- Статья 5. Источники и порядок формирования внебюджетных фондов
- Статья 20. Порядок формирования и использования средств муниципальных внебюджетных фондов
- Государственные внебюджетные фонды. Особенности формирования
- Оглавление
- Задачи
- 1. Сущность и назначение внебюджетных фондов
- 2. Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения
- 2.1. Пенсионный фонд
- 2.2. Фонд социального страхования
- 2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- Выводы
Статья 5. Источники и порядок формирования внебюджетных фондов
Статья 5. Источники и порядок формирования внебюджетных фондов
1. Территориальные отделения федеральных внебюджетных фондов образуются в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Источники формирования территориальных отделений федеральных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законодательством.
2. Областные внебюджетные фонды образуются и действуют на основании законов области. В законе о каждом внебюджетном фонде указываются цели и порядок создания фонда, источники его формирования, направления использования, а также порядок управления и контроля за деятельностью фонда.
Средства областных внебюджетных фондов формируются за счет:
— сборов и платежей, не подлежащих зачислению в бюджет в соответствии с федеральным и областным законодательством;
— добровольных взносов и пожертвований, предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;
— целевых средств, перечисляемых из федеральных бюджетных и внебюджетных фондов на финансирование мероприятий целевых областных программ, а также федеральных программ, реализуемых на территории области;
— доходов от размещения части средств внебюджетного фонда в уполномоченных администрацией области коммерческих банках, в государственных и муниципальных ценных бумагах в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством области;
— процентов по ссудам, предоставленным из средств внебюджетного фонда предприятиям, учреждениям, организациям на соответствующие цели;
— иных доходов, не противоречащих федеральному и областному законодательству.
3. Областной Совет депутатов вправе принять решение об образовании валютного фонда в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
4. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные фонды. Перечисление бюджетных средств в бюджет внебюджетного фонда допускается только на основании федерального или областного законодательного акта.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Статья 20. Порядок формирования и использования средств муниципальных внебюджетных фондов
Статья 20 . Порядок формирования и использования средств муниципальных внебюджетных фондов
1. Муниципальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
добровольных взносов и платежей юридических и физических лиц, за исключением доходов от приватизации предприятий, реализации имущества (актива) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий муниципальной собственности;
доходов от проведения аукционов, других разрешенных законом источников;
штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Сумма этих штрафов используется по целевому назначению на проведение природоохранных, профилактических и оздоровительных мероприятий;
штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, находящихся в ведении муниципального образования, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия;
штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемые должностными лицами органов местного самоуправления на основе законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа;
обязательных отчислений (страховых взносов) хозяйствующих субъектов на территории автономного округа независимо от форм собственности;
финансовых средств юридических лиц в результате предъявления им регрессивных требований;
эмиссии ценных бумаг;
долевого участия юридических и физических лиц в выполнении целей фонда;
штрафов и пени с физических и юридических лиц, не подлежащих зачислению в бюджеты;
сумм штрафов за порчу и неэффективное использование объектов собственности, находящихся в ведении соответствующего муниципального образования, а также платежей, компенсирующих данный ущерб;
иных доходов внебюджетных фондов.
2. Налоги и другие платежи, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами для зачисления в бюджет, не могут быть направлены во внебюджетные фонды.
3. Порядок формирования, использования и контроля за использованием средств внебюджетных фондов устанавливается представительным органом местного самоуправления.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Государственные внебюджетные фонды. Особенности формирования
Оглавление
Цель — раскрыть сущность и содержание внебюджетных фондов, их роль и значение в социально-экономическом обеспечении населения.
Задачи
- Изучить содержание и назначение внебюджетных фондов. Их место в бюджетной системе РФ.
- Определить источники формирования средств Пенсионного фонда. Необходимость его формирования и социальное значение.
- Определить порядок формирования ФСС и его значение и роль.
- Рассмотреть значение фондов ФОМС. Порядок формирования этих фондов.
- Изучить пути использования средств внебюджетных фондов социального назначения.
1. Сущность и назначение внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.
Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.
К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:
- общественное разделение труда;
- ограниченность жизненных ценностей;
- наличие товарно-денежных отношений.
Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:
- дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;
- системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;
- кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;
- социально-демографический кризис-депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.
В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:
Рисунок 1. Классификация внебюджетных фондов
В соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся:
- специальные целевые обязательные платежи;
- отчисления от прибыли организаций;
- средства бюджетов;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом Банка России или в коммерческом банке.
Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства или специально уполномоченного на это органа.
Таким образом, государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.
Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.
Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.
Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).
2. Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения
В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование: дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные. Материальную защиту таких граждан обеспечивает государство, которое выполняет функцию социального страхования.
