Способы общения диалогическая речь

Диалогическая речь. Обучение диалогической речи: теория и практика

Речь выполняет много функций в жизни человека, главной из них является коммуникативная, то есть с помощью речи человек общается, это орудие и средство для общения в обществе. Цели общения различны — это и поддержание контактов, и обмен информацией. Активно осваиваются функции речи еще с раннего возраста. Именно ее формирование стимулирует ребенка к овладению родным языком.

Диалогическая речь у детей выступает как важная форма речевого общения, в ее глубинах зарождается связная форма выражения мыслей. Причем диалог может выступать как элементарный бытовой разговор, а может перерасти в мировоззренческо-философскую беседу.

Обучение диалогической речи – одна из главных задач развития речи дошкольников.

Понятие о речевой активности

Само понятие «диалогическая речь» включает два термина, каждый из которых нужно рассматривать отдельно.

Речь — это психический процесс, общение людей с использованием языковых средств. То есть человеческая речь используется для взаимодействия с окружающими.

Активность речевого общения – это важная функция человеческого сознания. Люди должны саморазвиваться, самоорганизовываться, формировать свою личность и характер. Они постоянно изменяются, меняют свой внутренний мир, и все это происходит в результате общения.

Главная задача речи – установление коммуникаций между людьми. Прежде всего, она необходима для общения: она позволяет высказать свои мысли и понять мысли своего собеседника.

Значение диалога в общении

С греческого языка слово «диалог» переводится как «беседа». То есть это такая форма общения, которая предусматривает обмен репликами. Они имеют определенный языковый состав, который формируется на фоне восприятия чужой речи.

Некоторые ученые считают, что диалог – это не просто форма речи, а один из типов поведения человека. Чтобы с ее помощью общаться и взаимодействовать с людьми, ребенку следует овладеть целым набором речевых и социальных навыков, которые он осваивает постепенно.

В ходе диалога люди обычно обмениваются мнениями и мыслями, каждая последующая реплика зависит от предыдущих высказываний собеседников. Следует отметить, что этот процесс происходит без предварительного обдумывания и формирования осознанного высказывания.

Обычно все диалоги кратки.

Речевая реакция

Психологи считают, что диалог нужно рассматривать как реакции, которые возникают между людьми. Это спонтанные реакции, и основаны они на определенной ситуации и репликах собеседника. Другими словами, диалог – это последовательность реплик, зависящих друг от друга.

Диалогическая речь – это форма и способ общения. Она состоит из высказываний, иногда принимает форму вопросов и ответов, пояснений и возражений. Во время диалога большую роль играют интонация, жесты, мимика, тональность. Все эти орудия речи вкладывают свой смысл в произнесенные высказывания, и даже иногда меняют их значение.

Если общаются несколько человек, то в научной среде этот диалог некоторые ученые называют полилогом.

Понятие о диалогической речи

Ученые связывают диалог с естественной потребностью общаться.

Обычно диалогическая речь сопровождается такими способами обмена мнениями и мыслями: тоном, мимикой, жестами. Несмотря на то что диалог краток, собеседники прекрасно понимают, о чем идет речь.

Во время ведения диалога люди, как правило, используют разговорный стиль, они выражают мнение кратко, порой обрывисто, часто недоговаривая фразы. Чаще всего используются простые предложения, бессоюзные. Связная диалогическая речь получается благодаря участию в процессе двух и более собеседников.

Шаблоны

Обычно диалогическая речь непроизвольна. Человек использует в ней всевозможные шаблоны, то есть устойчивые стереотипы. Он применяет в беседе свои собственные формулы общения, которые используются им в конкретной ситуации и по отношению к конкретной теме разговора. Речевые формулы позволяют облегчить общение.

Читайте также:  Способ существования живого организма

Обычно в диалоге люди не используют сложных предложений. Чаще всего это сокращения, неправильные разговорные словообразования, сленговые формы.

