Способы образования словообразовательных неологизмов

Содержание
  1. Глава I. Основные способы образования неологизмов.
  2. Основные модели словообразования неологизмов
  3. Библиографическое описание:
  4. Технологическая карта урока по родному языку «Словообразовательные неологизмы в современном русском языке»
  5. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  6. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  7. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  8. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  9. Общая информация
  10. Похожие материалы
  11. Рабочая программа «Русский родной язык»
  12. Урок башкирского языка «Ф.Максютова «Снежинки»
  13. Рабочая программа по родному языку: «Русский язык»
  14. Календарно-тематический план по родному (татарскому) языку
  15. Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку
  16. Рп Родной язык 4 класс
  17. Рп Родной язык 3 класс
  18. Статья «Прескриптивизм при изучении русского и английского языков в учреждениях СПО»
  19. Вам будут интересны эти курсы:
  20. Оставьте свой комментарий
  21. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  22. Подарочные сертификаты

Глава I. Основные способы образования неологизмов.

Введение.

Словарный запас языка непрерывно изменяется. Это происходит в связи с изменениями в области производства, общественных отношений, в быту и в идеологии. С одной стороны, эти изменения требуют от языка, чтобы он пополнялся новыми словами, а с другой – часть слов устаревает и перестает употребляться в современном языке, за исключением особых случаев. Поэтому на каждом этапе развития языка в нем выделяется громадный слой лексики, живой, активной, необходимой в данный период времени для общения между членами общества в их сложных, многообразных взаимоотношениях. В этот слой входят слова, общеупотребительные в быту, в производственной жизни, слова общественно-политической, научной и другой лексики.

На фоне этого громадного слоя современных слов выделяются историзмы, архаизмы и неологизмы. Очевидно, что неологизмы воспринимаются как новые слова только до тех пор, пока выражаемые ими понятия не станут привычными, после чего они прочно входят в словарный состав и уже не воспринимаются как новые.

Следует отметить, что неологизмы, как правило, возникают на базе существующей языковой традиции, используя имеющиеся уже в языке словообразовательные средства.

Цель нашего исследования – изучить, каким образом появляются неологизмы, выявить источники их появления и методы их возникновения, а также лучше узнать словарный состав английского языка.

Задачи исследования заключаются в изучении теоретической литературы по проблематике исследования и проведении анализа значения неологизмов в современном английском языке.

Наш вклад заключается в том, что мы определили процентный состав новой лексики и с помощью каких языковых средств она образуется.

В соответствии с целью и задачами исследования в качестве основных методов анализа использовались метод непосредственного наблюдения, метод дедуктивного выявления способа образования неологизмов и метод контекстуально-интерпретационного анализа.

Глава I. Основные способы образования неологизмов.

1.1 Современная английская лексика представляет собой продукт целого ряда эпох. В силу того, что развитие языка происходит постепенно, мы находим в словарном составе современного английского языка слова, сложившиеся в разные исторические эпохи, в результате различных способов его пополнения, с помощью различных словообразовательных средств, относящихся к различным моментам истории английского языка. Выбор того или иного словообразовательного форманта и характер его использования национально специфичны. Если обратиться к словосложению, то можно заметить, что многим английским сложным словам во французском или русском языке соответствуют непроизводные слова или суффиксальные дериваты. Более того, в каждом языке имеются характерные именно для него типы сложения. Анализ показывает, что ведущим процессом в развитии словарного состава английского языка на всех его этапах было словопроизводство, то есть образование слов из наличествующего словарного материала.

1.2 Словообразовательные приемы, действия которых мы можем отметить в истории английского словарного состава, доступной нашему исследованию:

деривация (аффиксальное образование),

словосложение,

— конверсия,

аббревиация (сокращения),

полисемия (процесс переосмысления слов),

— усечение.

Процесс переосмысления слов нельзя назвать словопроизводством, хотя он и обогащает словарный состав языка и дает возможность языкового воплощения понятий; он может считаться таковым только в том случае, если в результате распада многозначности возникает омонимия (press – пресс, пресса, стенной шкаф; spring – пружина, родник, прыжок, весна и т.п.)Способы словообразования формируются постепенно. Так сравнительно «молодыми» способами являются аббревиация и усечение.

