Способы эффективного общения «учитель-ученик»
Цель: повышение эффективности общения педагога с учащимися.
Задачи:
1. Актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
2. Выделить наиболее эффективные способы коммуникации в конфликтных ситуациях.
3. Формировать и воспитывать потребность у учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.
Актуальность: в процессе общения учителя и учащихся встречаются различные ситуации, в том числе и конфликтные. Эффективность разрешения проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя. Основой отношений педагога с учащимся является знание эффективных способов общения.
Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации. Так как на этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определенную направленность. Причин этих затруднений две: Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание, а вторая — отсутствие согласия учащегося с позиций педагога.
Поэтому рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические приемы достижения расположения учащихся. Эмоциональный контакт с учащимися очень важен. Если ученик доверяет вашей компетентности, доброжелательности, порядочности, значит, он легко воспримет вашу позицию.
К их числу способов такого воздействия относятся:
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
3. Прием “золотые слова” — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему — осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи «Я –высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия»), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пропускаешь занятия!»). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
7. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. Однако, как же обойтись без этого, когда некий «шут” срывает урок и настраивает на эту волну других? Крик – не лучший помощьник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в мирный спор на интересную ученикам тему, используя улыбку, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
8. Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Всегда найдутся в школе подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера.
Если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора.
Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы — все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.
Источник
Организация общения педагога с учеником.
статья по теме
В работе раскрыты структура и стиль педагогического общения. Такт и тактика общения на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_obshcheniya_pedagoga_s_uchenikom.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация общения педагога с учеником»
Выполнила: Анфимова Вера Викторовна
учитель физической культуры, МБУ школа №40
1. Педагогическое общение.
2. Необходимое для педагога в общении.
3. Структура педагогического общения .
4.Стиль работы общения.
5. Педагогический такт учителя.
6. Педагогический такт на уроке.
7. Такт и тактика общения.
Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение учителя и школьников обусловлено их социальными ролями: учитель воспитывает, учит, развивает, ученик учится, воспитывается и т.п.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.
Одной из форм взаимодействия является беседа.
Беседы бывают разными: официальными и неофициальными. В ходе последний обсуждают вопросы личного характера, где оба высказывают свое эмоциональное отношение к тому, о чем говорят, дать или получить совет и т.д. Официальные (деловые) беседы обычно продумываются и готовятся педагогом заранее: о чем беседовать, какие при этом решать воспитательные задачи. Выбрать стиль общения, найти необходимую тональность, выдержать ее до конца разговора в соответствии с намерением и ситуацией, достичь желаемого эффекта – вот минимум задач, которые решает учитель в ходе беседы. То его умения организовать речевое взаимодействие с учеником во многом зависит результативность его труда. Общение – процесс двусторонний. Понимают и принимают в качестве собеседника лишь того, кто сам умеет слушать и слышать других, ощущать, как воспринимается его речь окружающими, уместны ли его высказывания в данной обстановке, в данной конкретной ситуации.
2. Необходимое для педагога в общении.
- Умение владеть словом.
- Актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей);
- Хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);
- Чувство юмора;
- Способность правильно понимать ребенка.
- Способность видеть в нем равноправную личность.
- Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны ребят.
- Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить правду.
- Умение оказывать влияние на детей.
3. Структура педагогического общения .
- Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап). Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.
- Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака). Этап «коммуникативной атаки», говорит сам за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.
- Управление общением в ходе педагогического процесса . На этапе управления общением необходимо умение поддержать инициативу школьников, организовать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.
- Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность. Анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.
4.Стиль работы общения.
Но еще одной главной составляющей культуры педагогического общения является – стиль. Под стилем понимается индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. . Выделяют три основных стиля руководителя.
- Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия- приказ, указание, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность звучит как команда, а то и как оскорбление. «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя такого». В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.
- Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании; каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.
- Либеральный стиль («плывущий плот»). Анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.
Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности и создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление коллективных качеств. По данным социологов, именно в таких коллективах формируется невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.
Авторитарность в общении многолика, часто искусно маскируется, оставаясь, в сущности, бездушно-бюрократическим администрированием, может проявляться как скрытая, опосредованная, порождающая насилие изнутри.
Лучший стиль руководителя – демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякает и в отсутствии руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.
Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.
