- Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям. учебно-методический материал по физкультуре на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста
- Метод и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста
Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Краткая характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_metodov_i_priemov.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
Различаются три группы методов: наглядный, словесный и практический.
Наглядные методы основанный на непосредственном чувством восприятия физ. упр. и используются для создания у детей зрительных представлений о движении.
К наглядным методам относятся такие приёмы как:
- непосредственный показ физ. упр. – при показе у детей через органы зрения создаётся зрительное представление о движении. Показ применяется во всех возрастных группах, когда детей знакомят с новыми движениями;
- имитация – подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни – занимает большое место пи обучении движениям детей дошкольного возраста;
- наглядные пособия (рисунки, фотографии и т.д) –при рассматривании дети уточняют свои зрительные представления об отдельных элементах движений и благодаря этому лучше выполняют упражнения на занятиях, во время утренней гимнастики;
- помощь – при обучении движениям помощь осуществляется самим воспитателем. Помощь используется для уточнения положения отдельных частей тела с целью создания правильных зрительных и мышечно-двигательных представлений;
- применение зрительных ориентиров – (предметная и графическая разметка) помогает детям углубить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также с способствуют более энергичному выполнению упражнений, стимулируют к деятельности;
- применение звуковых ориентиров – для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.
Словесный метод – помогает целенаправленно наблюдать, точнее воспринимать упражнение, активизируют мышление ребёнка, содействуют осмыслению двигательных действий, способствуют созданию более полных и точных представлений о движении.
- Название упражнения . Многие физические упражнения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его.
После того как упражнение будет в основном освоено, воспитатель не показывает, а только называет его. Дети должны выполнить движение по слову. Название упражнения вызывает у детей зрительное представление о движении. Названия сокращают время, которое тратится на то, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.
- Описание — это подробное и притом последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Полное описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель, показывая упражнение, одновременно дает словесное описание.
- Объяснение — используется при разучивании движения. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому будет привлечено внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представив о каждом элементе. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным. Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков,
- Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные
стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает
показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль. - Указания . – при разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений. Содержание указаний изменяется в зависимости от того, какие задачи ставит воспитатель: постановка и уточнение задания; разъяснение, как действовать; предупреждение и исправление ошибок у детей; оценка выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрение. Указания могут быть также направлены на то, чтобы вызвать интерес к упражнениям, желание выполнять их четко, правильно. Указания могут даваться как до, так и во время выполнения упражнения. До выполнения движения указания применяются как способ предварительного инструктирования.
- Оценка качества выполнения способствует уточнению представлений детей о движении: они сами начинают замечать ошибки у себя и сверстников.
- Команды. Распоряжения . Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное . содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Это форма речевого воздействия, отличающаяся наибольшей лаконичностью и повелительным наклонением. Команда относится к числу основных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей. Цель команды — обеспечить одновременное начало и конец действия, темп и направление движения. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом; в исполнительной заключен сигнал к немедленному выполнению действия.
- Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движениях, вызывают интерес к ним.
- Рассказ, придуманный, воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса и желания заниматься физическими упражнениями.
Сюжетный (тематический) рассказ можно применять на занятии. Под рассказ, придуманный воспитателем, дети выполняют упражнения. Темами рассказов могут быть «Поездка на дачу», «Прогулка в лес» и др.
- Беседа. Чаще всего она имеет вопросо-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.
Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают.
- Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения, причем в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы и, осваивая их в облегченных условиях, постепенно подойти к овладению движением в целом.
- Проведение упражнений в игровой форме — характеризуется организацией деятельности детей на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в изменяющихся условиях. Игровой сюжет заимствуется из окружающей действительности (имитация охоты, трудовых, бытовых действий и т. д.), иногда он специально создается как условная схема взаимодействия играющих (игры — городки, теннис и др.).
- Игровой метод применяется при обучении сложным движениям, когда они уже в основном освоены, с целью закрепления двигательных навыков и развития умения применять их в различных ситуациях. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и пр.).
- Проведение упражнений в соревновательной форме —особый физиологический и эмоциональный фон усиливает воздействие упражнения на организм. Соревновательный метод используют в том случае, когда дети хорошо освоили движения.
Методы обучения подбираются в зависимости от поставленных задач , возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений . На первом этапе проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении. С этой целью показ сочетается с объяснением и практическим опробованием. Запоминается зрительный образ движения и слова, обозначающие его название и элементы техники.
На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, наглядные пособия, зрительные ориентиры, помощь, звуковые сигналы. Словесные методы используются в виде коротких указаний. Задача третьего этапа — закрепление навыка, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях, причем используются имитация, игровая и соревновательная формы.
Источник
Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста
Аня Рамазанова
Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства физического воспитания
Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.
Гигиенические факторы включают: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Естественные силы природы: (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.
Физические упражнения включает в себя: массаж, подвижные игры, гимнастика, спортивные упражнения, туризм. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
Метод и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста
Методы физического воспитания подразделяются на 2 гру ппы:
1. специфические – характерные только для процесса физического воспитания;
2. общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.
