Способы образования сложных существительных 6 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Провописание сложных имён существительных» (6 класс)

Правописание сложных имён существительных (слайд 1)

Учащиеся научатся писать сложные имена существительные.

Учащиеся получат возможность научиться выбирать слитное и дефисное написание сложных имён существительных.

Способствовать воспитанию ответственности за результаты своего труда.

Межпредметные связи: литература, ОБЖ.

основные: учебник «Русский язык. 6 класс», рабочая тетрадь, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

дополнительные: раздаточный материал.

Тип урока : урок закрепления знаний и способов действий.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, РТ, дневник, ручка, простой карандаш).

Тема нашего урока «Правописание сложных имён существительных».

Запишем: дата, классная работа, тема урока.

— Давайте попробуем вместе определить цели нашего урока.

— Чему мы научимся на уроке?

— Для чего нам надо знать эту тему?

2. Проверка выполнения домашнего задания.

2.1. Фронтальный опрос. п.13 (теория)

-Какие имена существительные называются сложными?

/сложными называются существительные, которые имеют в своём строении два корня или состоят из двух самостоятельных слов/

— Как пишутся сложные имена существительные?

/слитно и через дефис/

— Какие сложные имена существительные пишутся слитно?

/ сложные имена существительные с соединительными гласными О, Е; сложные имена существительные с иноязычными частями аэро… авто… авиа… био… вело… кино… мото…метео… стерео… фото… электро… и подобными /

— Какие сложные имена существительные пишутся через дефис?

/ сложные имена существительные, которые обозначают промежуточные стороны горизонта;

— состоят из самостоятельных слов без соединительных гласных;

— обозначают географические названия и состоят из двух существительных, соединенных предлогом или союзом /

— Какое вы знаете правило правописания существительных с первой частью ПОЛ? /После части ПОЛ дефис пишется перед прописными буквами, перед гласными и перед буквой Л. Перед согласными часть ПОЛ пишется слитно/

2.2. Проверка домашнего задания:

— Какие вопросы есть по домашней работе?

Проверка упражнения № 52 РТ

— откройте стр. 28 РТ упр. 52

— вы должны были от предложенных словосочетаний образовать сложные имена существительные и графически объяснить условия выбора соединительных гласных О, Е.

— проверьте записанные слова по эталону на доске:

За каждый правильно образованное сложное имя существительное поставьте по 1 баллу.

За каждое слово, в котором верно выделили корни и соединительные гласные – 1 балл.

Сложите полученные баллы

— приступите к самопроверке:

Критерии оценки домашнего задания:

9 и менее баллов – «2»

— Кто, ребята, из вас получил «5», «4», «3», «2»?

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

— Предлагаю вам поработать в качестве корректоров. На партах у вас лежат карточки-задания «Я — корректор» (приложение 1). На карточках записаны предложения.

1. У дома стояли микро автобус и само свал.

2. Корабль держал курс на северо запад.

3.Брат съел пол ложки мёда и выпил пол стакана молока.

— Прочитайте предложения. Если в них есть ошибки, то исправьте их.

— Используйте для проверки теорию на с. 52 учебника.

— Как вам лучше работать? В парах или индивидуально? ( Ученики исправляют в карточках ошибки).

— Какая ошибка в первом предложении? Докажите правильность своего написания.

У дома стояли микроавтобус и самосвал.

-Есть ли ошибка во втором предложении? Докажите правильность своего выбора.

Корабль держал курс на северо — запад.

-Есть ли ошибка в третьем предложении? Докажите правильность своего выбора.

Брат съел пол — ложки мёда и выпил полстакана молока.

4 этап. Закрепление новых знаний и способов действий.

— Ребята, кто из вас испытал затруднение при решении таких орфографических задач?

— Чтобы научиться отличать слитное и дефисное написание сложных имён существительных, необходимо потренироваться.

4.1. Предлагаю вам поработать с электронным приложением к учебнику ):

Выполнение варианта №4.

Физминутка. Мини-комплекс на внимание (Ардашев).

4.2. Предлагаю вам более сложное задание: (приложение 2)

Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Какова его главная мысль? Чему он учит?

Выпишите из текста сложные существительные и разберите их по составу.

Ребята! Давайте мысленно представим себе улицу, заполненную автомобилями и пешеходами.

За рулём грузовика, самосвала, молоковоза, легковой машины – водитель. Но работа шофёра нелегка: сколько внимания и осторожности надо для того, чтобы водить автомобиль по многолюдным улицам!

И вы, юные пешеходы, можете помочь водителю. Как? Очень просто. Прежде всего, не играйте на проезжей части. Помогите перейти дорогу пожилому человеку или маленькому ребёнку. Даже если вы сильно торопитесь, переходите улицу правильно, по пешеходному переходу! Особенно будьте внимательны в тёмное время суток, в непогоду и в гололедицу.

