Способы образования переходных глаголов

Переходные глаголы в русском языке

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы.

Переходность — это способность глагола присоединять прямое дополнение, которое чаще всего выражено в форме винительного падежа без подлежащего, предлога или местоимения.

  • победить (кого?) противника;
  • принести (что?) стул;
  • увеличить (что?) скорость;
  • сфотографировать (кого?) его;
  • увидеть (что?) что-то страшное.

Переходные глаголы всегда переносят свое действие на определенный объект или явление.

Переходные глаголы Непереходные глаголы
нарисовать пейзаж стоять на мосту
услышать птиц гулять в парке
полить цветы позвонить бабушке
выполнить трюк управлять машиной

Объект, на который направлено действие переходного глагола, может выступать в следующих формах.

  1. В форме существительного или местоимения в винительном падеже без предлога:
  • завести (кого?) собаку;
  • подарить (что?) цветы;
  • гладить (кого?) кота;
  • видеть (что?) дерево;
  • покрасить (что?) стены.
  1. Существительным в родительном падеже, являющимся частью целого:
  • выпить (чего?) воды, молока;
  • наломал (чего?) дров, веток, елок.
  1. В форме существительного или местоимения в родительном падеже возле сказуемого с отрицанием:
  • не преследовал (кого?) врага
  • не стирал (чего?) белья;
  • не гладил (кого?) кота;
  • не знаю (чего?) ничего;
  • не видел (кого?) дельфина.

В разрезе лексики переходные глаголы подразумевают следующее:

Переходные глаголы служат для образования страдательных причастий в прошедшем времени. Причастия в этом случае указывают на признак объекта, который изменяется под воздействием другого объекта. Примеры:

  • разрезать – разрезанная ножницами бумага;
  • бросать – брошенный ребенком фантик;
  • уколоть – уколотый иголкой палец;
  • забить – забитый молотком гвоздь;
  • помыть – помытые шампунем волосы.

Важно не путать переходные и непереходные глаголы.

Непереходные глаголы указывают на действия, которые не переходят на конкретный объект. Они не сочетаются с прямым дополнением без предлога.

В разрезе лексики непереходные глаголы подразумевают следующее:

Таким образом, существует 3 способа определения переходности глагола (см. таблицу):

Источник

Переходные и непереходные глаголы

О чем эта статья:

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — грамматическая категория, которая показывает, может ли глагол присоединить прямое дополнение. Другими словами, может ли глагол управлять существительными без предлога, которые обозначают объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

Примеры прямых дополнений: посетить (что?) театр, есть (что?) торт.

Примеры непрямых дополнений: подойти (к чему?) к дому, стоять (возле чего?) возле стены.

Особенности переходного типа глаголов

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.

Что могут означать переходные глаголы:

  • процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • чувственное восприятие (ощущать холод, слышать шум);
  • воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить родителей, гладить одежду);
  • отношение к объекту (ненавидеть хамство, предпочитать чай).

Действие, которое обозначает переходный глагол, предполагает наличие объекта. Объект, на который направлено действие, может быть выражен:

1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:

2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:

3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:

Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета. При этом на признак направлено действие со стороны другого предмета. Примеры:

  • засеять грядку — засеянная стариком грядка;
  • покинуть дом — покинутый семьей дом.

Особенности непереходного типа глаголов

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не направлены на какой-либо предмет. Они не могут (и не должны) управлять прямым дополнением без предлога.

Читайте также:  Заполните таблицу способы защиты металлов от коррозии использование коррозионностойких материалов

Примеры непереходных глаголов:

Что могут означать непереходные глаголы:

  • психическое, физическое состояние, положение в пространстве (радоваться, привстать);
  • движение и существование (бегать, быть, являться);
  • профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

Непереходные глаголы можно использовать с существительными и местоимениями с предлогами и без них в формах:

1. Родительного падежа:

2. Дательного падежа:

3. Винительного падежа с предлогом:

4. Творительного падежа:

5. Предложного падежа:

Мы разобрались, какие глаголы называются переходными и непереходными. Осталось научиться определять переходность глагола.

