Способы обследования домашних хозяйств

Содержание
  1. Мониторинг доходов, расходов и потребления российских домохозяйств
  2. Отдел статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств
  3. Национальное обследование бюджетов домашних хозяйств и участия в социальных программах НОБУС
  4. Способы обследования домашних хозяйств
  5. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 5 апреля 2017 г. N 226 «Об утверждении Методологических положений по формированию агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств»
  6. Методологические положения по формированию агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств
  7. 1. Общие положения
  8. 1.1. Назначение и порядок формирования показателей на основе программы ОБДХ
  9. 1.2. Дизайн выборки и программы ОБДХ
  10. 1.3. Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ)
  11. Схема соответствия разделов классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ) и классификации потребительских расходов домашних хозяйств по группам товаров и услуг
  12. 2. Определение домашнего хозяйства
  13. 3. Методы формирования агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств
  14. 3.1. Основные понятия и определения
  15. 3.2. Алгоритмы формирования агрегированных показателей доходов и расходов домашних хозяйств
  16. 3.3. Алгоритмы формирования агрегированных показателей уровня потребления продуктов питания

Мониторинг доходов, расходов и потребления российских домохозяйств

Исследование проводится на базе Института социальной политики

До 2016 года — на базе Института управления социальными процессами

Исследование проводится на базе Института социальной политики

До 2016 года — на базе Института управления социальными процессами

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Объем и структура доходов, расходов и потребления населения и тенденции их изменения относятся к числу ключевых индикаторов социально-экономической динамики, поскольку позволяют определять факторы роста со стороны сектора домашних хозяйств, выявлять социальные риски развития и оценивать результативность мер экономической и социальной политики.

Цель данного научного исследования — организация и проведение мониторинга доходов, расходов и потребления домашних хозяйств.


Информационную основу мониторинга составляют:

  • данные макростатистики, публикуемые в сборниках и на сайте Росстата (www.gks.ru);
  • агрегированные данные Обследования Бюджетов Домашних Хозяйств (ОБДХ), публикуемые в сборниках и на сайте Росстата, а также микроданные ОБДХ (http://obdx.gks.ru/);
  • данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (РМЭЗ-ВШЭ) — репрезентативного в масштабах страны выборочного обследования, ежегодно проводимого Высшей Школой Экономики (http://www.hse.ru/rlms/);
  • данные других выборочных обследований домохозяйств, проводимых Росстатом или организованных исследовательскими институтами, доступные к моменту выпуска бюллетеня.

Методологической особенностью мониторинга является объединение макро и микро статистики на основе процедур генерализации и актуализации данных выборочных обследований. При наличии возможности в ходе анализа будет проводиться сопоставление показателей, полученных на основе официальной макростатистики, с одной стороны, и анализа микроданных — с другой.

В рамках мониторинга выходят два типа публикаций:

  • специальные тематические выпуски, посвященные углубленному анализу отдельных тем, и
  • короткие выпуски по актуальным вопросам, включающие в себя обзор данных оперативной статистики Росстата и комментарии по конъюнктурным поводам.

По вопросам, связанным с материалами Мониторинга, вы можете обращаться к сотрудникам Центра анализа доходов и уровня жизни Елене Варданян, Елене Шепелевой или Светлане Бирюковой.

Источник

Отдел статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств

1. Задачи Отдела

1. Основными задачами Отдела являются:

1.1. Формирование официальной статистической информации, характеризующей уровень жизни населения по направлениям статистики, относящимся к компетенции отдела для последующего представления Петростатом в установленном порядке Росстату, органам государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам в соответствии с Федеральным планом статистических работ;

1.2. Осуществление обработки данных, полученных в результате проведения федеральных статистических наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации по статистике уровня жизни населения по следующим направлениям:

статистика доходов населения и их распределения по основным социально-экономическим группам населения и домашних хозяйств;

статистика распределения расходов домашних хозяйств по группам потребительских товаров и услуг;

статистика условий жизни по различным социально-экономическим группам населения (условий проживания, имущественного положения, потребительских ожиданий, использования суточного фонда времени (бюджета времени), рациона питания, доступности услуг социальной сферы);

статистика потребления пищевых продуктов по различным социально-экономическим группам домашних хозяйств;

1.3. Обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну;

1.4. Обеспечение в пределах своей компетенции соответствующего режима хранения и защиты первичных статистических данных, информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации;

1.5. Профилактика коррупционных проявлений, обеспечение соблюдения запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;

1.6. Организация работы по выполнению в отделе требований федеральных законов, приказов Росстата и Петростата и других нормативных документов по вопросам, связанным с повседневной деятельностью отдела.

2. Функции Отдела

2. Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

2.1. В части формирование официальной статистической информации, характеризующей уровень жизни населения по направлениям статистики, относящимся к компетенции отдела для последующего представления Петростатом в установленном порядке органам государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам в соответствии с Федеральным планом статистических работ:

2.1.1. Предоставление пользователям официальной статистической информации по статистике уровня жизни населения, разработанной на основе официальной статистической методологии в соответствии с Федеральным планом статистических работ;

2.1.2. Обеспечение организации и проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, а также обследований, организуемых на его основе; других федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам по направлениям, характеризующим условия жизни населения во исполнение возложенных на отдел задач;

2.1.3. Подготовка официальной статистической информации по статистике уровня жизни населения для размещения на официальном Интернет-сайте Петростата;

2.1.4. Разработка официальной статистической информации по статистике уровня жизни населения, ее анализ, подготовка информации, необходимой для составления национальных счетов, других балансовых расчетов;

