- Азбучные истины
- Интерактивный диктант
- Учебник ГРАМОТЫ: орфография
- Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
- Имена и названия. Интерактивный тренажер
- Учебники
- Олимпиады
- Видео
- Полезные ссылки
- Летнее чтение
- Запоминалки
- Цитаты о языке
- Скороговорки
- Пословицы и поговорки
- Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
- Передача чужой речи на письме
- Чужая речь и способы ее передачи
- 1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
- 2. Предложения с косвенной речью
- 3. Предложения с несобственно-прямой речью
- 4. Диалог
- Что такое косвенная речь и как она используется?
- Как передать чужие слова. Что такое косвенная речь
- Прямая и косвенная речь в русском языке
- Образование косвенной речи
- Особенности косвенной речи
- Закрепление материала
- Как можно выразить повествовательные предложения косвенной речью?
- Содержание:
- Что такое косвенная речь в русском языке?
- Прямая и косвенная речь: таблица
- Как оформляется косвенная речь?
- Какие виды косвенной речи существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Передача чужой речи на письме
Чужая речь и способы ее передачи
В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» .
Рассмотрите схемы этих предложений.
2. Предложения с косвенной речью
Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте . В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос ( верить ЧЕМУ? ), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.
Батюшка не хотел верить,
что я мог быть замешан в гнусном бунте.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.
Предложение с прямой речью.
Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »
Предложение с косвенной речью.
Диктор сообщил , что завтра ожидается похолодание .
Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:
Я спросил, когда отправляется поезд .
В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:
Капитан приказал, чтобы подняли флаг .
В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:
Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .
Цель высказывания в косвенной речи
Способ присоединения косвенной речи
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
3. Предложения с несобственно-прямой речью
Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили : «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили , что им очень понравился этот спектакль.
- Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль !
В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)
4. Диалог
Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
Источник
Что такое косвенная речь и как она используется?
Очень часто во время написания каких-либо текстов возникает необходимость передать чужие слова. И для многих это становится главной сложностью. Как правильно оформить чужую речь? Какие знаки препинания необходимо поставить? Данная статья поможет в этом разобраться.
Как передать чужие слова. Что такое косвенная речь
Есть много способов передачи чужой речи. Можно оформить прямую речь, использовать вводное слово или переформулировать в косвенную речь. Что такое косвенная речь? Можно сказать, что это пересказ чужих слов. В таком типе предложений слова автора находятся в главной части, а вторая часть и называется косвенной речью т. е. это слова, произнесенные кем-то. Прямая и косвенная речь в русском языке являются довольно близкими соседями. Однако прямая, в отличие от косвенной, требует четкого отделения авторских слов и соблюдения постановки знаков препинания.
Прямая и косвенная речь в русском языке
Вам будет интересно: Необычные прилагательные: примеры, прилагательные-комплименты
Чтобы понять как эти два типа речи связаны, стоит разобраться с каждым отдельно. Для начала, рассмотрим особенности прямой речи на примерах.
«Принеси, пожалуйста, молоко», — попросила мама.
Данному предложению будет соответствовать схема – «П», — а. П – прямая речь. А/а – слова автора с прописной или строчной буквы соответственно.
Прямая речь заключается в кавычки. Если это повествовательное предложение, то после закрывающей кавычки ставится запятая. Это стоит отметить и запомнить. Поскольку если предложение с прямой речью будет вопросительным или побудительным (оканчивающимся «!» знаком), то вопросительный и восклицательный знаки будут стоять перед закрывающей кавычкой. «П?» — а. «П!» — а.
Если слова автора стоят на первом месте, то они начинаются с прописной буквы. А: «П».
Мама попросила: «Принеси, пожалуйста, молоко».
Восклицательный и вопросительный знаки в этом случае тоже ставятся перед закрывающей кавычкой.
Также слова автора могут стоять между двумя частями прямой речи.
«Сынок, — обратилась ко мне мама, протягивая листок, — сходи, пожалуйста, в магазин за этими продуктами».
И наоборот, прямая речь может стоять между двумя частями слов автора.
Мама протянула мне список продуктов: «Вот, сходи в магазин» — и деньги.
По данным примерам видно, что для оформления прямой речи необходимо соблюдать множество правил постановки знаков препинания. Косвенная речь в этом плане отличается.
Пример: Он сказал, что рад был увидеться со мной.
Данное предложение оформлено заметно проще, но, тем не менее в нем так же можно выделить часть, относящуюся к авторским словам.