Как определить переходность глагола

Есть несколько признаков, по которым можно отличить переходный глагол от непереходного.

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды).
  • Непереходные глаголы в сочетании с существительными в винительном падеже могут быть только с предлогом (пересесть в машину, поссориться из-за ерунды).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, влюбиться).

Чтобы научиться различать переходные и непереходные глаголы, можно использовать такой алгоритм:

Источник

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Глаголы рус­ско­го язы­ка делят­ся на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Грамматическая кате­го­рия пере­ход­но­сти явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком каж­до­го глагола.

Выясним, что такое пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные гла­го­лы в рус­ском языке.

Что такое переходные глаголы

Переходными явля­ют­ся те гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют или спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем, выра­жен­ным чаще все­го фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, например:

  • пре­вос­хо­дить (кого?) соперника;
  • нести (что?) корзинку;
  • раз­ли­чать (что?) признаки;
  • уви­деть (кого?) её;
  • заме­тить (что?) нечто серое.
ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти санки бро­дить по лесу
уви­деть мальчика сто­ять на мосту
напи­сать письмо помо­гать маме
учу уро­ки руко­во­дить командой

Действие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ное нали­чие объ­ек­та. Объект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выражается:

1. суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога:

2. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­щей часть от целого:

  • поешь­те (чего?) супа, бор­ща, каши;
  • выпил (чего?) кефи­ра, ква­са, моло­ка, чая;
  • купи­ла (чего?) мор­ко­ви, хле­ба, кол­ба­сы, мяса;

3. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния при ска­зу­е­мом с отрицанием:

  • не подо­ждешь (кого?) приятеля;
  • не брал (чего?) тетради;
  • не услы­шал (кого?) его;
  • не вижу (чего?) ничего.

Переходные гла­го­лы обра­зу­ют стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та, например:

  • засе­ять — засе­ян­ное паха­рем поле;
  • раз­бро­сать — раз­бро­сан­ные вет­ром листья;
  • поки­нуть — поки­ну­тый жите­ля­ми город;
  • рас­ко­лоть — рас­ко­ло­тый одним уда­ром орех.

Какие глаголы являются непереходными

Непереходные гла­го­лы не спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем без пред­ло­га и не нуж­да­ют­ся в этом.

Например:

  • бес­по­ко­ить­ся (о ком?) о детях;
  • верить (во что?) в справедливость;
  • сочув­ство­вать (кому?) ему;
  • раз­мыш­лять (над чем?) над проблемой.

Чтобы выяс­нить, какие гла­го­лы отне­сем к непе­ре­ход­ным, срав­ним два предложения:

Он пока­зал бы ей новый, неве­до­мый мир, пре­крас­ные цве­ты под­вод­ных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).

Вскоре на одной сто­роне ули­цы из-за уголь­но­го дома пока­зал­ся моло­дой офи­цер (Александр Пушкин. Пиковая дама).

В этих отрыв­ках из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний исполь­зу­ют­ся, на пер­вый взгляд, похо­жие глаголы:

Глагол «пока­зал» явля­ет­ся пере­ход­ным, так как управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. А воз­врат­ный гла­гол «пока­зал­ся» не может иметь при себе пря­мо­го дополнения.

Например:

  • оби­деть­ся (на что?) на шутку;
  • тре­во­жить­ся (за кого?) за сестру;
  • оскор­бить­ся (чем?) замечанием;
  • сомне­вать­ся (в чём?) в пра­виль­но­сти решения.

