- Страдательные причастия. Примеры
- Образование страдательных причастий настоящего времени
- Примеры
- Видеоурок
- Образование страдательных причастий прошедшего времени
- Краткая форма страдательных причастий
- Действительные и страдательные причастия
- Основные группы причастий
- Суффиксы действительных и страдательных причастий
- Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
- Страдательные причастия в русском языке
- Порядок образования причастий настоящего и прошедшего времени
- Страдательные причастия настоящего времени
- Страдательные причастия прошедшего времени
- Краткая форма страдательных причастий
- Правила правописания, гласные в суффиксах, примеры
- Образование страдательных причастий прошедшего времени (7 класс)
Страдательные причастия. Примеры
Страдательные причастия называют признак предмета по действию, которое этот предмет испытывает со стороны. Эти слова образуются от переходных глаголов, которые управляют существительным в винительном падеже без предлога.
Чтобы выяснить, что такое страдательные причастия в русском языке, сначала вспомним, какие слова называются причастием.
- мурлычущая кошка;
- заржавевший замок;
- мучимый жаждой;
- потерянный ключ;
- растертый в порошок.
В соответствии с грамматической категорией залога различают страдательные и действительные причастия.
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны, извне. Сам предмет не совершает действие.
Сравните:
- крестьянин, сеющий рожь — посеянная рожь крестьянином;
- видящий рассвет — рассвет, видимый нами;
- читающий книгу — книга, читаемая мной;
- покрывший скатертью стол — стол, покрытый скатертью.
Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, которые могут управлять существительными в винительном падеже без предлога, например:
- нарисовать (что?) картину — нарисованная картина;
- побелить (что?) стену — побеленная стена;
- растереть (что?) порошок — растертый порошок;
- видеть (что?) огонь — видимый издали огонь костра.
От глаголов несовершенного вида образуем страдательные причастия как настоящего, так и прошедшего времени.
Образование страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени глаголов первого спряжения с помощью суффикса -ем-, второго спряжения — с помощью суффикса -им-:
- узнавать — узнава-ют — узнава ем ый;
- слышать — слыш-ат — слыш им ый.
От нескольких глаголов причастия образуются с помощью суффикса -ом-, например:
- вести — ведут — вед ом ый;
- влечь — влекут — влек ом ый.
Некоторые переходные глаголы несовершенного вида не образуют страдательных причастий настоящего времени.
Отметим, что ряд непереходных глаголов образовали страдательные причастия настоящего времени:
- руководить — руководимый;
- предшествовать — предшествуемый;
- угрожать — угрожаемый;
- управлять — управляемый.
Безударный гласный в суффиксе страдательного причастия настоящего времени поможет написать такой алгоритм:
- разыгрывать — мы разыгрыва ем — разыгрыва е мый приз;
- неотъемлеть — мы неотъемл ем — неотъемл е мый признак;
- мучить — мы муч им — муч и мый жаждой путник;
- видеть — мы вид им — вид и мые на горизонте облака;
- зависеть — мы завис им — завис и мые от погоды.
Примеры
- колеблемый ветром куст,
- едва слышимые шорохи,
- издаваемый струной гитары звук,
- мучимый жарой,
- лелеемый родителями ребенок,
- неприемлемое для меня условие,
- движимый желанием,
- излучаемый аппаратом,
- устраиваемая вечеринка,
- значимые части слова,
- исследуемое положение,
- хорошо видимый,
- сжигаемая солнцем трава,
- зависимый от других,
- давно лелеемая мысль,
- изучаемый в школе предмет.
Видеоурок
Образование страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т- от основы неопределенной формы глагола, которую получим, если от инфинитива отбросим окончание -ть, -ти, например:
- прочита -ть — прочита нн ый;
- посея -ть — посея нн ый;
- построи -ть — постро енн ый;
- покры -ть — покры т ый;
- растере -ть — растёр т ый.
Суффикс -енн-/-ённ- присоединяется к основе глагола на согласный или на -и:
- принес -ти — принес енн ый;
- разреши -ть — разреш енн ый;
- покраси -ть — покраш енн ый.
В основе глагола перед суффиксом часто происходит чередование согласных:
- разбу д и-ть — разбу ж -енн-ый;
- заме т и-ть — заме ч -енн-ый;
- осве т и-ть — осве щ -ённ-ый.
В написании страдательного причастия прошедшего времени следует сохранять глагольный суффикс -а/-я:
- выдерж- а -ть — выдерж- а -нный;
- высме- я -ть — высме- я -нный.