2.1.5. Подготовка в пределах своей компетенции материалов для включения в официальные доклады о социально-экономическом положении Санкт-Петербурга и Ленинградской области, официальные статистические публикации, другие экономико-статистические материалы и информационно-статистические издания;

2.2. В части о беспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну:

2.2.1. Соблюдение установленного в Петростате режима секретности;

2.2.2. Подготовка предложений о допуске работников отдела к государственной тайне и обоснования необходимости их допуска к государственной тайне;

2.3. В части о беспечения в пределах своей компетенции соответствующего режима хранения и защиты первичных статистических данных, информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации:

2.3.1. Соблюдение установленного в Петростате режима хранения и защиты первичных данных, официальной статистической информации и иной конфиденциальной информации от несанкционированного доступа, хищения, утраты, подделки или искажения;

2.4. В части профилактики коррупционных проявлений, обеспечение соблюдения запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и урегулирования конфликта интересов на гражданской службе:

2.4.1. Предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подлежащих размещению на официальном Интернет-сайте Петростата;

2.4.2. Соблюдение ограничений и запретов, требований, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов;

2.4.3. Исполнение обязанности по уведомлению представителя нанимателя, органов прокуратуры Российской Федерации и иных федеральных государственных органов во всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных и иных нарушений;

2.5. В части о рганизации работы по выполнению в отделе требований федеральных законов, приказов Росстата и Петростата и других нормативных документов по вопросам, связанным с повседневной деятельностью отдела:

2.5.1. Обеспечение реализации положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

2.5.2. Организация и контроль соблюдения служебного распорядка Петростата, Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих;

2.5.3. Планирование профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих отдела;

2.5.4. Организация делопроизводства в отделе и контроль исполнения документов;

2.5.5. Рассмотрение обращений граждан в установленном порядке;

2.5.6. Подготовка предложений о допуске работников отдела к государственной тайне и обоснований необходимости их допуска к государственной тайне;

2.5.7. Участие в соответствующих мероприятиях по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в Петростате;

2.5.8. Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей работников отдела, сохранности основных средств и имущества, закрепленных за отделом;

2.5.9. Обеспечение соблюдения техники безопасности.

Источник

Национальное обследование бюджетов домашних хозяйств и участия в социальных программах НОБУС

Наименование отдела Отдел статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств
Начальник отдела Гусева Людмила Борисовна
Контактный телефон 234-01-54 cпециалисты: 234-01-87
E-mail pcs@stat78.spb.ru
Задачи и функции
.sav (формат пакета SPSS) .dta (формат пакета статистической программы Stata)

Краткая история. Национальное обследование бюджетов домашних хозяйств и участия в социальных программах был разработан в рамках программы технической помощи Всемирного Банка Федеральной службой Государственной статистики (Росстат) в 2003 году.

В исследовании используется случайная выборка 44529 домохозяйств и 117209 людей, с охватом 47 субъектов РФ, из числа тех, в которых проживает приблизительно 72% общего населения.

НОБУС была создана с использованием многоступенчатой стратификации, то есть последовательным случайным отбором с двухфазным отбором домохозяйств на последней стадии. Основной волне исследования (в 2003) предшествовала предварительная волна в 2001 году. Население было разделено на 2 гомогенные группы, или страты. Страта определяется типом поселения. Подробное описание процедур выбора представлено на сайте.

Данные. Данные обследования представлены двумя типами: домохозяйства и индивиды. Поскольку исходные файлы данных были достаточно большими, то на сайте они разделены на несколько меньших по размеру, разделение было произведено естественным образом исходя из опросников для индивидов и домохозяйств.

Домохозяйства: опрашивается каждый член домохозяйства. Общее количество переменных — 1318, наблюдений — 44 529.

Индивидуальные опросы: заводились на каждого человека, живущего в домохозяйстве. Общее количество переменных 236 и наблюдений — 117 209. На практике, однако, некоторые индивиды, такие как очень маленькие дети и пожилые люди, не опрашиваются, поэтому количество индивидов в домохозяйстве и количество файлов на индивидов не совпадает.

Методология. В ходе обследования используется:

  • Стратификация – отбор первичной выборки домохозяйств был сделан независимо для 8 типов поселений (страт), включая с населением от 1 миллиона человек и более; 500-999,9 тысяч человек; 250-499,9 тысяч человек; 100-249,9 тысяч человек; 50-99,9 тысяч человек; 20-49,9 тысяч человек; до 20 тысяч человек и поселения городского типа; сельские поселения.
  • Кластеризация – размер кластера составляет 10 домохозяйств. Выборка состоит из 4576 кластеров.
  • Взвешивание – используется для экстраполяции оценок выборке на все население, при этом во внимание берется стратификация выборки. Весовой коэффициент считается как обратный к вероятности включения домохозяйства в выборку, и дополнительно корректируется на отсутствие ответа.

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Источник

Способы обследования домашних хозяйств

Обзор документа

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 5 апреля 2017 г. N 226 «Об утверждении Методологических положений по формированию агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств»

В целях повышения качества данных Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методологические положения по формированию агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.

2. Признать утратившим силу постановление Госкомстата России от 21 февраля 1998 г. N 15 «Об утверждении Методики агрегирования показателей обследования бюджетов домашних хозяйств».

Руководитель А.Е. Суринов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 05.04.2017 N 226

Методологические положения
по формированию агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств

1. Общие положения

Целью настоящих методологических положений является определение основных принципов и алгоритмов расчета показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств (далее — ОБДХ).

