Способы общения с богом

Как и где общаться с Богом: основные правила

Каждый человек рано или поздно сталкивается лицом к лицу с вопросом веры и Бога. Кто-то приходит в церковь после многих лет поисков, кто-то — в результате болезненных потерь, кто-то — интуитивно.

Но даже те, кто никогда не был в храме рано или поздно задают себе вопрос: как поговорить с Богом, чтобы Он услышал? Вообще надо ли и как нужно общаться с Богом?

Для чего необходимо общение с Богом

Атеисты отрицают существования Бога, но, как сказал один мудрец: «Нет атеистов в падающем самолете». Человек начинает искать Господа чаще всего в минуту скорби, когда остается только одна надежда — это Творец. Именного тогда люди начинают спрашивать себя и всех вокруг «Как поговорить с Богом, чтобы Он услышал меня?».

Некоторые переживают, что Господь слишком высоко и Ему нет дела до проблем людей, кто-то переживает, что не сможет найти правильных слов. Итак, с чего же нужно начать и как нужно общаться с Богом?

Для начала, следует понять, что Господь всегда ждет человека и жаждет общения с ним. Он создал человека для общения с ним, поэтому не следует бояться, что Господь занят важными делами. Его самое важное дело — это человек, потому Он всегда ждет его и желает выслушать, так что не надо откладывать это.

Человек был создан для общения с Творцом. Это наша цель и задача. Именно поэтому, часто люди ощущают внутри пустоту, их ничто не может наполнить, утолить их жажду. Такому человеку всегда не хватает общения с Господом. Только имея отношения с Всевышним, человек может утолить эту духовную жажду. Конечно, не все умеют это делать.

О молитве, как общении с Богом:

Для начала, следует разобраться, что такое отношения с Творцом и как начать с Ним общаться. У каждого человека есть отношения: с близкими, родными, соседями, друзьями и прочими людьми. Не все отношения изначально были глубокими. Все начинается с постоянного регулярного разговора, проведения времени вместе.

Важно! Все мы СТРОИМ отношения с людьми, и по такому же принципу должны СТРОИТЬ отношения с Небесным Отцом.

Общение с Творцом наполняет и питает нас. Иисус Христос говорил больше про духовный хлеб, т.е. про общение и молитву. Именно о таком хлебе христианам, да и всем людям, следует радеть более всего. Не следует думать, что грешнику не позволено молиться и общаться с Отцом Небесным или Он его не слышит. Христос сказал: «Не к сильным мира сего пришел Я, но к немощным и слабым». Грешники и есть те самые немощные и слабые и именно они более всего нуждаются в спасении, которое несет святое общение с Господом.

Итак, общение с Господом необходимо всякому человеку, но тут тоже существует опасность, которую несет гордость и черствое сердце. Если человек читает по утрам молитвослов и думает, что этого достаточно. Причем читает наспех, второпях, думая, что важно само действие — это не так.

Можно молиться в автобусе, но иметь покаянное искреннее сердце и такую же молитву. Именно это Отец Небесный расценивает как молитву и общение с Ним. Важно не то, что человек делает (молится, читает, поет), а то с каким сердцем он это делает. Уверенность в собственной непогрешимости и правое — это опасная гордость, которая как стена вырастает между Творцом и человеком.

Молитвенное правило, прежде всего, предупреждает, что необходимо настроить свое сердце для общения и слушания Господа, чтобы можно было правильно совершить молитву.

Настроив сердце, человек может правильно поговорить с Творцом, может быть услышанным Им и, в свою очередь, услышать Отца. Такая правильная молитва называется камертоном, потому что помогает слышать и слушать.

Человек похож на некий музыкальный инструмент. Важное внутреннее, что в нем есть, Общение с Творцом питает наш дух, наполняет нас, делает нас подобными Христу. Регулярно общаясь с Творцом, человек меняется, как если бы он менялся от постоянного общения с человеком.

Как научиться говорить с Богом

Несмотря на то, что общение с Господом — это свободное действие, оно требует регулярности и выполнения некоторых правил.

