Способы общественного контроля примеры
Статья 5. Цели и задачи общественного контроля
1. Целями общественного контроля являются:
1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
3) общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
2. Задачами общественного контроля являются:
1) формирование и развитие гражданского правосознания;
2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;
3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
7) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Источник
Внимание!
Портал работает в тестовом режиме!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
- Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Клавиатура:
- Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня. - Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
- Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
У активной ссылки будет подсвеченный фон. - Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
- Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown - Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×
Обновлено 3 часа назад
Общая информация
Важнейшей задачей любого демократического государства является обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение прав невозможно без эффективно функционирующей системы контроля государственного аппарата со стороны общества.
Новое направление в развитии общественно-государственного сотрудничества – внедрение механизмов общественного контроля.
Общественный контроль предполагает достаточно широкий набор инструментов, который строится, прежде всего, вокруг принципов прозрачности государственной власти и участия общества в ее работе. Особое значение общественный контроль приобретает в условиях формирования гражданского общества, функционирующего правового, социального и демократического государства.
Легализация основ общественного контроля в Российской Федерации осуществлена посредством принятия 21 июля 2014 г. Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Под общественным контролем понимается механизм, позволяющий обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата.
Объектами общественного контроля являются:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- государственные и муниципальные организации;
- иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия.
К Субъектам общественного контроля относятся:
- общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации;
- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти;
- общественные советы при исполнительных, законодательных и представительных органах субъектов Российской Федерации;
- общественные палаты (советы) муниципальных образований.
Общественный контроль не является инструментом принуждения, с его помощью невозможно приказать государственным или муниципальным органам совершать какие-либо действия. Однако можно обратить внимание власти на проблемы, недостатки в его работе и в какой-то мере повлиять на принимаемые решения.
Законодательством закреплено 5 основных форм общественного контроля:
- общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;
- общественная проверка – сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся деятельности органов и организаций;
- общественная экспертиза – анализ и оценка актов, решений, документов и других материалов, действий или бездействия органов и организаций на основании специальных знаний и (или) опыта специалистов;
- общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц, организаций, представителей граждан и общественных объединений;
- общественные (публичные) слушания – собрание граждан по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, государственных и муниципальных закупок и в других случаях.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах и многократно.
Распоряжением Губернатора края от 17.02.2015 № 43-р была создана рабочая группа по подготовке законопроекта края»Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Хабаровском крае», в состав которой вошли представители общественности (члены и председатели общественных советов при органах исполнительной власти, Общественной палаты края), органов исполнительной власти и структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства края, Законодательной Думы края, юстиции, Прокуратуры края.
Данный законопроект проходил широкое обсуждение на различных площадках: на заседаниях общественных советов при исполнительных органах власти и при органах местного самоуправления, в городских округах и муниципальных районах края, органах исполнительной власти края, размещался в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
22 сентября 2015 года Законодательной Думой Хабаровского края принят краевой закон №110 «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Хабаровском крае».
Исполнение федерального и регионального законодательства позволит повысить не только эффективность деятельности органов власти и местного самоуправления, но и развить их взаимодействие с институтами гражданского общества, поднять уровень доверия граждан к деятельности органов, предупредить принятие и реализацию ими решений, противоречащих общественным интересам, защитить права и свободы гражданина.
Источник
ОП РФ предлагает законодательно закрепить четкий механизм реализации мероприятий общественного контроля
EdZbarzhyvetsky / Depositphotos.com |
Одним из важнейших условий повышения эффективности мероприятий общественного контроля эксперты считают определение процедуры их проведения. С этой целью планируется разработать методики реализации каждой из предусмотренных законом форм общественного контроля: общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественных обсуждений, общественных слушаний (ст. 18 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; далее – Закон № 212-ФЗ), отметили участники состоявшегося вчера в ОП РФ тематического круглого стола. Помимо методик, определяющих порядок уведомления о проведении мероприятия, выбора инспекторов и т. д., предполагается утвердить также типовые формы итоговых документов, составляемых по результатам проведенных мероприятий.
Подготовкой указанных актов займется, скорее всего, ОП РФ, так как она может получить полномочия координатора деятельности всех субъектов общественного контроля на федеральном уровне – соответствующим положением предлагается дополнить Закон № 212-ФЗ (эта и ряд других поправок, которые, по мнению ОП РФ, должны быть внесены в указанный закон отражены в проекте рекомендаций, которые после учета наиболее существенных замечаний и предложений участников круглого стола будут направлены в Госдуму и Совет Федерации; текст проекта имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). На региональном уровне координирующими функциями в этом случае будут наделены общественные палаты субъектов РФ.
Как организуется обязательное общественное обсуждение закупок, узнайте из материала «Планирование закупок по Закону № 44-ФЗ» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Однако отсутствие регламентирующих процедуру проведения мероприятий общественного контроля актов – далеко не единственный фактор, влияющий на их эффективность. Эксперты обозначили еще ряд задач, требующих разрешения для дальнейшего развития института общественного контроля.
