- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Русский язык
- Подчинительная связь: определение и особенности
- Согласование как способ подчинительной связи
- Управление как способ подчинительной связи
- Примыкание как способ подчинительной связи
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Источник
Русский язык
План урока:
Подчинительная связь: определение и особенности
Все высказывания имеют основу, базовый центр. Эту роль играет главное слово, которое «собирает» вокруг себя зависимые слова.
Давайте придумаем зависимые слова к слову «трудиться»:
- трудиться усердно;
- трудиться на заводе;
- трудиться по хозяйству;
- трудиться до полуночи;
- трудиться в поте лица.
Вариантов зависимых слов – десятки.
При подчинительной связи компоненты высказывания имеют разные функции. Центральный элемент соединяется с зависимым с помощью вопроса:
- идти (куда?) домой;
- рисовать (что?) картину;
- зима (какая?) снежная.
Между словами зачастую наблюдается грамматическая зависимость (зависимое слово согласовывается с главным в числе и падеже), реже – смысловая зависимость (компоненты словосочетания подходят друг другу только по смыслу). Такие неравноправные отношения между компонентами имеют название подчинительная связь.
Лингвист Александр Пешковский дал следующее определение этому понятию:
Подчинительная связь характеризует синтаксически неравноправные языковые элементы. Она встречается часто, но далеко не всегда.
Предлагаю сравнить несколько высказываний:
Первое предложение имеет центр высказывания — «женщина». Это имя существительное, которое называет предмет. От него задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Чуткая». Слова грамматически согласованы, и между ними наблюдается подчинительная связь.
Второй пример – это действие (бежать) и субъект действия (в школу). Здесь тоже явная подчинительная связь.
А вот в третьем примере подчинительной связи нет. Сочетание «щенок лает» — это два равноправных слова, действия и непосредственно само действие. Вместе они выражают законченную мысль, оформленную в короткое предложение.
Как уже говорилось, главное и зависимые от него слова объединяются в словосочетания, а словосочетания в свою очередь создают предложения. Получить и передать полную информацию возможно только с помощью предложений.
Давайте разберем по пунктам следующее высказывание:
Майское солнце давно ушло за горизонт, но дети продолжали читать книгу.
Это сложное предложение с двумя подлежащими и сказуемыми:
- солнце ушло;
- дети продолжали читать.
Разобьем предложение на словосочетания:
- солнце (какое?) майское;
- ушло (когда?) давно;
- ушло (куда?) за горизонт;
- продолжали (что делать?) читать;
- читать (что?) книгу.
Способы образования словосочетаний — разные. Всего в русском языке выделяют три таких способа. Их принято называть видами подчинительной связи. Назовем их.
Эти виды были определены во время интенсивного развития русского синтаксиса в XVIII веке. Один раз сложившись, они остались неизменными вплоть до современного периода.
Чтобы определить, какой именно вид связи существует между словами, используем следующий алгоритм действий:
Рассмотрим каждый вид детальнее.
Согласование как способ подчинительной связи
Давайте выясним научное определение термина:
В этом виде связи центром высказывания всегда выступает существительное.
Научимся определять согласование с помощью примеров.
Важно! Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и зависимого слова:
Чудесный дом стоял на окраине поселка.
У него не было чудесного дома.
Он рос в чудесном доме.
Если слова полностью согласовываются друг с другом в числе, роде и падеже, это называется полное согласование.
Однако в художественной литературе и разговорной речи встречается и неполное согласование, которое демонстрирует отсутствие у зависимого слова какой-либо грамматической категории.
Наша врач Валентина Николаевна имеет отличную репутацию.
Мы видим согласование имени существительного «врач» с прилагательным «наша» только в числе и падеже. Согласование в роде отсутствует. Такие языковые ситуации являются исключением и применяются к названиям общих профессий.
Исторически так сложились, что многие профессии были сугубо мужскими, хотя слова относились к общему роду. Например, врач, профессор, архитектор, хирург и т.д. Однако язык развивался, и сегодня можно встретить грамматические вариации общих профессий. Имя существительное может согласовываться с зависимыми словами в числе и падеже, но не согласовываться в роде:
Эта архитектор – молодец!
Или для придания слову оттенка пренебрежения использовать специальные суффиксы:
Как хорошо, что директорша уехала в отпуск.
Стоит отметить, что подобные слова (директорша,адвокатша, повариха) используются только в просторечье.
С определением главного слова при согласовании мы разобрались. Теперь давайте проанализируем зависимые слова.
Чаще всего зависимым словом выступает прилагательное, реже всего – причастие.
Ученики обычно без проблем находят согласование в предложениях. Куда большие проблемы вызывает управление и подчинение. Переходим к их изучению.
Управление как способ подчинительной связи
Дадим определение подчинительной связи управление.