К специфическим методам относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментария и замечания);
2) методы наглядного воздействия (непосредственная наглядность, опосредованная наглядность, методы направленного прочувствования двигательного действия, срочная информация).
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед учащимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материалы, оказывает воспитательное влияние на учеников.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:
1. Дидактический рассказ – это изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.
2. Описание – это способ создания у учащихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий. При помощи описания учащимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему так делать надо.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов (правил, понятий, законов). Объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и сообщений.
4. Беседа – это вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между учителем и учащимися.
5. Разбор – форма беседы, проводимая учителем с учащимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т. д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
6. Лекция — представляет собой системное, последовательное освещение определенной темы.
7. Инструктирование – точное, конкретное изложение учителем предлагаемого учащимся задания.
8. Комментарии и замечания. Учитель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.
В физическом воспитании применяются следующие наглядные методы:
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у учащихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и учащимся, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности. Они создают дополнительные возможности для восприятия учащимися двигательных действий с помощью предметного изображения.
Методы направленного прочувствования двигательного действия. Направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.
Методы срочной информации. Предназначены для получения учителем и учащимся с помощью различных технических устройств срочной информации с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т. д.). Так, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер, оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображаются на дисплее.
Методы строго регламентированного упражнения позволяют:
— осуществлять двигательную деятельность учащихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т. д.);
— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния учащихся и решаемых задач;
— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
— избирательно воспитывать физические качества;
— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
— эффективно осваивать технику физических упражнений и т. д.
К методам обучения двигательным действиям относятся:
— расчлененный или по частям;
Целостный метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ и т. п.). Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в техники следовательно, при освоении упражнений сложной структурой его применение нежелательно.
Расчлененный метод применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным разучиванием и последующим соединением в единое целое.
Правила применения этого метода:
1. обучение начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;
2. расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были самостоятельными или менее связанными между собой;
3. изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой возможности объединять их;
4. выделенные элементы изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Метод сопряженного воздействия. Применяется при совершенствовании двигательных действий, для улучшения их качественной основы, то есть результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т. п. В этом случае совершенствуется техника движения и физические способности. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы воспитания физических качеств. Методы воспитания физических качеств принадлежат к методам строго регламентированного упражнения. Методы воспитания физических качеств представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.
Равномерный метод представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.
Его разновидностями являются:
а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах и другие виды циклических упражнений);
б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение гимнастических упражнений).
Повторный метод – это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Переменный метод характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме изменяющейся интенсивностью.
Есть разновидности этого метода:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Интервальный метод. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.
Разновидности этого метода:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и так далее с полными интервалами отдыха между подходами;
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100 м. с жесткими интервалами отдыха между ними).
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.
Для каждого упражнения определяется место – «станция». В круг включается 8-10 «станций». На каждой из них учащиеся выполняют одно из упражнений и проходят круг от 1 до 3 раз. Этот метод используется для воспитания и совершенствования физических качеств. Применяется во всех классах, чаще в старших. Снаряды располагаются в такой последовательности, чтобы физическая нагрузка на мышцы рук и ног чередовались.
Организация этого метода сводится к следующему:
— в спортивном зале оборудуют станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;
— на каждой станции учащимся дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;
— выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на 1-й станции, переходит на другую; а во втором – класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций.
Работа по станциям. Учащиеся делятся на группы, каждая начинает работу на своей станции, старшие в подгруппах получают от учителя задание в учебной карточке. Задание выполняется на качество. Выполнив задание, группа переходит на следующую станцию. Оценивается качество работы отделения на каждой станции. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».
«Муравейник». В зале устанавливаются различные снаряды и планируются самые различные задания. Участники выполняют их в любой очередности, какой свободен снаряд. Судьи оценивают их работу и выдают каждому жетон определенного цвета, которому соответствует определенное количество очков. Пройдя все снаряды, участники сдают жетоны в судейскую коллегию для подсчета очков и определения победителей.
Сущность игрового метода в том, что двигательная деятельность учащихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Методические особенности игрового метода:
— игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; в случае необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества;
— наличие в игре элементов соперничества требует от учащихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
— широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у учащихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
— соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность учителю целенаправленно формировать у учащихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю и коллективизм и т. д. ;
— присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у учащихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
Недостаток метода – его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности учащихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность учащихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Соревновательный метод проявляется:
— в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, Чемпионаты Мира, первенство страны, города, отборочные соревнования и т. п.);
— как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
— обеспечить максимальную физическую нагрузку;
— содействовать воспитанию волевых качеств.
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой.
Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Речь является одной из важнейших психических функций.
Методы и приёмы для формирования патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Методы и приёмы, используемые для формирования патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста. Сегодня все чаще и серьезнее.
Методы и приёмы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возроста МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Методы воспитания в различных педагогических ситуациях.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Средства физического воспитания детей дошкольного возраста Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства: гигиенические факторы;.
Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне.
Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Воспитатель:.
Источник