Краткая форма страдательных причастий
Страдательные причастия имеют краткую форму, которая изменяется по родам и числам, как и у прилагательного, например:
разрешённый:
вымытый:
Краткие формы причастий обычно являются составным именным сказуемым в предложении.
Под зеленевшими дубами земля была усыпана тёмно-бурыми прошлогодними листьями (В. Вересаев).
Окна в нижнем этаже и в мезонине открыты , занавески подняты , колонны и веранда обвиты плющом (А. Толстой)
Источник
Действительные и страдательные причастия
О чем эта статья:
Основные группы причастий
Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.
Основные группы причастий:
Страдательные причастия настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени.
Действительные причастия настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Рассмотрим пример действительных причастий:
Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Это все действительные причастия.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.
Подарок, полученный именинников – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
Это все страдательные причастия.
Еще один наглядный пример:
Ребенок обнял собаку.
Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).
Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.
Суффиксы действительных и страдательных причастий
Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.
Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.
Источник
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Страдательные причастия в русском языке
Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое совершается над конкретным предметом/явлением/лицом. Вопросы, на которые они отвечают: Какой? Какая? Какое? Какие? Краткие формы страдательных причастий отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?
Примеры страдательных причастий:
- запечатленный сюжет (сюжет был запечатлен);
- написанная книга (книгу написали);
- решаемые школьниками задачи (школьники решают задачи);
- размытые дождем узоры (узоры размыл дождь).
Отличие страдательных причастий от действительных в том, что они образованы от определенной категории глаголов с помощью суффиксов.
Примеры страдательных причастий с зависимыми словами (причастные обороты):
- залить — залитая янтарным светом комната;
- умыть — умытые дождем листья.
Порядок образования причастий настоящего и прошедшего времени
Рассмотрим, в чем заключается особенность образования страдательных причастий в разных временах — в настоящем и прошедшем.
Страдательные причастия настоящего времени
Страдательные причастия, находящиеся в настоящем времени, образованы от основы глаголов несовершенного вида:
- в I спряжении при помощи суффиксов -ом, -ем: ведут — ведомый, досягают — досягаемый;
- во II спряжении благодаря суффиксу -им: слышат — слышимый.
Страдательные причастия прошедшего времени
Вид глагола не играет роли при образовании страдательных причастий в прошедшем времени — они могут быть «получены» от глаголов любого вида (несовершенного и совершенного).
Страдательные причастия в прошедшем времени образованы от основ переходных глаголов в неопределенной форме (как совершенного, так и несовершенного вида). Добавляются суффиксы -енн, -нн, -т.
Примеры: подать — поданный, осветить — освещенный, решить — решенный.
С помощью суффикса -т образуются:
- причастия от односложных глаголов и слов с приставками (лить — литый, залить — залитый);
- от слов, где есть суффикс -ну (закинуть — закинутый);
- от глаголов с сочетанием -ереть (запереть — запертый).
К основе глаголов, оканчивающихся на -ать и -ять, присоединяется суффикс -нн: посеять — посеянный, съедать — съеденный.
При применении суффиксов -енн и -ённ убирается конечная гласная основы глагола: носить — ношенный, лишить — лишённый.
Краткая форма страдательных причастий
Для образования краткой формы страдательного залога в настоящем времени у причастия убирается окончание. Суффиксы таких форм остаются теми же, что и у полных.
Примеры: любимый — любим.
При образовании краткой формы в прошедшем времени убирается окончание и частично суффикс.
Примеры: завершенный — завершен, обиженный — обижен, подобранный — подобран.
Синтаксическая роль кратких страдательных причастий — сказуемые. Чаще их можно встретить в художественной литературе, особенно классической. Такие формы отсутствуют в разговорной речи и в научных текстах. В произведениях же они придают стилистическую окраску.
Правила правописания, гласные в суффиксах, примеры
Суффиксы страдательных причастий в настоящем времени: -ом, -ем — при I спряжении, -им — при II спряжении. Такие гласные совпадают с гласными глаголов в форме 3-го лица в единственном числе:
Решает (I спр.) — решаемый; возводит (II спр.) — возводимый.
Гласные в причастиях прошедшего времени зависят не от спряжения глагола, а от последней гласной, стоящей в основе инфинитива.
Перед -нн (-н) ставятся:
- гласные а, е, я, когда в конце основы глагола стоят а, е, я: записать — записанный, посеять — посеянный, увидеть — увиденный;
- е и ё ставятся, когда основа глагола кончается на и (суффикс -и у глагола отсекается) или на согласную: настроить — настроенный, пристрелить — пристреленный, повесить — повешенный.
