Способы образования сравнительной степени наречия

Степени сравнения наречий в русском языке

Степени срав­не­ния наре­чий — это срав­ни­тель­ная и пре­вос­ход­ная сте­пе­ни, кото­рые обра­зу­ют каче­ствен­ные наре­чия с суф­фик­сом -о/-е.

Какие наречия могут образовать степени сравнения?

Начнем с того, что наре­чие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (глу­бо­ко ныр­нуть), при­знак при­зна­ка (крайне нере­ши­тель­ный) и пред­ме­та (стук сбо­ку).

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка наре­чие име­ет отли­чи­тель­ную осо­бен­ность — неиз­ме­ня­е­мость. Слова этой части речи не обра­зу­ют грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа и чис­ла, то есть не скло­ня­ют­ся. Они не изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, как гла­го­лы. Следовательно, у наре­чий нет окон­ча­ния как сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы. Конечные бук­вы обо­зна­ча­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы:

И все же неко­то­рые наре­чия могут изме­нять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и обра­зо­вать сте­пе­ни срав­не­ния. Что же это за слова?

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют с помо­щью суф­фик­са -о/-е наречия:

  • весе­лый → весел о прыгать;
  • гром­кий → громк о звучать;
  • бод­рый → бодр о шагать;
  • искрен­ний → искренн е сочувствовать;
  • внеш­ний — внешн е спокоен.

Наречия, обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­са -о/-е, име­ют сте­пе­ни сравнения.

Качественные наре­чия, как и одно­ко­рен­ные при­ла­га­тель­ные, обра­зу­ют две сте­пе­ни сравнения:

  • срав­ни­тель­ную степень;
  • пре­вос­ход­ную степень.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы наре­чий быва­ют про­сты­ми и состав­ны­ми. Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий в рус­ском языке.

Таблица

Сравнительная сте­пень Превосходная сте­пень
Простая фор­ма Составная фор­ма Составная фор­ма
С помо­щью суффиксов
-ее (-ей), — е, -ше
более менее
+
исход­ное наречие
про­стая фор­ма срав­ни­тель­ной фор­мы наречия
+
всех (все­го)
быстр ее
гро­мч е
даль ше
более быст­ро
менее громко
более далеко
быст­рее всех
гром­че всех
даль­ше всех

Сравнительная степень наречий

Сравнительная сте­пень наре­чий обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей степени.

Она име­ет две грам­ма­ти­че­ские фор­мы: про­стую и состав­ную (ана­ли­ти­че­скую).

Наречия с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -е, -ее/-ей, -ше обра­зу­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень:

  • гром­кий — гро­мч е сказать;
  • труд­но — трудн ее , трудн ей выполнить;
  • дале­ко — даль ше бросить.

Часто при обра­зо­ва­нии про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чий про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных основы:

Некоторые наре­чия име­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень с дру­гим корнем:

  • хоро­шо — луч­ше выглядеть;
  • пло­хо — хуже чув­ство­вать себя.

Составную срав­ни­тель­ную сте­пень обра­зу­ем, если к началь­ной фор­ме наре­чия доба­вим вспо­мо­га­тель­ные сло­ва «более» или «менее»:

  • гром­ко — более гром­ко сказать;
  • труд­но — менее труд­но выполнить;
  • дале­ко — более дале­ко бросить.

Обратим вни­ма­ние, что непра­виль­но обра­зо­ва­ны фор­мы состав­ной сте­пе­ни срав­не­ния наречий:

Это мор­фо­ло­ги­че­ские ошиб­ки в обра­зо­ва­нии этой формы.

Превосходная степень наречий

Превосходная сте­пень наре­чий пока­зы­ва­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в наи­боль­шей сте­пе­ни. Она име­ет толь­ко состав­ную (ана­ли­ти­че­скую) форму.

Превосходная сте­пень наре­чия скла­ды­ва­ет­ся из началь­ной фор­мы наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «наи­бо­лее», «наи­ме­нее», а так­же из срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «все­го», «всех». Эта фор­ма может быть обра­зо­ва­на с помо­щью суф­фик­сов -ейш-е-, -айш-е- :

Эти сло­ва ред­ко упо­треб­ля­ют­ся в совре­мен­ном рус­ском языке.