Социальное страхование может осуществляться государством открыто, гласно, прозрачно в рамках государственного бюджета под особым контролем представительных органов власти и руководства высших исполнительных органов — правительства страны и министерства финансов. Такая система существует в современных стабильных демократических странах, она была и в СССР. Но страхование может проводиться и вне государственного бюджета, через специальные внебюджетные фонды, подконтрольные, как правило, узкому кругу должностных лиц исполнительных органов власти. Россия избрала вторую систему — использование государственных социальных внебюджетных фондов.
Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции нашей страны от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституцией устанавливаются государственные и социальные пенсии.
В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:
- Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
- Фонд социального страхования РФ (ФСС);
- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).
Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социально го и обязательного медицинского страхования.
2.1. Пенсионный фонд
Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г.
Основные задачи ПФР:
- аккумуляция страховых платежей;
- финансирование расходов в соответствии с назначением фонда.
ПФР формируется в основном за счет единого социального на лога (ЕСН) (70-75%), переходящего остатка фонда, который составляет седьмую часть средств фонда. Эти остатки ПФР становятся крупным мобильным ресурсом дополнительных государственных расходов.
В ПФР кроме ЕСН поступают также:
- средства федерального бюджета, направляемые через ПФР на выплаты государственных пенсий и пособий;
- доходы от обслуживания банками счетов ПФР;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- доходы от капитализации части временно свободных средств фонда (покупки ценных бумаг, инвестиций).
Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей; одиноким матерям; на детей, инфицированных виру сом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в объеме расходов ПФР.
Структура расходов ПФР предусматривает направление средств на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Современная пенсионная система РФ включает в себя:
- государственное базовое пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа;
- накопительную часть пенсий;
- государственное социальное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан.
2.2. Фонд социального страхования
Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 «О фонде социального страхования Российской Федерации» был образован Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.
Основные задачи ФСС:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а так же на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
- участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях. Средства ФСС образуются за счет:
- ЕСН, уплачиваемого работодателями;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас ходов в соответствии с действующим законодательством;
- прочих доходов.
Наибольшее количество доходов приходится на ЕСН (2005 г. — около 70%).
В расходах бюджета ФСС больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.
Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. При финансовом неблагополучии предприятий, а то и их ликвидации, что сейчас уже не редкость, работники лишаются источников гарантированных социальных выплат.
2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Значительное место в структуре социальных ВБФ занимает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), призванный обеспечить гражданам РФ получение равной медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Средства ФОМС образуются за счет:
- ЕСН, уплачиваемого организациями независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование;
- взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда;
- нормированного страхового запаса финансовых средств фонда;
- поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ.
За неработающих граждан платят органы исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
ТФОМС образовываются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными, государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Основные задачи ТФОМС РФ: обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан в РФ и обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.
Функции ТФОМС РФ:
- аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам;
- выравнивает финансовые ресурсы городов, районов, направляемые на обязательное медицинское страхование;
- накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы;
- разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на территории РФ;
- осуществляет контроль за поступлением страховых взносов, за использованием финансовых средств на обязательное медицинское страхование;
- ведет персонифицированный учет по всем категориям плательщиков страховых взносов в РФ;
- согласовывает с органами исполнительной власти, медицинскими ассоциациями территориальную программу обязательного медицинского страхования населения;
- осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами.
Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования проводится передачей средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.
ТФОМС принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Их деятельность определена Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Средства ТФОМС используются для:
- финансирования обязательного медицинского страхования;
- дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории средне душевого норматива;
- формирования нормированного страхового запаса;
- осуществления управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением ТФОМС;
- финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению, взаимно согласованных органами управления здравоохранения и территориальными фондами ОМС. Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется ТФОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы, а финансирование медицинских учреждений — по финансовым нормативам.
Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных и т. д.) и сотни территориальных внебюджетных фондов. Постепенно внебюджетные фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. началось их преобразование в целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а на 2005 г. они вообще не предусматривались.
Внебюджетные фонды территорий также преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых впоследствии было упразднено.
Выводы
Таким образом, в теме раскрыта сущность и назначение внебюджетных фондов, определено, что внебюджетные фонды — это дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами. Раскрыто значение государственных внебюджетных фондов, как совокупности самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Кроме того, рассмотрены основные функции, выполняемые внебюджетными фондами: распределительная и контрольная.
Рассмотрено социальное страхование, осуществляемое государством посредством создания таких внебюджетных фондов, как:
- Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
- Фонд социального страхования РФ (ФСС);
- федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).
Раскрыто содержание каждого их вышеперечисленных фондов, порядок их формирования и использования.
Источник