Статья «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников».(Из опыта)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_1.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников».
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание вместе с ним, учит его строительству». А.Дистервег.
Современное образование в России переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.
Особенность ФГОС НОО в том,что он вобрал в себя всё лучшее,что было накоплено в образовании– деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Поставленная задача требует перехода к системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должно стать умение находить нужную информацию и способность применять ее для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором становится ученик активным субъектом учебного процесса.
Задача школы – не дать объемные знания, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.
Как говорил Адольф Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
В структуре урока системно – деятельностный подход является основным элементом учебного процесса, который отрабатывается и совершенствуется день ото дня. Структура учебной деятельности включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть, чтобы ученик включился в «деятельность» в рамках урока он должен осознать планируемые достижения, способ достижения и получаемый результат. Чтобы учителю не упустить эти элементы из внимания есть надежный способ – отразить их в структуре урока.Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно — деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.
На этапе мотивации к учебной деятельности я настраиваю детей на работу, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.
На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти и речи.
На этапе объяснения нового материала создаю проблемную ситуацию, из которойформулируется и тема урока. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подводится итог.
На этапе первичного закрепления ребята выполняют упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух и созданием алгоритмов действия.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуально-дифференцированный подход нахождения в подборе заданий, чтобы закрепить ситуацию успеха у каждого ученика. Далее ребята самостоятельновыполняют задания, работая с алгоритмом и выполняя проверку по шаблону или взаимопроверки.
Следующий этап- включение в систему знаний и повторение . Здесь мои дети тренируют навыки использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках, отрабатывают полученные новые знания и умения, проговаривается домашняя работа.
При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость и практическое применение в жизни.
Рефлексия урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы, поделиться с трудностями, которые возникли на уроке, услышать объяснение своих товарищей, ведь именно оно, как правило, будет самым доступным.
Использование системно – деятельностного подхода в практике помогают развивать такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
На своих уроках использую следующие элементы системно — деятельностного подхода:
— анализ жизненных ситуаций;
— использование интерактивных методик;
— участие в проектной деятельности;
-вовлечение учащихся в игровую деятельность.
Системно – деятельностный подход и его развивающая функция даёт возможность раскрыть индивидуальные возможности личности школьника.
В своей работе я стараюсьв первую очередь обращать внимание на личные качества ученика, его наклонности и способности к тому или иному предмету. Я приветствую собственное мнение детей, неординарность мышления. Пусть не всегда верное, ошибочное, но именно оно является основой для дальнейшего развития, поиска правильного ответа. Ведь не секрет, что в наше время, когда у ребенка появляется возможность легкого получения любой информации, тяжело настроить его на работу по поиску решения трудных задач. За время работы я наглядно смогла убедиться в том, что главное в ребенке это умение раскрыть все его таланты, дать возможность укрепить веру в своих силах.
Например, на уроках математики я стараюсь подбирать задания различной сложности, при объяснении нового материала, создаю проблемную ситуацию, которая является хорошим стимулом для предположения и самовыражения учащихся. Ведь именно метод проб и ошибок формирует жизненный и учебный опыт.
Все задания связаны с предыдущими темами, но не дублируют друг друга, а служат гармоническим продолжением. Весь материал направлен на то, чтобы не только раскрыть новый материал, но и дать возможность ребёнку проявить все свои возможности, дать шанс проверить свои предположения.
На уроках русского языка, работая в паре или группами, ребята выполняют задания, в которых присутствует не только сложный теоретический материал, но и занимательный материал, который позволяет проявиться слабым ученикам.Задания для работы в парах варьируются, поэтому ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга или умение общаться. После приобретенных навыков работы в паре, детям легко было перейти на работу в группе. Эта работа учит каждого планировать единый общий результат, нести за него ответственность.
Очень интересная работа проводится на уроках чтения. Здесь я использую такие виды работы как: предположение о чем будет произведение по названию или картинке к произведению, поиск доказательств положительного или отрицательного отношения автора к своим героям, составление анализа произведения, высказывание собственного мнения к героям произведения в целом.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач.
Таким образом, я считаю, что правильное использование системно- деятельностного подхода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель должен использовать системно-деятельностный подход в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.
Источник
Приёмы деятельностного подхода на уроках в начальной школе
статья на тему
В докладе использованы материалы конкретных приёмов, которые можно использовать в работе учителю на урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 329.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кузедеевская средняя общеобразовательная школы
Приёмы деятельностного подхода на уроках
в начальной школе
(доклад, из опыта работы)
Учитель начальных классов
МБОУ «Кузедеевская СОШ»
Ефимец Ольга Дмитриевна
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам. »
(Александр Пятигорский, русский философ, профессор Лондонского университета)
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который призывает не давать готовые знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.
Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
— искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
— думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению,
— сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
— приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу;
— адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Какие же технологии системно-деятельностного подхода мы используем в начальной школе.
Постановка проблемы (технология проблемного диалога)
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
На этапе актуализации знаний подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.
На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая форма работы.
Работая в группе, каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила или еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой, ученики выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать.
В начальной школе не обойтись без игровой деятельности .
Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает им усвоить любой учебный материал.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Поэтому следующая технология – участие в проектной или исследовательской деятельности.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.
- Использование активных и интерактивных методик.
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность — обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Источник
Системно – деятельностный подход в обучении. Методы и формы работы.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Системно – деятельностный подход в обучении Методы и формы работы
Учителя сегодня волнуют вопросы: — Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода? — Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования? — Какой учебный материал отобрать и как его структурировать? — Какие методы и средства обучения выбрать? — Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
При системно – деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности.
Мотивационно-целевой компонент: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.
Содержательный компонент. В основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности, наиболее важным является мыследеятельность, как метадеятельность. содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской).
Операциональный компонент. Наибольшими возможностями обладают: мыследеятельностная педагогика, задачный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент): устанавливаются тематические рамки («могу”) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу”) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо”)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии: побуждающий, подводящий диалоги; мотивирующий приём «яркое пятно» — сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
Постановка учебной задачи Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.); на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Открытие нового знания. На первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Первичное закрепление: проговаривание нового знания, комментирование, обозначение знаковыми символами, небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания), самоконтроль, самопроверка.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону): фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
Включение нового знания в систему знаний и повторение: задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог): осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения • имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку; • системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений; • проектирует цели курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов; • создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников; • организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей; • организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения; • организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; • владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Источник