Способы образования шипящих звуков профили артикуляция

Правильный уклад органов артикуляции при произнесении шипящих

Правильный уклад органов артикуляции при произнесении шипящих шипящих

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsiyagolovko.pptx 91.55 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правильный уклад органов артикуляции при произнесении шипящих Подготовила: Головко Юлия

Профиль артикуляции звуков ш, ж Звуки ш и ж (шипящие) относятся к группе средненёбных. При произношении звука ш части артикуляционного аппарата занимают следующее положение : — губы несколько выдвинуты вперед; — кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель; — боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха; — нёбная занавеска поднята; — голосовые связки разомкнуты. При произнесении звука ж положение частей артикуляционного аппарата то же, что при ш , только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее. Вибрацию голосовых связок ребенок может ощутить, приложив руку к гортани логопеда, а затем к своей собственной. Сначала логопед должен сам произносить поочередно звуки ш-ж , держа при этом руку ребенка на своей гортани.

Профиль артикуляции звуков ч, щ Звук ч Звук ч относится к группе аффрикат (смычно-щелевых). Этот звук возникает в результате быстрого соединения смычного звука т’ с последующим щелевым ш ‘. При произнесении звука ч , так же как при произнесении звука ц, наблюдаются два момента: в первый момент кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй — кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам, образуя здесь сужение; весь язык напряжен, приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперед; нёбная занавеска поднята ; голосовые связки разомкнуты .

Звук щ Звук щ звучит как длительный звук [ш’\. При его произнесении части артикуляционного аппарата занимают следующее положение : — губы выдвинуты вперед; — кончик языка поднят, как при ш , но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель; — боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха; вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята; — нёбная занавеска поднята.

Источник

Артикуляция звуков [ш], [ж], [щ]

Денисова Ангелина
Артикуляция звуков [ш], [ж], [щ]

Денисова Ангелина Геннадьевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок» г. Мичуринска Тамбовской области

Артикуляция звуков ш, ж,щ:

4. Недостатки произношения шипящих звуков ш, ж, щ, ч

В ряде случаев они аналогичны недостаткам свистящих: межзубное, щечное, боковое произношение. Кроме этого наблюдаются дефекты, присущие произнесению только шипящих звуков. Уклад органов артикуля-ции. При произнесении звука ш губы вытянуты вперед и округлены (перед а — округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть). Расстояние между зубами больше, чем при свистящих, — 4—5 мм. Кончик

языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а задняя — поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и зак-рывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты;сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.

При образовании звонкого ж та же артикуляция, что и при образовании звука ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании ш (рис. 9).

Основные виды нарушений звуков шиж

Среди нарушений этих звуков отмечается несколько видов искаженного произношения.

«Щечное» произношение ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Обра-зуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек.

«Нижнее» произношение ш и ж. Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук щ, произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

• Заднеязычное произношение ш и ж. Щель образует ся сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае получается шум, напоминающий шум при звуке х или звонком фрикативном г, как в южно-русских областях.

Кроме случаев искаженного произношения ш и ж наблюдаются различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими. Замена шипящих свистящими не всегда бывает полной, так как очень часто наблюдаются акустические отличия свистящего заменителя от нормированного звука с.

Приемы постановки звуков шиж

Сначала ставится звук ш, а затем на его базе ставится ж.

Постановка звука ш осуществляется рядом приемов.

Ребенок несколько раз произносит слог са и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук а (в результате слышится слог ша). Ребенок произносит слог са при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит под языка зонд № 5 (см. рис. 12). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ша с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить языка в нужную позицию.

При ненарушенном произнесении р можно поставить ш и ж от этого звука. Ребенок произносит слог ра и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом № 5 (см. рис. 12) к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком — жа.

Звук ж ставится обычно от звука ш включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука з, как ш от с.

Недостатки произношения звука щ

Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий, для которого характерен следующий уклад органов артикуляции: губы, как и при ш, вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продвинута вперед; нёбная занавеска поднята, голосовые складки разомкнуты.Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при ш (см. рис. 9).

Среди недостатков произношения звука щ имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же, как при ш, замена мягким свистящим звуком с, а также произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш’ч <ш'ч'ука вместо щ'ука).

Для постановки звука щ можно воспользоваться звуком с. Ребенок несколько раз произносит слог с’и или с’а с протяженным свистящим элементом: с’и, с’и. Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая языка, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.

Если правильно произносится звук ч, то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч как фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.

Недостатки произношения звука ч

При произношении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1—2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т’). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ, который звучит кратко. Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) эле-ментами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой (рис. 10).

Среди недостатков произношения звука ч помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой и’, не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а также т’ или ш Звук ч можно поставить от мягкого т’, произносимого в прямом слоге (т’и) или обратном (am’). Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (см. рис. 12) слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции щ). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда

Рис. 10. Артикуляция звука ч:

под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук ч легче вызывается в обратных слогах.

В ряде случаев наблюдаются нарушения всех свистящих и шипящих звуков. Отмечены случаи, когда все эти звуки реализуются только в одном артикуляционном варианте — смягченном шипящем звуке. Встречаясь с подобными случаями, логопед анализирует дефект, чтобы правильно организовать логопедическое воздействие. Если нарушение квалифицировано как дислалия, необходимо определить последовательность в постановке звуков. Принято сначала ставить свистящие звуки (в первую очередь глухие, а на их базе — звонкие. Шипящие звукиставят после постановки свистящих: сначала — твердые, затем — мягкие. При постановке шипящих последовательность отрабатываемых звуков более свободная. Она определяется логопедом исходя из особенностей проявления дефекта.

Консультация «Характеристика шипящих звуков и их артикуляция» К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ. Звук ш согласный, глухой, твёрдый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При.