Понаблюдаем, как обра­зо­вать пре­вос­ход­ную сте­пень наречий:

  • гром­ко — наи­ме­нее гром­ко, гром­че всех сказать;
  • труд­но — наи­бо­лее труд­но, труд­нее все­го выполнить;
  • дале­ко — наи­бо­лее дале­ко, даль­ше всех бросить.

Отметим, что сло­во «всех» участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии пре­вос­ход­ной сте­пе­ни, если речь идёт об оду­шев­лен­ном про­из­во­ди­те­ле дей­ствия, а сло­во «все­го» — при неоду­шев­лен­ном предмете.

Спортсмен под номе­ром две­на­дцать при­шел к фини­шу быст­рее всех.

Синтаксическая роль наречий в форме степеней сравнения

Наречия в фор­ме сте­пе­ней срав­не­ния пояс­ня­ют гла­гол. В пред­ло­же­нии они явля­ют­ся, как пра­ви­ло, обсто­я­тель­ством. Отличаем их от омо­ни­мич­ных форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые высту­па­ют в роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния — сказуемого.

Примеры

Почуяв лако­мый кусо­чек, соба­ка подо­шла ко мне (как?) бли­же .

Наш коло­дец (каков?) бли­же к дому, чем у соседей.

Запах чере­му­хи (каков?) силь­нее всех весен­них цветов.

Кузнец уда­рил моло­том по нако­вальне (как?) силь­нее всех .

Видеоурок

Источник

Степени сравнения наречий

Что такое степени сравнения наречий в русском языке

Наречием называется самостоятельная неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «как?» и другие. Обозначает рассматриваемая часть речи признак по действию (бегать (как?) быстро) или признак признака (бегал быстро (как?) очень).

В процессе жизнедеятельности человеку периодически приходится сравнивать различные признаки. Это могут быть признаки предметов или признаки действий.

Например, новый — новее, крепкий — крепче, быстро — быстрее и так далее.

С точки зрения грамматики русского языка возможность сравнить отражается в такой грамматической категории как степень сравнения.

Эта грамматическая категория свойственна не только прилагательным, но и наречиям на -о-\-е-, образованным от них. Здесь так же, как и у прилагательных, определено две разновидности степеней сравнения. Это сравнительная и превосходная.

Сравнительная показывает проявление признака по действию в сравнении: этот стол выглядел (как?) ново — а тот выглядел (как?) новее; сжал (как?) крепко — сжал (как?) крепче. С семантической точки зрения здесь всегда признак одного предмета проявляется в большей степени, например, новее, а признак другого в меньшей: ново.

Превосходная степень отражает наивысшую степень проявления признака: выглядел (как?) новее всего. Данной разновидности не характерно большее или меньшее проявление признака.

Какие наречия могут образовать степени сравнения

Как уже было отмечено выше, сравниваться могут только наречия на -о-\-е-, образованные от прилагательных. Сравните:

  • красивый — красиво — красивее;
  • умный — умно — умнее.

Эти слова отражают образ действия, которое в сравнении может выполняться по-разному: писал (как?) аккуратно — аккуратнее.

Рассматриваемая грамматическая категория отсутствует у наречий места, цели, причины, условия и так далее. Это обусловлено тем, что слова с представленным значением сравнить нельзя. Мы можем, к примеру, сравнить только признак места: было (как?) красиво или красивее.

Что касается времени, то в большинстве случаев степеней сравнения они также не имеют: (когда?) вчера. Но бывают и исключения из правил, например, встал (когда?) рано — встал (когда?) раньше.

Образование сравнительной степени наречий

У прилагательных каждая представленная выше разновидность степеней сравнения имеет две формы: простую и составную.

Сравнительной степени наречий так же присущи две формы. Простая образуется с помощью присоединения к основе наречий в положительной степени формообразующих суффиксов -е-(ей) ( крепче), -ее- (сильнее), -ше- (тоньше). Положительной степенью называется слово, находящееся вне степени сравнения.

Редко, но бывает, что в отдельных случаях формирование сравнительной степени приводит к полному изменению внешнего облика слова: хорошо — лучше, плохо — хуже. Чаще этот процесс становится причиной появления чередования согласных в корне: молодо — моложе (д\\ж), дорого — дороже (г\\ж), богато — богаче (г\\ч), тихо — тише (х\\ш) и тому подобное.

При образовании рассматриваемой формы к некоторым словам, помимо формообразующего суффикса, добавляется приставка ПО-, например, мелко — помельче, тихо — потише. Подобного рода слова не обладают проявлением признака в наивысшей степени, но, несмотря на это, они наделены особым значением.

