Статья 11. Способы создания политической партии
Статья 11. Способы создания политической партии
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в пункт 1 статьи 11 внесены изменения
1. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ в пункт 2 статьи 11 внесены изменения
2. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в пункт 3 статьи 11 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.
3. Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
Источник
Гражданам об их политических правах
Как создать политическую партию?
Способы создания политических партий
Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Федеральный закон «О политических партиях» (статья 11) предусматривает два способа создания политической партии: 1) на учредительном съезде политической партии, 2) путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.
Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием своих региональных отделений и получением документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в Единый государственный реестр юридических лиц.
В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения:
- о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию;
- о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Федерации в региональные отделения политической партии;
- о принятии устава политической партии и принятии ее программы;
- о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Для чего образуется организационный комитет?
Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет (статья 12 Федерального закона «О политических партиях»). В состав этого комитета должно входить не меньше 10 человек. Организационный комитет уведомляет в письменной форме Росрегистрацию о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование.
Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:
- сведения не менее чем о 10 членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны);
- протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).
Росрегистрация или ее территориальный орган в день получения уведомления и названных выше документов выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему такого документа публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и представлении в Росрегистрацию соответствующих документов.
Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий он готовит, созывает и проводит учредительный съезд политической партии.
В этих целях организационный комитет:
- осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Федерации региональных отделений создаваемой политической партии, в том числе проводит собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд политической партии;
- открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.
Средства организационного комитета формируются из пожертвований политическим партиям.
После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.
Если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, то по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество также возвращается жертвователям.
Источник
Сущность и пути образования партий
Содержание
1.Введение
2.Сущность и пути образования партий
3.Структура партий
4.Политические партии России
5.«Единая Россия»
6.«Коммунистическая партия Российской Федерации»
7.«Либерально-демократическая партия России»
8.«Патриоты России»
9.«Справедливая Россия»
10.«Яблоко»
11.«Правое дело»
12.Заключение
13.Список используемой литературы
Введение
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре.
Значительную роль в жизни современных обществ играют политические партии. Они являются одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе. Политические партии дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом.
Объектом исследования выступают социально-правовые отношения, связанные с организацией и функционированием политических партий как института политической системы общества.
Предметом исследования являются – политические партии современной России.
Целью данной работы является — обобщение информации правового регулирования политических партий в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
· дать понятие политической партии;
· определить их сущность и пути образования;
· рассмотреть основные функции и признаки партий;
· проследить процесс становления и развития политических партий в России;
· раскрыть особенности каждой политической партии Российской Федерации.
Сущность и пути образования партий
Партии — весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований.
По существу партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов.
Основные способы образования партий:
· путь «сверху» предполагает формирование партий на базе парламентских групп, политических элит, групп давления или партийных бюрократов;
· путь «снизу» проходят партии вырастающие из общественных движений или из объединения сторонников конкретной идеологии, лидера;
· «комбинированным» способом партии возникают когда соединяются встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.
Политические партии имеют непосредственное отношение к власти. Они стремятся либо ее завоевать, либо влиять на нее. Политические парии характеризуются большой внутренней организованностью. Ряд партий имеет фиксированное членство. Внутренняя жизнь партий регулируется ее уставом, инструкциями, внешняя – конституция страны, определяющей ее права и обязанности в обществе. У каждой партии существует политическая программа действий, а также определенная идеологическая система ориентации.
Источник
Статья 11. Способы создания политической партии
1. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии.
2. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.
3. Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
В России по состоянию на май 2019 г. их количество 61(партий)
Основные функции партий в политике:
определение, формулирование интересов определенных слоев населения и отдельных социальных групп, удовлетворение этих интересов; работа с общественностью по развитию активизации и интеграции определенной части населения; работа с населением для расширения круга электората с целью овладения политической властью и получения возможности ее использования, разработка форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки; предвыборная кампания, в случае победы на выборах — формирование высших и местных органов власти, продвижение своих сторонников, контроль над парламентской деятельностью; разработка политической программы государственного развития с учетом партийной идеологии, пропаганда и формирование общественного мнения; выдвижение кадров и их подготовка.
В целом, права и обязанности политических партий сходны с правами и обязанностями иных общественных объединений. Можно отметить такие правапартий: свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; участвовать в выработке решения органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных Федеральным законом «О политических партиях» и иными законами; участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации»; создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица.
Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти.
Политические партии действуют на территории Российской Федерации, руководствуясь принципами добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Эти принципы в первую очередь основаны на Конституции РФ.
Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением следующих ограничений, установленных ст. 9 Федерального закона «О политических партиях».
К таким ограничениямотносятся:
запрет на создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;
запрещение создания политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;
создание структурных подразделений политических партий допускается только по территориальному признаку;
запрет на создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;
недопущение деятельности политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;
недопущение вмешательства политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;
запрет на создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и их структурных подразделений;
возможность приостановления деятельности политической партии в связи с введением на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения.
Кроме того, установлено, что деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ. Так, в соответствии с ее ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц *(61).
Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
ОСНОВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ политической партии являются ее программа и устав. Последний является основным организационно-правовым документом, определяющим деятельность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:
– цели и задачи политической партии;
– наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);
– условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;
– порядок учета членов политической партии;
– порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
– порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;
– порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;
– права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
– порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах; основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.
Взаимоотношения государства и политических партий определены в Законе в форме гарантии о недопущении вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательства политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц. При этом вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.
Отдельно оговаривается, что лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы, иных законодательных органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.
Источник