Диалогическая речь у детей

Общение с ровесниками является важной составляющей для развития ребенка, его социального становления. Дети общаются постоянно, они упражняются в развитии речи, учатся коммуникации с помощью диалогов. Обучение диалогической речи способствует развитию самостоятельности.

Речь – это творческая функция ребенка, сфера проявления способности к познанию, саморазвитию, построению своего характера и личности через общение (диалог) с другими детьми и взрослыми, другими культурами и мирами.

Речь – это средство общения, понимания и высказывания. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи (совокупность логически сочетающихся предложений). В ней прослеживается тесная взаимосвязь умственного, психологического и речевого развития. Она решает следующие задачи: формирование словарного запаса, грамматического и фонетического строя. В связной речи видны все достижения ребенка в овладении языком.

Именно поэтому главной задачей в обучении малыша является развитие у него связной речи.

Длительное время учеными обсуждается вопрос, следует ли учить ребенка диалогической речи, или он овладеет этим умением спонтанно в результате общения с людьми. Практика показывает, что ребенка нужно учить правильно вести диалог, развивать у него навыки слушать и понимать, что ему говорят, учить его вступать в разговор, поддерживать его, задавать вопросы и отвечать на них, объяснять, аргументировать, возражать. Ребенок должен научиться всем этим навыкам, так как самая распространенная форма общения между детьми – это диалогическая речь.

Обучение диалогической речи в детском саду

Программой детского сада предусмотрено обучение этому умению. Работа по развитию речи направлена на формирование навыков, необходимых для общения.

Методические приемы развития речи делятся на три группы:

К словесному методу развития речи относится беседа. Она применяется в том случае, когда у ребенка уже есть опыт и некоторые знания о предметах, явлениях, процессах. Как правило, она более эффективна с детьми возраста 5-6 лет.

Овладение родным языком, развитие диалогической речи — это важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте.

Основной задачей детских садов является развитие и формирование у детей самостоятельной связной речи, то есть умения логично, четко, последовательно рассказывать о явлениях, событиях.

Особенности диалога

Особенностями диалогической речи являются следующие моменты:

  • Участники данной формы общения, всегда знают, о чем идет речь.
  • Диалог протекает всегда в конкретной ситуации и сопровождается интонацией, жестами, мимикой.
  • Речь в нем может быть сокращенной, неполной, фрагментарной.
  • В данной форме общения представлены повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
  • Речь представлена в виде простых предложений, в которых используются междометия и частицы.
  • Речь носит ситуативный характер, зависит от обстановки и отношений между собеседниками.
  • Каждая следующая реплика зависит от предыдущей.
  • Речь краткая, так как собеседники прекрасно понимают друг друга, многое не произносится, а подразумевается.

Роль диалога в развитии ребенка

Диалогическая речь очень важна в развитии ребенка. Это позволяет ему лучше усваивать основы родного языка, научиться применять языковые средства для изложения своих мыслей.

Дети осваивают речь с помощью диалога — это практика общения с другими людьми и детьми. Речь пронизывает всю жизнь ребенка, именно поэтому она и является главным фактором, который влияет на формирование личности юного человека.

Но к сожалению, многие современные дошкольники умеют вести лишь простые формы диалога. Дети говорят кратко, не могут длительное время поддерживать разговор, редко сами начинают его. Они не способны рассуждать, аргументировать, доказывать. Но если ребенок не освоит навыки вести диалог, он не сможет развивать у себя монологическую речь.

Обучение диалогической речи возможно только при частых упражнениях, только таким образом дети овладевают основами фонетики, пополняют словарный запас, изучают грамматическое строение речи, расширяют кругозор. Диалоги позволяют ребенку развиться.

Читайте также:  Способы как стать необычным

Основные составляющие диалога:

  • связная речь;
  • этикет общения;
  • невербальное общение;
  • умение поддерживать разговор;
  • умение общаться во время выполнения совместных действий.

