Способы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Особенности общения дошкольников со сверстниками.
статья по теме

В этой статье раскрыты особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками, этапы развития этого общения.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obshch_so_sv.docx 19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения дошкольников со сверстниками.

Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросли взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой в потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёров по общению.

Особенно велика роль общения в детстве. Для ребёнка его общение с другими людьми — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Формирование ребёнка как личности — процесс социальный в самом широком смысле.

С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира — задача непосильная для ребёнка. Первые шаги в социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная· проблема — проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях.

Исследования М.И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.

Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребёнок-дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определённого, в большинстве случаев близкого человека (родителей, воспитателей, знакомых детей).

Развитие совместной деятельности со сверстниками и образование детского общества приводит не только к тому, что один из важнейших мотивов поведения становится завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий, но и возникновению соревновательных мотивов. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают неудачи.

Динамика общения. Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответами. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения. На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.

К 2 годам складывается первая форма коммуникации со сверстниками — эмоционально-практическая. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем» что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая, друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

Высказывания в адрес сверстника, так или иначе, связаны с собственным «я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают, прежде всего, о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмотрим их типичные причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других.

Они не понимают, что сверстник — такая же личность со своими интересами и потребностями.

К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения с взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Сверстник становится предметом постоянного сравнивания с собой, противопоставления себя другому. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении, как с взрослым, так и сверстником. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.

Источник

Способы согласования действий со сверстниками

Валентина Мозговая
Способы согласования действий со сверстниками

Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить, пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи.

На протяжении дошкольного возраста последовательно сменяют друг друга существует три формы общения со сверстниками. Зная нормальный ход развития общения, взрослые могут помочь детям организовать эффективное взаимодействие друг с другом.

До 1,5 лет закладывается основа последующего полноценного общения.В этом возрасте дети относятся друг к другу как к интересному объекту: разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, пробуют на вкус, изучают.

В 2 года складывается первая форма общения – эмоционально-практическая. Главная цель этого общения – соучастие. Малыша радуют общие шалости, забавы, процесс действий с игрушками. Дети заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.

В 3,5-4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. С этого времени и до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Это время, когда бурно развивается сюжетно-ролевая игра, в которой дети обыгрывают отношения взрослых. Они пытаются наладить деловое сотрудничество друг с другом. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступают друг другу игрушку, роль и т. п.

У небольшого числа детей 6-7 лет появляется внеситуативно-деловая форма общения. Возникает интерес не только к конкретным действиям сверстника, но и к его личности. Возникает привязанность, дружба.

Если ребенок полноценно проживает все эти стадии развития общения, то к концу дошкольного возраста формируется один из компонентов готовности к школе – коммуникативный. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Дальнейшее развитие взаимоотношений детей идет в русле совместной игры. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых, подвижных, театрализованных игр.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит от способности к организации совместной игровой деятельности и в целом от успешности продуктивной деятельности

Совместная игра предполагает самостоятельную организованность детей для выполнения общего действия, согласованность ролей, определение каждым ребенком своего места в группе играющих. В играх со сверстниками дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением. Задача формирования положительных взаимоотношений в игре может решаться, через внесение взрослым нормативных правил регуляции совместной игры дошкольников со сверстниками.

Для всестороннего воспитания дошкольников и дальнейшего развития детского коллектива необходимо использовать различные виды игр. Умения строить совместные сюжеты, фантазировать, согласованно действовать, учитывать позицию другого развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, получаемых на различных занятиях. При правильном руководстве игрой в старших возрастных группах игра становится разнообразной, эмоционально наполненной, направленной на взаимодействие с партнером.

Необходимо расширять опыт игрового взаимодействия, развивать умения заинтересовывать собственным замыслом партнеров, без лишних споров распределять роли между собой, преодолевать коммуникативные навыки, трудности установления контакта с партнерами возникшие в ходе игры. Важным является создание доброжелательных, поддерживающих, эмоционально позитивных отношений между детьми. Следует развивать игру таким образом, чтобы дошкольниками сразу открывались и усваивались новые, продуктивные формы взаимодействия. Также при формировании игровых умений взрослому необходимо одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам, взрослому.

