Способы образования правовых норм

Источники права и способы создания правовых норм и обеспечения их исполнения

Способ создания правовых норм

Нормы международного права (МП) и внутригосударственное право действуют в разных юридических формах. Все виды международных юридических норм выражаются с помощью международных договоров, с использованием обычаев, актов мировых совещаний и конференций, документации международных организаций.

Внутригосударственные нормы включены в законы, указы, постановления и прочие внутригосударственные нормативные правовые акты. Источники национального права включают и правовые договоры государства (например, соглашения России и субъектов государства).

Субъектами международного права формируются международные нормы, в основе чего лежит свободное волеизъявление равноправных участников таких отношений. МП в качестве права координации, которое действует по горизонтали, создано на основе согласования воли суверенных образований, то есть государств. В параметрах академической новации Г. И. Тункин высказал концепцию согласования воли стран в качестве способа создать международно-правовые нормы. Это мнение было вполне обоснованно принято как реально действующая конструкция в отечественной науке МП. По этому вопросу в своих общетеоретических трудах высказывались несколько исследователей, включая И. И. Лукашука, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосова, А. Я. Капустина, Г. В. Игнатенко, Л. Н. Шестакова.

Внутригосударственное право представляет собой право иерархического соподчинения. Оно производит свое регулятивное воздействие сверху вниз (вертикально) по всему параметру физических и юридических лиц. Здесь суды в качестве органов, обеспечивающих права, действуют принудительно. Это отличает его от МП, в котором обращение в Международный суд происходит с помощью свободного согласия стран.

Таким образом, внутригосударственное право, если сравнивать его МП, является более жестким. В любой ситуации некоторые факты несоблюдения прав не могут говорить об ущербности определенной правовой системы. В едином режиме как международная, так и внутригосударственная система права ориентируется на обеспечении выполняемости правовых норм со стороны собственных субъектов. Формирование норм внутригосударственного права происходит в ходе государственно-властной деятельности (законотворческая деятельность, нормотворческая деятельность органов государства и должностных лиц).

Способ обеспечения исполнения норм

Обеспечение исполнения норм внутригосударственного права происходит с помощью государственных органов. Особенностью МП может являться то, что в рамках международных отношений не предусмотрены надгосударственные механизмы, которые осуществляют принуждение. Исполнение международных правовых норм, как и принуждение в случае необходимости, производят коллективно или индивидуально сами субъекты МП.

Межгосударственная система не содержит судебных и исполнительных органов, которые идентичны существующим в государствах. По этой причине действие МП, как и его использование значительно отличаются от работы и использования внутригосударственного права. Основное значение в функционировании МП имеют страны и международные организации. В системе миропорядка на основе верховенства права предусмотрено положение, что любой межгосударственный спор должен разрешаться с помощью Международного суда. О значении установки верховенства права в международных отношениях заявила Декларация тысячелетия, которая была принята на Саммите тысячелетия осенью 2000 года.

В рамках постановочного плана концепция верховенства права соизмеряется с концепцией примата в МП.

Современное МП — это уже устоявшаяся концепция примата (преимущественного значения) использования норм МП при взаимодействии с правовыми нормами внутригосударственного.

В рамках собственного регулятивного воздействия МП производит в политике приоритет права. Постановочно здесь говорится об установке соответствующих постулатов должного поведения, образующих вместе правовой базис для действий стран на мировой арене. Роль МП как основы внешнеполитической деятельности предельно четко сформулирована в трудах Г. И. Тункина и Д. Б. Левина. В рамках академической преемственности ее развивали труды И. И. Лукашука, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосова, А. Я. Капустина.

Законодательное обеспечение норм МП

Примат МП в политике определяет себя через верховенство права в международных отношениях. Он находит собственное правовое подтверждение на высоком уровне Саммита нового тысячелетия, который проходил в Нью-Йорке осенью 2000 года. Акт Декларация тысячелетия был принят на основе участия 191 страны. Он четко ориентировал мировое сообщество на укрепление ООН. В рамках данной задачи была обозначена решимость стран-членов укреплять Международный суд для обеспечения правосудия и верховенства права в международных делах.

В мировых отношениях международно-правовой позитив в качестве закрепления верховенства права впоследствии подтверждается Итоговым документом Всемирного саммита, принятым в 2005 г.

