- Методы, приемы и средства обучения
- Краткий обзор методов педагогики: что использовать современному учителю?
- Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?
- По каким признакам классифицируют педагогические методы?
- Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?
- Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?
- Методы проблемного обучения
- Как усилить педагогические методы инновациями?
- Что нужно учитывать при выборе методов обучения?
- Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?
Методы, приемы и средства обучения
Арина Деркач
Методы, приемы и средства обучения
Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».
Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.
Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.
Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.
На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.
С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.
Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.
В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.
На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.
Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.
Средства обучения
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).
Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства, и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. д.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:
визуальные (зрительные, к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п. ;
аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.
аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т. п.
Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.
Простые средства:
словесные (учебники и другие тексты);
визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
Сложные средства:
механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);
аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.
«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.
Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.
Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников Форма организации: Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.
Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.
Здоровьесберегающие методы и приемы для дошкольной группы Пискунова Л. Н. воспитатель дошкольной группы Здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.
Источник
Краткий обзор методов педагогики: что использовать современному учителю?
В педагогике накоплен уже не один десяток методов обучения – от традиционных бесед и лекций до инновационных кейс-технологий и деловых игр. Давайте разберемся, какие из них помогут современному педагогу сделать свою работу комфортной и продуктивной, и где пройти обучение, чтобы правильно выбирать и применять методы.
Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?
► В педагогике методом обучения называют комплекс способов и путей достижения образовательных целей, задач. Педагогический прием – это отдельная сторона или составная часть метода. При этом один и тот же прием может входить в состав разных методов. Например, прием записи правил и определений используется и при объяснении материала учителем, и при самостоятельной работе учеников с литературой. Некоторые способы деятельности в педагогике, например, беседа, объяснение, могут выступать в разных ситуациях и как метод, и как прием.
По каким признакам классифицируют педагогические методы?
Методы обучения классифицируют по разным критериям, например:
- По типу восприятия информации учащимися: активные, интерактивные и пассивные.
- По способу передачи информации: словесные (работа с литературой, лекции, беседы с учителем, практические (эксперименты, наблюдения).
- По дидактической цели: направленные на приобретение, применение, закрепление, проверку знаний, навыков и умений, на творческую деятельность.
- По типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
- По типу сотрудничества преподавателя и учеников: монологические, диалогические, индивидуальные, групповые.
Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?
Активные методы предполагают вовлеченность детей в учебную деятельность на протяжении всего урока. Их плюсы — высокий уровень самостоятельности и мотивации учеников, активизация мышления, памяти. Чаще всего на уроках в современной школе используются:
- презентации – дети представляют слайды по заданной теме;
- кейс-технологии – ученики ищут решение реальной или смоделированной ситуации;
- проблемные лекции, в которых выводы и правила формируют ученики, а не учитель;
- дидактические игры: викторины, КВН, игры-путешествия и т. д.;
- баскет-ситуации (имитации ситуаций): например, ученик проводит экскурсию по музею в качестве гида.
Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?
Интерактивные методы обучения вытесняют устаревшие пассивные, при которых учитель играл главную роль, а ученики лишь воспринимали информацию. Интерактивная модель предполагает постоянное взаимодействие педагога и учащихся, общение детей друг с другом. Учитель здесь — не руководитель, а помощник. Он не указывает, что делать, а создает условия, в которых дети могут проявлять инициативу.
Интерактивные методы учат самостоятельности, толерантности, способности формировать и отстаивать свою точку зрения. Чтобы решить эти задачи, используйте в обучении мозговые штурмы, деловые игры, круглые столы, интерактивные уроки с использованием ИКТ, видео- и аудиоматериалов. Предлагайте детям индивидуально и в группах работать над краткосрочными и долгосрочными проектами.
Методы проблемного обучения
► Одна из главных задач современного образования – научить детей самих находить информацию, получать ответы на вопросы, а не заучивать готовый материал. Для этого как нельзя лучше подходят методы проблемного обучения, то есть подача материала через создание проблемных ситуаций. Решая их, дети получают знания, навыки, опыт.
В современной школе чаще всего используются следующие методы проблемного обучения:
- Сообщающее изложение с элементами проблемности – постановка опытов для достижения определенных целей (например, демонстрации физического явления или химической реакции).
- Познавательное проблемное изложение – лекции с постановкой риторических вопросов.
- Диалогическое проблемное изложение – совместная работа учителя и детей над решением проблемы. Этот метод предусматривает подачу уже известного ученикам материала в новой форме, например, решение задачи другим способом.
- Эвристический или частично-поисковый метод – постановка проблемной ситуации с поэтапным решением. На каждом этапе могут ставиться дополнительные вопросы и задачи.
- Исследовательский метод – решение проблемных ситуаций детьми под руководством педагога.
Как усилить педагогические методы инновациями?
Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):
- R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.
- Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.
В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.
Что нужно учитывать при выборе методов обучения?
Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:
- Содержания и степени сложности материала.
- Типа, целей и задач занятия.
- Особенностей класса: возраста детей, сплоченности, уровня подготовки и т. д.
- Индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Способности метода помочь детям в накоплении социального опыта. Например, взаимная проверка работ способствует быстрой организации взаимодействия между учениками. Метод работы над проектами в малых группах учит детей прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.
В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать детям возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.
Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?
Вне зависимости от того, получили вы уже педагогические образование или нет, работаете в школе или только планируете в нее устроиться, вам будут полезны профессиональная переподготовка и повышение квалификации для учителей. Уходить в длительный отпуск нет необходимости — можно поступить на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО» и учиться в удобное для вас время.
► У программ нашего института максимальная практическая направленность. Вы узнаете назначение, плюсы и минусы, варианты использования разных методов, способов и приемов обучения, научитесь применять методы на практике, а не просто получите теоретическую базу в области педагогики. Знания вы сможете сразу использовать в работе с классом, а если возникнут вопросы и сложности — обсудить их с коллегами, которые проходят обучение вместе с вами, и с экспертами-практиками.
Источник