Занятия с детьми по развитию речи

Занятия с детьми проходят в детских садах таким образом, чтобы развивались способности и к диалогам, и к монологам. Это помогает ребенку свободно общаться.

Диалогическая речь у детей дошкольного возраста отличается в зависимости от возраста ребенка. У детей младшего возраста только формируется способность к пониманию окружающего мира. В это время закладываются основы для формирования речи малыша. Дети говорят много, они учатся правильно формулировать мысли, высказывать свои желания, отвечать на вопросы, задавать их. Они проявляют инициативу, сами начинают разговоры по самым разнообразным поводам.

Важно в этот возрастной период научить ребенка делиться впечатлениями. Пусть рассказывает, как и во что играл, что видел, кого встретил, пусть изучает способы прощаться и здороваться. Следует поощрять его к диалогу.

В возрасте 4-5 лет дети продолжают проявлять инициативу к началу диалога. Они продолжают учиться задавать вопросы, рассказывают о своих впечатлениях, переживаниях, эмоциях.

Необходимо научить ребенка отвечать на вопросы кратко и развернуто, коллективному общению. В это время закладываются основы культурного общения. Они учатся приветствовать и прощаться, правильно отвечать на звонок по телефону, не перебивать взрослых и так далее. Это все составляющие диалога, которые продолжают развиваться, а в возрасте примерно 6 лет у ребенка формируются навыки монолога.

Развитие и поддержание диалога возможно только при умении слушать собеседника и понимать то, что он говорит, умении задавать вопросы и отвечать на них. В диалоге развиваются навыки, необходимые для монолога, который и зарождается в диалогической речи.

Источник

Диалогическая речь

Современная школа предъявляет достаточно серьезные требования к учащимся. Часто дети понимают материал, но испытывают сложности у доски, не могут подобрать синоним, подходящее слово, либо у них возникают трудности с пересказом. Дети могут говорить торопливо, из-за чего их речь становится невнятной.

Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Ребенок должен выражать свои мысли точно и последовательно, поэтому необходимо учить будущего школьника самостоятельно высказываться на разного рода темы.

Что такое диалогическая речь

Существует два типа связной речи – монологическая и диалогическая. Под диалогической речью понимается естественная форма языкового общения, яркое проявление коммуникативной функции.

Если говорить упрощенно, то диалогическая речь (или диалог) – это обмен фразами между собеседниками. Для дошкольников их диалоги не менее важны, чем коммуникация взрослых людей. Как правило, детские разговоры (особенно в младшем дошкольном возрасте) не несут какой-то особой речевой содержательности и информативности, но они помогают установить контакт между детьми.

Овладение диалогической речью является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Оно зависит от большого количества факторов: правильная речевая среда, обстановка в семье, социальное окружение, особенности личности самого ребенка и т.д.

Основные особенности связной диалогической речи

Диалог – это всегда беседа двух и более людей. Он представляет собой форму социального взаимодействия, участвовать в которой зачастую сложнее, чем строить монолог.

Вот несколько особенностей диалогической речи:

  • Мотивированность. Человек (ребенок или взрослый), который начинает диалог, всегда имеет причины, чтобы заговорить. При этом диалог возможен только в том случае, если вторая сторона (собеседник) также будет заинтересована в этом разговоре.
  • Адресованность. Это основное отличие от монолога. Говорящий всегда обращается к конкретному собеседнику, рассказывая именно ему о том, что родители купили ему новую игрушку, на выходных они поедут на дачу и т.д.
  • Эмоциональная окрашенность. Во время диалога собеседники активно жестикулируют, разговор усиливается интонацией, мимикой.
  • Ситуативность. Первая фраза из диалога не возникает из ниоткуда. Именно текущие обстоятельства и обстановка побуждают людей к началу разговора.
  • Реактивность. В диалоге участвует минимум 2 человека, при этом реакция собеседника может перевести разговор в другое русло. К примеру, когда дети обсуждают своих домашних питомцев, и один из них начинает рассуждать о том, какое домашнее животное лучше, как они вместе играют с ним и т.д.
Читайте также:  Второй способ это показатель

Требования к диалогической речи по возрастным группам

В группах раннего возраста основная задача – это развитие понимания речи окружающих людей, а также использование детской речи как средства коммуникации. Дети учатся выражать свои желания словом, отвечать на вопросы (Какой? Какая? Что делает?).

