело берётся за изучение инновационных технологий, грамотно использует их в сочетании с традиционными методами, решая на каждом уроке конкретные образовательные задачи.

Источник

Читайте также:  Домашний способ лечения грибок ногтей
Оцените статью
Разные способы