Способы образования прилагательных задания

Комплекс упражнений по теме: «Словообразование относительных прилагательных»
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Представленный комплекс упражнений по теме «Словообразование относительных прилагательных» составлен творческой группой учителей-логопедов города Смоленска на основе результатов исследования состояния навыков словообразования у младших школьников. Сформирована логически выстроенная последовательность выполнения упражнений, позволяющая освоить правила образования производных форм слов на основе анализа словообразовательных моделей. Подобранный речевой материал позволяет познакомить обучающихся с такими языковыми явлениями, как чередование согласных и наличие беглых гласных в корнях слов. Уделяется внимание формированию морфемного слуха, как основы для формирования словообразовательных навыков.

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie_otnositelnyh_prilagatelnyh.docx 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по теме:

« Словообразование относительных прилагательных»

Разработчики и составители:

  • Захаренкова Е.С. учитель-логопед ТПМПК № 2 города Смоленска МБУ ДО «ЦДО № 1» города Смоленска
  • Ковальчук Н. А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 30 им. С.А. Железнова» города Смоленска
  • Тихонова А. В. учитель-логопед МБОУ «СШ № 33» города Смоленска
  • Моисеенкова Н. А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 2» города Смоленска

Цель : разработка и внедрение в практическую деятельность учителей-логопедов системы упражнений по формированию навыка словообразования.

  • Разработать научно обоснованную последовательность формирования навыка словообразования
  • Создать систему упражнений и речевых игр, направленных на формирование навыка словообразования.

Образование относительных прилагательных с помощью суффиксов -н-, -ов-, -ев-, -ан-, -ян-, -ен-, -ск-

Относительные прилагательные обозначают признак через его отношение к какому-нибудь предмету, действию или обстоятельству.

Общее значение: «свойственный тому, относящийся к тому, состоящий из того, что названо производящим словом»

Упражнение №1. Прочитайте пары слов. Сравните слова по значению и составу. Создайте банк суффиксов. Рассмотрите словообразовательную модель.

Гриб – грибной пух – пуховый фасоль – фасолевый

Упражнение №2. Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель .

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 54. Способы образования имён прилагательных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • способы образования имён прилагательных.
  • делать разбор по составу имён прилагательных;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Способы образования имён прилагательных видео-урок

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Разберите по составу несколько имён прилагательных.

бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый

Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.

Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.

Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.

Проверьте себя по эталону:

Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.

  1. От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.

Проверьте себя по эталону:

Алёшин

Селькин

Егоров

Галкин

Горина

Большова

Быстрова

Беседина

Кольцов

Огурцов

Рощин

Правдин

  1. Распределите имена прилагательные в три столбика.

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Образованы при помощи суффикса

Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.

Проверьте себя по эталону:

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Источник

Читайте также:  Способы обработки кофейной ягоды
Оцените статью
Разные способы