Как эффективно проводить время с Отцом Небесным и формировать с Ним отношения? Можно придерживаться следующих советов:

  1. Выделить четкое время для общения с Богом — лучше всего делать это утром, пока сознание не захватила суетность этого дня. Лучше всего если это будет одно и то же время, для этого можно использовать будильник. Молиться можно и в течении всего дня, но отведенное время должно неукоснительно использоваться для более глубокого, спокойного познания Бога;
  2. Выбрать тихое место, где никто не будет мешать. Пусть это будет отдельная комната, полянка в лесу, лавочка в парке, главное, чтобы там можно было спокойно молиться;
  3. Использовать для разговора с Господом можно молитвослов или собственные слова. Можно читать Писание и после молиться своими словами;
  4. Лучше всего подготовить не только свой дух, но и тело к разговору с Богом. Не следует делать это в пижаме или нижнем белье. Следует помнить, что, несмотря на то, что Бог — прежде всего наш Отец, Он заслуживает почтения и поклонения.

Не существует в христианской вере некоего алгоритма разговора с Отцом Небесным. Каждый человек самостоятельно настраивает свой камертон и слушает Бога. Каждый самостоятельно ищет свой путь познания. Для кого-то работают одни советы, для кого-то — совсем другие.

Но цель каждого верующего — всю свою жизнь построит так, чтобы ее главным приоритетом было общение с Творцом. Ибо для христианина и человека в принципе нет ничего важнее этого — времени, проведенного в разговоре с Богом!

Где можно встретить Бога

Где Он живет? Где найти Творца неба и земли?

Самый простой ответ — в храме. Именно там Он ждет человека. Именно там звучат песнопения и хваления Господу. Там создается особенная атмосфера, которая настраивает человека на разговор с Творцом, общение с Всевышним. Там нет отвлекающего телевизора или Интернета, там человек может делать только лишь одно дело — хвалить и говорить с Творцом.

О церковной молитве:

Но, конечно, нельзя сказать, что Бог живет только в церкви. Совсем нет. В Писании сказано — Дух дышит где хочет, поэтому Господь пребывает везде и всюду. Человек часто может откладывать поход в церковь, он может искать причины и любые «отмазки», чтобы не идти туда и, соответственно, не молиться Творцу. Но это неправильно. Господь — везде и всюду.

Разговаривать с Ним можно в автобусе или дома, на работе или в метро. Совсем неважно место, важно — состояние души и желание.

Церковь удобна тем, что сама атмосфера там располагает к молитве. Но эти условия можно создать и дома: зажечь свечи у икон, приглушить свет, включить, по желанию, классическую музыку и начать говорить. Настроить свое сердце на разговор и молитву с Творцом, а также на то, чтобы слышать ответы.

Читайте также:  Разбушеваться каким способом образовано

Можно молиться своими словами или читать молитвослов, или Священное Писание — все это правильно и необходимо.

Источник

Как общаться с Богом напрямую? Мысль, слово, действие

Изначально ошибочный вопрос: «Как может Бог услышать простого человека?». Кто обозначен термином «простой»? Скорее всего, обычный гражданин, не то что невоцерковленный, но даже и «Отче наш» толком за всю жизнь не выучивший, даже иногда забывающий, на какую сторону нужно креститься… Таких – каждый второй. И они еще задумываются, как общаться с Богом напрямую?

Скептики и святоши зарубят намерение на корню, а люди, имеющие глубокую настоящую веру, обязательно подбодрят. Бог не знает никаких определений наподобие «простой», «непростой», «важный», «неважный». Для Него мы все простые, поэтому и в общении со Всевышним нет ничего сложного. Все зависит от желания и степени веры.

Место встречи изменить… можно

Общение с Богом доступно всем и везде – не нужно выдумывать, что Творец или Иисус привыкли слышать нас только в одном определенном месте. Хотя если человек комфортно чувствует себя в храме, то лучшего пространства для разговора с Господом и придумать невозможно: песнопения, горящие свечи, вся атмосфера храма настраивает на искренность.

Но есть люди, которые стесняются выражать свои чувства при посторонних – иногда ведь обращение к Богу и на слезу пробивает. А плакать и демонстрировать свои слабости на людях эта категория прихожан не привыкла.

Другое дело – Бог. Он не может быть посторонним, Ему можно (и нужно!) открыть сердце настолько широко, чтобы Он вошел и все увидел. Только так придет помощь.

Общение с Богом напрямую можно «организовать» в любом тихом местечке: в парке, на опушке леса, на озерном (речном, морском) берегу, а, может, это будет привычная домашняя обстановка. Главное, чтобы никто не отвлекал от самого важного в жизни разговора.

И еще один существенный момент: в Писании сказано, что храм – это не каменные стены, а душа человека. Вот и необходимо отстраивать ее по кирпичику – Богу ведь нужно где-то жить.

