Способы общения дошкольников со сверстниками

Способы общения дошкольников со сверстниками

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. «Здравствуйте, Елена Анатольевна! Наташка, привет! У меня жвачка есть! Хочешь?» — говорит Алеша (4 года 11 мес). В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.

Дети рисуют человека.

Аня (5 лет 4 мес.): Ты неправильно сделал, Максим (дергает его за рукав). Володя Л. (5 лет): Татьяна Сергеевна, я правильно делаю? Воспитатель (подходит и смотрит на рисунок Максима): Правильно. Максим (обращаясь к Ане): Вот так! Поняла?

Источник

Особенности общения дошкольников со сверстниками.
статья по теме

В этой статье раскрыты особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками, этапы развития этого общения.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obshch_so_sv.docx 19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения дошкольников со сверстниками.

Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросли взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой в потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёров по общению.

Особенно велика роль общения в детстве. Для ребёнка его общение с другими людьми — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Формирование ребёнка как личности — процесс социальный в самом широком смысле.

С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира — задача непосильная для ребёнка. Первые шаги в социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная· проблема — проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях.

Исследования М.И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.

Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребёнок-дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определённого, в большинстве случаев близкого человека (родителей, воспитателей, знакомых детей).

Развитие совместной деятельности со сверстниками и образование детского общества приводит не только к тому, что один из важнейших мотивов поведения становится завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий, но и возникновению соревновательных мотивов. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают неудачи.

Динамика общения. Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответами. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения. На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.

К 2 годам складывается первая форма коммуникации со сверстниками — эмоционально-практическая. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем» что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая, друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

Высказывания в адрес сверстника, так или иначе, связаны с собственным «я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают, прежде всего, о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмотрим их типичные причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других.

Они не понимают, что сверстник — такая же личность со своими интересами и потребностями.

К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения с взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Сверстник становится предметом постоянного сравнивания с собой, противопоставления себя другому. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении, как с взрослым, так и сверстником. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.

Источник

Развитие взаимоотношений у дошкольников со сверстниками в совместной деятельности

Катя Смирнова
Развитие взаимоотношений у дошкольников со сверстниками в совместной деятельности

Смирнова Екатерина Валерьевна

«Развитие взаимоотношений у дошкольников со сверстниками в совместной деятельности».

Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [3], именно в совместной деятельности ребенка со сверстниками и со взрослыми формируются все специфические человеческие психические процессы. Под совместной деятельностью подразумевается такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого участника. Составляющими компонентами совместной деятельности выступают: общая цель; общий мотив; совместные действия и общий результат.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [10] говорится о том, что развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, является одним из принципов построения дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте.

Тема развития взаимоотношений детей дошкольного возраста актуальна еще и потому, что некоторые негативные и деструктивные проявления в старшем возрасте имеют свои корни в раннем и дошкольном детстве, общество же своей задачей ставит воспитание социализированного ребенка, т. е. самостоятельного и владеющего общепринятыми правилами взаимодействия и ценностями. В дошкольном возрасте мир ребенка перестает ограничиваться только семьей, и его контакты со сверстниками значительно отличаются от взаимодействия со взрослыми людьми. Специфика отношений между ними заключается в том, что дети приобретают навыки в построении отношений с окружающими, усваивают нормы и правила поведения, а также учатся объективно оценивать самих себя.

Все это происходит в совместной деятельности, и потому важным видится такая организация образовательного пространства, при которой взаимоотношения со сверстниками развиваются более успешно, и являются прочным фундаментом построения отношений в старшем возрасте.

Согласно теме можно выделить ее цель и определить задачи.

Цель – изучение развития взаимоотношений у дошкольника со сверстниками в совместной деятельности.

Задачи: определить понятие, рассмотреть структуру и содержание взаимоотношений дошкольников со сверстниками; охарактеризовать особенности отношений со сверстниками в различных периодах дошкольного возраста; сделать выводы по развитию взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности; сформулировать необходимые рекомендации.

1. Развитие взаимоотношений дошкольников со сверстниками.

Отношения с другими людьми возникают и особенно интенсивно развиваются в детском возрасте, когда данный опыт закладывает основу для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания растущего человека, его отношение к миру и поведение в социуме.