Составная создается через присоединение к наречию слов «более» — «менее»: более сильно, менее больно.

Нельзя образовать простую сравнительную степень от слов «жестоко», «робко». Можно только сказать «более жестоко», «более робко».

Образование превосходной степени наречий

Что касается превосходной степени, то наречиям на -ей не присуща простая форма, как у прилагательных, где она образуется либо суффиксальным способом через присоединение суффиксов -айш-\-ейш- (высочайший), либо приставочно-суффиксальным с использованием приставки наи- и суффиксов –айш-\-ейш- (наивысочайший).

В разговорной речи можно услышать такие формы, как «взглянул (как?) наистрожайше», но следует понимать, что они являются грамматической ошибкой.

Наречия имеют только превосходную составную форму, образование которой осуществляется через присоединение местоимения «всех», «всего» (поступил (как?) умнее всех) или слов «наиболее»\«наименее» (бегал (как?) наиболее быстро).

Синтаксическая роль наречий в форме степеней сравнения

Наречия, в отличие от прилагательных, относятся к глаголу, поэтому они всегда, отвечая на вопросы «как?», «каким образом?», являются в предложении обстоятельствами. Прилагательные относятся к именам существительным или местоимениям, поэтому, будучи в какой бы то ни было степени сравнения, будут сказуемыми.

Сравните: «Ее глаза ярче от улыбки» и «На этот раз рисунок нарисован ярче». В первом предложении «ярче» относится к слову «глаза» и к нему задается вопрос «каковы?». Значит перед нами сказуемое, выраженное кратким прилагательным в сравнительной степени. Во втором случае мы имеем дело с наречием в сравнительной степени, потому что слово относится к сказуемому «нарисован». К тому же к «ярче» в данном случае задается вопрос «как?», что является доказательством того, что перед нами наречие в сравнительной степени сравнения.

Представленный выше алгоритм рассуждений позволяет отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в этой же форме. В русском языке довольно часто встречаются примеры, когда слова, которые выглядят совершенно одинаково, относятся к разным частям речи.

Что касается синтаксической роли наречий в рассматриваемой форме, то следует знать, что они всегда являются в предложении обстоятельствами.

Таблица с примерами

Незнания теории в области образования степеней сравнения часто становятся причиной грамматических ошибок. Кроме представленного выше неправильного использования приставочно-суффиксального способа для формирования простой превосходной степени, ошибки могут быть следующего плана:

  1. Использование суффикса -ее- вместо -е-: «Музыка звучала громчее».
  2. Объединение в одной форме и сравнительной, и превосходной степени: «Эта книга была более интереснее, чем предыдущая».
  3. Неверное согласование наречий в форме простой сравнительной степени с именами существительными или местоимениями: «Больше за все я люблю бабушку» или «Вася выполнил контрольную быстрее за всех».

Во избежание путаницы следует понимать, что нельзя объединять способы образования разных форм. Если возникают сомнения по поводу необходимости использования предлога, то нужно, начиная с грамматической основы, задавать от одного слова к другому цепочку логических вопросов.

Например, «Я люблю бабушку (как?) больше всех» или «Вася выполнил контрольную (как?) быстрее всех».

Для быстрого запоминания ниже представлена таблица, позволяющая лучше запомнить рассмотренный материал:

Источник

Степени сравнения наречий — правило образования и примеры использования

Степени сравнения

В русском языке способностью образовывать степени сравнения наделены лишь наречия, происходящие от качественных прилагательных и оканчивающиеся на или : холодно — холоднее, менее холодно, весело — веселее, веселее всех, тихо — тише, тишайше. Большинство из них относится к разряду образа и способа действия (хорошо, плохо, горячо, тонко, живо), а также меры и степени (много, мало).

Логика проста — эта часть речи называет различные признаки, некоторые из которых способны проявляться в большей или меньшей мере. Отсюда и необходимость появления степеней сравнения наречий. К примеру, в словосочетаниях «прыгнуть высоко» и «прыгнуть выше» сравниваются разные результаты одного и того же действия (прыжка), поэтому наречие, которое его описывает, может иметь степень сравнения.

Другой пример — «прыгнуть вверх». Казалось бы, эти словосочетания похожи, а понятие «вверх» тоже может подразумевать разную высоту, но здесь речь идёт всё же не о сравнении, а о направлении движения. Стало быть, сказать «более вверх» нельзя — это ошибка.