Подготовка к разговору

Прежде чем начать полноценное общение, нужно провести несколько предварительных: предупредить Бога, что необходим важный и, возможно, долгий разговор, что он не может начаться спонтанно, поскольку тяжело подобрать слова, да и домочадцы или дела отвлекают.

Не имея опыта в том, как общаться с Богом напрямую, нужно начинать с самого простого: прочитать молитву, если знаете; если нет – не страшно, самые простые слова, идущие от сердца, по силе не уступают молитвенным. Отлично, если имеется возможность выделить в своем графике определенное время для Бога – будет достаточно от 15 до 30 минут в день – и сделать это общение постоянным.

Воспринимать Бога нужно как лучшего друга (да оно так и есть), и хорошо бы научиться представлять Его и обращаться так, как будто вы знакомы сто лет (что тоже не исключено). Таким образом человек лучше понимает, с кем разговаривает, и беседа, что называется, «клеится».

Кто инициатор встречи?

Человек привык думать, что это он назначает Богу рандеву. В какой-то степени – да. Однако следует помнить, что мы приходим к Господу лишь в том случае, когда нас сильно жизнь прижмет или потрепает. Вот нет у нас такой привычки – просто поблагодарить Создателя в мгновения, когда нам хорошо, когда у нас все стабильно и прекрасно, а ведь это те же 15 минут, которых терпеливый и любящий Господь ждет от нас годами.

И пока мы тратим время на раздумья, как общаться с Богом напрямую, и получится ли это у нас, греховодников, Он находится в полной готовности выслушать каждого. Он ждет нас с нашими плохими и хорошими новостями. Он ждет, когда мы, наконец, соизволим пустить Его к себе в душу. Ждет, как родители, всегда.

С чего начинать разговор

С ходу бросаться в разговор и «грузить» Бога проблемами не стоит: прежде всего, нужно успокоиться, создать атмосферу дружеского доверия. Особенно это важно для тех, кто долгое время (а, может, ни разу в жизни) не обращался к Господу и о том, как общаться с Богом без посредников, понятия не имеет. Творцу ведь тоже нужно время для привыкания к новому собеседнику.

Но и дежурные фразы, которые мы обычно употребляем в разговорах с людьми, в этом случае будут неуместными.

Правильнее всего – озвучивать то, что на данный момент творится в душе. Если это робость, то так и нужно сказать: «Боже, я никогда раньше не говорил с Тобой, поэтому немного теряюсь, помоги».

Если испытываете сложность в формулировке фраз, расскажите об этом Богу. И о том, что сейчас в голове – ни единой мысли, а разговор такой важный, и о том, что немного чувствуется усталость, но обязательно соберете все силы для сегодняшнего разговора.

После таких бесхитростных признаний сердце, как правило, раскрывается, и дальнейший разговор течет плавно и непринужденно.

Ждите ответа… ждите ответа…

Если не удалось почувствовать присутствия Господа сразу, здесь и сейчас, расстраиваться не нужно: Он обязательно найдет способ связаться. Особенно если со стороны человека были соблюдены главные условия встречи – любовь и честность.

И хоть некоторые эзотерики утверждают, что общение с Богом напрямую через тонкие структуры головного мозга происходит, есть другое мнение – что Господь говорит с людьми через симпатическую нервную систему, а именно: солнечное сплетение – местонахождение души.

Невозможно не почувствовать Божий ответ – там, в области солнечного, начинает бурлить неудержимая радость. Как говорили герои одной пьесы, звучит «карамболь». Появляется несокрушимая уверенность в том, что все будет хорошо, и невесть откуда (просто на пустом месте) вырастает огромная любовь и прощение ко всем на свете, даже к заядлым и несимпатичным оппонентам.

Вот так он в основном и ощущается, Божий ответ. Могут быть вариации – индивидуальные для каждого, но всегда позитивные и оптимистические.

Основные способы выхода на Божественную связь

Первый из способов – молитва. Даже самая короткая, даже сочиненная на ходу, она имеет огромное значение. Благодаря молитве, человек становится заметным для Бога.

Второй способ – чтение духовной литературы. Бог проявляется через Слово Свое.

Третий – посещение храма.

Четвертый – благие мысли, слова и действия.

Пятый – постоянное ощущение любви ко всему сущему, а значит, к самому Господу.

Способы простые, но сделать их принципами своей жизни очень трудно, и не каждому это удается. Но Господь реален, как и каждый из нас, поэтому всегда есть смысл искать свои способы, как общаться с Богом напрямую.

Ведь не зря актуальной во все времена остается истина: если Бог у вас будет на первом месте, то все остальное будет на своем.

