Организация местной работы на промежуточных станциях
Под организацией местной работы в отделении дороги понимают выполнение плана погрузки и норм выгрузки на станциях отделения, а также развоз местного груза по станциям, подачу его к грузовым фронтам, обеспечение станций порожними вагонами, сбор груженых и порожних вагонов, а также поездную работу по обслуживанию станций.
Для правильной организации местной работы необходимо: определение плановых вагонопотоков; установление порядка их продвижения по участку; знание условий работы промежуточных станций и подъездных путей; широкое внедрение передового опыта и достижений науки и техники; улучшение работы подъездных путей и взаимодействия с другими видами транспорта. При этом должны обеспечиваться: максимальный охват погрузки отправительскими и ступенчатыми маршрутами, быстрейший развоз местного груза под выгрузку, ритмичная работа станций и подъездных путей, сокращение простоя вагонов и потребности в локомотивах, занятых на местной работе.
Местная работа сортировочных, участковых, грузовых станций определяется их технологическими процессами. Ниже рассматривается организация местной работы на промежуточных станциях, на долю которых приходится более 50 % грузовых операций, из них около 28 % охвачено отправительской маршрутизацией. Работа промежуточных станций осуществляется по плану-графику местной работы.
Вагоны с местным грузом и порожние на участковые и грузовые станции доставляют маршрутами, сквозными и участковыми поездами. Для обслуживания промежуточных станций (доставка, уборка вагонов и маневровая работа) назначают в обращение сборные и вывозные поезда, диспетчерские и участковые маневровые локомотивы, осуществляют прицепку групп местных вагонов к транзитным поездам и резервным локомотивам.
Разновидностью сборных поездов являются: зонные — с работой на части промежуточных станций одного участка; удлиненные — с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые — следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проследованием транзитом других участков; ускоренные — имеющие остановки лишь на опорных промежуточных станциях для отцепки-прицепки вагонов, которая выполняется не поездным, а маневровым (или „диспетчерским) локомотивом. Такие поезда не сопровождаются главным кондуктором и наиболее эффективны на линиях с электрической тягой; вывозные — следующие с сортировочной или участковой станции до отдельных промежуточных станций примыкающего участка и обратно; передаточные — следующие между станциями, входящими в один узел, и обслуживаемые парком специальных передаточных локомотивов. На линиях с тепловозной тягой целесообразно применение сборно-участковых и зонных поездов, при которых маневровая работа на промежуточных станциях выполняется как поездным, так и маневровым локомотивом.
Погрузку станций определяют по плану перевозок, а выгрузку устанавливают по средним фактическим данным. В плане-графике местной работы участка следует учитывать сезонную и суточную неравномерность прибытия вагонов. Например, сельскохозяйственные грузы перевозят в три этапа: 1-й — доставка семян, горючего, машин, удобрений и др.; 2-й- перевозка уборочной техники из одного района в другой в сжатые сроки, что создает определенное напряжение в работе дорог и требует тщательной подготовки; 3-й — перевозка урожая.
Наиболее часто встречающиеся виды местной работы, которые приходится рассматривать: организация маршрутной погрузки, перевозка грузов замкнутыми (кольцевыми) маршрутами, обеспечение станций порожними вагонами, многократные грузовые операции и др.
Для выполнения плана погрузки разрабатывают порядок обеспечения станций порожними вагонами и вывоза груженых маршрутов с участка так, чтобы обеспечить равномерную работу на протяжении суток и занять минимальное число расписаний поездов (рис. 65). Учитывая, что станции д и ж, чередуясь по суткам, грузят по одному маршруту назначением М и П, можно для подачи порожних вагонов использовать одно из расписаний так же, как и для вывоза груженого маршрута со станции ж.
В соответствии с планом перевозок и едиными технологическими процессами работы станций и подъездных путей разрабатывают план-график курсирования кольцевых (замкнутых) маршрутов между станциями погрузки и выгрузки, согласованный с предприятиями (рис. 66). Этот план закладывают в график движения поездов, чтобы согласовать работу участков, станций, предприятий и наиболее рационально использовать подвижной состав. Работу поездных локомотивов организуют таким образом, чтобы не допустить одиночного пробега и использовать их (если это целесообразно) для маневровой работы на станциях погрузки или выгрузки. Обращение замкнутых маршрутов следует организовать по твердому графику, что упорядочивает работу станций и снижает простой вагонов.