Так, форма глагола «гордиться» дает представление, что второстепенный компонент будет стоять в творительном падеже:
- гордиться (кем?) сыном;
- гордиться (чем?) достижениями;
- гордиться (кем?) ими.
Научимся определять управление с помощью примеров.
При необходимости главное слово меняет форму, но зависимый компонент остается неизменным.
Проследим это в предложениях:
Продать квартиру – дело непростое.
Она продала квартиру в прошлом году.
Они продали квартиру и переехали в частный дом.
В указанных примерах глагол изначально имел форму инфинитива, потом – форму прошедшего времени, единственного числа, женского рода. Третье предложение демонстрирует глагол множественного числа в форме прошедшего времени.
Обратите внимание! Зависимое слово «квартиру» во всех высказываниях осталось прежним, своей формы не изменило.
При управлении, в отличие от согласования, центр высказывания может быть выражен разными частями речи. Предлагаю изучить таблицу.
Глагол и имя существительное употребляются в качестве центра высказывания гораздо чаще, чем наречие и числительное.
Молчать о прошлом, сажать цветы, строить дом – словосочетания с управлением, где главное слово выражено глаголом.
Сумка с продуктами, шкаф с одеждой, пирог с вареньем – высказывания с подчинительным управлением, где главным словом выступает существительное.
Зависимыми словами могут различные части речи. Предлагаю изучить таблицу.
Второстепенный элемент высказывания всегда стоит в том косвенном падеже, который требует от него главный. Проверяем это с помощью вопросов косвенных падежей. Предлагаю их вспомнить:
Приведем еще несколько примеров управления:
- Уважать (кого?) педагога – святая обязанность учеников.
- Наталья вручила (кому?) ему подарок на день рождения.
- Букет (чего?) цветов стоял в вазе.
Стоит отметить, что управление ученикам освоить сложнее, чем согласование. Однако самым интересным является примыкание. Дебаты по поводу его характеристик среди лингвистов не утихают и сегодня.
Примыкание как способ подчинительной связи
Для начала дадим определение подчинительной связи примыкание.
Этот вид связи не поддается языковым нормам. Ведущую роль может быть практически любое слово, при этом задать падежный вопрос не представляется возможным.
Проследим примыкание в предложениях.
В указанных примерах главным выступает глагол. Так чаще всего и случается в языковых ситуациях. Однако не исключены и другие случаи, когда главные синтаксические функции берут на себя другие части речи:
Кофе по-венски, разговор начистоту, ставка вслепую – типичные примеры примыкания с главным словом именем существительным.
Очень глупый, совсем невыносимый, слегка раздраженный – примеры, в которых основой высказывания является прилагательное.
При этом роль зависимых слов могут сыграть лишь четыре части речи:
Иногда к управлению и примыканию можно задать один и тот же вопрос, и школьники начинают делать ошибки.
Рассмотрим несколько примеров:
Поговорим после собрания.
Главное слово – глагол, зависимое – имя существительное в предложном падеже.Правильный вопрос от главного слова к зависимому «Когда?», но можно и перефразировать «После чего?». Смысл фразы от этого не изменится. Между словами– управление.
От главного слова «поговорим» к зависимому можно задать только один вопрос — «Когда?» В этом случае зависимое слово «после» — явное наречие. Вид связи между словами – примыкание.
- повернуть (куда?) в школу – управление;
- повернуть (куда?) направо – примыкание;
- отправиться (куда?) в сад – управление;
- отправиться (куда?) туда – примыкание;
- сидеть (где?) в салоне автомобиля – управление;
- сидеть (где?) наверху – примыкание.
Запомните: если в словосочетании наблюдается предлог – это управление.
Давайте для полного усвоения материала разберем несколько предложений:
- Несчастная Ирина сидела, ссутулившись, и молча смотрела на собеседника.
Выделим грамматическую основу: Ирина сидела и смотрела (одно подлежащее и два однородных сказуемых).
Теперь разобьем предложение на словосочетания и определим тип подчинительной связи:
- Ирина (какая?) несчастная – согласование;
- сидела (как?) ссутулившись – примыкание;
- смотрела (как?) молча – примыкание;
- смотрела (на кого?) на собеседника – управление.
- Он вернулся домой, когда семья уже села ужинать.
В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых): он вернулся и семья села.
- Вернулся (куда?) домой – управление.
- села (когда?) уже – примыкание;
- села (что делать?) ужинать – примыкание.
- Елена зашла в новый супермаркет на центральной площади города.
Грамматическая основа: Елена зашла.
- Зашла (куда?) в супермаркет – управление.
- супермаркет (какой?) новый – согласование;
- супермаркет (где?) на площади – управление;
- на площади (какой?) центральной – согласование;
- площади (чего?) города – управление.
Проверим ваши знания с помощью тестирования.
Источник