Источник

Богообщение

Богообще́ние — обще­ние чело­века и Бога посред­ством молитвы, вос­при­я­тия Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, в Цер­ков­ных Таин­ствах и пр.

Бого­об­ще­ние совер­ша­ется через дей­ствия Бога в чело­ве­че­ской душе и обсто­я­тель­ства чело­ве­че­ской жизни.

Создан­ный по образу Божию чело­век, есть личное суще­ство. Подобно своему Творцу, он наде­лен сво­бод­ной волей и разу­мом. Он при­зван к осо­знан­ному обще­нию со своим Созда­те­лем, жела­ю­щим такого обще­ния, пола­га­ю­щим чело­веку такое обще­ние в виде цели его суще­ство­ва­ния. «Послед­няя цель и вер­хов­ное благо чело­века в Бого­об­ще­нии, – учит св. Мака­рий Вели­кий. – Бог бла­го­во­лит почи­вать в нем и чело­век нигде не нахо­дит покоя, как только в Боге. В таком срод­стве состоит чело­век с Богом по пер­во­на­чаль­ному назна­че­нию в тво­ре­нии».

Читайте также:  Пластика брюшной стенки при вентральных грыжах комбинированным способом

«Святое обще­ние с Богом явля­ется прямой необ­хо­ди­мо­стью чело­века. Вне этого обще­ния чело­век не только вне своего при­зва­ния, не только грешен, но и прямо нрав­ственно мертв. В силу этого истин­ный хри­сти­а­нин жаждет Бого­об­ще­ния как своей завет­ной цели» (см. Флп.1:23 )» (пат­ри­арх Сергий).

Обще­ние чело­века с Богом явля­ется снис­хож­де­нием Бога к чело­веку. В душе чело­века оно осу­ществ­ля­ется через Боже­ствен­ные бла­го­дат­ные дей­ствия (прежде всего в молитве и таин­ствах). Дей­ствуя внутри чело­века, Бог подает ему духов­ную жизнь, пре­об­ра­жает его душу, сози­дая в ней Цар­ство Божие, сооб­щая ей позна­ние о Себе, обучая ее испол­не­нию Своей воли. «Жизнь духов­ная есть след­ствие обще­ния с Гос­по­дом; вне Его и без Него нет у нас жизни истин­ной, – учит св. Феофан Затвор­ник. – Хри­сти­ан­ская жизнь есть рев­ность и сила пре­бы­вать в обще­нии с Богом дея­тель­ном, по вере в Гос­пода нашего Иисуса Христа, при помощи бла­го­дати Божией, испол­не­нием святой воли Его, во славу пре­свя­того имени Его. Суще­ство жизни хри­сти­ан­ской состоит в Бого­об­ще­нии о Христе Иисусе Гос­поде нашем».

Боже­ствен­ные дей­ствия в чело­ве­че­ской душе допол­ня­ются Боже­ствен­ными дей­стви­ями через внеш­ние обсто­я­тель­ства. Через них Бог также настав­ляет чело­века, рас­кры­вает ему Свою волю, направ­ляя его жизнь к позна­нию Себя. Таким обра­зом, через Боже­ствен­ные дей­ствия внутри и вне хри­сти­а­нин нахо­дится в непре­стан­ном Бого­об­ще­нии, кото­рое ведет его к истин­ному позна­нию Бога.

Как пра­вильно обра­титься к Богу и полу­чить ответ от Него?

Обра­ща­емся мы к Богу посред­ством молитвы. Мы имеем воз­мож­ность обра­титься к Небес­ному Отцу не только в храме, не только на бого­слу­жеб­ном цер­ков­но­сла­вян­ском языке, не только перед иконой, но в любой момент дня и ночи своими сло­вами. Глав­ное в молитве — искрен­ность и сми­ре­ние, «Бог гордым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать» ( Иак.4:6 ).

Пра­ро­ди­тели чело­ве­че­ства имели воз­мож­ность пря­мого, непо­сред­ствен­ного обще­ния с Твор­цом. Гре­хо­па­де­ние отде­лило падшее чело­ве­че­ство от Все­свя­того Бога и закрыло для людей виде­ние мира духов­ного. Тем не менее, Бог не оста­вил Своё тво­ре­ние. Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры, когда Бог гово­рил с избран­ными Им пра­вед­ни­ками непо­сред­ственно ( Исх.33:11 ), в облач­ном и огнен­ном столпе ( Исх.13:21 ), во сне ( 3Цар.3:5 ), через посред­ство Анге­лов ( Быт.22:11 ; Тов.5:4 ), про­ро­ков ( 2Цар.12:1 ) и даже живот­ных ( Чис.22:28 ). Новый Завет сви­де­тель­ствует о вопло­ще­нии, воче­ло­ве­че­нии Бога, Бог ста­но­вится чело­ве­ком и обща­ется со мно­же­ством людей.

