Способы образования страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия. Примеры

Страдательные при­ча­стия назы­ва­ют при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое этот пред­мет испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны. Эти сло­ва обра­зу­ют­ся от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же без предлога.

Чтобы выяс­нить, что такое стра­да­тель­ные при­ча­стия в рус­ском язы­ке, сна­ча­ла вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся причастием.

  • мур­лы­чу­щая кошка;
  • заржа­вев­ший замок;
  • мучи­мый жаждой;
  • поте­рян­ный ключ;
  • рас­тер­тый в порошок.

В соот­вет­ствии с грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей зало­га раз­ли­ча­ют стра­да­тель­ные и дей­стви­тель­ные при­ча­стия.

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, извне. Сам пред­мет не совер­ша­ет действие.

Сравните:

  • кре­стья­нин, сею­щий рожь — посе­ян­ная рожь крестьянином;
  • видя­щий рас­свет — рас­свет, види­мый нами;
  • чита­ю­щий кни­гу — кни­га, чита­е­мая мной;
  • покрыв­ший ска­тер­тью стол — стол, покры­тый скатертью.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми в вини­тель­ном паде­же без пред­ло­га, например:

  • нари­со­вать (что?) кар­ти­ну — нари­со­ван­ная картина;
  • побе­лить (что?) сте­ну — побе­лен­ная стена;
  • рас­те­реть (что?) поро­шок — рас­тер­тый порошок;
  • видеть (что?) огонь — види­мый изда­ли огонь костра.

От гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем стра­да­тель­ные при­ча­стия как насто­я­ще­го, так и про­шед­ше­го времени.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­са -ем-, вто­ро­го спря­же­ния — с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • узна­вать — узнава-ют — узна­ва ем ый;
  • слы­шать — слыш-ат — слыш им ый.

От несколь­ких гла­го­лов при­ча­стия обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ом-, напри­мер:

  • вести — ведут — вед ом ый;
  • влечь — вле­кут — влек ом ый.

Некоторые пере­ход­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го времени.

Отметим, что ряд непе­ре­ход­ных гла­го­лов обра­зо­ва­ли стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го времени:

  • руко­во­дить — руководимый;
  • пред­ше­ство­вать — предшествуемый;
  • угро­жать — угрожаемый;
  • управ­лять — управляемый.

Безударный глас­ный в суф­фик­се стра­да­тель­но­го при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни помо­жет напи­сать такой алгоритм:

  • разыг­ры­вать — мы разыг­ры­ва ем — разыг­ры­ва е мый приз;
  • неотъ­ем­леть — мы неотъ­емл ем — неотъ­емл е мый при­знак;
  • мучить — мы муч им — муч и мый жаж­дой путник;
  • видеть — мы вид им — вид и мые на гори­зон­те облака;
  • зави­сеть — мы завис им — завис и мые от погоды.

Примеры

  • колеб­ле­мый вет­ром куст,
  • едва слы­ши­мые шорохи,
  • изда­ва­е­мый стру­ной гита­ры звук,
  • мучи­мый жарой,
  • леле­е­мый роди­те­ля­ми ребенок,
  • непри­ем­ле­мое для меня условие,
  • дви­жи­мый желанием,
  • излу­ча­е­мый аппаратом,
  • устра­и­ва­е­мая вечеринка,
  • зна­чи­мые части слова,
  • иссле­ду­е­мое положение,
  • хоро­шо видимый,
  • сжи­га­е­мая солн­цем трава,
  • зави­си­мый от других,
  • дав­но леле­е­мая мысль,
  • изу­ча­е­мый в шко­ле предмет.

Видеоурок

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -т- от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла, кото­рую полу­чим, если от инфи­ни­ти­ва отбро­сим окон­ча­ние -ть, -ти, напри­мер:

  • про­чи­та -ть — про­чи­та нн ый;
  • посея -ть — посея нн ый;
  • построи -ть — пост­ро енн ый;
  • пок­ры -ть — пок­ры т ый;
  • рас­те­ре -ть — рас­тёр т ый.

Суффикс -енн-/-ённ- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве гла­го­ла на соглас­ный или на :

  • при­нес -ти — при­нес енн ый;
  • раз­ре­ши -ть — раз­реш енн ый;
  • покра­си -ть — покраш енн ый.

В осно­ве гла­го­ла перед суф­фик­сом часто про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние согласных:

  • раз­бу д и-ть — раз­бу ж -енн-ый;
  • заме т и-ть — заме ч -енн-ый;
  • осве т и-ть — осве щ -ённ-ый.

В напи­са­нии стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни сле­ду­ет сохра­нять гла­голь­ный суф­фикс -а/-я:

  • выдерж- а -ть — выдерж- а -нный;
  • высме- я -ть — высме- я -нный.