Непереходные гла­го­лы не могут управ­лять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, то есть не име­ют при себе пря­мо­го допол­не­ния. Они упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) с пред­ло­га­ми и без них в формах:

1. роди­тель­но­го падежа:

  • отвык­нуть (от чего?) от привычки;
  • доби­вать­ся (чего?) успехов;
  • про­хо­ди­те (мимо чего?) мимо дерева;

2. датель­но­го падежа:

  • сочув­ство­вать (кому?) подруге;
  • слу­жил (чему?) Отечеству;
  • ску­чать (по чему?) по дому;
  • под­толк­нуть (к чему?) к заня­ти­ям спортом;

3. вини­тель­но­го паде­жа с предлогом:

  • вери­ла (во что?) в судьбу;
  • попасть (во что?) в мир картин;
  • вой­ти (во что?) в зал;
  • подвиг­нуть (на что?) на вели­кие дела;

4. тво­ри­тель­но­го падежа:

5. пред­лож­но­го падежа:

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, гла­гол пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алгоритм.

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Видеоурок

Источник

Глаголы переходные и непереходные

Глагол — самостоятельная часть речи, которая передает действие, процесс или состояние, отражает динамическую природу явлений и предметов, составляет основу языка. Исходная форма не имеет числа и лица, отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».

Самая сложная часть речи в русском языке характеризуется множеством морфологических признаков: постоянных и непостоянных. Многие из них мы уже изучили, так, вам уже должно быть известно, как определять лицо глагола, его возвратность и как отличать совершенный вид глагола от несовершенного. Отдельно мы рассматривали и его морфологический разбор. Сегодня же поговорим о переходности.

Переходность глагола является постоянным признаком и относится к основной грамматической категории. Что такое переходные глаголы, как научиться их распознавать и правильно использовать, рассмотрим далее.

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — это его свойство (либо его отсутствие), переносить описываемое им действие на сторонний предмет, объект.

В случае переходного глагола, разбирая предложение по его членам, мы увидим, что предмет или объект, на который он способен переносить действие выступает в качестве дополнения, чаще всего в форме винительного падежа, и их связь реализуется без использования предлогов или местоимений: нести (что?) службу , осудить (кого?) преступника , читать (что?) книгу . Здесь мы видим, что действие переходит непосредственно на предмет или лицо.

В обратном случае, глагол обозначает действие, но оно не направлено на тот предмет, который связан с ним и также выступает в качестве дополнения. Связка может иметь форму любого другого падежа и имеет необходимость задействовать предлоги: встретимся (с кем?) с одноклассниками , размышлять (над чем?) над задачей , стоять возле (чего?) балкона . Здесь связь опосредована, нет прямого переноса на дополнение.

Переходность и непереходность глаголов можно определить по любой форме и признаку. При этом обращают внимание на падеж части речи, с которой они употребляются, и возможность задать вопрос без предлога.

Переходные глаголы и их особенности

При наличии переходности глагол требует после себя дополнение в каком-либо падеже без предлога. Действие, которое он выражает, «переходит» непосредственно на предмет. Дополнение может быть выражено: существительным; местоимением; любой частью речи (в значении существительного).

Второстепенные члены предложения, выраженные «беспредложным» дополнением, должны отвечать на вопросы косвенных падежей:

  • Родительного: «кого?», «чего?» (часть от целого, при отрицании): выпить чаю , поесть сладкого ;
  • Винительного: «кого?», «что?»: увидеть собаку , ожидать троллейбус , предупредить коллег .

Законченный смысл появляется только в сочетании с объектом. При этом переходный глагол приобретает конкретное значение. Сравните два примера:

Бабушка вяжет (идет процесс, объект не назван).

Бабушка вяжет (что?) варежки (происходит действие на объект).

Переходные и непереходные глаголы могут быть образованы с помощью приставок. При этом присоединение приставки меняет значение: от процесса до совершения конкретного действия.

  • играть (процесс, нет объекта) – выиграть (что?-в.п.);
  • работать (процесс) – заработать (что?-в.п.);
  • служить – заслужить;
  • бить – выбить.

Несколько предложений с примерами переходных глаголов.

Новые жильцы торопились обставить (что?) квартиру новой мебелью.

Нужно было отстоять (что?) мнение , обосновать (что?) способ решения .

Маленькая Лиза плохо раскрашивала (что?) рисунок красками, поэтому ей дали (что?) карандаши .