Особого внимания требуют к себе наречия, у которых, помимо основного значения, есть дополнительное с качественным признаком. Они образуют сравнительную степень, если употребляются в переносном смысле, например: брат явно не был расположен к беседе — его ответы становились всё односложней. Подобные словоформы в литературе встречаются редко и преобладают в разговорной речи: взгляд стал ещё оловянней, атмосфера на новой работе оказалась бумажней и официальней. Смысл понятен, но правильность употребления вызывает вопросы, поэтому при разборе таких сложных случаев необходимо сверяться со словарём.

С наречиями дела обстоят в точности так же, как и с именами прилагательными, от которых они образованы. В русском языке выделяют сравнительную и превосходную степени сравнения:

  1. сравнительная сообщает, что признак, характеризующий действие, присущ ему в большей мере, чем другим: петь громко — петь громче, готовиться тщательно — готовиться тщательней, рассказывать интересно — рассказывать интересней;
  2. превосходная, в свою очередь, сообщает о высшей степени проявления признака: петь наиболее громко, готовиться тщательнейше, рассказывать интересней всех;
  3. иногда упоминают ещё и третью степень — положительную. Так именуют начальную форму, однако она называет признак сам по себе, не оценивая меры его проявления, поэтому термин не получил окончательного признания.

Простая и сложная формы компаратива

В русском языке представлены две грамматические формы: простая (или синтетическая) и составная (аналитическая). Например, спать долго — спать дольше (простая сравнительная) — спать более долго (составная сравнительная). От основы наречия отсекается конечная гласная -о и присоединяется один из формообразующих суффиксов -ее/-ей, -е, -ше: холодн-о — холоднее, резк-о — резче, тонк-о — тоньше.

Следует иметь в виду несколько важных моментов:

  1. если основа заканчивается на -г, -к, -д, -х, -т, -ст, то при образовании словоформ возникает чередование согласных: дорого — дороже, легко — легче, молодо — моложе, тихо — тише, богато — богаче, просто — проще;
  2. существуют наречия, которые образуют простую форму, меняя основу: хорошо — лучше, плохо — хуже (есть вариант «плоше», но он редко используется), мало — меньше, много — больше;
  3. некоторые наречия имеют не один вариант простой разновидности компаратива, а два. Значение у них одинаковое, а разница заключается только в суффиксах: много — больше или более, мало — меньше или менее, красиво — краше или красивее, далеко — дальше или далее, рано — раньше или ранее;
  4. помимо суффикса, в создании синтетических форм может участвовать приставка по-. Она усиливает проявление признака и более свойственна разговорной речи: скажи громче — скажи погромче; сделай тише — сделай потише; подняться выше — подняться повыше;
  5. иногда возникают сложные моменты, например: гибкий — гибче, ловкий — ловче. Обе словоформы существуют в русском языке, причём для «ловкий» возможно даже два варианта: «ловче» и «ловчее». Однако в разговорной речи они встречаются редко, поэтому не всегда понятно, стоит ли считать их литературными. Совет здесь только один — свериться со словарём;
  6. не обошлось без исключения из правил: от некоторых наречий синтетический компаратив всё же не образуется. Например, у «жестокий» или «робкий» возможна только сложная форма.

В образовании составной (аналитической) формы участвуют вспомогательные слова «более» и «менее». Они присоединяются только к начальной форме: более красиво, менее трудно. Конструкция получается многосложная, поэтому чаще употребляется на письме, чем в повседневной речи. Сочетание слов «более» и «менее» с простой разновидностью сравнительной степени считается ошибкой. Говорить «более лучше», «менее дороже» нельзя.

Некоторые лингвисты, например, А. Н. Гвоздев, отмечают, что в разговорной речи форма аналитической сравнительной степени появляется не только у качественных наречий, но и у некоторых других: более по-товарищески, менее дружески, более по-взрослому. Для наглядности всё вышеизложенное обобщено в приведённой ниже таблице.

Образование сравнительной степени наречий:

Как образуется Примеры употребления
Компаратив, простая форма Основа наречия плюс суффиксы -ее/-ей, -е, -ше Это задание оказалось сложнее, чем предыдущие.
Компаратив, составная форма «Более» или «менее» плюс наречие в начальной форме В августе по ночам стало более прохладно.