Разработка методологических положений осуществлена с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

1.1. Назначение и порядок формирования показателей на основе программы ОБДХ

1. Статистические показатели доходов, расходов и потребления, формируемые на основе программы ОБДХ, служат основой для отражения широкого круга экономических и социальных проблем, в том числе:

— для оценки структуры и тенденций в распределении расходов на потребление по населению в целом и по различным его подгруппам;

— для определения структуры потребительских расходов населения, используемой при расчете индекса потребительских цен и других индексов для сравнительной оценки стоимости жизни населения в динамике, а также при формировании потребительской корзины для расчета величины прожиточного минимума;

— для оценки уровня потребления основных групп продуктов питания;

— для оценки эффективности мер государственной социальной и экономической политики;

— для обеспечения расчетов при составлении счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов и при формировании ее компонентов;

— для изучения поведения потребителей в разных социально-экономических группах.

2. Статистические показатели доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы ОБДХ формируются по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации (в дальнейшем — уровни разработки) с квартальной и с годовой периодичностью в соответствии со сроками, установленными в Федеральном плане статистических работ*(1), и с использованием единых принципов и алгоритмов, определяемых в настоящих методологических положениях.

1.2. Дизайн выборки и программы ОБДХ

1. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводится по выборочному методу и строится на принципах добровольного участия домохозяйств.

Единицей наблюдения в ОБДХ является частное домашнее хозяйство.

2. Охват: Все частные домашние хозяйства, проживающие в Российской Федерации, за исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

3. Периодичность: квартальная.

4. Объем выборки: обследование охватывает 48,5 тыс. домохозяйств (ежеквартально). План размещения объемов выборки по субъектам Российской Федерации*(2) разрабатывается в соответствии с установленным количеством обследуемых респондентов (домохозяйств) с учетом необходимости обеспечения представительности итогов по России в целом, по субъектам Российской Федерации и по основным демографическим и социально-экономическим группам домашних хозяйств (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).

5. Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении ОБДХ составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.

6. Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения (ТМВН) на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок, конечной единицей отбора является жилое помещение — индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении.

Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, т.е. каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.

При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домохозяйства и на все население, проживающее в них, согласно алгоритмам, приведенным в Разделе 4 настоящих методологических положений.

6. Репрезентативность: Выборка обеспечивает получение репрезентативных итогов обследования в целом по России (по населению в целом и по основным социально-экономическим группам) и по субъектам Российской Федерации (по населению в целом и по отдельным социально-экономическим группам).

7. Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и ведении в домашнем хозяйстве записей о всех текущих расходах.

8. Учетный период обследования отдельно взятого домашнего хозяйства охватывает квартал. В течение квартала установлены дифференцированные в зависимости от состава показателей процедуры сбора данных:

— в течение двух недель каждое обследуемое домашнее хозяйство ведет регистрацию всех совершенных им расходов (дневниковые записи);

— в течение квартала (за исключением двухнедельного периода) каждое обследуемое домашнее хозяйство ведет подробный учет всех расходов на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг (журнальные записи);

— по завершении квартального цикла обследования в домашних хозяйствах проводится опрос с использованием бланка специального опросного листа.

9. Сбор информации при проведении ОБДХ осуществляется посредством заполнения следующих форм федерального статистического наблюдения*(3):

— Форма N 1-А «Дневник домохозяйства»;

— Форма N 1-Б «Журнал домохозяйства»;

— Форма N 1-В «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств».

10. Регистрация расходов домашних хозяйств производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались. Регистрация натуральных поступлений продуктов питания собственного производства и продуктов питания, поступивших без оплаты из иных источников, производится на момент их использования.

11. Сведения, собранные с использованием форм федерального статистического наблюдения ОБДХ (в рукописном или в электронном виде), представляют собой первичные данные, которые не подлежат разглашению и предназначены только для получения сводных статистических итогов.

1.3. Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ)

1. В соответствии с общепринятой практикой, унифицированной классификацией, которая используется для агрегирования и представления данных по расходам домашних хозяйств на оплату потребительских товаров и услуг, является Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ)*(4).

2. В основу построения КИПЦ-ДХ положена классификация индивидуального потребления по целям — Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), которая является одной из четырех функциональных классификаций, используемых в Системе Национальных Счетов (СНС).

3. Для КИПЦ-ДХ принята иерархическая модель классификации, имеющая 5 ступеней классификационного деления (раздел, группа, класс, категория, вид). Классификатор состоит из 12 разделов, 47 групп и 114 классов товаров и услуг, где основные направления потребления домашних хозяйств (разделы) последовательно детализированы на группы, классы, категории, в состав которых входят соответствующие виды товаров и услуг, приобретенные или произведенные домашними хозяйствами для личного потребления, имеющие сходную сферу использования.

Разделы представляют собой категории назначения или цели приобретения того или иного товара, как например, для питания, для профилактики и лечения болезней, для получения образования, для отдыха и путешествий и т.п.

Классы в КИПЦ-ДХ подразделяются на типы: НД (товары недлительного пользования), ПД (товары полудлительного пользования), Д (товары длительного пользования), У (услуги).

Код каждого последующего уровня образуется добавлением одной значащей цифры на соответствующем разряде кода.

Национальная специфика потребления домашних хозяйств в КИПЦ-ДХ учитывается на уровне шестого разряда кода, представленного большим уровнем детализации по сравнению с COICOP.