Каким же обра­зом совре­мен­ному чело­веку полу­чить ответ от Бога?

  1. Прежде всего нужно опре­де­литься с вопро­сами, на кото­рые мы хотим полу­чить ответ. На подав­ля­ю­щее боль­шин­ство дей­стви­тельно важных вопро­сов Бог уже отве­тил, доста­точно озна­ко­миться с ними как в бого­дух­но­вен­ном Св. Писа­нии, так и тво­ре­ниях святых отцов и подвиж­ни­ков бла­го­че­стия.
  2. Бог может отве­тить в сердце чело­века, через его совесть, других людей и через обсто­я­тель­ства жизни.
  3. Бог — Творец мира, суще­ство все­со­вер­шен­ное, Он видит сердца, про­зре­вает мысли и наме­ре­ния людей. Бог отве­чает тогда и так, как это спа­си­тельно для чело­века.

«Веру­ю­щие веруют по их соб­ствен­ному выбору, точно так же и несо­гла­ша­ю­щи­еся с Его уче­нием не согла­ша­ются по их соб­ствен­ному выбору… Тем, кото­рые пре­бы­вают в своей любви к Богу, Он дарует обще­ние с Ним. Но обще­ние с Богом есть жизнь и свет и насла­жде­ние всеми бла­гами, какие есть у Него. На тех же, кото­рые по их соб­ствен­ному выбору уда­ля­ются от Бога, Он нала­гает то разъ­еди­не­ние с Собою, кото­рое они выбрали по соб­ствен­ному согла­ше­нию. Но разъ­еди­не­ние с Богом есть смерть и лише­ние всех благ, кото­рые есть у Него. Поэтому те, кото­рые через отступ­ни­че­ство теряют эти выше упо­мя­ну­тые вещи, будут лишены вся­кого блага, – испы­ты­вают вся­кого рода нака­за­ния. Однако Бог не нака­зы­вает их непо­сред­ственно Сам, но это нака­за­ние падает на них потому, что они лишены всего того, что есть благо».
св. Ириней Лион­ский

Боже­ствен­ные энер­гии явля­ются фор­мами лич­ного при­сут­ствия Христа в нас. Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий гово­рил, что когда Хри­стос и Дух Святой сходят на нас, мы пере­жи­ваем это разным обра­зом, в радо­сти или слезах, в мол­ча­нии или лико­ва­нии. Много разных форм при­сут­ствия Божия, но плод Духа – это всегда бла­го­дат­ное при­сут­ствие Христа, Кото­рый лично живёт в Церкви и серд­цах веру­ю­щих.
про­то­пре­сви­тер Борис Боб­рин­ский

«Цель, к кото­рой должен все свое вни­ма­ние и все труды направ­лять обра­тив­шийся, и есть послед­няя цель чело­века и домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния, именно бого­об­ще­ние, живой союз с Богом, удо­сто­е­ние все­ле­ния Его. Тогда только успо­ко­ится ищущий и рев­ну­ю­щий дух, когда стяжет Бога, вкусит Его и насы­тится. Потому для него первый закон: ищи Бога, взыщи лица Его всегда (ср.: Пс.104:4 ). В чем состоит сие благо – для чело­века непо­сти­жимо. Сам он даже и не поду­мал бы о такой высоте. Но когда Богу угодно было назна­чить ему сей чин, дерзко было бы чело­веку отвер­гать его неве­рием, невни­ма­нием, опу­ще­нием из мысли, даже при трудах. Все­люся в них, гово­рит Бог, и это всеми Лицами Пре­свя­тыя Троицы ( 2Кор.6:16 ). О Боге Отце и Себе гово­рит Гос­подь: к нему (веру­ю­щему и любя­щему) при­и­дем, и оби­тель у него сотво­рим ( Ин.14:23 ). О Себе Едином: …вниду к нему и вече­ряю с ним ( Откр.3:20 ); и еще яснее: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас ( Ин.14:20 ). О Духе же Святом гово­рит Апо­стол: Дух Божий живет в вас ( Рим.8:9 ).

