Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям.
Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям.
- Приемы, обеспечивающие создание предварительного представления об упражнении;
- Приемы вычленения отдельных компонентов упражнения;
- Приемы, обеспечивающие условия целостного выполнения упражнения;
- Приемы, направленные на снижение степени действия защитной реакции;
- Приемы, способствующие повышению точности оценки основных параметров движения( пространственных, временных, силовых);
- Приемы контроля и самоконтроля за ходом формирования двигательного навыка;
- Приемы, усложняющие условия выполнения разучиваемых упражнений;
- «Парадоксальные» приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические приемы | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям
При обучении новым гимнастическим упражнениям тренер использует широкий круг методических приемов: рассказ, объяснение, показ, дополнительные зрительные , слуховые и тактильные раздражители, помощь и страховку, фиксацию и проводку, имитацию движений и т.д.
Перечисленные выше приемы позволяют создать облегченные условия для выполнения двигательной задачи. Благодаря им при обучении более активно включаются в деятельность органы чувств гимнастки(анализаторы), более целенаправленно участвует в образовании условных рефлексов вторая сигнальная система.
За последние годы тренеры и преподаватели разработали много новых эффективных методических приемов. В одних работах приемы группируются по предметному признаку (изменение стандарта предметов, приемы, ограничения пространства и т.д.), в других -по способам действий преподавателя: показ, рассказ. Оказание физической помощи и т.д. Отсутствие единой классификации затрудняет выбор тех или иных приемов для решения отдельных задач обучения.
В основу предлагаемой ниже классификации положен принцип педагогического назначения отдельных групп методических приемов. Исходя из смыслового назначения отдельных групп методических приемов, их можно подразделить на следующие группы:
- Приемы, обеспечивающие создание предварительного представления об упражнении;
- Приемы вычленения отдельных компонентов упражнения;
- Приемы, обеспечивающие условия целостного выполнения упражнения;
- Приемы, направленные на снижение степени действия защитной реакции;
- Приемы, способствующие повышению точности оценки основных параметров движения( пространственных, временных, силовых);
- Приемы контроля и самоконтроля за ходом формирования двигательного навыка;
- Приемы, усложняющие условия выполнения разучиваемых упражнений;
- «Парадоксальные» приёмы.
Первые две группы приемов применяются в основном на этапе предварительного ознакомления гимнасток с двигательным действием. На этапе начального овладения двигательным действием преимущественно используются приемы из третьей и четвертой групп. Пятая и шестая группы приемов наибольшее применение имеют на этапе уточнения двигательного действия. На этапе закрепления двигательного действия используются приемы из седьмой группы. «Парадоксальные» приёмы применяются главным образом для исправления неправильно разученных и прочно закрепленных движений гимнасток( когда общепринятые приемы не дают должного эффекта).
Ниже дается описание основных групп методических приемов, знание которых необходимо каждому тренеру и гимнастке.
Первая группа приемов. Рассказ- объяснение – один из самых универсальных методических приемов. Каждый гимнастический термин у спортсмена связывается с определенными действиями, поэтому в объяснении надо стремиться к кратности и точности. Полезно при этом прибегать к образным сравнениям, вызывающим у гимнастки знакомые двигательные ассоциации. Опытной гимнастке легко понять сравнение нового с ранее изученными движениями. Объясняя движение новичку , следует привлекать доступные примеры из повседневной практики, например сравнивать новое задание со знакомыми бытовыми движениями тела, бегом ,ходьбой, подниманием груза и т.д.
Показ используется очень часто. Если тренер сам не владеет должным образом техникой выполнения данного элемента, то лучше не показывать , «как нужно делать», а прибегнуть к сравнениям, к показу на других учениках, к имитации и демонстрациям ошибок.
Полезно практиковать различные домашние задания: повторить движения в домашних условиях, посмотреть видео. Для создания соответствующих предварительных представлений следует шире использовать приемы имитации. Имитация позволяет гимнастке лучше обдумать предстоящее упражнение и запомнить его.
В практике применяется имитация:
- Маховых движений ногами;
- Рывковых движений туловищем;
- Движений руками;
- Поворотов и вращений тела.
- Все это облегчает создание правильного двигательного представления о разучиваемом движении.
Вторая группа приемов. Для облегчения условий обучения широко используются приемы, заключающиеся в вычленении отдельных компонентов упражнения.
Путем постановки узкой двигательной задачи, которая решается с помощью подводящих упражнений , формируется отдельный навык, ранее не выработанный у гимнасток. Такой путь позволяет поэтапно решать задачи обучения , постепенно расширяя запас двигательных навыков у имений гимнастки., При переходе к изучению основного упражнения (элементов) накопленный запас двигательных навыков значительно облегчает формирование нового динамического стереотипа , так как он создается из частей динамических стереотипов навыков, уже имеющихся у гимнасток.