Важную роль в местной работе играет организация многократных грузовых операций. Прежде всего надо выявить и изучить устойчивые грузо- и вагонопотоки между станциями одного или нескольких отделений и определить порядок перевозки каждого рода груза между определенными станциями в течение суток. Например (рис. 67), порожние вагоны сначала поступают на станцию А и после погрузки следуют на станцию В, где после выгрузки их вновь загружают, но уже назначением за пределы отделения. За сутки с одними и теми же вагонами осуществляют три грузовые операции.
Многократные грузовые операции способствуют ускорению оборота вагона и сокращению порожнего пробега.
Порядок движения вагонов с местным грузом к районам и участкам назначения определяется действующим планом формирования поездов. На удлиненных участках обращения локомотивов организацию работы с местными вагонопотоками следует рассматривать в пределах всего района местной работы, ограниченного сортировочными или крупными участковыми станциями. Перерабатывают местные вагонопотоки, как правило, на этих станциях. Внутри района местные вагонопотоки, не охваченные отправительскими маршрутами, организуют в поезда различных категорий. Ускорить доставку вагонов с местным грузом в пределах района можно включением их в участково-групповые поезда. Это сокращает число пунктов переработки. Участково-групповые поезда формируют из групп вагонов назначением на участковые и промежуточные станции прилегающих к ним участков. По ходу поезда группы отцепляют на участковых станциях, а взамен их прицепляют другие, следующие далее. Отцепленные вагоны развозят на промежуточные станции сборными, вывозными поездами и диспетчерскими локомотивами.
Источник
Способы обслуживания промежуточных станций
Местная работа – это работа по обеспечению погрузки и выгрузки вагонов. Она включает развоз местного груза по станциям выгрузки и порожних вагонов по станциям погрузки, подачу вагонов к грузовым фронтам, сбор погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки. Все это составляет поездную и маневровую работу на участках и станциях. Местная работа является важным элементом перевозочной работы. На некоторых дорогах она может составлять до 60-80% всего объема работы.
Местные вагоны – это вагоны, участвующие в местной работе, с которыми выполняются грузовые операции. Значительный их объем сосредоточен на грузовых станциях, где производится расформирование и формирование поездов с местными вагонами. Погрузка и выгрузка вагонов может осуществляться и на технических станциях.
Большая часть грузовых операций распылена по множеству промежуточных станций с небольшим объемом работы (до нескольких вагонов в сутки). На отдельных промежуточных станциях выполняется и больший объем работы, а иногда — маршрутная погрузка. Такой характер работы промежуточных станций приводит к необходимости их взаимоувязанного обслуживания в рамках специальной системы – организации местной работы на железнодорожных участках и целых направлениях.
Правильная организация местной работы требует: определения плановых вагонопотоков; установления порядка их продвижения по участку; знания условий работы промежуточных станций и подъездных путей (мест необщего пользования – МНП); широкого внедрения передового опыта и достижений науки; улучшения работы МНП и взаимодействия с другими видами транспорта. Она должна быть направлена на максимальный охват погрузки отправительскими и ступенчатыми маршрутами, быстрейший развоз местного груза под выгрузку и порожних вагонов – под погрузку, обеспечение ритмичной работы станций и МНП, сокращение простоя вагонов и потребности в локомотивах, занятых на местной работе.
Местная работа сортировочных, участковых, грузовых станций определяется технологическими процессами их работы.
В настоящей главе рассматривается организация местной работы на промежуточных станциях, на долю которых приходится более 50% грузовых операций, из них около 28% охвачено отправительской маршрутизацией. Для обслуживания промежуточных станций (доставка, уборка вагонов и маневровая работа) назначают в обращение сборные и вывозные поезда, диспетчерские и участковые маневровые локомотивы, осуществляют прицепку групп местных вагонов к транзитным поездам и резервным локомотивам.