Читайте также:  Способов упражнений с мячом

Находясь на улице, вы являетесь не просто мальчиками и девочками, вы – пешеходы, участники дорожного движения. А значит, обязаны соблюдать дорожные законы.

Безопасной дороги вам, ребята!

/Дети читают текст, подбирают заголовок, выписывают сложные существительные и разбирают их по составу/

/Автомобиль, пешеход, самосвал, молоковоз, гололедица/

5. Этап контроля и взаимоконтроля

Задания по вариантам (приложение 3)

— Ребята, предлагаю вам решить тестовые задания и проверить свои знания по этой теме.

Возьмите на своем столе лист с заданием.

— Сколько вам потребуется времени на выполнение?

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

2. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. (диван)кровать, (юго)запад

2. (плащ)палатка, (авто)база

3. (вело)гонка, (северо)восток

4. (пол)Ульяновска, (кино)театр

3. В каком слове на месте пропуска пишется соединительная гласная О?

4. Найдите слово с орфографической ошибкой

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. вод…провод, дожд…мер, гром…отвод

2. книг…печатание, лед…ход, жизн…описание

3. земл…делие, каш…вар, картофел…копалка

4. руд…коп, жизн…люб, лист…пад

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

2. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. (северо)восток, (фото)выставка

2. (школа)интернат, (северо)запад

3. (микро)волны, (премьер)министр

4. (мото)гонки, (друзья)приятели

3. В каком слове на месте пропуска пишется соединительная гласная Е?

4. Найдите слово с орфографической ошибкой

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. снег…уборка, пчел…вод, пеш…ход

2. птиц…фабрика, нефт…провод, друж…любие

3. труд…любие, звук…запись, овц…вод

4. лед…ход, овощ…вод, нефт…провод

— Проверьте работу соседа по парте по ключам ответов на доске (приложение 4).

Вариант 1. 1.4, 2.1, 3.3, 4.1, 5.3.

Вариант 2. 1.3, 2.2, 3.4, 4.3, 5.2.

— У кого 5 правильных ответов? Поставьте – «5».

— У кого 4 правильных ответа? Поставьте себе оценку «4».

— У кого 3 правильных ответа? Поставьте себе оценку «3».

6. Этап коррекции

— Какие задания вызвали затруднения?

— Чтобы сделать работу над ошибками, к чему нужно обратиться?

Работа над ошибками.

7. Информация о домашнем задании

Предлагаю дифференцированное домашнее задание (приложение 5).

Ученики выбирают разноуровневое домашнее задание, задают вопросы.

Обязательное: выучить теорию п.13.

На выбор: 1 уровень- «3» — выполнить упражнение № 132 в учебнике.

2 уровень- «4» — выполнить упражнение № 56 в РТ и №59 (разгадать кроссворд).

3 уровень- «5» — выполнить упражнение №135 учебника (составить словарный диктант из сложных существительных).

8. Подведение итогов урока

Даю оценку работы класса и отдельных учащихся.

— Сегодня на уроке активно работали ребята…

Выставляю оценки учащимся за урок.

Учащиеся ставят оценки в дневники.

Провожу рефлексию. Ученики оценивают осознанность изученной темы.

— Вернемся к началу урока. Вспомним тему нашего урока. Как вы оцениваете свои знания по теме?

Источник

Урок в 6 классе «Тема урока: Словообразование сложных имен существительных путем сложения основ слов с помощью соединительных гласных о-е.»

Барышникова Ольга Владимировна

МКОУ СОШ №2 им. И.С. Унковского

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по ФГОС ООО (6 б КЛАСС)

Предмет: русский язык

Учитель: Барышникова О.В.

Тема урока: Словообразование сложных имен существительных путем сложения основ слов с помощью соединительных гласных о-е.

Цель урока: деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу дей­ствий, связанному с изучаемыми понятиями и алгоритмами о словообразовании существительного

Задачи урока: образовательные (предметные): формировать понятие о словообразовании существительного; научиться объяснять правописание сложных существительных путем сложения основ слов с помощью соединительных гласных о-е.

развивающие (метапредметные) регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы; проектировать преодоление затруднений через включение в новые виды деятельности

познавательные: выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения, уметь пользоваться алгоритмом;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, в группе, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосно­вывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

воспитательные (личностные): формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность в работе и взаимодействия со ШБ.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Читайте также:  Tantum rosa способ применения

Технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей в индивидуальной и групповой работе

Методы обучения: метод самостоятельной работы, метод проблемного и проектного обучения

Формы обучения: работа с текстом, тестом

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО

Формируемые способы деятель­ности

Формируемые способы деятель­ности

Формируемые способы деятель­ности

Постановка учебной задачи

В тетради пишут число, название работы

Просит записать схемы____________________.

