- ОП РФ предлагает законодательно закрепить четкий механизм реализации мероприятий общественного контроля
- Способы общественного контроля деятельности власти
- Способы общественного контроля деятельности власти
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Правовая основа общественного контроля
- Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля
- Статья 4. Общественный контроль
- Статья 5. Цели и задачи общественного контроля
- Статья 6. Принципы общественного контроля
- Статья 7. Информационное обеспечение общественного контроля
- Статья 8. Доступ к информации об общественном контроле
- Глава 2. Статус субъектов общественного контроля
- Статья 9. Субъекты общественного контроля
- Статья 10. Права и обязанности субъектов общественного контроля
ОП РФ предлагает законодательно закрепить четкий механизм реализации мероприятий общественного контроля
EdZbarzhyvetsky / Depositphotos.com |
Одним из важнейших условий повышения эффективности мероприятий общественного контроля эксперты считают определение процедуры их проведения. С этой целью планируется разработать методики реализации каждой из предусмотренных законом форм общественного контроля: общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественных обсуждений, общественных слушаний (ст. 18 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; далее – Закон № 212-ФЗ), отметили участники состоявшегося вчера в ОП РФ тематического круглого стола. Помимо методик, определяющих порядок уведомления о проведении мероприятия, выбора инспекторов и т. д., предполагается утвердить также типовые формы итоговых документов, составляемых по результатам проведенных мероприятий.
Подготовкой указанных актов займется, скорее всего, ОП РФ, так как она может получить полномочия координатора деятельности всех субъектов общественного контроля на федеральном уровне – соответствующим положением предлагается дополнить Закон № 212-ФЗ (эта и ряд других поправок, которые, по мнению ОП РФ, должны быть внесены в указанный закон отражены в проекте рекомендаций, которые после учета наиболее существенных замечаний и предложений участников круглого стола будут направлены в Госдуму и Совет Федерации; текст проекта имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). На региональном уровне координирующими функциями в этом случае будут наделены общественные палаты субъектов РФ.
Как организуется обязательное общественное обсуждение закупок, узнайте из материала «Планирование закупок по Закону № 44-ФЗ» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Однако отсутствие регламентирующих процедуру проведения мероприятий общественного контроля актов – далеко не единственный фактор, влияющий на их эффективность. Эксперты обозначили еще ряд задач, требующих разрешения для дальнейшего развития института общественного контроля.
Упорядочивание системы общественного контроля. Помимо уже упомянутой возможности определения координатора в сфере общественного контроля, предлагается обеспечить взаимодействие между общественными палатами и общественными советами при органах власти на региональном уровне. На федеральном уровне оно существует уже как минимум потому, что ОП РФ участвует в формировании общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»; далее – закон об ОП РФ). На уровне субъектов РФ пока можно говорить не о взаимодействии, а о противостоянии общественных палат и общественных советов, поскольку последние встают на защиту действий органов власти, при которых сформированы, подчеркнул член Общественной палаты Краснодарского края Эдуард Идрисов. Кроме того, непонятен статус иных общественных структур при региональных органах власти: советов по взаимодействию с субъектами предпринимательской деятельности, общественно-консультативных советов и др. По мнению участников круглого стола, они, так же как и общественные советы, должны входить в систему общественного контроля.
На уровне муниципалитетов формирование общественных советов и вовсе является проблематичным, в том числе из-за положения п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, согласно которому субъектами общественного контроля являются общественные палаты (советы) муниципальных образований. Данная формулировка может трактоваться как не допускающая одновременного существования и общественной палаты, и общественного совета муниципалитета, поэтому нуждается в корректировке, отметил первый заместитель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий. Более того, он обратил внимание на необходимость законодательного закрепления порядка формирования и принципов деятельности общественных палат муниципалитетов. В настоящее время они создаются на основании муниципальных актов, тогда как региональные и, разумеется, ОП РФ – на основании федерального закона (закон об ОП РФ, Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»).
Статус общественных инспекторов и общественных экспертов. Поскольку эффективность общественного контроля во многом зависит от лиц, которые его осуществляют, в некоторых сферах складывается практика не разового привлечения эксперта для участия в конкретном мероприятии, а присвоения статуса общественного инспектора на определенный срок. Например – в области охраны окружающей среды. В прошлом году в отраслевом законодательстве были закреплены не только перечень правомочий общественных инспекторов по охране окружающей среды (п. 6 ст. 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), но и правила осуществления ими общественного экологического контроля и взаимодействия с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора, а также требования к кандидатам в инспекторы и порядок их отбора (приказ Минприроды России от 12 июля 2017 г. № 403). «В нашей области статус общественных инспекторов определен, но для повышения результативности их работы мы предлагаем еще совместить их деятельность с возможностями, предоставляемыми законами об участии граждан в охране общественного порядка и добровольной пожарной охране [Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ и Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ соответственно. – ГАРАНТ.РУ]. Это позволит придать инспекторам более серьезный статус: общественный и государственный», – сообщил заместитель председателя Общественного совета при Роснедрах Владислав Жуков.
С другой стороны, даже получение статуса эксперта путем, например, аккредитации, – такое требование предусмотрено для граждан, проводящих независимую антикоррупционную экспертизу нормативных актов (п. 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов), – не гарантирует активного участия имеющих его лиц в общественном контроле. Например, на территории Краснодарского края, по данным Эдуарда Идрисова, в год проводится максимум 2-3 таких экспертизы. В Республике Татарстан в прошлом году и вовсе не было направлено ни одного заключения по результатам антикоррупционной экспертизы, хотя на ее территории зарегистрировано 52 независимых эксперта, а прокуратура региона проводит семинары-совещания с целью разъяснения методики проведения экспертизы, отметила прокурор организационно-аналитического отдела управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Екатерина Давыдова.