Артикуляция звука [Р] Каждое занятие по автоматизации звука [Р] начинается с артикуляционной гимнастики: • Улыбаемся мы шире, Чтоб видны нам зубы были. (Заборчик.

Чистоговорки для автоматизации звуков Чистоговорки собственного сочинения для автоматизации звуков Звук Ж Жа- жа- жа, Есть ежата у ежа. Жи- жи- жи, Ёжик, носик покажи. Жу- жу.

Фотоотчет «Путешествие в мир звуков» Ребята окунулись в мир различных звуков. Закрытыми глазками слушали и рассказывали, какие звуки природы услышали (шум дождя, ветра, вьюги,.

Игры для автоматизации звуков Игровые приёмы автоматизации звуков. (варианты игр) Учителя-логопеды: Бодрова Галина Васильевна Лактионова Наталья Николаевна МДОУ «Детский.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в цветочное царство (артикуляция звука [Ц])» Занятие в старшей группе по развитию речи. ТЕМА: «Путешествие в цветочное царство (артикуляция звука [Ц])» Цель: развитие навыка правильного.

Проект «Волшебный мир звуков» Тема проекта: «Волшебный мир звуков» Сроки реализации: долгосрочный. Тип проекта: творческий. Авторы проекта: воспитатели старшей группы.

Упражнения для автоматизации звуков [Р] и [Л] Данный материал из опыта работы представлен короткими стихотворениями, которые позволяют отработать звуки Р и Л. Благодаря стихотворной.

Занятие по дифференциации звуков [С], [С`] Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное.

Звукоподражание при постановке звуков Звукоподражание при постановке звуков. При постановке любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный,.

Источник

Ставим шипящие звуки

В норме становление правильного произношения мягких шипящих происходит к четырём годам, а твёрдых шипящих к пяти годам (М. Ф. Фомичева). Именно к старшей группе детского сада (5 – 6 лет) произношение шипящих звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения, артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения шипящих звуков .

Правильная артикуляция шипящих звуков :

— Ш — губы чуть округлены ,кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним зубам, язык принимает форму чашечки, голосок спит, по середине языка идёт тёплая воздушная струя. Ш – согласный, твёрдый, глухой, шипящий

— Ж – так же, как ш, только голосок проснулся. Горлышко дрожит. Ж– согласный, твёрдый, звонкий, шипящий.

— Ч – губы чуть округлены. Кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорками, эта смычка незаметно переходит в щель; между ними по середине языка проходит сильная, толчкообразная струя воздуха. Звук Ч надо произносить коротко. Звук Ч – согласный, мягкий, глухой, шипящий.

— Щ — губы чуть округлены. Кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идёт тёплая, плавная струя воздуха. Щ – согласный, мягкий, глухой, шипящий.

Недостатки в произношении шипящих звуков в ряде случаев аналагичны недостаткам свистящих: межзубное, щёчное, боковое. Кроме этого: «нижнее» произношение звуков Ш, Ж ( щель образуется между передней частью спинки языка и с твёрдым нёбом, напоминает звук Щ), заднеязычное (щель образуется сближением задней части спинки языка и с твёрдым нёбом), замены на другие шипящие или свистящие звуки.

  • Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной

Постановка звука [ш] по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Постановка звука [ш] на базе звука [т]

Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

Постановка звука [ш] на базе звука [р]

Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].

Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.

Постановка звука [ш] на базе звука [с]

Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.

Постановка звука [ш] на базе звука [ч]

Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

Постановка звука [ж] по подражанию

Предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (жужжание жука, пчелы, шмеля, вращение юлы и т.п.); воспроизведение артикуляционного уклада, зрительный контроль за правильной артикуляцией, тёплая воздушная струя, включение голоса.

Постановка звука [ж] на базе звука [ш]

Произнести звук [ш] , добавив голос, в результате должен получится звук [ж] .

Постановка звука [ж] на базе звука [д]

По аналогии с [ш]

Постановка звука [ж] на базе звука [з]
Длительно произносить звук [з] , при помощи шпателя приподнять широкий язык за верхние зубы и отодвинуть его назад.

Постановка звука [ж] на базе звука [р]

Длительно произносить звук [р] . Шпателем прикоснутся к нижней поверхности языка, останавливая вибрацию передней части языка, в результате должен получится звук [ж].

Постановка звука [ч] по подражанию
— Произношение звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией.

— Упражнение «Грибок» /присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу/ и резко выдохнуть, в результате должен получиться звук [ч] .

Постановка звука [ч] на базе сочетания [ть]

В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. Губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук [ч] .

Постановка звука [ч] на базе сочетания звуков [ть — шь]

Произносить на выдохе сочетание звуков [ть] и [шь] — тьшь — сначала медленно, затем всё убыстряя темп.

Постановка звука [щ] по подражанию

Произношение звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змейка и т.п.), одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией.

? Постановка звука [щ] на базе звука [ч]

При правильном произношении звука, предлагается длительно произносить звук [ч] ч = чщщщ.

Постановка звука [ч] на базе слога [си]

Произношение слогов си/ась. Во время произношения слогов шпателем слегка приподнять кончик языка, отодвигая его назад, в результате должен получиться звук [щ ] .

Упражнения на постановку шипящих звуков :

-«Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками).

-«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и. как бы произнося длительный звук Ф. сдуть ватку на противоположный край стола.

-«Змейка» Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.

-«Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

-«Трубочка» Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

-«Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

-«Чашечка» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

-«Маляр» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).

-«Лошадка» Цокать языком. Тянуть подъязычную связку. Повторить 10 раз.

-«Грибок» Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Повторить 10 раз.

Источник

Читайте также:  Обмен товара надлежащего качества дистанционным способом
Оцените статью
Разные способы