Должно заме­тить, что это все­ле­ние Бога не есть только мыс­лен­ное, какое бывает в бого­мыс­лии от лица чело­века и в бла­го­во­ле­нии со сто­роны Бога, а есть живое, жиз­нен­ное, к коему те должны быть почи­та­емы только сред­ством. Умное и сер­деч­ное устрем­ле­ние к Богу, под бла­го­во­ле­нием Божиим при­го­тов­ляет чело­века к при­я­тию Бога исти­ною; это такое еди­не­ние, в коем, не погло­щая сил и лица чело­ве­че­ского, Бог явля­ется дей­ству­ю­щим в нем и еже хотети и еже деяти ( Флп.2:13 ); и чело­век, по Апо­столу, не ктому себе живет, но живет в нем Хри­стос (ср.: Гал.2:20 ). Это цель не только чело­века, но и Самого Бога. Все сотво­рен­ное в Боге и Богом стоит. Сво­бод­ные твари уступ­лены себе самим, но не окон­ча­тельно и не вконец, а с тем, чтобы и они себя отдали Богу все­дей­ству­ю­щему, не состав­ляя из себя осо­бого в Цар­стве Божием цар­ства, неза­ви­си­мого от Бога. Может казаться стран­ным, что обще­ния с Богом дости­гать еще должно, когда уже оно есть или дается в Таин­стве кре­ще­ния или пока­я­ния, ибо гово­рится: елицы во Христа кре­сти­стеся, во Христа обле­ко­стеся ( Гал.3:27 ); или: Умро­сте, и живот ваш сокро­вен есть со Хри­стом в Боге ( Кол.3:3 ). Да и по про­стому поня­тию Бог везде есть, не далече от кое­го­ждо нас, да поне осяжем Его ( Деян.17:27 ), и готов все­литься во вся­кого, гото­вого при­нять Его. Только одно нехо­те­ние, небре­же­ние, греш­ность отде­ляют нас от Него. Теперь, когда пока­яв­шийся отверг все и себя пре­дает Богу, – что пре­пят­ствует все­ле­нию Бога в него?

Читайте также:  Закрытые способы заключения контракта

В устра­не­нии такого недо­уме­ния надобно отли­чать разные виды бого­об­ще­ния. Оно начи­на­ется с минуты воз­буж­де­ния и обна­ру­жи­ва­ется, со сто­роны чело­века, иска­нием, стрем­ле­нием к Богу, со сто­роны же Бога – бла­го­во­ле­нием, содей­ствием, покро­вом. Но Бог еще вне чело­века и чело­век вне Бога, не сопро­ни­ка­ются, не вза­им­нов­ходны. В Таин­стве кре­ще­ния или пока­я­ния Гос­подь бла­го­да­тию Своею входит внутрь чело­века, живо сооб­ща­ется с ним и дает ему вку­сить всю сла­дость Боже­ства, так обильно и ощу­ти­тельно, как свой­ственно совер­шен­ным, но потом опять сокры­вает сие заяв­ле­ние Своего обще­ния, только по вре­ме­нам воз­об­нов­ляя его – и то легко, как в отра­же­нии только, а не в под­лин­нике, остав­ляя чело­века в неве­де­нии о Себе и Своем в нем пре­бы­ва­нии до опре­де­лен­ной меры воз­раста или вос­пи­та­ния по муд­рому Своему руко­вод­ству. После же сего Гос­подь ося­за­тельно являет Свое все­ле­ние в духе чело­века, кото­рый тогда ста­но­вится храмом пре­ис­пол­ня­ю­щего его Трии­по­стас­ного Боже­ства.

Итак, есть три вида бого­об­ще­ния: одно – мыс­лен­ное, быва­ю­щее в период обра­ще­ния, а другие два – дей­стви­тель­ные, но одно из них – сокры­тое, неви­ди­мое для других и незна­е­мое самим, другое же – и для других явное. Первый вид обще­ния, самый понят­ный и общий, не пере­стает и во второй сте­пени и даже в тре­тьей, потому что жизнь духов­ная есть жизнь умная; однако ж в сих сте­пе­нях отли­ча­ется от пер­вого своего свой­ства харак­те­ри­сти­че­ски, чего, впро­чем, изъ­яс­нить словом нет ника­кой воз­мож­но­сти. Вся жизнь духов­ная состоит в пере­ходе от мыс­лен­ного бого­об­ще­ния к дей­стви­тель­ному, живому, ощу­ща­е­мому, явля­е­мому.