Упорядочивание системы общественного контроля. Помимо уже упомянутой возможности определения координатора в сфере общественного контроля, предлагается обеспечить взаимодействие между общественными палатами и общественными советами при органах власти на региональном уровне. На федеральном уровне оно существует уже как минимум потому, что ОП РФ участвует в формировании общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»; далее – закон об ОП РФ). На уровне субъектов РФ пока можно говорить не о взаимодействии, а о противостоянии общественных палат и общественных советов, поскольку последние встают на защиту действий органов власти, при которых сформированы, подчеркнул член Общественной палаты Краснодарского края Эдуард Идрисов. Кроме того, непонятен статус иных общественных структур при региональных органах власти: советов по взаимодействию с субъектами предпринимательской деятельности, общественно-консультативных советов и др. По мнению участников круглого стола, они, так же как и общественные советы, должны входить в систему общественного контроля.
На уровне муниципалитетов формирование общественных советов и вовсе является проблематичным, в том числе из-за положения п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, согласно которому субъектами общественного контроля являются общественные палаты (советы) муниципальных образований. Данная формулировка может трактоваться как не допускающая одновременного существования и общественной палаты, и общественного совета муниципалитета, поэтому нуждается в корректировке, отметил первый заместитель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий. Более того, он обратил внимание на необходимость законодательного закрепления порядка формирования и принципов деятельности общественных палат муниципалитетов. В настоящее время они создаются на основании муниципальных актов, тогда как региональные и, разумеется, ОП РФ – на основании федерального закона (закон об ОП РФ, Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»).
Статус общественных инспекторов и общественных экспертов. Поскольку эффективность общественного контроля во многом зависит от лиц, которые его осуществляют, в некоторых сферах складывается практика не разового привлечения эксперта для участия в конкретном мероприятии, а присвоения статуса общественного инспектора на определенный срок. Например – в области охраны окружающей среды. В прошлом году в отраслевом законодательстве были закреплены не только перечень правомочий общественных инспекторов по охране окружающей среды (п. 6 ст. 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), но и правила осуществления ими общественного экологического контроля и взаимодействия с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора, а также требования к кандидатам в инспекторы и порядок их отбора (приказ Минприроды России от 12 июля 2017 г. № 403). «В нашей области статус общественных инспекторов определен, но для повышения результативности их работы мы предлагаем еще совместить их деятельность с возможностями, предоставляемыми законами об участии граждан в охране общественного порядка и добровольной пожарной охране [Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ и Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ соответственно. – ГАРАНТ.РУ]. Это позволит придать инспекторам более серьезный статус: общественный и государственный», – сообщил заместитель председателя Общественного совета при Роснедрах Владислав Жуков.
С другой стороны, даже получение статуса эксперта путем, например, аккредитации, – такое требование предусмотрено для граждан, проводящих независимую антикоррупционную экспертизу нормативных актов (п. 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов), – не гарантирует активного участия имеющих его лиц в общественном контроле. Например, на территории Краснодарского края, по данным Эдуарда Идрисова, в год проводится максимум 2-3 таких экспертизы. В Республике Татарстан в прошлом году и вовсе не было направлено ни одного заключения по результатам антикоррупционной экспертизы, хотя на ее территории зарегистрировано 52 независимых эксперта, а прокуратура региона проводит семинары-совещания с целью разъяснения методики проведения экспертизы, отметила прокурор организационно-аналитического отдела управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Екатерина Давыдова.
В любом случае, по мнению участников круглого стола, предпосылки к повышению профессионализма участвующих в мероприятиях общественного контроля лиц имеются, поэтому необходимо проработать все возможные варианты и выбрать наиболее подходящий. Подготовка общественных контролеров возможна и путем обучения, причем для такого специфического вида контроля, как антикоррупционный, нужно открывать специальные направления обучения или курсы повышения квалификации, а также создавать условия для научного и методического обеспечения деятельности контролеров, полагает референт Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции Виталий Белинский.
Расширение сферы общественного контроля. Уже не в первый раз члены ОП РФ предлагают закрепить возможность осуществления общественного контроля не только за деятельностью органов власти и иных органов и организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, но и за деятельностью хозяйствующих субъектов. В прошлом году предлагалось распространить действие Закона № 212-ФЗ на коммунальные предприятия, крупнейшие банки, железнодорожных и авиаперевозчиков и др. Сейчас – на все субъекты предпринимательской деятельности в принципе – в целях проверки обеспечения ими пожарной, производственной и продовольственной безопасности. Однако присутствовавшие на круглом столе представители МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ выступили категорически против, так как в этом случае произойдет пересечение полномочий органов, в компетенцию которых входит осуществление государственного и муниципального контроля, и субъектов общественного контроля, что недопустимо.
Еще одна инициатива, сформулированная по итогам круглого стола, касается расширения возможностей общественного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предлагается, в частности, скорректировать Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в части предоставления всех прав, которыми, согласно его положениям, наделены осуществляющие общественный контроль общественные объединения, каждому субъекту общественного контроля, упомянутому в Законе № 212-ФЗ.
Насколько продолжительным будет обсуждение возможности подготовки законопроектов на основе обозначенных предложений, оценить сложно, но методики проведения мероприятий общественного контроля и типовые формы документов, составляемых по их результатам, ОП РФ, надо полагать, сможет разработать в ближайшее время.
Источник