Третья группа приемов. После того как гимнастика с помощью подводящих упражнений и соответствующих методических приемов овладела основными деталями техники, тренер допускает его к целостному выполнению упражнения.
Целостное выполнение многих упражнений происходит успешнее при некотором облегчении исходного положения.
Четвертая группа приемов . Выполнение многих гимнастических упражнений связано с известным риском. Поэтому, обучая занимающихся новым элементам , необходимо знать приемы, направленные на предупреждение появления у гимнасток защитного рефлекса, а в тех случаях, когда он уже образовался, — на его погашение.
Для преодоления чувства страха большое значение имеет «самонастройка» гимнасток. Чтобы привести себя в деятельное состояние, высококвалифицированные спортсмены , как правило, используют различные словесные раздражители. Это может выразиться в постановке обязательств перед самим собой, в слове данном группе перед выполнением упражнения и т.д.
Одновременно необходимо привить занимающимся навыки само страховки. Опытная гимнастка всегда находит выход из трудного положения. Неудачно выполнив элемент, она согнет руки для ловли предмета, либо сделает дополнительный шаг для ловли, чтобы предмет не коснулся ковра, и получит наименьшую сбавку от судей. Если гимнастка не тренирована в достаточной степени, у нее нет чувства само страховки, то не имея опыта ловли в критической ситуации, предмет упадет , и сбавка будет наибольшей, что скажется на низкой итоговой оценке.
Пятая группа приемов . Гимнастические упражнения предъявляют повышенные требования к умению гимнасток управлять движениями различных звеньев тела в пространстве и во времени. Гимнастке трудно контролировать свои действия , когда упражнение совершается очень быстро.
Формированию правильных пространственных представлений помогает применение в обучении дополнительных зрительных раздражителей – ориентиров. Ориентиры помогают гимнастке находить правильное направление движений , облегчают контроль гимнасток за своими действиями при выполнении упражнений. Ориентирами могут быть край ковра, диагональ, направление судей, в части предметах ориентиры( отметки), на части тела гимнастки.
Иногда тренер подает сигнал во время выполнения гимнастками упражнения с предметом , чтобы сконцентрировать его внимание на правильном исполнении какой- либо детали движения. Например, возглас «Лови!» при выполнении ловли предмета и т.д.
Шестая группа приемов. Современной теорией спорта установлено, что качество управления движениями зависит от точности ощущений, связанных с движениями и грающих роль обратной связи в управлении движениями. Вместе с тем установлено также, что двигательные ощущения недостаточно хорошо осознаются даже гимнастками высокой квалификации. Поэтому возникает необходимость в дополнительной информации о движении для его регулирования , внесения необходимых коррекций в последующих попытках. Обычно при обучении технике гимнастических упражнений для оценки правильности выполнения движения подчеркивается качественная сторона движения. Количественная характеристика движения определяется лишь в самых общих чертах: низко, высоко; рано, поздно; медленно, быстро и т.д.
Седьмая группа приемов. Для закрепления и стабилизации навыка, воспитания уверенности, самообладания, развития физических качеств рекомендуется выполнять упражнения в затрудненных условиях. С этой целью можно:
1.Повышать требовательность к качеству выполнения всего упражнения или отдельных его частей;
2. Выполнять упражнение без музыки, либо под другую музыку;
3. Использовать различные отягощения;
4. Практиковать выполнение заданий во время утомления;
5. Выполнять упражнение без предварительного опробывания на ковре;
6. Использовать различные сбивающие факторы: световые эффекты, шумы и т.д.
7. Проводить открытые тренировки при зрителях т.д.
Восьмая группа приемов . В практике работы тренера нередки случаи , когда общепринятые приемы обучения не дают должного эффекта. Учитывая индивидуальные особенности занимающихся, тренер и здесь может использовать целый ряд интересных методических приемов. М их условно назвали «парадоксальными». Их парадоксальность заключается в том, что перед гимнастками ставятся необычные задания, на первый взгляд противоречащие требованиям спортивной педагогики и общим основам техники выполнения движений. Однако практический опыт и специальные наблюдения позволяют рекомендовать их для решения задач обучения в особо трудных случаях, например для исправления неправильно разученных и прочно закрепленных движений гимнастки. Например: гимнастка выполнявшая риск с мячом с двумя вращениями на ногах, не ловит предмет из за не хватки высоты предмета. Можно предложить скрутить три вращения, что в свою очередь придется сделать бросок в разы выше. Гимнастка потренировав три вращения научится делать бросок выше, тогда с двумя вращениями у нее будет еще запас для ловли.
На вооружении тренера находится большой арсенал методических приемов, от рационального использования их в значительной степени зависит качество учебно- тренировочного процесса.
Источник
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методами обучения движениям следует понимать выбор принципиального способа (пути) решения той или иной задачи в целом, а методическим приемом является способ действия преподавателя и ученика для решения частных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приемы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для нескольких разных.