Мы смот­рим на чело­века пока­яв­ше­гося – сле­до­ва­тельно, на такого, кото­рый дей­стви­тельно всту­пил в обще­ние с Богом, но еще скрыт­ное, тайное, не явля­е­мое, и имеет целью достиг­нуть обще­ния пол­ного, ощу­ща­е­мого, ося­за­е­мого. Надобно точнее опре­де­лить себе все это и уве­риться, потому что на сих поня­тиях должна стро­иться вся дея­тель­ность пока­яв­ше­гося во спа­се­ние; именно: что в Таин­стве пока­я­ния (или кре­ще­ния) нис­хо­дит бла­го­дать ощу­ти­тельно для духа, но потом скры­ва­ется от созна­ния, хотя не отхо­дит делом, – и это до очи­ще­ния сердца, когда она все­ля­ется видимо и окон­ча­тельно. Оче­видно, что настав­ни­ками нам в сем деле могут быть только святые отцы. Из них никто так хорошо не изоб­ра­зил сего, как святой Диадох, епи­скоп Фотики, и святой Мака­рий Еги­пет­ский. При­ве­дем их сви­де­тель­ства на наши поло­же­ния.

  1. Бла­го­дать все­ля­ется в чело­века и бывает при нем с минуты при­ня­тия Таин­ства. «Бла­го­дать, – гово­рит святой Диадох, – с самого того мгно­ве­ния, в кото­рое полу­чаем кре­ще­ние (или пока­я­ние), посе­ля­ется в самой глу­бине yмa…» Еще: «Боже­ствен­ная бла­го­дать чрез святое кре­ще­ние соче­та­вает себя с непо­сти­жи­мою некоею любо­вию, чер­тами изоб­ра­же­ния по образу Божию, в залог подо­бия. Святой Мака­рий: «Бла­го­дать непре­станно при­сут­ствует с чело­ве­ком, еще с малых лет соеди­нив­шись и уко­ре­нясь, как бы нечто при­род­ное и неот­де­лен­ное в сердце его, соде­лав­шись с ним как бы одно суще­ство».
  2. При первом все­ле­нии своем чрез Таин­ства бла­го­дать сия спо­доб­ляет чело­века пол­ного вку­ше­ния бла­жен­ства от бого­об­ще­ния. «Все­свя­тый Дух, – гово­рит святой Диадох, в начале усо­вер­ше­ния, если рев­ностно воз­лю­бим доб­ро­де­тель Божию, дает душе вку­сить сла­до­сти Божией всем чув­ством и удо­вле­тво­ри­тельно, для того чтобы ум имел точное позна­ние о конеч­ной награде бого­угод­ных трудов. Еще: «Бла­го­дать сна­чала обык­но­венно оза­ряет душу своим светом так, что она может обильно ощу­щать его». Сие ощу­ти­тель­ное осе­не­ние бла­го­дати вна­чале изоб­ра­жа­ется белою одеж­дою, в какую на семь дней оде­ва­ются кре­ща­е­мые. Что это не один обряд, видно из при­ме­ров святых обра­щен­ных, ибо иных видимо одевал свет, на других нис­хо­дил голубь, у иных про­свет­ля­лось лицо. Вообще же, все, истинно при­сту­пав­шие ко Гос­поду, ощу­щали сие неко­то­рым взыг­ра­нием духа своего, подоб­ным тому, каким взыг­рался Пред­теча Гос­по­день во чреве Ели­са­веты при при­бли­же­нии Матери Божией и в Ней Гос­пода. В житии Симеона и Иоанна (21 июля) гово­рится, что они видели свет около брата, окре­щен­ного и при­яв­шего образ мона­ше­ский, – и это семь дней. Ощутив, по при­я­тии образа, и в себе дей­ствие Божие осо­бен­ное, они взыс­кали сохра­нить его навсе­гда, для чего тотчас же и уда­ли­лись на уеди­не­ние – спо­соб­ней­ший к тому образ подвиж­ни­че­ства.