Что касается авторитаризма, то он питается недостаточной зрелостью педагога, его нравственной и политической невоспитанностью, обусловливается низким уровнем культуры педагога, пренебрежением индивидуальными особенностями детской жизни.
Также существуют стили:
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Общение на основе дружеского расположения.
Общий целостный стиль общения.
Общий стиль общения уже не просто технология общения, а его нравственная атмосфера. Необходимо осознавать значимость обретения педагогом собственного индивидуального стиля общения с детьми. Поиск индивидуального стиля общения способствует решению комплекса задач: педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с классом, облегчается процедура налаживания отношений, повышается эффективность передачи информации, причем все это происходит на позитивном фоне эмоционального благополучия педагога на всех этапах общения.
5. Педагогический такт учителя .
Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным – нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью.
Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.
Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками. Характеризуя работу учителя, К.Д. Ушинский писал: « В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходительность – к грубости. Уважая учащихся, учитель должен уметь показать свое уважение к детям. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания.
Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой». Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и подчеркивающий это в каждом удобном случае. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть к приему умышленного преувеличения первых успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, угнетающим подозрением.
6. Педагогический такт на уроке.
Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся.здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьников затруднениях. Известны случаи, когда дети-заики забывают о своем недуге на уроках мастера-учителя и цепенеют у бестактного учителя. Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии же по ходу, прерывающие ответ, нежелательны. Семиклассники говорят, что больше всего мешает отвечать равнодушие учителя, а десятиклассники считают нежелательным, когда учитель слушает ответ с превосходством и комментирует его с иронией и сарказмом.
Важен также момент выставления оценки. Иногда педагог так комментирует, что ученикам кажется, будто он недоволен и хорошей оценкой: «Ты меня удивил, я вынужден поставить тебе «4». А ведь должен искренне радоваться удачному ответу слабого ученика, переживать за него. И это тоже слагаемые искусства общения.
7. Такт и тактика общения.
Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя – тактику. Педагог выступает перед детьми в разных ролях, которые требуют проявление такта в разных тональностях. На уроке – четкость, корректность, строгость и суховатый тон общения, когда класс не готов к занятию. Во внеклассной работе – непринужденность, задушевность, раскованность, которые особенно необходимы в индивидуальных беседах, походе, экскурсии; дружеское общение во время игры, доверие в свободное вечернее время или в походе у костра.
Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. Это четыре позиции: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом» и «позиция неучастия».
Обычная позиция учителя – сотрудничество, предполагающий деловой уровень общения. Эта позиция проектирует в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу. Но иногда учитель занимает и другие позиции в целях воспитания, например: использует позицию «дитяти», чтобы дать возможность старшеклассникам взять инициативу на себя; или занимает позицию «пристройка снизу», как бы подыгрывая ученикам, для того чтобы ученик проявлял самостоятельность.
Общение – одна из главных сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. От того, как строится общение в детском коллективе, зависит: будет ли детям интересно в школе, какие отношения сложиться между участниками воспитательного процесса, какой психологический климат будет преобладать в классе. И, конечно же, хорошо, если бы они становились такими, чтобы школьник ощущал себя защищенным, испытывал психологический комфорт, мог в полной мере реализовать себя в разных сферах деятельности. Итак, самочувствие детей в школе во многом зависит от системы межличностных отношений, сложившихся в классе. А это значит, что учителю необходимо создать коллектив достаточно высокого уровня развития. И в этом ему помогают педагогический такт и правильное педагогическое общение.
Задачи преподователя – помочь детям вступить в контакт друг с другом, с учителями, углубить и укрепить эти контакты, строить отношения сотрудничества на основе равного диалога, а также предупреждать и разрешать возникающее конфликты. Нельзя надеяться на то, что дети по природе своей общительный народ и легко идут на сближение. В каждом классе встречаются робкие, застенчивые и другие «нестандартные» дети, которые с трудом «приживаются» в коллективе. Зачастую общение возникает и без усилий педагога, но в основе его лежат негативные установки, искаженные взаимоотношения. Не допустить этого – одна из важнейших задач учителя.
Учить детей правильному общению – задача педагога.
- О. Казарцева – кандидат педагогических наук «Культура речевого общения». Научно-методический журнал. «Воспитание школьников» №1 1997 год
- Зязун «Основы педагогического мастерства» — учебное пособие.
- Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983.
Источник