Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком».
консультация на тему
Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._sekrety_obshcheniya_s_rebenkom_sentyabr.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком».
Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.
Что такое общение. Насколько важно общение для ребёнка?
— Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества.
Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.
В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…
Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Как же надо общаться с ребёнком?
— Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.
Исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Научиться правильно общаться с ребёнком нам помогут советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер и её книга «Общаться с ребёнком. Как?»
Прежде всего надо безусловно принимать ребёнка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!
Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.
Как вы выражаете свою любовь к ребёнку?
— Конечно, потребность в любви удовлетворяется, когда вы говорите ребёнку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Сколько раз в день вы обнимаете своего ребёнка?
— Известный семейный т ерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день. Она утверждает, что каждому человеку для выживания необходимо 4 объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.
Если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком.
Как взрослые должны выражать своё недовольство ребёнком?
— Специалисты рекомендуют: Для того, чтобы вы могли проанализировать, насколько правильно вы общаетесь со своим ребёнком мы предлагаем вам выполнить небольшое задание. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
- Посчитайте, сколько раз в течение дня вы обращались к ребёнку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой)?
- Сколько раз с отрицательным упрёком, замечанием?
- Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребёнка (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается)?
- Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребёнком?
- Какими словами Вы называете ребёнка когда сердитесь?
Принципы эффективного общения с ребёнком.
- Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком.
- Ребёнок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
- Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
- Проявляете интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением и т.д.
- Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи.
- Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.
- Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.
Источник
Рекомендации для родителей: «Как общаться с ребёнком»
Лариса Салямова
Рекомендации для родителей: «Как общаться с ребёнком»
для выживания, а для хорошего самочувствия не менее восьми (Вирджиния Сатир)
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
Плохая пища отравляет организм; неправильное общение отравляет психику ребенка. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно записывается (запечатлевается) в психике ребенка.
У трудных детей родители сами страдали в детстве от конфликтов с собственными родителями. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Чтобы изменить стиль общения с ребенком, родителю необходимо:
1. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Необходимо сообщать ребенку, что он вам дорог. Четыре часа общения в день совершенно необходимо каждому просто
2. Не вмешивайтесь в дело, которое делает ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «C тобой все в порядке, ты, конечно, справишься».
3. Если ребенку трудно, и он готов просить вашей помощи, обязательно помогите ему. Оставлять из педагогических соображений ребенка одного там, где ему ТРУДНО, — грубая ошибка.Здесь две опасности:
Первая — слишком рано переложить труды на ребенка.
Вторая — слишком долгое и настойчивое участие родителей.
4. Дружелюбный тон общения.
5. Если ребенок не хочет что-то делать, не подкупайте его (деньги, вещи, удовольствия).
6. Личность и способности ребенка лучше всего развиваются в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
7. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
8. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «созидателем».
9. Если у ребенка эмоциональная проблема (ребенок переживает, его надо активно выслушать.
Это значит: «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Например,ребенок возмущен: «Он отнял мою машинку».Мама: «Ты очень огорчен и рассержен на него». Родитель называет чувство ребенка,а не утешает его: «Ну ничего — поиграет и отдаст». При последнем ответе родитель оставляет ребенка наедине с его переживаниями, подчеркивает, что он не сочувствует ребенку;
Сын: «Не буду больше водиться с Петей!».
Родитель: «Не хочешь с ним больше дружить» (повторение услышанного).
Правильный ответ — с сочувствием. Родитель (после паузы): «Ты на него обиделся» (обозначение чувства).
Неправильный ответ — без сочувствия. Родитель: «Ты что, на него обиделся?».
10. Пассивное слушание — когда ребенок хочет высказаться, рассказывает о чем-то вам, вы молча слушаете, периодически подтверждая,что это вам интересно: «Да, неужели»
11. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом — от первого лица о себе (а не о нем и его поведении).
Мама: «Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня еще дел по горло!».
Дочь: «Ой, мам, мне же на секцию».
Мама: «У тебя секция, и ты не хочешь опоздать» (активное слушание).
Дочь: «Да понимаешь, у нас ведь начинается с разминки, и ее нельзя пропускать».
Мама: «Тебе нельзя опоздать (активное слушание). А у меня тоже затруднительное положение. Гости вот-вот придут, а хлеба нет.
(Сообщение о своем nережuвании: «Я сообщил», а не сообщение, т. е. говорим о себе.) Как же нам быть?». (Переход ко второму шагу.)
Начинать надо именно с выслушивания ребенка. После этого он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поиске совместного решения.
12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
13.Способ решения конфликтов должен быть конструктивным: выигрывают обе стороны — и родитель, и ребенок.