4. По итогам ОБДХ формируются данные на уровне высших разделов и групп:

Код КИПЦ Разделы Код КИПЦ Группы
01 Продукты питания и безалкогольные напитки 01 Продукты питания и безалкогольные напитки
02 Алкогольные напитки, табачные изделия 02.1 Алкогольные напитки
02.2.0, 02.3.0.0.0 Табачные изделия
03 Одежда и обувь 03.1.1.0, 03.1.2, 03.1.3.0, 03.2.1.1, 03.2.1.2, 03.2.1.3 Одежда и обувь
03.1.4.0, 03.2.2.0 Ремонт одежды и обуви
04 Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива 04.3.1, 04.5.3.0.0, 04.5.4.0 Стройматериалы, топливо
04.1, 04.3.2.0, 04.4, 04.5.1.0.0, 04.5.2, 04.5.5.0 Жилищные услуги, ремонт жилья
05 Предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом 05.1.1, 05.1.2.0, 05.2.0.0, 05.3.1.1.1 + 05.3.1.2.4, 05.3.1.3.1, 05.3.1.3.2, 05.3.1.4.1, 05.3.1.4.2, 05.3.1.5, 05.3.2.0, 05.4.0.1.1 + 05.4.0.3.0, 05.5.1.0.1, 05.5.1.0.2, 05.5.2.2.1 + 05.5.2.2.3, 05.6.1 Предметы домашнего обихода, бытовая техника, бытовая химия
05.1.3.0.0, 05.2.0.0.8, 05.3.1.2.5, 05.3.1.3.3, 05.3.1.4.3, 05.3.3.0.0, 05.4.0.4.0, 05.5.1.0.3, 05.5.2.2.4, 05.6.2 Бытовые услуги, ремонт техники
06 Здравоохранение 06.1.1.0, 06.1.2.0.0, 06.1.3.1.0, 06.1.3.2, 06.1.3.2.1 Лекарства и медицинское оборудование
06.3.0.0, 06.2, 06.1.3.2.2 Медицинские услуги
07 Транспорт 07.1, 07.2.1.0, 07.2.2.0 Транспортные средства, горюче-смазочные материалы
07.2.3.0.0, 07.2.4.0.0, 07.3 Транспортные услуги, ремонт транспорта
08 Услуги связи 08.2.0.0.1, 08.2.0.0.2 Телефонное и факсимильное оборудование
08.1.0.0.0, 08.2.0.0.3, 08.3.0.0 Услуги связи
09 Организация отдыха и культурные мероприятия 09.1.1, 09.1.2.0, 09.1.3.0, 09.1.4, 09.2.1.0, 09.2.2.0.0, 09.3.1.0.3 + 09.3.1.0.1, 09.3.2.0.1, 09.3.2.0.2, 09.3.3.0.0, 09.3.4.0.0, 09.5 Аудиовизуальное оборудование, игры, товары для спорта и досуга, печатная продукция и т.п.
09.1.5.0.0, 09.2.3.0.0, 09.3.2.0.3, 09.3.5.0.1, 09.3.5.0.2, 09.4, 09.6.0.0 Услуги по организации отдыха и культурных мероприятий, ветеринарные услуги
10 Образование 10 Услуги образования
11 Гостиницы, кафе и рестораны 11.1 Услуги гостиниц
11.2 Общественное питание
12 Другие товары и услуги 12.1.2.0.0, 12.1.3.0, 12.3.1.0.1 + 12.3.1.0.4, 12.3.2.1.0, 12.3.2.2.1 + 12.3.2.2.5 Предметы гигиены, личного обихода, часы и др.
12.1.1.1, 12.1.1.2, 12.2.0.0.0, 12.3.1.0.5, 12.3.2.2.6, 12.4.0.0, 12.5, 12.6, 12.7.0.0 Услуги парикмахерских, социальных служб и др.

5. В аналитических целях наряду с показателями, разработанными с использованием КИПЦ-ДХ, формируются данные, агрегируемые по классификации, соответствующей делению потребительских расходов по основным группам товаров и услуг: на покупку продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольственных товаров и на оплату услуг. При проведении сравнительного анализа с данными по классификационному делению потребительских расходов согласно КИПЦ-ДХ в качестве «переходного ключа» используется приведенная ниже Схема «Соответствие разделов классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ) и классификации потребительских расходов домашних хозяйств по группам потребительских товаров и услуг».

6. Использование КИПЦ-ДХ при формировании итогов ОБДХ основано на выполнении процедуры кодирования первичных (словесных) записей, сделанных домашними хозяйствами в процессе ведения Дневников и Журналов, с использованием кодификатора, идентификационные коды которого соответствуют классификационным кодам КИПЦ-ДХ. Идентификационные коды КИПЦ-ДХ, используемые в описании алгоритмов формирования обобщающих показателей доходов и расходов приведены в Приложении к настоящим методологическим положениям.

Схема соответствия разделов классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ) и классификации потребительских расходов домашних хозяйств по группам товаров и услуг

2. Определение домашнего хозяйства

1. В качестве единицы обследования домашнее хозяйство*(7) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домашнее хозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя всем необходимым для жизни.

Членами домашнего хозяйства являются лица, указанные в его составе согласно данному выше определению со слов наиболее осведомленного члена домашнего хозяйства (далее — ответственного лица).

Информация по лицам, учитываемым в составе домашнего хозяйства, согласно приведенному выше определению регистрируется на дату завершения квартала в Опросном листе (Раздел 1).

2. В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домашнего хозяйства, регистрируются по принадлежности к следующим категориям:

лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве*(5) (далее — наличные члены домохозяйства);

лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве, а именно:

— отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие*(6), но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;

— кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.

2. На основании специальной регистрации числа дней проживания в домашнем хозяйстве каждого члена домохозяйства определяется число «наличных членов домохозяйства». К их числу относятся лица, проживающие в домашнем хозяйстве один или более дней в течение отчетного квартала.