Студент зачитал (что?) доклад и завершил (что?) его вопросом к аудитории.

Время шло, а он всё смотрел (что?) фотографии и никуда не торопился.

Непереходные глаголы и их особенности

Непереходные глаголы требуют после себя предлог. Они не употребляются с прямым дополнением и не оказывают влияния на объект. Хотя, стоит признать, что некоторые непереходные глаголы всё же могут иметь «беспредложное» дополнение в форме косвенных падежей, отличных от винительного, которым они не могут управлять, например:

  • Дательного: «кому?», «чему?»: показаться гостю , служить Родине , помочь старику ;
  • Творительного: «кем?», «чем?»: пренебрегать рекомендациями , запахло осенью .

К категории непереходных относятся также все возвратные глаголы (оканчиваются на –ся). С их помощью описывают происходящее: бросаться , браться , купаться , удивляться , примириться и пр.

Примеры предложений для лучшего запоминания.

Через неделю он уже возвращается из командировки .

Анна стояла на пороге и удивлённо смотрела на Дарью Степановну .

Дети ходили в школу пешком, она находилась на соседней улице .

Они встретились у парка , долго о чём-то говорили, затем разошлись.

Дети играли на площадке , пока родители сидели на лавочке .

В исключительных случаях дополнение всё же может стоять в винительном падеже без предлога, но глагол при этом будет непереходным, так как дополнение не является предметом действия.

До отъезда пришлось ждать (что? – в.п.) месяц.

К данной категории относятся глаголы, которые употребляются с инфинитивом (неопределенной формой) и означают разрешение на действие, долженствование или возможность его совершения, например: позволять; разрешать; запрещать; мочь, уметь .

Мама не позволяет играть на улице.

Безличные формы также относятся к непереходным.

Влияние многозначности на переходность

В зависимости от значения глагол может быть переходным и непереходным и употребляться с предлогом или без него. Большинство таких слов означают занятия человека чем-либо.

Как определить переходный или непереходный глагол, если имеется несколько значений?

  1. Убедиться в наличии (отсутствии) предлога.
  2. Задать вопросы винительного падежа: «кого?», «что?».

Например: писать письмо (переходный), писать в редакцию (непереходный);

К таким словам также относятся: встречать, принимать, назначать, присылать, направлять и пр.

Как определить переходность у глагола

Определение переходных и непереходных глаголов в русском языке часто вызывают затруднения. Для того чтобы не было путаницы следует запомнить, если на предмет совершается воздействие, в результате которого он меняется, перемещается – применяется переходный глагол.

Несколько советов, как отличить переходный глагол от непереходного:

  • обратить внимание на предлог;
  • определить слово, на которое направлено действие;
  • задать правильный вопрос;
  • проанализировать значение.

Переходность глагола также определяет семантическое значение.

  1. Созидание. Строить, складывать, конструировать, изобретать, составлять.
  2. Разрушение. Ломать, сбивать, разбивать, жечь, портить, рвать, мять.
  3. Уничтожение. Убивать, травить, разрывать, срезать, давить.

Глаголы, передающие состояние человека, также являются переходными: испытывать горечь утраты , ощущать прилив сил , чувствовать гордость и пр.

Непереходные глаголы означают:

  1. Перемещение. Летать, ходить, бегать, ползать, передвигаться.
  2. Положение в пространстве. Висеть, лежать, сидеть, стоять.
  3. Передача звуков . Звонить, звенеть, шуметь, кричать, стонать, звучать.
  4. Изменение состояния . Высыхать, намокать, затвердевать, затухать, худеть, толстеть.

Среди перечисленных слов есть такие, которые могут иметь несколько значений. При определении переходности следует обратить внимание на конкретные случаи употребления.

Если соблюдать все рекомендации о том, как определить переходный или непереходный глагол, можно избежать затруднительной ситуации.

Источник

Читайте также:  Народные способы лечения артроза коленных суставов
Оцените статью
Разные способы