Распространение тех или иных способов словообразования в том или ином языке определяется его морфологическим и синтаксическим типом. Так в английском языке конверсия имеет наиболее широкое распространение. Это связано с тем, что в английском языке слабо выражены морфемные показатели частей речи. Эта особенность языка способствует активному использованию в нем именно конверсии, про помощи которой пополняется словарный запас языка.

Читайте также:  Как решать тригонометрические уравнения все способы

[Амосова Н.Н.«Этимологические основы словарного состава современного английского языка» 1959.]

1.3 На основании использованных словообразовательных формантов строится классификация способов словообразования:

7. Способ артиклей.

8. Способ ударения.

9. Способ чередования звуков.

1.4 Словосложение.

Словосложение – это образование новых слов путем соединения двух или более слов в сложное слово.

face + palm =facepalm — акт приложения ладони к лицу, чтобы показать затруднение, раздражение или отчаяние.

Сложные слова пишутся либо слитно: grandfather, либо через дефис: bio-mom.

При сложениях в отличие от аффиксации соединяются в одной лексеме не корневая форма с аффиксами, а корневая морфема с корневой же, в результате чего возникает единое новое сложное слово, таким образом сложение служит для словообразования. Соединяться при сложении могут и полные корни и усеченные, а так же основы и целые слова в какой-нибудь грамматической форме. Такие сложения могут иметь две тенденции: механическую и органическую.

1.5.Аффиксация.

Аффиксация — образование новых слов от основ существующих слов при помощи суффиксов и префиксов.

Суффиксы -er, -ist используются для образования от глагольных основ существительных, обозначающих профессию или свойственное данному лицу действие.

Activationist — человек, который осуществляет программы терапии, использующие отдых и действия, чтобы помочь людям, функциональные способности которых затруднены болезнью.

al, -ful, -y — суффиксы, при помощи которых образуются прилагательные.

-al служит для образования относительных прилагательных от основ существительных: vegangelical — чрезвычайно рьяный строгий вегетарианец, который стремится убедить в этом других людей и привлечь их в вегетарианство.

-ful служит для образования прилагательных от основ существительных, а также от некоторых глагольных основ со значением «обладающий (в полной мере) качеством», выраженным основой: beautiful красивый, прекрасный, awful ужасный, wonderful замечательный.

-y служит для образования прилагательных от основ существительных со значением «имеющий качество того, что обозначено основой»: rainy дождливый, sunny солнечный.

-ly — суффикс наречий. С его помощью образуются качественные наречия от основ прилагательных, сохраняя в большинстве случаев значение прилагательного: usually обычно, easily легко, badly плохо.

С помощью суффикса -ing образуются от глагольных основ существительные, обозначающие:

1. процесс или действие: swimming плавание, teaching обучение;

2. конкретный результат действия: writing произведение.

Отрицательный префикс un- может соединяться с прилагательными, причастиями, глаголами и, реже, с существительными:

1. при соединении с прилагательными и причастиями префикс un- придает им отрицательное значение: unpleasant неприятный, unlucky неудачный, unpublished неопубликованный;

2. при соединении с глагольными основами образуются глаголы со значением действия или противоположного выраженному основой: unmake разрушать, уничтожать (сделанное).

Источник

Основные модели словообразования неологизмов

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 15.10.2014 2014-10-15

Статья просмотрена: 2083 раза

Библиографическое описание:

Курбанова, Н. A. Основные модели словообразования неологизмов / Н. A. Курбанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 602-603. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12917/ (дата обращения: 19.11.2021).

Продуктивность, как известно, является одной из главных характеристик самых различных языковых единиц. Особое значение приобретает продуктивность, в частности, при характеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов. Так как в словообразовании понятие продуктивности, кроме моделей, распространяется и на аффиксы, основы, т. е. словообразовательные элементы, а так на способы словообразования, семантика самого слова «продуктивность» очень широка.

Выделяются следующие группы неологизмов по способу создания:

Фонологические неологизмы, которые создаются из отдельных звуков или своеобразных конфигураций звуков.