Помимо обычных сборных поездов применяются их разновидности: зонные – с работой на части промежуточных станций одного участка; удлиненные – с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые – следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проследованием транзитом других участков; ускоренные – имеющие остановки лишь на опорных промежуточных станциях для отцепки-прицепки вагонов, которая выполняется не поездным, а маневровым (или диспетчерским) локомотивом. Такие поезда не сопровождаются главным кондуктором и наиболее эффективны на линиях с электрической тягой.
Местную работу обслуживают также поезда: вывозные – следующие с сортировочной или участковой станции до отдельных промежуточных станций примыкающего участка и обратно; передаточные – следующие между станциями, входящими в один узел, и обслуживаемые парком специальных передаточных локомотивов.
На линиях с тепловозной тягой целесообразно применение сборно-участковых и зонных сборных поездов, при которых маневровая работа на промежуточных станциях выполняется как поездным, так и маневровым локомотивами.
Погрузку станций определяют по заявкам перевозки, а выгрузку устанавливают расчетным путем или по данным информации. В плане-графике местной работы участка следует учитывать сезонную и суточную неравномерность прибытия вагонов.
При разработке технологии местной работы прежде всего выявляется возможность погрузки на участке маршрутов или укрупненных групп вагонов, которые доставляются на техническую станцию вывозными поездами. При этом рассматривают возможности организации маршрутной погрузки, перевозки грузов замкнутыми (кольцевыми) маршрутами, обеспечения станций порожними вагонами, многократных грузовых операций и др.
|
Погрузка маршрутов осуществляется по календарному плану. Для выполнения плана погрузки маршрутов разрабатывается порядок обеспечения станций порожними вагонами и вывоза маршрутов с участка так, чтобы обеспечить равномерную работу на протяжении суток и занять минимальное число расписаний поездов (рис. 3.4.1). Разработанный план-график курсирования маршрутов между станциями погрузки и выгрузки, согласованный с предприятиями (рис. 3.4.2),закладывают в график движенияпоездов, чтобы увязать работу участков, станций, предприятий и наиболее рационально использовать подвижной состав. Согласовывают и работу поездных локомотивов, чтобы не допустить одиночного пробега и использовать их (если это целесообразно) для маневровой работы на станциях погрузки или выгрузки маршрутов.
Обращение замкнутых маршрутов следует организовывать по твердому графику, что упорядочит работу станций и снизит простой вагонов.
Эффективность местной работы повышает организация многократных грузовых операций. Для этого прежде всего надо выявить и изучить устойчивые грузо- и вагонопотоки между станциями одного или нескольких участков и определить порядок перевозки каждого рода груза между определенными станциями в течение суток. Например, порожние вагоны сначала поступают на одну станцию и после погрузки следуют на другую станцию этого же участка, где после выгрузки их вновь загружают, но уже назначением за пределы данного участка. В этом случае за сутки с одними и теми же вагонами осуществляются три грузовые операции. Многократные грузовые операции способствуют ускорению оборота вагона и сокращению порожнего пробега.
Порядок движения вагонов с местным грузом к районам и участкам назначения определяет действующий план формирования поездов. На удлиненных участках обращения локомотивов организацию работы с местными вагонопотоками следует рассматривать в пределах всего района местной работы, ограниченного сортировочными или крупными участковыми станциями, на которых перерабатывают местные вагонопотоки. Внутри района местные вагонопотоки, не охваченные отправительскими маршрутами, организуют в поезда различных категорий, в том числе в участково-групповые поезда. По ходу поезда группы отцепляют на участковых станциях, а взамен их прицепляют другие, следующие далее. Отцепленные вагоны развозят на промежуточные станции поездами и локомотивами, обслуживающими местную работу.
Источник
Способы выполнения местной работы
Развоз местного груза, подача порожних вагонов на станции и уборка с них груженых и порожних вагонов, кроме отправительских и ступенчатых маршрутов, могут осуществляться следующими категориями поездов: вывозными, сборными (в том числе с удлиненными рейсами), диспетчерскими и резервными, а также маневровыми локомотивами промежуточных станций и подъездных путей.