Краткая форма страдательных причастий

Страдательные при­ча­стия име­ют крат­кую фор­му, кото­рая изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, как и у при­ла­га­тель­но­го, например:

Читайте также:  Способ применения сиропа панадол

раз­ре­шён­ный:

вымы­тый:

Краткие фор­мы при­ча­стий обыч­но явля­ют­ся состав­ным имен­ным ска­зу­е­мым в предложении.

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на тёмно-бурыми про­шло­год­ни­ми листья­ми (В. Вересаев).

Окна в ниж­нем эта­же и в мезо­нине откры­ты , зана­вес­ки под­ня­ты , колон­ны и веран­да обви­ты плю­щом (А. Толстой)

Источник

Действительные и страдательные причастия

О чем эта статья:

Основные группы причастий

Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.

Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

Страдательные причастия настоящего времени.

Страдательные причастия прошедшего времени.

Действительные причастия настоящего времени.

Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.

Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Это все действительные причастия.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.

Подарок, полученный именинников – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

Это все страдательные причастия.

Еще один наглядный пример:

Ребенок обнял собаку.

Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).

Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.

Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.

Источник

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Страдательные причастия в русском языке

Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое совершается над конкретным предметом/явлением/лицом. Вопросы, на которые они отвечают: Какой? Какая? Какое? Какие? Краткие формы страдательных причастий отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?

Примеры страдательных причастий:

  • запечатленный сюжет (сюжет был запечатлен);
  • написанная книга (книгу написали);
  • решаемые школьниками задачи (школьники решают задачи);
  • размытые дождем узоры (узоры размыл дождь).

Отличие страдательных причастий от действительных в том, что они образованы от определенной категории глаголов с помощью суффиксов.

Примеры страдательных причастий с зависимыми словами (причастные обороты):

  • залить — залитая янтарным светом комната;
  • умыть — умытые дождем листья.

Порядок образования причастий настоящего и прошедшего времени

Рассмотрим, в чем заключается особенность образования страдательных причастий в разных временах — в настоящем и прошедшем.

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные причастия, находящиеся в настоящем времени, образованы от основы глаголов несовершенного вида:

  • в I спряжении при помощи суффиксов -ом, -ем: ведут — ведомый, досягают — досягаемый;
  • во II спряжении благодаря суффиксу -им: слышат — слышимый.
Читайте также:  Наиболее распространенные способы овладения информации составляющей коммерческую тайну сдо ржд

Страдательные причастия прошедшего времени

Вид глагола не играет роли при образовании страдательных причастий в прошедшем времени — они могут быть «получены» от глаголов любого вида (несовершенного и совершенного).

Страдательные причастия в прошедшем времени образованы от основ переходных глаголов в неопределенной форме (как совершенного, так и несовершенного вида). Добавляются суффиксы -енн, -нн, -т.

Примеры: подать — поданный, осветить — освещенный, решить — решенный.

С помощью суффикса -т образуются:

  • причастия от односложных глаголов и слов с приставками (лить — литый, залить — залитый);
  • от слов, где есть суффикс -ну (закинуть — закинутый);
  • от глаголов с сочетанием -ереть (запереть — запертый).

К основе глаголов, оканчивающихся на -ать и -ять, присоединяется суффикс -нн: посеять — посеянный, съедать — съеденный.

При применении суффиксов -енн и -ённ убирается конечная гласная основы глагола: носить — ношенный, лишить — лишённый.

Краткая форма страдательных причастий

Для образования краткой формы страдательного залога в настоящем времени у причастия убирается окончание. Суффиксы таких форм остаются теми же, что и у полных.

Примеры: любимый — любим.

При образовании краткой формы в прошедшем времени убирается окончание и частично суффикс.

Примеры: завершенный — завершен, обиженный — обижен, подобранный — подобран.

Синтаксическая роль кратких страдательных причастий — сказуемые. Чаще их можно встретить в художественной литературе, особенно классической. Такие формы отсутствуют в разговорной речи и в научных текстах. В произведениях же они придают стилистическую окраску.

Правила правописания, гласные в суффиксах, примеры

Суффиксы страдательных причастий в настоящем времени: -ом, -ем — при I спряжении, -им — при II спряжении. Такие гласные совпадают с гласными глаголов в форме 3-го лица в единственном числе:

Решает (I спр.) — решаемый; возводит (II спр.) — возводимый.

Гласные в причастиях прошедшего времени зависят не от спряжения глагола, а от последней гласной, стоящей в основе инфинитива.