В любом случае, по мнению участников круглого стола, предпосылки к повышению профессионализма участвующих в мероприятиях общественного контроля лиц имеются, поэтому необходимо проработать все возможные варианты и выбрать наиболее подходящий. Подготовка общественных контролеров возможна и путем обучения, причем для такого специфического вида контроля, как антикоррупционный, нужно открывать специальные направления обучения или курсы повышения квалификации, а также создавать условия для научного и методического обеспечения деятельности контролеров, полагает референт Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции Виталий Белинский.
Расширение сферы общественного контроля. Уже не в первый раз члены ОП РФ предлагают закрепить возможность осуществления общественного контроля не только за деятельностью органов власти и иных органов и организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, но и за деятельностью хозяйствующих субъектов. В прошлом году предлагалось распространить действие Закона № 212-ФЗ на коммунальные предприятия, крупнейшие банки, железнодорожных и авиаперевозчиков и др. Сейчас – на все субъекты предпринимательской деятельности в принципе – в целях проверки обеспечения ими пожарной, производственной и продовольственной безопасности. Однако присутствовавшие на круглом столе представители МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ выступили категорически против, так как в этом случае произойдет пересечение полномочий органов, в компетенцию которых входит осуществление государственного и муниципального контроля, и субъектов общественного контроля, что недопустимо.
Еще одна инициатива, сформулированная по итогам круглого стола, касается расширения возможностей общественного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предлагается, в частности, скорректировать Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в части предоставления всех прав, которыми, согласно его положениям, наделены осуществляющие общественный контроль общественные объединения, каждому субъекту общественного контроля, упомянутому в Законе № 212-ФЗ.
Насколько продолжительным будет обсуждение возможности подготовки законопроектов на основе обозначенных предложений, оценить сложно, но методики проведения мероприятий общественного контроля и типовые формы документов, составляемых по их результатам, ОП РФ, надо полагать, сможет разработать в ближайшее время.
Источник
Способы общественного контроля деятельности власти
Статья 5. Цели и задачи общественного контроля
1. Целями общественного контроля являются:
1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
3) общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
2. Задачами общественного контроля являются:
1) формирование и развитие гражданского правосознания;
2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;
3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
7) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Источник
Способы общественного контроля деятельности власти
Об основах общественного контроля в Российской Федерации
(с изменениями на 27 декабря 2018 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 353-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040151) (вступил в силу с 1 января 2017 года);
Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 455-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, N 0001201712290084);
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2018, N 0001201812270064).
Принят
Государственной Думой
4 июля 2014 года
Одобрен
Советом Федерации
9 июля 2014 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Статья 2. Правовая основа общественного контроля
1. Осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, регулируется соответствующими федеральными законами.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах, общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также на общественные отношения, возникающие при осуществлении общественными инспекторами по охране окружающей среды общественного контроля по охране окружающей среды (общественного экологического контроля), общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными.
4. Не допускается принятие нормативных правовых актов в целях воспрепятствования осуществлению общественного контроля.
Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля
1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
2. Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в осуществлении общественного контроля, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля.
3. Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
5. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. В случаях, предусмотренных федеральными законами, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в отдельных сферах общественных отношений, могут быть наделены указанными федеральными законами дополнительными полномочиями по осуществлению общественного контроля.
7. Особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами и общественными объединениями потребителей могут устанавливаться соответствующими федеральными законами.
Статья 4. Общественный контроль
1. Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
2. Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 5. Цели и задачи общественного контроля
1. Целями общественного контроля являются:
1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
3) общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
2. Задачами общественного контроля являются:
1) формирование и развитие гражданского правосознания;
2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;
3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
7) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Статья 6. Принципы общественного контроля
Общественный контроль осуществляется на основе следующих принципов:
1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;
2) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;
3) самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
4) публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов;
5) законность деятельности субъектов общественного контроля;
6) объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля;
7) обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах;
8) многообразие форм общественного контроля;
9) недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации;
10) презумпция добросовестности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль;
11) недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий;
12) соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля.
Статья 7. Информационное обеспечение общественного контроля
1. В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости субъектами общественного контроля могут создаваться специальные сайты, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации могут использоваться официальные сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, общественных палат субъектов Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований.
2. Субъекты общественного контроля осуществляют информационное взаимодействие между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Субъекты общественного контроля размещают на сайтах, указанных в части 1 настоящей статьи, информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве Российской Федерации об общественном контроле.
Статья 8. Доступ к информации об общественном контроле
1. Доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым.
2. Доступ к информационным ресурсам, включающим информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, регулируется законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о персональных данных.
3. Субъекты общественного контроля по запросам средств массовой информации обязаны предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле.
Глава 2. Статус субъектов общественного контроля
Статья 9. Субъекты общественного контроля
1. Субъектами общественного контроля являются:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:
1) общественные наблюдательные комиссии;
2) общественные инспекции;
3) группы общественного контроля;
4) иные организационные структуры общественного контроля.
Статья 10. Права и обязанности субъектов общественного контроля
1. Субъекты общественного контроля вправе:
1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
2) выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;
3) запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
4) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
5) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;
Источник