Сравните данные схемы, что в них общего?

Подберите слова к данным схемам

Просит записать слова:

«бумажонка» и «пылесос»

-Какой частью речи являются назван­ные слова?

Просит назвать способ образования слов.

Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу. Такие понятия мы слышим на всех уроках, в том числе и на уроках русского языка. Пример этому наши слова.

Какое из данных слов вы бы могли назвать сложным? Почему?

Сравните свой ответ с теоретическим материалом стр. 112

( Света Лагода – простое и сложное)

А способ образования слов «бумажонка» и «пылесос» одинаков?

Просит назвать способ образования слов.

Мир сложных существительных очень богат. Перед вами сложные существительные. Внимательно прочитайте их. Как могут писаться сложные сущ-ые?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Просит сформулировать тему урока и учебные задачи

А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное?

В тетради пишут число, на­звание работы.

Отвечает на проблемный во­прос.

Выполняют разбор, коммен­тируют ответ

Отвечает на проблемный во-прос.

Теория п. 81 стр.112

Слово бумажонка образовалось суффиксальным способом.

А слово пылесос – способом сложения.

Буква е играет роль соединительной гласной.

Определяют тему урока, за­писывают в тетрадь тему «Правописание сложных сущесвительных» называют учебные задачи по опорным словам:

узнаю. ( как образованы су­ществительные)

научусь. ( правильно опреде­лять и отличать способ образо­вания, выполнять словооб­разовательный анализ)

«Выяснить правописание соединительных гласных»

(Для правильного написания)

По определён­ным признакам назвать тему урока

Ставить и фор­мулировать проблему

Планирует учебное сотрудничес­тво с учи­телем

Планировать действия в соответ­ствии с по­ставленной задачей

Определяет тему урока и учебную задачу

Высказывать предпо­ложения на основе наблюде­ний.

Принимать и сохра­нять учеб­ную зада­чу

Организация и самоорганиза-ция учащегося в ходе усвое¬ния материа¬ла.

Создание проблемной си-туации

Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь.( Крюкова Екатерина)

— Выполните морфемный разбор слов.

— Чем объяснить выбор соединительной гласной?

А ответить на этот вопрос поможет сказка ( Селезнева Елизавета)

Чем же объяснить выбор соединительной гласной?

Можем ответить на этот вопрос?

Выполнение упражнения 137(2)

Сверим свои выводы с правилом в учебнике

Отгадывают загадки, записывая отгадки в тетрадь

Практика Орфограмма «Соединительные гласные о-е в сложных словах» стр.54

Уметь форму­лировать ответ на поставлен­ный вопрос, самопроверка

Планирует учебное сотрудничес­тво с учи­телем

Планировать действия в соответ­ствии с по­ставленной задачей

Прогнозирует ответ на постав­ленный во­прос.

Высказывать предпо­ложения на основе наблюде­ний.

Игра «Лингвистический футбол»

Работая в группах , составьте схемы правила, и алгоритм работы над орфограммой

Подберите к данным словам антонимы – сложные слова с соединительными гласными

Работа в группах по составлению алгоритма

И выступление перед классом.

Выделяют главное, учиться объ­яснять, ана­лизировать, сопостав­лять, делать выводы, формулиро­вать прави­ло, объяс­нять орфо­граммы, лек­сическое значение слов, повто­ряет фонети­ку (чередо­вание звуков)

Изучает рус­ский язык в системе (словооб­разование, морфология, фонетика, лексика, ор­фография)

Уметь пользовать­ся алгорит­мом, табли­цей

Высказывать предпо­ложения на основе наблюде­ний.

Сохранение интереса к теме.

Задание «Из данных слов образуйте одно сложное имя существительное и запишите его»:

Молоть, кофе – кофемолка;

Описывать., жизнь- жизнеописание;

Писать , басни – баснописец;

Носить, знамя –знаменосец;

Один, класс- одноклассник;

Пить, чай – чаепитие;

Падать, листья – листопад;

Хранить, овощи – овощехранилище;

Выжимать сок – соковыжималка;

Ходить, пеший – пешеход;

Водить , полки- полководец;

Трястись, земля — землетрясение;

Любить, книги- книголюб;

Ломать, голова – головоломка;

Печь, солнце — солнцепек

Выполняют задание в парах.

От каждой пары- один у доски!

Планировать действия с постав­ленной за­дачей

Умеют оце­нивать свои действия

Находить и исправ­лять ошиб­ки

Работа с текстом

Организует работу с текстом.