Итак, и в совместных сюжетных играх, дети осваивают правила взаимодействия, учатся понимать другого, согласовывать свои поступки с пожеланиями сверстников, что является необходимым условием развития кооперированных форм деятельности.

В настоящее время все большее значение придается детской коллективной деятельности, она объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в СД, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.К старшему дошкольному возрасту в СД дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе СД ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.

СД оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Самостоятельная же регуляция взаимодействия детей в естественных жизненных условиях наблюдается далеко не всегда. Кроме того, зачастую у дошкольников существует стремление к разнообразному взаимодействию со сверстником, при этом нередко наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества, что может приводить к разрушению совместных действий.

В. Я. Ляудис под совместной деятельностью подразумевает акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между взрослым и ребенком и между самими детьми в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения.

Так, В. Я.Ляудис выделяет следующие составляющие СД: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель — центральный компонент ее структуры, понимаемый как идеально представленный результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает участников к цели. Наличие цели требует вполне определенной системы действий по ее достижению. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель СД, предусматривать пути ее осуществления, то есть вывести взаимодействие на рациональный уровень.

Общий мотив побуждает общность индивидов к сотрудничеству (т. е. непосредственная побудительная сила). Мотивы в значительно большей степени переживаются, чем осознаются детьми, хотя процесс осознания дошкольником своего поведения идет достаточно интенсивно в конце дошкольного периода детства и выступает в качестве одного из важнейших психических новообразований. Можно сказать, эмоции детей раскрывают их мотивы в стремлении участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, переживании успеха или не успеха собственных действий, переживании удач или неудач взаимодействия с партнером, эмоциональной оценке результата, общем эмоциональном фоне взаимодействия, эмоциональном отношении к партнеру. Общая направленность ребенка на взаимодействие со сверстником постепенно перерастает в осознанное стремление вместе с другими работать хорошо и быстро, т. е. наиболее адекватным способом сделать дело, получить нужный всем результат. Возникает стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со взрослым и товарищами, постоянно совершенствовать эти формы.

Следующий компонент СД — совместные действия, т. е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. К ним можно отнести операции по осознанию цели СД, систему индивидуальных действий, систему действий по согласованию индивидуальных операций, коррекцию действий участниками взаимодействия действия по совмещению мотивов, участвующих в социальном контакте детей, действия сравнения результата с предполагаемым.

Общий результат, полученный участниками, завершает структуру совместной деятельности. Результатом СД является — развитие группы, индивидуальное развитие.

Таким образом, для осуществления сотрудничества необходимо взаимное согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижении общего результата деятельности. Это требует распределения выполняемых функций между участниками взаимодействия и предполагает возникновение связей их друг с другом.

Так в общих чертах выглядит возрастная динамика отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей.

Опираясь на исследования Е. О. Смирновой и В. Г. Утробиной можно выделить несколько типов отношения к сверстнику.

Первый тип – пассивно-положительное отношение. Характеризуется отсутствием какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.

Для второго типа – эгоистического отношения – характерно также отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Все проблемные ситуации дети эгоистического отношения к сверстнику решают в свою пользу.

Третий тип – конкурентное отношение. Дети активно вовлечены в действия сверстника, они оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество. Дети охотно соглашаются с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряженно встречают поощрения.

Дети с личностным типом отношения интересуются сверстником, эмоционально и практически вовлечены в его действия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений.

Последний тип – неустойчивый тип отношений, он отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения. В одних случаях дети проявляют личностное отношение, в других конкурентное.

В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношенияоказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности. Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности взаимоотношений между его членами.

Важное место в этом процессе уделяется роли взрослого, который естественным образом прививает детям новые, более сложные способы взаимодействия и как можно раньше ориентирует их на взаимодействие с ровесниками.

В общем, для организации разнообразных форм взаимодействия важна помощь взрослого. Прежде всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Необходимо не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Также важно разъяснить, как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости.

Источник

Читайте также:  По способу питания водоросли называются
Оцените статью
Разные способы