Перед -нн (-н) ставятся:

  • гласные а, е, я, когда в конце основы глагола стоят а, е, я: записать — записанный, посеять — посеянный, увидеть — увиденный;
  • е и ё ставятся, когда основа глагола кончается на и (суффикс -и у глагола отсекается) или на согласную: настроить — настроенный, пристрелить — пристреленный, повесить — повешенный.

Источник

Образование страдательных причастий прошедшего времени (7 класс)

«Образование страдательных причастий прошедшего времени», 7 класс

Учитель Малышева Оксана Вячеславовна, ГБОУ СОШ № 283 Кировского р-на СПб

Тема урока: Образование страдательных причастий прошедшего времени.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: формировать умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени и написанием их суффиксов.

Задачи урока: 1) предметные : повторение образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени;

показать зависимость причастий от категории переходности-непереходности глагола и его вида; формирование навыков образования страдательных причастий прошедшего времени и способов их написания;

2) личностные : развитие и совершенствование умения различать действительные и страдательные причастия; совершенствование умения образовывать действительные и страдательные причастия, решая орфографические задачи (выбор гласной в суффиксах причастий); развитие умения работать со схемами, опорной записью учебника, таблицей; развитие логического мышления; развитие творческих способностей учащихся;

3) метапредметные : умение вести поиск информации; умение классифицировать, обобщать и делать выводы; способность свободно излагать мысли в устной и письменной форме; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения .

Технология(-и) урока: технология сотрудничества

Формы организации деятельности: работа в парах, самостоятельная работа

Читайте также:  Перечислите известные вам способы задания функции

Опорные понятия : морфология, морфемика,, словообразование

Образовательные ресурсы: дидактический материал, учебник ( Русский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.], Рос. академия наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.)

Организационный (мотивационный) момент.

Грамматический словарный диктант. Слайд 3.

Распределите страдательные причастия настоящего времени на 2 столбика, объясните свой выбор.

Муч…мый, умножа…мый, дел…мый, спряга…мый, слыш…мый, ожида…мый, колебл…мый

С суффиксами -ем-/-ом-

С суффиксами -ем-/-ом-

Умножаемый – от гл. умножать ( I спр.)

Мучимый – от гл. мучить ( II спр.)

Спрягаемый – от гл. спрягать ( I спр.)

Делимый – от гл. делить ( II спр.)

Ожидаемый – от гл. ожидать ( I спр.)

Слышимый – от гл. слышать ( II спр.)

Колеблемый – от гл. колебать ( I спр.)

Гонимый – от гл. гнать ( II спр.)

— Каким принципом вы руководствовались при выполнении этого задания? ( Выбор гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие )

— В каких причастия выбор суффикса также зависит от спряжения глагола? ( Действительные причастия настоящего времени ). Приведите примеры

На протяжении последней недели мы с вами заполняли таблицу, по которой понятно, каких глаголов можно образовать причастия. В конце урока мы сможем заполнить ее полностью.

— Есть ли у причастия будущее время? ( Нет )

— Значит какой вид причастий нам сегодня предстоит изучить? ( Страдательные причастия прошедшего времени )

— Сформулируйте тему урока (Образование страдательных причастий прошедшего времени)

Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов

— Итак, для того, чтобы понять, как образуются страдательные причастия прошедшего времени обратимся к учебнику.

Организация самостоятельной работы учащихся с опорной записью учебника.

— Откройте учебник на стр. 52. Задание. Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени.

Вывод по опорной записи формулируют учащиеся.

— Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива или основы прошедшего времени глагола при помощи суффиксов -енн-, -нн, -т-.

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Тренировочное упражнение 100 (показывается учителем на доске, затем учащиеся продолжают работу под руководством учителя).

Задание. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы.

Обратить внимание учащихся на написание гласной перед суффиксами причастий.

Закрепление изученного материала

Спишите предложения, заменяя глаголы, заключенные в скобках, страдательными причастиями прошедшего времени. Выделите причастные обороты как члены предложения

В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, (осыпать) хрустальной позолотой. (К. Паустовский) x , |

Цветок засохший, безуханный, (забыть) в книге вижу я. (А. Пушкин) x , |

Измените предложения так, чтобы причастные обороты не выделялись запятыми

Проверка выполненных заданий.

Подведение итогов урока.

Вы помните, что одна колонка в таблице у нас еще не заполнена. Теперь мы готовы заполнить пустые клетки. Проверим, что у нас получилось

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Сегодня на уроке я узнал.

Сегодня на уроке я научился.

Сегодня на уроке мне понравилась работа в группах.

Я считаю, что многие ребята усвоили новую тему.

VIII . Дифференцированное домашнее задание

(на выбор задание 1 или задание 2)

3. Повторить правописание -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных

Русский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.], Рос. академия наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014

Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.

Т.Н. Трунцева. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2015

Источник

Оцените статью
Разные способы