В этих новообразованиях чувствуется некоторая искусственность. Подобные сочетания звуков нередко сочетаются с морфемами греческого или латинского происхождения. Примерами таких слов могут служить названия полимерный волокон, изобретенных в последние в последние десятилетия: Например: polysterol, nylon, и т. д. Или термины, используемые в физике, химии, оптике, других науках: polychromatic- многоцветный, monochromatic- одноцветный. В узбекском языке: Diller- (дилер)-даллол, summit- саммит, supermarket- супермаркет.

В эту же группу входят слова, образованные от междометий (отмеждометные неологизмы): zizz (короткий сон)- от имитации звука, издаваемого во сне; tobuzz (звонить по телефону) — от имитации работы телефонного зуммера. Основа от междометных неологизмов — это импликация звуков и звукоподражаний.

И, наконец, к этой же группе условно относятся новые междометия типа:

Пример: Yechилиyuck– междометия, выражающие сильное отвращение;

Wow- восторг, удивление;

Ouch! — вскрик от носильной боли;

Oops! — вскрик когда человек что-нибудь роняет.

В узбекском языке тоже есть такие неологизмы образованные фонетическим способом.

Пример: Урра!-hurray! (выражающие общее воодушевление)

Вау- wow (выражает удивление и восторг)

Жиз-биз, қасур-қусур, вой, ах.

Заимствованные неологизмы относятся к внешним факторам языка и к сильным неологизмам.

Читайте также:  Все способы лопнуть шарик

Заимствования можно разделить на четыре группы в английском языке:

1. Собственно заимствования

В узбекском языке также, заимствования можно разделять на две группы:

Первая группа. Это слова- взятые с арабского (адаб, адабий, авж, авзў, авлод, аврат, аждод), с персидского (андиша, андоза, андуҳ, арзанда, арғувон), с русского языка (абзац, абитуриент, авангард, авария). Вторую группы составляют кальки.

В узбекском языке неологизмы делятся на следующие группы:

1. Неологизмы, созданные на базе собственного (узбекского) языка: ёнилғи, зарбдор, йилнома, жангнома, саёҳатнома;

2. Неологизмы, созданные на базе, из которого слово было заимствовано: глобаллашув, лицензиялаш, инсталляция, скейбордчи и т.д;

3. Неологизмы- заимствования: рейл, фрейм, роллер.

Сравнительное значение словообразования английского и узбекского языков требует дальнейших исследований.

Здесь так же выделяют несколько групп:

Аффиксальные неологизмы. Это образование новых слов с помощью суффиксов и префиксов. Аффиксальные единицы составляют 24 %, по данным Кэннона.

Естественно, что наибольшей степенью новизны обладают единицы, созданные с помощью аффиксов и полу аффиксов. Ихнемного: -on, -ase, -sd, -nik, -vansship, -eco, -mini, -oholic, -gate-, apses-

Особого внимания заслуживают полусуффиксы, вычлененные из неологизмов, которые встречаются в газетном тексте часто. Так, например, aholic/ holicили–oholic были вычленены из слова workaholic(work+alcocholic) человек, одержимый работой. Общее значение этих аффиксов — одержимость чем- либо (chocoholic, bookcholic, cheesoholic, coffeholic, computercholic). Полуаффикс–gate был вычленен из Watergate (для обозначения скандала, связанного с коррупцией и укрывательством фактов). Иными словами, происходит морфологизация свободных форм.

В узбекском языке: китоблар, китобнинг, китобга, китобдан, китоби, китобим; -лар, -нинг, -ни, -дан, и, -им, -инг и т. д., парадигмы существительного. В английском языке book, book’s, books’; -s, ‘s, s’ являются парадигмами существительное“book”; book- tobooked, booking, booked –ed (theendingofPII), -s, -ing являются парадигмы глагола “tobook”. Таким образом, переход может быть описан как морфологический способ образования слов.

Таким образом, в языке есть много способов моделей словообразования неологизмов.

1. Buranov J., Muminov A., A Practical course in English lexicology.-T.: Ukituvchi, 1990, p. 27.

2. Заботкина В. И. Новая лексика английского языка, М.: 1989 г. с.19.

3. Розен Е. В, Новая лексика в современном немецком языке М. 1996 г. с. 53–61.

4. Cannon K. I. Word structure.- Oxford: Oxford University Press, 1986 г. p. 136.

5. Смирницкий И. А., Лексикология английского языка. М.: 1956 г. с. 71.