Конструктивный метод решения конфликтов предполагает несколько шагов:
1) прояснение конфликтной ситуации (активное слушание);
2) сбор предложений (с обеих сторон);
3) оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;
4) детализация решения (например, решено, что сын будет самостоятельно собирать вещи; детализация — как пользоваться будильником, где лежит полотенце для утренних водных процедур, как готовить завтрак и т. д.);
5) выполнение решений, проверка.
14. Детям не только нужны порядок, им нужны и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Дети интуитивно чувствуют, что за ро-дительским «нельзя» скрывается забота о них.
Один подросток с горечью признался, что родители его совсем не любят, так как позволяют ему,что запрещается другим ребятам: «Им, по-моему, просто нет до меня дела», — печально замечает мальчик.
Весь вопрос в том, какими методами родители добиваются послушания и дисциплины.
Правила бесконфликтной дисциплины:
1. Правила (ограничение, требование, запрет) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими, но и категоричными в особых случаях.
1) достигается относительной свободой действия (например, ребенок должен выполнять уроки — но может выбрать для этого разное время по своему усмотрению; или можно гулять – но во дворе и не уходить);
2) в особых ситуациях правила могут нарушаться (например, ребенок должен спать в своей кровати и не ходить к родителям, но ему приснился страшный сон и он прибежал к родителям. Мама его берет к себе, пока он не успокоится.
3.Категоричное послушание — в вопросах неприемлемого поведения: нельзя поджечь дом, бить маму и т. д.).
4. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, очень подвижный ребенок не может 2 часа находиться без движения по родительскому приказу.
5. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
6. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
7. Часто ребенок наказан уже случившимся, и родители должны помочь ему извлечь из этого урок.
8. Наказывать ребенка лучше лишая его удовольствия, чем делать ему плохое. (Например, если он очень хочет мороженое, можно не давать его ему определенное время или запретить смотреть телевизор и т. п.)
9. Радости, как и наказания, должны быть в семье также традиционными.
4 основные причины серьезных нарушений поведения детей:
1) борьба за внимание;
2) борьба за самоутверждение;
3) желание отомстить;
4) потеря веры в собственный успех «Мне все равно и пусть буду плохим».
Негативное поведение — гнев, злоба, агрессия — возникает от переживаний боли, страха, обиды.
В момент этих проявлений родителям следует активно выслушать ребенка и сообщить ему о своих переживаниях.
Чтобы предотвратить негативное поведение рекомендуется:
1. Слышать потребности ребенка.Потребности могут быть различные: в любви, внимании, ласке, успехе, понимании, уважении, самоуважении, познании, свободе, независимости, самоопределении, развитии, самосовершенствовании, самоуважении, реализации собственного потенциала.
2. Поддержать базисные стремления ребенка (я хороший, я любим, я могу, я —
Это можно сделать следующими методами:
• никогда не говорим, что «ты плохой», а только «ты плохо сделал»;
• не вмешиваться, когда справляется сам;
• помогать, если просит;
• делиться своими чувствами;
• конструктивно решать конфликты;
• 8 объятий в день.
И многое другое, что подскажут вам интуиция, любовь к вашему ребенку, мировоззрение и традиции вашей семьи
«Дети выбирают здоровье!» Буклет для совместного досуга родителей с ребёнком Уже много лет я увлекась составлением буклетов для совместного досуга родителей с детьми. Тематические буклеты в занимательной форме предлагают.
Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:»С тобой.
Консультация для родителей и воспитателей «Учим стихотворение с ребёнком» Вот снова праздник. И снова стоит проблема выучить с ребёнком стихотворение. Проблема встала потому, что это никак не удаётся или удаётся.
Консультация для родителей «Как интересно провести весной прогулку с ребёнком?» Пришла весна! За окном зазвучала капель, зажурчали ручьи, вся природа проснулась от сна. В такую погоду хочется все больше проводить время.
Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком» Хотелось бы напомнить родителям основные правила, которые нельзя нарушать при общении с ребёнком, если для них важнее не собственные.
Консультация для родителей «Как выучить с ребёнком цвета» Часто многие родители беспокоятся, что ребёнок в 3 года не может запомнить цвета. Дело в том, что способность ориентироваться и правильно.
Консультация для родителей «Отдыхаем вместе с ребёнком» «Зажигает лето солнца свет, Ласково всех приглашает! Здравствуй, лето! Солнышко, привет! Как же летом сладостно раздолье. Обласкает нежно.
Консультация для родителей «Учите детей общаться» Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей — помочь детям в развитии социальных.
Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом» 11 августа. День строителя. Итак, Вы купили строитель. С чего начать? Прежде всего, не давайте его ребёнку сразу, для самостоятельной игры.
Рекомендации родителям «Как правильно играть с ребёнком?» Игра — основной вид деятельности дошкольников. Игра помогает детям в период дошкольного детства всесторонне развиваться: способствует их.
Источник