В младшем дошкольном возрасте важно научить детей свободно вступать в диалог со своими сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы они могли выражать свои мысли словами. У ребенка нужно развивать потребность в общении, чтобы он делился своими впечатлениями, подробно рассказывал о том, как играл дома, как они с родителями ездили в магазин и т.д.

В среднем дошкольном возрасте детей учат активно вступать в диалог с другими детьми и взрослыми, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов: их качеств, действий с ними, характеристик. На этом этапе уже больше внимания уделяется тому, как ребенок отвечает на вопросы. Воспитатель учит детей отвечать, как в краткой, так и в развернутой форме. Дошкольники постепенно приобщаются к участию в коллективных разговорах, где нужно отвечать только тогда, когда об этом спрашивает педагог, при этом важно слушать то, что говорят другие дети.

В старших группах дети учатся более точно отвечать на вопросы, в краткой или развернутой форме. Формируется умение слушать своего собеседника, не перебивая его. На этом этапе больше внимания уделяется умению задавать вопросы, а также реагировать на ответы: дополнять, на основании сказанного отвечать на реплики, исправлять собеседника и т.д.

Беседа как метод формирования навыков диалога у детей

Беседа как способ обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тематику. Она способствует скорейшему развитию коммуникативных навыков дошкольников.

Участие в беседе предполагает наличие у детей навыков не только слушать взрослого, участвовать в диалоге с ним, но и слушать и понимать своих сверстников. При подготовке беседы важно учесть несколько важных моментов:

  • Педагог должен расположить к себе всех участников беседы.
  • Важно выбрать подходящее время. Беседа будет безрезультативной, если в это время дети хотят гулять, играть, рисовать и т.д.
  • Важно создать подходящую обстановку. Дети должны чувствовать себя комфортно и в безопасности.
  • Эффективность беседы во многом зависит от того, насколько точно воспитатель знает интересы детей: их любимые игрушки, наличие домашних питомцев и т.д.
  • Беседу нужно построить так, чтобы ребенок больше говорил, чувствовал внимание к своим словам, при этом он должен слышать и слушать высказывания других детей. На основании услышанного он должен задавать встречные вопросы, уточнял, исправлял и т.д.

На таких занятиях можно практиковать чтение повестей и сказок с дальнейшим обсуждением прочитанного. Кроме того, простые поручения воспитателя также закрепляют навыки диалогической речи (к примеру, можно попросить ребенка на словах передать родителям какую-то информацию).

Другой прием развития связной диалогической речи – речевые ситуации, в которых участвуют дошкольники. Педагог придумывает ситуацию, распределяет роли между детьми, а они должны обсуждать произошедшее (заданную ситуацию) в рамках своих персонажей (ролей).

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста проводится, в том числе, и с помощью сюжетно-ролевых игр. Игры могут быть какими угодно: «дочки-матери», «прием у врача», «продавец и покупатель». И именно диалог является основным средством коммуникации в подобных играх, где дети играют определенные роли в рамках заданного сюжета.

Важно помнить, что для дошкольников основное значение имеет именно овладение диалогической речью, потому что это важное условие их социального развития. Дети младшего дошкольного возраста еще только учатся коммуникации, но дети в старших группах уже должны активно участвовать в диалоге, охотно вступать в разговор, уметь отвечать и задавать вопросы.

Источник

Оцените статью
Разные способы