В политике примат МП обеспечивается за счет повышения значения международных механизмов действия МП. Это предусмотрено для международных организаций, в первую очередь, для ООН, международных судов и арбитража, контрольных органов, которые наблюдают за исполнением странами их международных обязательств.

Национальное право стран способно существенно повлиять на эффективность МП. По этой причине необходимо, чтобы право любой страны находилось в соответствии с МП. Такое требование МП основано на принципе добросовестного выполнения основных международных обязательств.

Читайте также:  Способы правового регулирования тгп таблица

Осуществление фактической реализации правовых норм в международном масштабе происходит с помощью их трансформации в правовые нормы, используемые в рамках страны. Таким образом, происходит определение имплементации МП Для приведения национальных нормативных правовых актов в соответствие с нормами МП страны могут принимать национальные законодательные акты в форме законов (закон, акт о ратификации международных договоров). Они воспроизводят нормы МП или провозглашают их действие на территории стран.

В нашей стране признанные всеми нормы и принципы мирового права и договоры РФ представляют собой составляющую часть ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Если в международном договоре РФ установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодателем, то используются правила международного договора. Аналогичные нормы содержания включены в конституции других стран (например, Испания, США).

Подписание с условием дальнейшей ратификации устанавливает обязанность не лишать договор его объекта и цели до момента, пока он не вступил в силу (18 статья Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров). Если подписание является актом, выражающим согласие на обязательность договоров, то страна принимает обязательство обеспечить его исполнение. Она не может ссылаться на нормы собственного национального права и отказываться от выполнения международных договоров, участником которого является (27 статья).

15 статья Конституции РФ содержит положение о том, что при наступлении коллизии между нормами права внутри страны и нормами МП, необходимо применять нормы второго из них.

Концептуально, в рамках параметров установленного приоритета, предусмотренных для международных правовых норм, в отношении норм внутригосударственного права отличают МП в качестве отрасли и науки (совокупности научных знаний), систему взглядов о МП. Наука вместе с действующим МП рассматривает теоретические проблемы. Они включают историю МП, роль и характер в межгосударственной системе и в целом в обществе, перспективные направления развития международного права и др. На основе научных знаний о МП складывается учебная дисциплина МП. Она представляет собой неотъемлемую часть юридического образования.

Как явление общественной жизни МП развивается непрерывно. Это сказывается на его структуре, что обусловлено формированием отдельных институтов, отраслей, принципов и норм.

Источник

Основные способы образования права

Предпосылки происхождения права

Основные способы образования права. Отличие норм права от норм морали.

Право — обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи:

2. формальная определенность в официальных источниках и

3. обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право (в наиболее простом определении) — система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.

Отражая эволюционный процесс в развитии общественных отношений право создавалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития.

Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.

В общем виде основными причинами обособленности некоторых правил общежития являются:

1. численный рост населения;

2. нарушение социальной однородности людей;

3. увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества;

4. усложнение общественных связей;

5. прогресс общественного развития.

По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права.

Черты права:

· государственно-волевой характер (ведущая роль государства в формировании правовых предписаний);

· общеобязательность и взаимосвязь содержащихся в нем прав и обязанностей;

· обеспечение государством (наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства);

· взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.

Способы образования права – это характерные пути формирования права как общественного явления.

3 способа формирования права:

1. перерастание обычаев в правовые обычаи;

2. правотворческая деятельность государства;

3. правовые прецеденты.

Мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.

Право и мораль — основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

1. Принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

2. Являются основными регуляторами поведения;

3. Имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого;

4. Базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

5. Выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1.Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством.

2.В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоёв, индивидов).

Читайте также:  Графический способ построения горизонталей

3.Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4.Мораль живёт в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне.

5.Специфический предмет морально­го регулирования — сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать.

6.С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время, мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение, как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего, для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Источник

Право. 10 класс

Конспект урока

Урок №4. Система права. Правотворчество и процесс формирования права

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Почему право называется системой?

2. Что такое норма права?

3. Какие отрасли права существуют?

Глоссарий по теме:

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Читайте также:  Патент как способ защиты

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения — нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер — неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность — нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством — правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость — нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Источник

Оцените статью
Разные способы