Метод программирования. Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий. Одной из форм планирования обучения является алгоритмизация. Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям:
1) точно указывать характер каждого действия;
2) относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений;
3) все учебные задания должны быть взаимосвязаны и расположены последовательно с нарастанием сложности.
Каждая серия заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных или конечных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др. После выполнения всех серий учебных заданий движение изучается в целом в облегченных условиях.
Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию. Предписанием алгоритмического типа следует пользоваться в том случае, когда применение целостного метода обучения невозможно или малоэффективно.
Обучающая программа для отдельного движения может быть составлена и по типу разветвленного программирования, требующего более детального разбора техники движения и соответствующей организации обучения. Такая программа включает: описание структуры движения, определение главных и частных задач, описание обучающих упражнений и базовых двигательных навыков, последовательность двигательных заданий, средства для исправления ошибок и контроля за ходом освоения движения. Такая форма планирования характерна для случаев обучения более сложным гимнастическим движениям.
Словесный метод. Это один из универсальных методов, с помощью которого решается широкий круг задач: описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движения, управление обучением и др. Отсюда и разнообразие методических приемов использования слова: рассказ, объяснение, опрос, обсуждение, сопровождение выполнения движения. Данные приемы обучения доступны и действенны на разных этапах.
При использовании данного метода обучения особое внимание уделяется точности и лаконичности ведения диалога с учеником. Слова должны быть образными и точными, а выражение — кратким и понятным. Выбор способа воздействия словом в значительной мере зависит от возраста и подготовленности учащихся, а также от способностей преподавателя. Использование терминологии в гимнастике во многом облегчает общение между учеником и преподавателем.
Метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты (попытки) исполнения движения.
Один из способов показа заключается в демонстрации целостного и совершенного исполнения движения — эталона техники. Кроме того, возможен акцентированный показ отдельных фаз и фрагментов е выделением решающих или типичных моментов исполнения движения.
Наиболее нагляден «живой» показ преподавателем или другим исполнителем Если при этом исполнение оказалось не совсем удачным и действия были неточными, то следует правильно объяснить и оценить данное выполнение, а затем найти возможность показать технически правильное исполнение.
При разучивании гимнастических упражнений эффективны способы опосредованного показа — демонстрация кинокольцовок, кинограмм, наглядных рисунков, схем и других методических пособий.
Метод целостного разучивания упражнения. Он подразумевает выполнение изучаемого движения целиком. Такое освоение движения характерно для большинства упражнений основной гимнастики, для большинства относительно простых движений на снарядах, а также для отдельных сложных упражнений, которые могут быть выполнены целиком в облегченных условиях. Облегчение условий выполнения упражнений достигается различными способами: введением дополнительных средств безопасности (поролоновые ямы, маты, валики, страховочные пояса), оказанием помощи, уменьшением высоты снаряда, упрощением исходного и конечного положений, выполнением движений на тренажерах. Основным правилом использования данных приемов является сохранение структурной целостности изучаемого упражнения.
Одним из вариантов метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений. Он заключается в целостном выполнении ранее освоенного и структурно сходного с новым упражнения. Например, для разучивания полета-кувырка используется подводящее упражнение кувырок из стойки на руках.
Метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения, освоении каждого из них и последующем соединении в целое упражнение. Он используется при изучении самых различных движений и обеспечивает доступность обучения упражнению. Искусственное дробление упражнения на части облегчает освоение решающих двигательных действий. Степень дробности заданий зависит от специфики упражнения и возможностей учащихся. Каждое обучающее упражнение должно быть конкретным и доступным и не вносить принципиальных изменений в структуру изучаемого целостного движения. При расчлененном методе разучивания упражнения эффективным приемом является использование контрольных заданий. Они могут представлять собой как самостоятельные задания, так и части целостного движения, выполняемые в определенных условиях. Оценка таких заданий может быть балльная, альтернативная (хорошо — плохо, сделал — не сделал) или в единицах системы измерений (точность отдельных действий).
Разновидностью метода расчленения является метод решения частных двигательных задач. Он характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. Например, при изучении опорных прыжков ученикам часто предлагают серию учебных заданий для правильного отталкивания от мостика (подскоки на месте, спрыгивание с небольшой высоты и темповое отталкивание ногами, наскок на мостик с преодолением «барьера» высотой 15—20 см). Данный метод обучения обычно способствует уточнению представления о технике, исправлению стойких ошибок, совершенствованию исполнения упражнения в целом.
Методы целостного и расчлененного разучивания упражнения являются ведущими методами. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. При целостном методе возможна отработка отдельных деталей движения, а обучение с расчленением предусматривает его завершение целостным исполнением изучаемого движения.
Наряду со многими приемами, которые используются при разучивании гимнастических упражнений, особое внимание следует остановить на двух, имеющих универсальное применение.
Источник