Сборные поезда разделяются на категории по принципу обслуживания промежуточных станций участка (рис. 28.2). Схема 1 предусматривает обслуживание сборным поездом всех станций с местной работой на участке, ее применяют при сравнительно коротких участках и небольшом числе станций с местной работой. По схеме 2 участок делится на зоны, каждую из которых обслуживает отдельный сборный поезд, называемый зонным. Такую систему применяют на удлиненных участках. Схема 3 предусматривает остановки сборного поезда только на части станций, называемых опорными, на которых отцепляют местные вагоны назначением на группу станций и прицепляют соответствующие вагоны. Работу сборного поезда по такой схеме обязательно сочетают с использованием диспетчерских маневровых локомотивов. Схема 4 представляет комбинацию из схем 2 и 3: одну зону сборный поезд проходит со стоянками на всех станциях с местной работой, а другую со стоянками лишь на некоторых (опорных) станциях.
Организация работы сборных поездов по зонной системе и с остановками лишь на опорных станциях позволяет значительно повысить их участковую скорость, увеличить время производительной работы локомотивов, обслуживающих эти поезда.
Время проследования сборного поезда по участку, включая время на прием и сдачу поезда и локомотива, не должно превышать установленной нормы непрерывной работы локомотивных и кондукторских бригад :
,
где -длина участка, обслуживаемого сборным поездом, км;
ходовая скорость сборного поезда, км/ч;
время нахождения поезда на промежуточных станциях участка, ч;
число раздельных пунктов на участке, где поезд имеет остановки;
время на разгон и замедление на одну остановку, ч;
время на прием и сдачу локомотива (поезда -для кондукторских бригад) на конечных станциях участка, ч.
Исходя из этого требования, допустимая длина участка, обслуживаемого сборным поездом, не должна превышать
Вывозные поезда применяются главным образом в случаях, когда число отцепляемых или прицепляемых вагонов на данной станции обеспечивает высокую степень использования силы тяги вывозного локо мотива в обоих направлениях и дт маршрутов (например, кольцевых) могут иметь полную массу.
Диспетчерские локомотивы используются с целью ускорения продвижения сборных поездов по участку. Каждый диспетчерский локомотив обслуживает несколько станций. На одну из них он собирает вагоны для прицепки к сборному поезду и с нее развозит вагоны, отцепленные от сборного поезда, по обслуживаемым станциям. Кроме того, диспетчерским локомотивом выполняется вся маневровая работа на обслуживаемых станциях по подаче к местам погрузки и выгрузки, расстановке и сборке на грузовых пунктах вагонов и уборке их по окончании грузовых операций. Станции с большой грузовой и маневровой работой обслуживаются специальными маневровыми локомотивами, которые в свободное от работы на данной станции время могут использоваться для обслуживания соседних станций участка.
Выбор наиболее целесообразной в данных условиях системы организации местной работы зависит от общего объема работы участка и отдельных станций, числа станций, осуществляющих погрузку и выгрузку вагонов, норм времени на выполнение этой работы, длины участка, весовых норм и скорости хода поездов, обслуживающих местную работу. В современных условиях работы участков и направлений выбор способов обслуживания местной работы на станциях и участках решается в комплексе с вопросами системы обеспечения местной работы направлений в целом. В качестве таких систем могут быть:
отправление участкового и сборного вагонопотоков раздельно в участковых и сборных поездах;
отправление участкового вагонопотока прицепными группами к прямым поездам и сборных вагонов в отдельных сборных поездах;
отправление участкового и сборного вагонопотоков совместно.
Эффективность различных систем и образующих их способов организации местной работы определяется технико-экономическими показателями:
затратами вагоно-часов на станциях и в пути следования при продвижении вагонов со сборными, вывозными, участковыми поездами и диспетчерскими локомотивами;
затратами локомотиво-часов в движении с поездами и в резервном пробеге, а также поездных и маневровых локомотивов (в том числе диспетчерских) на промежуточных станциях;
потребным парком поездных, вывозных, диспетчерских и маневровых локомотивов;
продолжительностью непрерывной работы локомотивных и кондукторских бригад;
эксплуатационными расходами, складывающимися из затрат по передвижению и простою вагонов и локомотивов и стоимости маневровой работы на промежуточных станциях и станциях формирования сборных, вывозных и участковых поездов.
Если проектируемый способ организации местной работы требует осуществления строительных работ или дополнительной механизации работ, также должны учитываться и соответствующие расходы.
В результате принимается вариант организации местной работы, отвечающий оптимальному сочетанию перечисленных выше технико-экономических показателей.
Источник