3. Дополнительно (при ведении Дневников и Журналов) производится учет числа «потребительских единиц» — лиц, пребывающих в составе домохозяйства на день ведения регистрационных записей (включая членов домохозяйства и временно присутствующих лиц (приезжие и гости, не попадающие под определение домашнего хозяйства), и число дней их присутствия в период обследования.

3. При расчете стоимостных показателей доходов, расходов и потребления в расчете на члена домохозяйства используется число наличных членов домашнего хозяйства, при расчете показателей среднедушевого потребления продуктов питания — число «потребительских единиц».

3. Методы формирования агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств

3.1. Основные понятия и определения

1. По итогам ОБДХ формируется следующая совокупность показателей:

1.1. Показатели, характеризующие расходы домашних хозяйств:

— Расходы на потребление домашних хозяйств;

— Потребительские расходы домашних хозяйств;

— Стоимость натуральных поступлений;

— Расходы домашних хозяйств, всего.

1.2. Показатели, характеризующие доходы домашних хозяйств:

— Денежные доходы домашних хозяйств;

— Располагаемые ресурсы домашних хозяйств.

2. Определения перечисленных выше показателей расходов домашних хозяйств основаны на применении концепций, изложенных в Резолюции о статистике доходов и расходов домохозяйств, принятой на 17-ой Международной конференцией статистиков по труду (МОТ, 2003).

В соответствии с указанной резолюцией между показателями расходов, формируемыми на основании программы ОБДХ, аналогичными показателями в системе национальных счетов (СНС) и иными аналогичными показателями расходов населения макроэкономического уровня имеются определенные различия, как в общей концепции, так и в отношении охвата и методики измерений, вытекающие из различий в их целях.

Определения показателей расходов, формируемых на основе программы ОБДХ:

2.1. Расходы на потребление домашних хозяйств*(7) представляют собой стоимость товаров и услуг, приобретенных домохозяйствами в целях непосредственного удовлетворения потребностей и желаний своих членов посредством прямых денежных покупок и натуральных поступлений, включая поступления без применения каких-либо денежных средств в качестве оплаты (бартерный обмен, натуральные поступления от других домохозяйств и от работодателя) и использование на личное потребление продукции собственного производства.

Расходы на потребление домашних хозяйств состоят из суммы потребительских расходов и оценки в денежном эквиваленте стоимости натуральных поступлений. В расходы на потребление не включается стоимость купленных в период обследования, но не пошедших на личное потребление товаров, и стоимость произведенной в период обследования, но не использованной на личное потребление сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2.2. Потребительские расходы домашних хозяйств*(7) являются частью денежных расходов домашних хозяйств, направленных на приобретение потребительских товаров и оплату услуг для удовлетворения потребностей домохозяйства и членов домохозяйства. В составе потребительских расходов не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, а также расходы на оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющихся инвестициями.

Потребительские расходы детализируются по перечню высших разрядов, по группам КИПЦ-ДХ и по основным группам товаров и услуг, указанным в Разделе 1.3. настоящих методологических положений (п.п. 4, 5).

2.3. Стоимость натуральных поступлений*(7) — суммарная оценка стоимости натуральных поступлений продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольственных товаров и услуг. При этом:

— стоимость натуральных поступлений продуктов питания и алкогольных напитков*(7) — расчетный показатель стоимости потребленных домашними хозяйствами продуктов (алкогольных напитков) собственного производства и продуктов (алкогольных напитков), поступивших из других источников без оплаты; оценка стоимости производится по средним ценам покупки, исходя из данных ОБДХ о количестве и стоимости купленных обследуемыми домохозяйствами соответствующих продуктов (алкогольных напитков) в среднем по субъекту Российской Федерации.

— стоимость натуральных поступлений непродовольственных товаров и услуг*(7) — оценка стоимости непродовольственных товаров, поступивших в домохозяйство без оплаты, а также товаров (услуг), предоставленных в натуральном выражении работодателем; оценка стоимости производится со слов респондентов.

2.4. Расходы домашних хозяйств (всего)*(7) представляют собой сумму расходов на потребление и расходов домашних хозяйств, не связанных с потреблением (расходы на промежуточное потребление и валовое накопление, налоги, сборы, платежи и другие расходы).

3. В целях анализа структуры и тенденций в распределении расходов на потребление по населению в целом и по различным его подгруппам на основании программы ОБДХ формируются показатели денежных доходов и располагаемых ресурсов домашних хозяйств. Указанные показатели определяются только в терминах расходов и предназначены, главным образом, для отражения различий в структуре расходов между группами домохозяйств с различным уровнем материального достатка.

Определения показателей доходов, формируемых на основе программы ОБДХ:

3.1. Денежный доход*(7) — определяется как сумма денежных расходов домашних хозяйств и прироста (уменьшения) финансовых активов. Применительно к этому методу показатель денежного дохода домохозяйств, формируемый на основе программы ОБДХ, трактуется как объем денежных средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своих денежных расходов и создания сбережений без привлечения ранее накопленных или привлеченных заемных средств.

Используемый в расчетах показателя денежных доходов показатель прироста (уменьшение) финансовых активов домашних хозяйств определяется как сальдо между суммой сбережений, сделанных домохозяйствами за счет собственных доходов, полученных в период обследования, и суммой израсходованных накоплений и привлеченных заемных средств.