Источник
Образование страдательных причастий прошедшего времени (7 класс)
«Образование страдательных причастий прошедшего времени», 7 класс
Учитель Малышева Оксана Вячеславовна, ГБОУ СОШ № 283 Кировского р-на СПб
Тема урока: Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель урока: формировать умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени и написанием их суффиксов.
Задачи урока: 1) предметные : повторение образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени;
показать зависимость причастий от категории переходности-непереходности глагола и его вида; формирование навыков образования страдательных причастий прошедшего времени и способов их написания;
2) личностные : развитие и совершенствование умения различать действительные и страдательные причастия; совершенствование умения образовывать действительные и страдательные причастия, решая орфографические задачи (выбор гласной в суффиксах причастий); развитие умения работать со схемами, опорной записью учебника, таблицей; развитие логического мышления; развитие творческих способностей учащихся;
3) метапредметные : умение вести поиск информации; умение классифицировать, обобщать и делать выводы; способность свободно излагать мысли в устной и письменной форме; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения .
Технология(-и) урока: технология сотрудничества
Формы организации деятельности: работа в парах, самостоятельная работа
Опорные понятия : морфология, морфемика,, словообразование
Образовательные ресурсы: дидактический материал, учебник ( Русский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.], Рос. академия наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.)
Организационный (мотивационный) момент.
Грамматический словарный диктант. Слайд 3.
Распределите страдательные причастия настоящего времени на 2 столбика, объясните свой выбор.
Муч…мый, умножа…мый, дел…мый, спряга…мый, слыш…мый, ожида…мый, колебл…мый
С суффиксами -ем-/-ом-
С суффиксами -ем-/-ом-
Умножаемый – от гл. умножать ( I спр.)
Мучимый – от гл. мучить ( II спр.)
Спрягаемый – от гл. спрягать ( I спр.)
Делимый – от гл. делить ( II спр.)
Ожидаемый – от гл. ожидать ( I спр.)
Слышимый – от гл. слышать ( II спр.)
Колеблемый – от гл. колебать ( I спр.)
Гонимый – от гл. гнать ( II спр.)
— Каким принципом вы руководствовались при выполнении этого задания? ( Выбор гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие )
— В каких причастия выбор суффикса также зависит от спряжения глагола? ( Действительные причастия настоящего времени ). Приведите примеры
На протяжении последней недели мы с вами заполняли таблицу, по которой понятно, каких глаголов можно образовать причастия. В конце урока мы сможем заполнить ее полностью.
— Есть ли у причастия будущее время? ( Нет )
— Значит какой вид причастий нам сегодня предстоит изучить? ( Страдательные причастия прошедшего времени )
— Сформулируйте тему урока (Образование страдательных причастий прошедшего времени)
Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов
— Итак, для того, чтобы понять, как образуются страдательные причастия прошедшего времени обратимся к учебнику.
Организация самостоятельной работы учащихся с опорной записью учебника.
— Откройте учебник на стр. 52. Задание. Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени.
Вывод по опорной записи формулируют учащиеся.
— Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива или основы прошедшего времени глагола при помощи суффиксов -енн-, -нн, -т-.
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Тренировочное упражнение 100 (показывается учителем на доске, затем учащиеся продолжают работу под руководством учителя).
Задание. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы.
Обратить внимание учащихся на написание гласной перед суффиксами причастий.
Закрепление изученного материала
Спишите предложения, заменяя глаголы, заключенные в скобках, страдательными причастиями прошедшего времени. Выделите причастные обороты как члены предложения
В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, (осыпать) хрустальной позолотой. (К. Паустовский) x , |
Цветок засохший, безуханный, (забыть) в книге вижу я. (А. Пушкин) x , |
Измените предложения так, чтобы причастные обороты не выделялись запятыми
Проверка выполненных заданий.
Подведение итогов урока.
— Вы помните, что одна колонка в таблице у нас еще не заполнена. Теперь мы готовы заполнить пустые клетки. Проверим, что у нас получилось
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Сегодня на уроке я узнал.
Сегодня на уроке я научился.
Сегодня на уроке мне понравилась работа в группах.
Я считаю, что многие ребята усвоили новую тему.
VIII . Дифференцированное домашнее задание
(на выбор задание 1 или задание 2)
3. Повторить правописание -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных
Русский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.], Рос. академия наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014
Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.
Т.Н. Трунцева. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2015
Источник