Образование косвенной речи
Для чего нужно уметь разбираться в прямой речи? Все очень просто. Это поможет лучше понять, что такое косвенная речь. Эти два способа передачи чужих слов одновременно и похожи, и отличаются. Очень часто при написании различных авторских текстов возникает необходимость перевода прямой речи в косвенную. Предложения с косвенной речью это те же самые сложноподчиненные предложения. Т. е. у них есть главная часть, от которой можно задать вопрос к придаточной части. Предложения с косвенной речью формируются по тому же принципу. Слова автора становятся главной частью, а чужая речь – придаточной т. е. такой, к которой можно задать уточняющий вопрос. Придаточная часть отделяется от главной запятой. Это основной момент, на который стоит обратить внимание при расстановке знаков препинания.
Чтобы построить предложение с косвенной речью, возьмем за основу прямую.
«Принеси, пожалуйста, молоко», — попросила мама.
Мама попросила, чтобы я принес молоко. Мама попросила о чем? От главной части (слов автора) задается вопрос к придаточной (косвенной речи).
Дедушка сказал: «Скоро пойдет снег». – Дедушка сказал, что скоро пойдет снег.
Чужие слова и слова автора в предложениях с косвенной речью соединяются с помощью подчинительных союзов, местоимений, наречий. Что из этого выбрать, будет зависеть от смысла и цели высказывания.
Особенности косвенной речи
Составляя предложение с косвенной речью, всегда стоит помнить о некоторых особенностях. Во-первых, косвенная речь не всегда дословно передает чужие слова. Они могут немного изменяться, но смысл должен сохраниться. Во-вторых, вероятно и опущение некоторых слов. Например, междометий. Для выразительности могут быть использованы и другие средства. Главное, чтобы сохранились стилистические черты и не потерялся смысл.
Закрепление материала
Чтобы закрепить данный материал, можно устроить себе небольшой тест по прямой и косвенной речи. Найти примеры прямой речи и перевести ее в косвенную. И наоборот. Это поможет окончательно разобраться в особенностях предложений с чужими словами и чувствовать себя уверенно при их написании. Ниже приведены предложения, с которых можно начать самопроверку:
Слуга сказал: «Завтрак подан».
(Слуга сказал, что завтрак подан.)
Аня закричала: «Неважно, что дождь, пойдем гулять!»
(Аня закричала о том, что зовет гулять, и неважно, что идет дождь.)
«Да, очень интересная книга», — произнес он, перелистывая последнюю страницу.
(Перелистывая последнюю страницу, он согласился с тем, что книга очень интересная.)
Она сказала, что туда ходить не стоит.
(«Туда не стоит ходить», — сказала она.)
Он кивнул, соглашаясь с тем, что фильм захватывающий.
(«Да, фильм захватывающий», — согласился он.)
Такая практика изменения предложений поможет более уверенно ориентироваться в правилах и запомнить, что такое косвенная речь и как ее употреблять.
Источник
Как можно выразить повествовательные предложения косвенной речью?
Содержание:
В речевой практике часто возникает необходимость передать высказывания другого человека. С этой целью в языке используются две конструкции: прямая речь и косвенная.
Предложения с прямой речью точно воспроизводят чужое высказывание с точки зрения лексики, содержания и интонации.
Для того, чтобы зрительно и интонационно отграничить цитату от указания того, кто ее передает, на письме применяют кавычки. В словах автора называется источник высказывания, в прямой речи содержится цитируемый текст. Сергей Михайлович изумленно спросил: «Неужели никто не помог человеку, попавшему в сложную ситуацию?!»
Косвенная речь в русском синтаксисе создается другими средствами.
Что такое косвенная речь в русском языке?
Лингвистика определяет, что такое косвенная речь в русском языке, следующим образом: это чужие высказывания, передаваемые от другого лица и оформленные в виде сложноподчиненного предложения. Антон сообщил, что наш переезд отменяется.
Косвенная речь в русском синтаксисе — это конструкция, в которой главная часть организует восприятие содержания зависимой с помощью вводимых глаголов речи (заявил, сказал, сообщил, утверждал, напомнил и т. д.) и номинации автора высказывания. Подчиненная часть — придаточное изъяснительное с союзами что, будто, чтобы и т. д.
При конверсии прямой речи в косвенную смягчается содержащаяся в высказывании экспрессия, исключаются междометия, обращения, частицы, изменяется порядок слов. Часто такая конверсия невозможна без кардинальной перестройки исходного текста: Григорий крикнул: «Пошли все вон отсюда!» — Григорий громко потребовал, чтобы все ушли. «Как вы смогли собрать столько грибов в лесу, милые вы мои ребятки?» — с улыбкой спрашивала бабушка. Бабушка с улыбкой спрашивала, как мы могли собрать в лесу столько грибов.
Прямая и косвенная речь: таблица
Прямая | Косвенная | |
1 | Используются кавычки, двоеточие, тире. | Части разделяются запятой. |
2 | Дословная передача. Путешественники восхищались: «Какое великолепие красок в горных пейзажах» | Передается только общее содержание: Путешественники с восхищением говорили, что краски горных пейзажей великолепны. |
3 | Место в предложении свободно.
|