  3. Потом бла­го­дать скры­вает себя от спа­са­е­мого, и хотя пре­бы­вает в нем и дей­ствует, но так, что тот не заме­чает сего, и до того не заме­чает, что нередко счи­тает себя остав­лен­ным от Бога и гиб­ну­щим, от чего впа­дает в тугу, сето­ва­ние и даже легкое неча­я­ние. Так, святой Диадох, после при­ве­ден­ных пред сим мест, про­дол­жает: «Впро­чем, долго потом скры­вает дра­го­цен­ность сего живо­твор­ного дара, чтобы мы, хотя испол­ним все доб­ро­де­тели, счи­тали себя совер­шенно ничем, потому что не обра­тили еще святой любви как бы в навык себе», «но, в про­дол­же­ние подви­гов, про­из­во­дит в бого­слов­ству­ю­щей душе свои тайные дей­ствия неиз­вест­ным для нее обра­зом, дабы в первом случае скло­нить нас, при­зы­ва­е­мых от неве­де­ния к веде­нию, с радо­стию всту­пить на стезю Боже­ствен­ных созер­ца­ний, а во втором, среди подви­гов, охра­нить наше знание от тще­сла­вия». В другом месте он объ­яс­няет, как вообще дей­ствует бла­го­дать: «Бла­го­дать сперва ута­е­вает свое при­сут­ствие, выжи­дая про­из­вола души, и как скоро чело­век совер­шенно обра­тится ко Гос­поду, тогда неизъ­яс­ни­мым каким-то ощу­ще­нием откры­вает сердцу свое при­сут­ствие и опять ожи­дает дви­же­ния души, попус­кая между тем диа­воль­ским стре­лам дости­гать до глу­бо­кого чув­ства ее, дабы она с рев­ност­ней­шим про­из­во­ле­нием и с сми­рен­ней­шим рас­по­ло­же­нием взыс­кала Бога… Впро­чем, над­ле­жит знать, что, хотя бла­го­дать и ута­е­вает от души свое при­сут­ствие, однако же подает ей помощь скрыт­ным обра­зом, дабы пока­зать врагам, что победа при­над­ле­жит един­ственно душе. Посему-то душа бывает тогда в унынии, скорби, уни­чи­же­нии и даже уме­рен­ном отча­я­нии». И святой Мака­рий Еги­пет­ский гово­рит, что «сила бла­го­дати Божией, быва­е­мая в чело­веке (кото­рая уже есть, даро­вана), и дар Свя­таго Духа, коего верная душа прияти спо­доб­ля­ется вели­ким трудом, многим ожи­да­нием, дол­го­тер­пе­нием, иску­ше­ни­ями и испы­та­ни­ями при­об­ре­та­ется», разу­мея не первое ее полу­че­ние, а ее полное все­ле­ние и дей­ствие, как видно из его слов, где гово­рит он, что бла­го­дать, с вели­ким дол­го­тер­пе­нием, пре­муд­ро­стию и таин­ствен­ным ума испы­та­нием в чело­веке, уже долгое время в разных слу­чаях под­ви­зав­шемся, дей­ство­вать начи­нает. Он же объ­яс­няет это при­ме­рами Авра­ама, Иакова, Иосифа и Давида, кои, полу­чив вели­кие обе­то­ва­ния, потом долгое время должны были стра­дать в без­вест­но­сти, пока нако­нец уви­дели испол­не­ние обе­то­ва­ний. Надобно заме­тить, что эта сокро­вен­ность и неощу­ти­мость бывает не сплош­ная, а по вре­ме­нам рас­тво­ря­ется уте­ше­ни­ями, хотя уте­ше­ния сии совсем другие, нежели те, кото­рые бывают после, по все­ле­нии Духа.
  4. Нако­нец, когда кон­чится сей период сокро­вен­ного бого­об­ще­ния и Божия в душе дей­ство­ва­ния, про­дол­же­ние кото­рого не в руках чело­века, а в руко­во­ди­тель­ной пре­муд­ро­сти спа­са­ю­щей чело­века бла­го­дати, Бог осо­бен­ным обра­зом все­ля­ется в чело­века, видимо пре­ис­пол­няет его, соеди­ня­ется и обща­ется с ним, что и состав­ляет цель всего подвиж­ни­че­ства и всех трудов со сто­роны чело­века, и всего домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния от лица Божия, и всего, что бывает с каждым чело­ве­ком в жизни насто­я­щей от рож­де­ния до гроба. У свя­того Мака­рия гово­рится, что дело бла­го­дати после долгих испы­та­ний нако­нец совер­шенно пока­зы­ва­ется, и душа при­ем­лет полное всы­нов­ле­ние Духа. Бог Сам Себя вве­ряет сердцу, и чело­век удо­ста­и­ва­ется быть един дух с Гос­по­дом. Испы­тан­ный, по Диа­доху, дела­ется уже вполне жили­щем Свя­таго Духа. Бла­го­дать оза­ряет все его суще­ство в глу­бо­чай­шем каком-то чув­стве…»

Источник

Оцените статью
Разные способы