Взаимоотношения со сверстниками, имеют ряд существенных особенностей,которые качественно отличают их от общения со взрослыми:

— яркая эмоциональная насыщенность отношений и общения

Такая интенсивность эмоций связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста, для детей более привлекательным партнером по взаимодействию становится сверстник, что проявляется в более частом одобрении ровесника и более частом вступлении с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

— нестандартность и нерегламентированность отношений и общения

Данная особенность проявляется в том, что при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют неожиданные и оригинальные действия и движения, которым присуща особенная раскованность и отсутствие ориентировки на какие-либо заданные образцы (например, причудливые позы, передразнивание, «кривляние»). Это связано с тем, что сверстник создает условия для индивидуальных и свободных проявлений, в то время как взрослый несет в себе определенный образец поведения, принятый в обществе.

— преобладание инициативных действий над ответными

Взаимоотношения предполагают взаимодействие с партнером, проявление внимание к нему и способность реагировать на его предложения.

В этом возрасте для детей гораздо более существенным является их собственное поведение, в то время как инициатива сверстника в большинстве случаев ими не поддерживается. Данная несогласованность действий детей нередко является причиной конфликтов и обид между ними.

Вышеперечисленные особенности характерны для детских взаимоотношений на протяжении всего дошкольного возраста (от 2 до 6-7 лет, однако они значительно изменяются по всем параметрам (содержание потребности, мотивы и средства общения, проходя сложный путь развития, в котором можно определить следующие три основных этапа, выделенных согласно периодизации дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст (2-4 года).

На данном этапе сверстник представляет собой партнера по эмоционально-практическому взаимодействию, опирающемуся на подражание и эмоциональное «заражение» ребенка. Главной потребностью здесь является потребность в соучастии сверстника, выражаемая в одновременных и одинаковых действиях детей. В сверстнике ребенок, однако, воспринимает только внимание, направленное на самого себя, а действия, желания и настроения другого, как правило, не замечаются. То есть каждый участник данных отношений озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера.

Соответственно и общение между сверстниками является ситуативным, так как зависит от конкретной обстановки и от практических действий другого ребенка. Отличительной чертой данного возраста является утверждение и отстаивание своего «Я» и прежде всего посредством демонстрации своей собственности (игрушек).

Средний дошкольный возраст (4-6 лет).

На данном этапе появляется потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, которое, в отличие от соучастия, обязывает к распределению игровых ролей и функций и, следственно, к учету действий и воздействий партнера. Главным содержанием отношений здесь становится общее дело – игра. При таком «деловом» взаимодействии дети приобретают навыки согласования своих действий с поступками партнера для достижения общего результата.

На этом этапе также начинает проявлять себя потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Достигается это посредством того, что ребенок стремится обратить внимание других на себя и ищет в сверстниках признаки отношения к себе. Кроме того, дети наблюдают за действиями сверстников и оценивают их, а в их взаимоотношениях появляется конкурентное начало.

Сравнивая себя со сверстниками, ребенок составляет мнение о самом себе, оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими (сверстниками).

Старший дошкольный возраст (6-7 лет).

На данном этапе отношения и общение со сверстниками приобретает внеситуативный характер, т. е. содержание отвлекается от конкретной ситуации и начинают образовываться избирательные привязанности между детьми, которые формируются, главным образом, за счет адекватного удовлетворения потребности ребенка в общении. Развитиевнеситуативности в отношениях детей происходит по двум направлениям: увеличивается число внеситуативных контактов, характеризующихся подробностями в общении, планами и предпочтениями, оценкой качеств и поступков других людей; образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.

Все более значимыми становятся дружелюбность, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстников, т. е. появляется умение видеть в партнере его желания, предпочтения и настроения и реагировать в соответствии с ними. Данная эмоциональная вовлеченность предполагает, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, но на первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, независимо от того, какими достижениями и предметами она располагает.

Следует отметить, что вышеприведенная возрастная логика развития взаимоотношений в дошкольном возрасте не всегда реализуется в развитии конкретных детей за счет того, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других детей и, в конечном счете, особенности становления его личности

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.

Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие «Хлеб — всему голова» Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Хлеб — всему голова» в подготовительной.

Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску» Цель: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, родному краю, городу. Задачи: • закреплять знания детей о родном городе как.

Перспективное планирование «Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности» Первая младшая группа (2-3 год жизни) Сентябрь, октябрь, ноябрь Основные задачи развития речи Звуковая культура речи Учить детей : правильно.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Развитие дружеских взаимоотношений у детей с помощью мини-библиотеки «Дружба начинается с улыбки» Как известно, 2015 год в России объявлен годом литературы. В нашем ДОУ по этому поводу был намечен план мероприятий, среди которых — создание.

Развитие эмоций в совместной игровой деятельности (младший дошкольный возраст) Эмоциональная сфера ребенка — один из главных факторов, определяющих его психическое здоровье и становление его исходно благополучной.

Источник

Читайте также:  Примеры суффиксального словообразования способы словообразования
Оцените статью
Разные способы