3.2. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств*(7) — определяются как совокупность расходов домохозяйств и суммы сбережений, сделанных домохозяйствами в период обследования. Показатель располагаемых ресурсов домашних хозяйств, формируемый на основе программы ОБДХ, трактуется как объем всех денежных и натуральных (в денежном эквиваленте) средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своих расходов и создания сбережений.

4. Схема формирования показателей доходов и расходов, перечисленных в п. 2-3:

1. Расходы на потребление 1.1 + 1.2 — 1.3
1.1. Потребительские расходы
1.2. Стоимость натуральных поступлений
1.3. Стоимость купленных потребительских товаров, не пошедших на личное потребление
2. Расходы, не связанные с потреблением
3. Расходы домашних хозяйств 1 + 2
3.1. Денежные расходы 1.1 + 2
4. Прирост финансовых активов 4.1 — 4.2
4.1. Сумма сделанных сбережений
4.2. Сумма займа и израсходованных сбережений
5. Денежный доход 3.1 + 4
6. Располагаемые ресурсы 3 + 4.1

3.2. Алгоритмы формирования агрегированных показателей доходов и расходов домашних хозяйств

1. Агрегирование показателей доходов и расходов по итогам ОБДХ производится на уровне каждой единицы обследования (каждого обследованного домохозяйства) и по совокупности всех единиц обследования (по всем обследованным домохозяйствам).

2. Значения обобщающих показателей доходов и расходов определяются для каждого домохозяйства на основании слитого массива всех данных, полученных в ходе обследования. Консолидация основана на принципе приведения данных к единому временному периоду и производится объединением дневниковых записей за двухнедельный период, журнальных записей и показателей опросного листа за квартал. Преобразование двухнедельных дневниковых записей до квартального периода осуществляется умножением значений показателей на коэффициент экстраполяции ( ), который рассчитывается по формуле:

где: — число дней в квартале, — число дней ведения дневника (14).

3. Агрегирование показателей доходов и расходов на уровне единиц обследования производится посредством:

— суммировки позиций идентификационных кодов расходов, согласно их вхождению в укрупненные группы расходов КИПЦ-ДХ и в отдельные позиции расходов, имеющие самостоятельное значение;

— суммировки полученных укрупненных групп расходов и отдельных самостоятельных позиций, согласно определениям обобщающих показателей доходов и расходов, указанным в п. 2 Раздела 3 настоящих методологических положений.

4. Агрегирование обобщающих показателей доходов и расходов по итогам ОБДХ по совокупности всех единиц обследования производится посредством суммировки как укрупненных групп расходов (самостоятельных позиций) так и итоговых показателей. В обоих случаях агрегирование показателей доходов и расходов по совокупности всех единиц обследования производится с использованием коэффициентов распространения на генеральную совокупность, присваиваемых каждой единице обследования в порядке, изложенном в Разделе 4 настоящих методологических положений.

5. Схема формирования агрегированных обобщающих показателей доходов и расходов во взаимосвязи с алгоритмами формирования укрупненных групп расходов КИПЦ-ДХ и самостоятельных позиций расходов с указанием их идентификационных кодов:

Наименование показателей Алгоритмы формирования
показатели доходов и расходов укрупненные группы расходов КИПЦ-ДХ и самостоятельные позиции*
1. Расходы на потребление — всего 1.1 + 1.2 — 1.3
в том числе:
1.1. Потребительские расходы — всего 1.1.1-1.1.5
в том числе в группировке по основным группам товаров и услуг:
1.1.1. расходы на покупку продуктов питания Сумма по кодам 1-23, 111 (хлебобулочные изделия и крупы), 24-45, 85 (мясо и мясопродукты), 46-57 (рыба и морепродукты), 58-77, 81, 130 (молочные продукты), 78-80 (яйца), 82-84 (масла и жиры), 86-90, 92-97, 121, 122 (фрукты и ягоды), 91, 98-105, 108, 109, 112-116 (овощи и бахчевые), 107, 117 (картофель), 118-120, 123-129, 131 (сахар, мед и кондитерские изделия), 106, 110, 132-139 (другие продукты питают), 140-147 (чай, кофе, безалкогольные напитки) * Kz
1.1.2. расходы на питание вне дома Сумма по кодам 434-437 (рестораны, кафе), 438 (столовые) * Kz
1.1.3. расходы на покупку алкогольных напитков Сумма по кодам 148-150 (ликеро-водочные изделия), 151 (вина), 152 (пиво), 153 (другая алкогольная продукция) * Kz
1.1.4. расходы на покупку непродовольственных товаров Сумма по кодам 158-161 (ткани), 162-188 (верхняя одежда и белье), 189-196 (головные уборы и галантерея), 200-218 (обувь), 225-233 (строительные материалы для ремонта), 247-251 (топливо для дома), 254-265, 268-274 (мебель, ковры, текстильные изделия для дома), 276-282, 284, 285, 287, 288, 290-295 (бытовая техника), 297-300 (посуда и домашняя утварь), 302, 303, 305-308 (инструменты и оборудование для дома и сада), 310-314 (бытовая химия и прочие хозяйственные принадлежности), 319-323 (лекарства, медицинское оборудование), 334-338, 801 (транспортные средства, запчасти и принадлежности), 340, 341, 342, 802 (горюче-смазочные материалы), 363, 364, 373-393 (культтовары), 395-398, 400-404, 406, 407 (игры и товары для спорта и хобби), 419-423 (книги, газеты и канцтовары), 445-450 (парфюмерно-косметические товары и предметы личной гигиены), 452-455, 457-461, 803 (часы и прочие предметы личного обихода), [154-157 * Kz] (табачные изделия и наркотики)
1.1.5. расходы на оплату услуг Сумма по кодам 197-199, 219, 220 (чистка и ремонт одежды и обуви), 221-224 (аренда жилья), 234, 235 (ремонт жилья), 236-246, 252, 253 (коммунальные услуги), 266, 267, 275, 283, 286, 289, 296, 301, 304, 309 (ремонт предметов домашнего обихода, бытовой техники, мебели), 315-318 (прочие бытовые услуги), 324-332, 800 (медицинские услуги), 333 (санаторно-оздоровительные услуги), 343, 344 (обслуживание и ремонт транспортных средств), 345-361 (транспортные услуги), 362, 365-372 (услуги связи), 394, 399, 405, 456, 462 (ремонт культтоваров), 408, 409 (ветеринарные услуги), 410-417 (услуги по организации отдыха и культурных мероприятий), 418 (азартные игры), 424-428 (услуги центров отдыха, туризм), 429-433 (услуги образования), 439, 440 (услуги по предоставлению жилья), 441-444 (личные услуги), 451 (услуги проституции), 463 (услуги по социальной защите), 464 (услуги дошкольных учреждений), 465-468 (услуги страхования), 469-474 (прочие услуги)
1.1. Потребительские расходы — всего 1.1.1-1.1.12
в том числе в группировке по высшему разряду КИПЦ-ДХ:
1.1.1. расходы на покупку продуктов питания и безалкогольных напитков Сумма по кодам 1-23 (хлебобулочные изделия и крупы), 24-45 (мясо), 46-57 (рыба и морепродукты), 58-80 (молочные изделия, сыр и яйца), 81-85 (масла и жиры), 86-97 (фрукты), 98-117 (овощи), 118-131 (сахар, джем, мед, шоколад и конфеты), 132-139 (пищевые продукты, не отнесенные к другим категориям), 140-142 (кофе, чай, какао), 143-147 (минеральные воды, прохладительные напитки и соки) * Kz
1.1.2. расходы на покупку алкогольных напитков, табачных изделий и наркотиков Сумма по кодам 148-151 (спиртные напитки), 152 (пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива), 154-156 (табачные изделия), 157 (наркотики) * Kz
1.1.3. расходы на одежду и обувь Сумма по кодам 158-161 (материалы для пошива одежды), 162-188 (верхняя одежда и белье), 189-196 (другая одежда и галантерея), 197-199 (чистка, ремонт и прокат одежды), 200-218 (сапоги, туфли и прочая обувь), 219-220 (ремонт, изготовление и прокат обуви)
1.1.4. расходы на оплату жилищных услуг, воды, электроэнергии, газа и других видов топлива Сумма по кодам 221-224 (фактическая арендная плата за жилье), 225-233 (материалы для текущего содержания и ремонта жилья), 234-235 (услуги по текущему содержанию и ремонту жилого помещения), 236-243 (водоснабжение и другие коммунальные услуги), 244-253 (электроэнергия, газ и другие виды топлива)
1.1.5. расходы на покупку предметов домашнего обихода, повседневного ухода за домом и бытовой техники Сумма по кодам 254-263 (мебель и предметы домашнего обихода), 264-266 (ковры и другие покрытия для пола), 267 (ремонт мебели, предметов домашнего обихода и покрытий для пола), 268-275 (текстильные изделия для дома), 276-293 (крупные бытовые приборы, электрические и неэлектрические), 294, 295 (малые электробытовые приборы), 296 (ремонт бытовых приборов), 297-301 (стеклянные изделия, столовая посуда и домашняя утварь), 302-304 (крупные инструменты и оборудование), 305-309 (мелкие инструменты и приспособления), 310-314 (товары для повседневного ухода за жильем), 315-318 (домашние и бытовые услуги)
1.1.6. расходы на здравоохранение Сумма по кодам 319-324 (медикаменты, лечебное оборудование и аппаратура), 325-331, 800 (амбулаторные услуги), 332, 333 (услуги больниц)
1.1.7. расходы на транспорт Сумма по кодам 334-337, 801 (покупка транспортных средств), 338-344, 802 (эксплуатация личных транспортных средств), 345-361 (транспортные услуги)
1.1.8. расходы на связь Сумма по кодам 362 (почтовые услуги), 363-365 (телефонное и факсимильное оборудование), 366-371 (услуги телефонной и документальной связи)