Отличие от прилагательных

Наречия в простой сравнительной степени выглядят абсолютно одинаково с аналогичными формами качественных прилагательных. Обнаружить отличия можно только в контексте: она старше (прилагательное) своей подруги — она выглядит старше (наречие) своей подруги.

Чтобы отличать друг от друга подобные омонимичные формы, следует запомнить, что в предложении они играют разную синтаксическую роль и поясняют разные части речи. Так, прилагательное всегда относится к существительному и в предложении является сказуемым, например: новый роман писателя интересней предыдущего.

Что касается наречий, то их задача — охарактеризовать действие, поэтому в предложении они определяют глаголы и обычно являются обстоятельствами: новый роман писателя показался читателям интересней предыдущего.

Образование суперлатива

С превосходной степенью ситуация аналогичная, она тоже имеет простую и составную форму. Однако тут есть несколько важных нюансов, касающихся целесообразности выделения первой разновидности.

Синтетическая простая форма образуется при участии суффиксов -айше, -ейше: покорнейше, почтительнейше, убедительнейше, глубочайше, нижайше, высочайше. Иногда значение подобных слов усиливается приставкой наи-: наистрожайше, наисекретнейше. В современном языке таких слов не очень много. Они воспринимаются как архаичные, книжные и в повседневной речи используются довольно редко.

При этом среди учёных нет единого мнения, стоит ли считать наречия на -айше и -ейше простой формой суперлатива. Так, В. В. Виноградов отмечает, что эти слова образованы с помощью суффикса от прилагательных, оканчивающихся на -айший, -ейший, поэтому нет оснований выделять их в отдельную грамматическую форму.

Языковед А. Н. Гвоздев и вовсе не усматривает значения превосходства в наречиях на -айше и -ейше. По его мнению, они несут идею экспрессии, усиления, но никоим образом не передают максимальную степень проявления признака, так что не могут считаться суперлативом. Из-за подобных спорных моментов на уроках в школе простую форму превосходной степени наречий рассматривают разве что в классах с углублённым изучением языка.

Составная (аналитическая) форма употребляется чаще и образуется по уже знакомой схеме с помощью дополнительных слов. Есть два способа это сделать:

  1. первый, чаще встречающийся в литературе: к наречию в начальной форме добавить слова «наиболее» или «наименее»: трудно — наиболее трудно, прочно — наименее прочно. Есть ещё вариант со словом «максимально», но о нём упоминают реже: максимально точно, максимально быстро, максимально качественно;
  2. второй, более характерный для разговорной речи: к простой форме компаратива добавить слово «всех» или «всего», причём первое используется, если речь идёт о ком-то одушевлённом, а второе — в остальных случаях. Например: этот аргумент выглядит убедительно — этот аргумент выглядит убедительней всего; студент выполнил упражнение быстро — студент выполнил упражнение быстрее всех. Написание «убедительней всех» и «быстрее всего» в данных образцах не будет считаться правильным.

Вспомогательные слова «наиболее» и «наименее» сочетаются только с начальной формой наречий. Использование сравнительной или превосходной степени считается ошибкой, поэтому нельзя говорить «наиболее строжайше», «наименее труднее».

Образование превосходной степени наречий

Как образуется Примеры
Суперлатив, простая форма Основа плюс суффиксы -айше/-ейше Детям было строжайше запрещено убегать со двора.
Суперлатив, составная форма «Наиболее» или «наименее» плюс наречие в начальной форме; Наречие в синтетической форме сравнительной степени плюс слова «всех» или «всего» В новом задании требовалось наиболее точно определить высоту дома. Его фамилию внесли в список раньше всех.

Итак, степени сравнения имеют лишь наречия, созданные из качественных прилагательных. Каждая степень имеет два способа образования и, соответственно, две грамматические формы: простую и составную. Простая разновидность компаратива создаётся суффиксами -ее/-ей, -е, -ше, а суперлатива — -айше и -ейше.

Составная форма компаратива представляет собой слова «более» или «менее» плюс наречие, а с составной формой суперлатива дело обстоит чуть сложней. В её создании участвуют либо слова «наиболее» и «наименее» с наречием исключительно в начальной форме, либо «всех» и «всего» — с простой разновидностью сравнительной степени.

Источник

Читайте также:  Принципы способы мероприятия по защите населения эвакуационные органы
Оцените статью
Разные способы