В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (Читайте книгу Дж. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната»)

Космические пираты Весельчак У и Крысс примчались из будущего в поисках новоизобретённого аппарата, помогающего слышать чужие мысли, — миелофона. Этот аппарат шестиклассник Коля, путешествуя во времени, случайно унёс с собой в XX век. (Читайте книгу Кира Булычёва «100 лет тому вперед»)

Читайте также:  Правовые способы защиты пенсионных прав граждан

Благородный рыцарь Дон Кихот путешествовал по дорогам Испании в поисках приключений со своим верным оруженосцем Санчо Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности, Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и злоключения преследовали его. (Читайте книгу М. де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)

Найти слова, образованные способом сложения,

Строить логи­чески обосно­ванные рассу­ждения, со­ставлять текст, формировать и развивать эсте­тическое вос­приятие, твор­ческие способ­ности

Уметь работать с текстом, по­вторить при­знаки текста, средства связи в тексте

Выполняет сотрудниче­ство с учи­телем

Строить монологи­ческую речь

Определя­ет степень успешно­сти работы

Учится ра­ботать в соответ­ствии с поставленн­ой зада­чей

1. Определите сложные существительные с соединительной гласной.

D) Телефон – автомат.

2.. Найдите слово с соединительной гласной -Е- .

A) Сам…лет. B) Пар…ход. C) Газ…провод. D) Нефт…провод. E) Труб…провод.

Определить способ образования слова водолаз .

D) Приставочно – суффиксальный.

Записывает задание в днев­ник (повторить правило, на­писать проект)

Развивать письменную речь, творче­ское, образное мышление, эстетическое восприятие

Грамотно, правильно употреб­лять существительн­ые в письмен­ной речи

вать ин­формацию в своём проекте

нюю рабо­ту в соот­ветс

твии с поставленн­ой зада­чей

Вернитесь к целям нашего урока, достигли ли вы их? Если нет, то в чем, по-вашему, причина?

Отвечает на вопросы

Использует клише для ре­флексии:

Оценивает свою работу

С достаточной полнотой выра­жать свои мыс­ли

Умеет выде­лять главное

Уметь слу­шать и слышать других

Оценивает результаты свое дея­тельности

Анализировать соб­ственную работу

Творческая домашняя работа ученицы

Родина, природа, родник и просто доброта.

Что значит слово родина? Родина — это природа, где бурлит жизнь, где зарождаются новые жизни, где есть незабываемой красоты места. Пойдёшь по дальней тропинке, и там, среди кустов, есть маленький родник, что бьёт с силой из камня. Он пробивает себе дорогу, хочет жить и радовать нас своим существованием. Он заражает нас своим позитивом и такой тёплой добротой. Ведь он сам и несёт в себе заряд бодрости, любви и добра. А еще родник — символ энергии и жаркого лета.

Летом начинается самый разгар жизни. Стояла жаркая погода. Я вышла на улицу. О, как же прекрасна летняя пора! Яркое солнце приятно греет всё живое.

Я слышу, как вспорхнули с куста две прекрасные бабочки. Можно ли считать этих созданий символами лета.

Вдали, словно пятна цветной краски, виднеются поля, усеянные цветами. Где-то неподалеку весело чирикнул воробей. Счастливая пора для птиц. Счастливая пора для жизни.

Мне также нравится и зима. Зима. Необычное время года. Снег полностью покрыл землю, словно белый ковёр. И только в одном месте виднелась дорога, которая, тоже была припорошена снежком. Что же, царица — Зима постаралась украсить землю в свои цвета. Лапища могучих, статных елей украшала снежная «шаль», а стволы утопали в сугробах. Высокие берёзки красовались своими шапками на их ветвистых головах. А чуть ближе, всё такие же темно-зелёные елочки, лишь слегка припорошенные снежинками. Их словно не тронула холодная погода, яркие изумрудные цвета сохранили свою силу. Думаете, природа заснула? Ах, нет, ведь сейчас только начинается зимний карнавал.

Зимний карнавал, он начался еще осенью! Листья деревьев украшает золотой саван. А с неба будто вьётся огненный листопад. Листочки, как маленькие огоньки, падают на землю и вдруг неожиданно потухают. Осень любит украшать природу в свой приход. А наряжает она её золотыми серёжками, рыжими платьями и кокошниками. Величавая и в то же время милая и добрая царевна- Осень.

А вот Весна! О, она самая юная из гордых повелителей времен года. Весело смеясь, бегает она по улицам городов, прикоснётся к веточке — а там листик распустится! Весна — символ новой жизни, она и сама, как будто ребёнок, бегает со всеми, смеётся, дарит радость и веселье.

Все повелительницы времен года такие разные, но все они прекрасны! Каждая по — своему, каждая со своими достоинствами. И каждая, как придёт в город, украсит его так, что снова заиграют краски, и жизнь перестанет казаться такой обыденной!

Если бы мы были такими же, как эти славные царицы, также ценили свою родину, тогда бы повсюду бил родник природы, родник тепла и просто доброты!

Источник

Оцените статью
Разные способы