1.1.9. расходы на организацию отдыха и культурных мероприятий Сумма по кодам 373-381 (оборудование для приема, записи и воспроизведения звука и изображения), 382-385 (фотографическое, кинематографическое оборудование и оптические приборы), 386-389 (оборудование для обработки информации), 390-393 (носители для записи звука и изображения), 394 (ремонт и обслуживание аудиовизуального, фотографического оборудования и оборудования для обработки информации), 395-399 (другие товары длительного пользования и организации отдыха и культурных мероприятий), 400-409 (другие товары и оборудование для отдыха, сады и домашние животные), 410-418 (услуги по организации отдыха и культурных мероприятий), 419-423 (газеты, журналы, канцелярские принадлежности), 424-428 (организация комплексного отдыха)
1.1.10. расходы на образование Сумма по кодам 429-433 (услуги образования)
1.1.11. расходы на гостиницы, кафе и рестораны Сумма по кодам 434-437 (рестораны, кафе), 438 (столовые) * Kz, 439, 440 (гостиничные услуги)
1.1.12. расходы на другие товары и услуги Сумма по кодам 441-450 (личные услуги), 451 (услуги проституции), 452-462, 803 (предметы личного обихода, не отнесенные к другим категориям), 463, 464 (услуги по социальной защите), 465-468 (услуги страхования), 469 (другие финансовые услуги), 470-474 (другие услуги)
1.2. Стоимость натуральных поступлений — всего 1.2.1-1.2.4
в том числе:
1.2.1. стоимость натуральных поступлений продуктов питания Сумма оценок по средним ценам покупки натуральных поступлений продуктов питания (коды 1-127, 129-131, 140-147) * Kz PRODLPH (стоимость продуктов питания, поступивших из ЛПХ), PRODTRUD (стоимость продуктов питания, поступивших в счет оплаты труда), PRODDR (стоимость продуктов питания, поступивших из других источников)
1.2.2. стоимость натуральных поступлений алкогольных напитков Сумма оценок по средним ценам покупки натуральных поступлений алкогольных напитков (коды 148-153) * Kz
1.2.3. стоимость натуральных поступлений непродовольственных товаров Стоимость натуральных поступлений непродовольственных товаров (коды 158-196, 200-218, 225-233, 248-251, 254-265, 268-274, 276-282, 284-285, 287-288, 290-295, 297-300, 302-303, 305-308, 310-314, 319-323, 334-342, 363, 364, 373-393, 395-398, 400-404, 406-407, 419-423, 445-450, 452-455, 457-461, 801-803) NEPRDAR (в подарок), NЕPRTRUD (в счет оплаты труда), NEPRDR (из других источников)
1.2.4. стоимость льгот, предоставленных работодателем в натуральном выражении Сумма значений показателей R3V44 (бесплатное питание), R3V45 (оплата транспортных расходов), R3V46 (оплата жилья и коммунальных услуг), R3V47 (оплата ремонта, строительства и приобретения жилья), R3V48 (оплата медицинского обслуживания и отдыха), R3V49 (оплата содержания детей в детских учреждениях), R3V410 (оплата обучения), R3V411 (оплата спортивных и оздоровительных мероприятий), R3V412 (оплата досуговых и развлекательных мероприятий)
1.3. Стоимость купленных потребительских товаров, не пошедших на личное потребление — всего 1.3.1-1.3.3
в том числе:
1.3.1. стоимость продуктов питания, израсходованных на переработку, корм животным, на обмен, подарок и др. Сумма оценок по средним ценам покупки продуктов питания, израсходованных на переработку, норм животным, на обмен, подарок и другие цели (коды 1-127, 129-131, 140-147) * Kz
1.3.2. стоимость непродовольственных товаров, отданных в подарок и др. Сумма по кодам 158-196, 200-218, 225-233, 248-251, 254-265, 268-274, 276-282, 284-285, 287-288, 290-295, 297-300, 302-303, 305-308, 310-314, 319-323, 334-342, 363, 364, 373-393, 395-398, 400-404, 406-407, 419-423, 445-450, 452-455, 457-461, 801-803
1.3.3. стоимость алкогольных напитков, отданных в подарок и др. Сумма оценок по средним ценам покупки алкогольных напитков, израсходованных на обмен, подарок и другие цели (коды 148-153) * Kz
2. Расходы, не связанные с потреблением — всего 2.1-2.3
в том числе:
2.1. Расходы на промежуточное потребление и валовое накопление — всего 2.1.1-2.1.5
в том числе:
2.1.1. затраты на ведение личного подсобного хозяйства Сумма по кодам 901, 902 — (сельхозтехника и инвентарь), 903, 904 (скот и птица), 905-907 (семена, корма, удобрения, сырье, топливо), 908-910 (услуги, полученные в процессе производства), 913 (страховые взносы, обязательные платежи)
2.1.2. затраты на ведение другой производственной деятельности Сумма по кодам 916, 917 (оборудование и инвентарь), 918-921 (сырье, топливо), 922-924 (услуги, полученные в процессе производства), 927 (страховые взносы, обязательные платежи)
2.1.3. расходы на покупку недвижимости Сумма значений по коду 937 (покупка недвижимости)
2.1.4. расходы на покупку ювелирных изделий Сумма значений по коду 938 (покупка ювелирных изделий и антиквариата)
2.1.5. расходы на покупку стройматериалов и оплату услуг по новому строительству и капитальному ремонту Сумма значений по коду 935, 936 (расходы на строительство)
2.2. Налоги, сборы, платежи Сумма значений по кодам 911, 925, 930, 931 (налоги), 912, 926, 932 (обязательные платежи)
2.3. Другие расходы Сумма значений по кодам 933 (алименты), 934 (подарки), 915, 929, 945 (авансы), 946 (другие расходы)
3. Расходы домашних хозяйств 1 + 2
3.1. Денежные расходы 1.1 + 2
4. Прирост финансовых активов 4.1 — 4.2
4.1. сумма сделанных сбережений Сумма по кодам 939 (положено в банк), 940 (покупка ценных бумаг), 942 (покупка иностранной валюты), 943 (отдано в долг), 914, 928 (возврат долга), сумма значений и показателя R3V22 (остаток наличных денег)
4.2. сумма займа и израсходованных сбережений Сумма значений показателя R3V17 (изысканная сумма)
5. Денежные доходы 3.1 + 4
6. Располагаемые ресурсы 3 + 4.1

* Наименования расходов с соответствующими им идентификационными кодами представлены в Приложении к настоящим методологическим положениям

3.3. Алгоритмы формирования агрегированных показателей уровня потребления продуктов питания

1. По итогам ОБДХ формируется следующая совокупность показателей, характеризующих уровень потребления продуктов питания и их пищевую ценность:

1.1. Потребление, в расчете на одного потребителя, кг

Источник

Читайте также:  Способ раскроя предусматривающий склеивание элементов для получения пиломатериалов
Оцените статью
Разные способы