Источник

Технологическая карта урока по родному языку «Словообразовательные неологизмы в современном русском языке»

Технологическая карта урока

Автор- Вагнер Жанна Владимировна ________________________________

Класс 9 _____________________________________________

Тема _____Словообразовательные неологизмы в современном русском языке ______

Тип урока Урок открытия новых знаний__________________________________________

Материалы к уроку. Учебное пособие «Русский родной язык. 9 класс» (О.М. Александрова и др.) М.Просвещение,2018

содержание урока (параграфа в УМК)

I . Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прозвенел заливистый звонок

Мы начинаем наш урок!

участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом.

Давайте поприветствуем друг друга. А для этого необходимо встать со своих мест и представить, что вы находитесь, например, в Японии. Знаете, как надо приветствовать хозяев дома, пригласивших вас в гости? Прошу вас изобразить это приветствие.

Давайте поздороваемся как деловые люди,

дети становятся в круг и здороваются как близкие люди, деловые люди,

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ученики работают в парах, чья пара быстрее справилась, выходят и записывают ответ у доски

Перед вами три слова:

1 ряд — организация,

2 ряд — комфорт, 3 ряд — программа.

В течение 2 минут вам необходимо образовать как можно больше слов, используя различные способы словообразования. Работаем в парах

Ученики образуют новые слова.

III .Введение в тему урока. Подводящий диалог

запись темы урока

Знания какого раздела науки о языке вы использовали при выполнении задания?

К какой лексической группе относятся предложенные для работы слова?

Объявление темы урока, запись на доске

устные ответы учащихся

Запись темы в тетради

IV . Этап открытия нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысления учащимися нового материала

работа по учебнику: упр.57

Что такое словообразовательные неологизмы? Дайте определение, используя теоретический материал параграфа.

Давайте вспомним, что мы с вами знаем о словообразовании. Какие способы образования есть в русском языке.

Читайте также:  Способ образования индивидуальных предпринимателей

Давайте проверим, как мы с вами разбираемся в способах словообразования. Обратимся к упр. 57. Прочитайте словообразовательные неологизмы, охарактеризуйте их значения и проанализируйте с точки зрения способов образования.

Запишите слова и способы их образования

устные ответы учащихся

Работа с учебником, тетрадью

V .Этап выявление места и причины затруднения

Цель этапа: первичное закрепление

Обсуждение новой информации по теме урока, анализ примеров;

Добавьте к нашим словам из упр. 57 еще три слова: бизнес-план, сервис-центр, онлайн-урок. Как вы считаете, они образованы по правилам русского языка?

Чтобы проверить себя, предлагаю прочитать рубрику «Лингвистические заметки».

Познакомьтесь с рубрикой «Моя Россия». Составьте по 1 вопросу к содержанию текста и фотографии, на которых изображены памятники культуры. Можете использовать тонкие/толстые вопросы. Работайте в парах.

эти слова появились давно, а какие слова появились недавно и в связи с чем?

ученики высказывают свои предположения

чтение рубрик, составление вопросов, ответы на них

в систему знаний

Цель: Обобщение полученных на уро ке сведений,

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Диалог о социальных сетях, разбор слов –наименований социальных сетей.

работа по учебнику-упр.61

Прочитайте новые слова из упр. 61, которые широко используются в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. В случае затруднения используйте размещённые в Интернете словари молодёжного и компьютерного жаргонов. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования. Используйте слова для справок. Работайте в парах.

Произведите словообразовательный разбор слова «В Контакте».

работают с упр., с интернетом, выполняют задание в тетради, разбор слова «В Контакте»

VI I .Этап рефлексии деятельности

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Как вы считаете, а зачем нам, носителям родного языка, знать, как образуются слова в нашем языке?

учитель подводит итог

Ученики выдвигают предположения

§7, упр. 58 или 60.

запись домашнего задания

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 322 человека из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 323 человека из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Рабочая программа «Русский родной язык»

Урок башкирского языка «Ф.Максютова «Снежинки»

Рабочая программа по родному языку: «Русский язык»

Календарно-тематический план по родному (татарскому) языку

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку

Рп Родной язык 4 класс

Рп Родной язык 3 класс

Статья «Прескриптивизм при изучении русского и английского языков в учреждениях СПО»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5308607 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы