- урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных» презентация к уроку русского языка (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа ХХI века» по теме «Способы образования имен существительных». план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных»
презентация к уроку русского языка (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)
Тип: урок исследовательской деятельности.
Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, проблемный метод обучения.
Основной акцент: обучение учащихся умению свободно ориентироваться информационном пространстве, опора на имеющиеся знания. Работа с разными источниками: энциклопедиями, произведениями устного народного творчества, толковым словарём.
Формат общения: учитель – консультант, ученики – соавторы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_v_3_klasse_slovoobrazovanie.ppt | 1.73 МБ |
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №5 г. Морозовска
Цель урока: формирование понятий о различных способах образования имён существительных.
Задачи урока: углубление уровня понимания учебного материала, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание здоровьесберегающей среды, побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений, развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия), воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой и дифференцированной работы, листы с изображением «Лестницы успеха».
- Развитие учебной мотивации.
1). Повторение знаний, полученных во 2 и в 3 классах.
Прочитайте пословицу (слайд № 2) «Грамоте учиться – всегда пригодится!». Как вы её понимаете? (ответы детей). На каком уроке можно стать грамотнее? (на уроке русского языка). Что нужно делать, чтобы стать грамотнее? (учиться). Прочитайте слова (на слайде № 2). Мороз, морозец, изморозь . Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные). Какой частью речи являются? Почему? Как вы думаете, какое слово является начальным (главным) в этой группе? С помощью чего образовано слово морозец ? (суффикса). Как называется такой способ словообразования? (суффиксальный). Как образовано слово изморозь? (с помощью приставки из- ). Как называется такой способ? (приставочный).
Посмотрите на эти картинки (слайд № 3 – снег и подснежник). Что изображено? (снег). Когда снег растает, под ним покажется первый весенний цветок. И это… (подснежник). Как образовано слово? (с помощью приставки и суффикса). Как называется этот способ образования слов? (приставочно-суффиксальный). Запишите эти слова (снег, подснежник). Какой частью речи являются? (сущ). А какой ещё способ образования существительных вам известен? (сложение с помощью соединительных гласных о и е ). Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? Правильно (на слайде по щелчку появляется тема «Способы образования имён существительных»).
Составьте и запишите сложные слова, одним из корней которых будет слово « снег » ( снегопад, снегоход и др .).
2). Обобщение знаний.
Руководитель группы берёт лист с заданием, читает его своим товарищам, все обсуждают и выполняют его.
Задания (слайд 5)
1 группа – составить с этими словами словосочетания
2 группа – составить предложение, используя слова снег, снегоход, снежный
3 группа – сочинить двустишие, используя слова снегопад, снегоход
4 группа – подобрать существительные с корнем снег для «рисования» зимней картинки
Докладчик группы сообщает результат.
- Образование имён существительных путём сложения слов и соединительных гласных о и е .
1 группа – сгруппировать слова по одинаковому корню и записать их (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
2 группа – составить сложные слова из данных слов и записать их в 2 столбика: с соединительной о и с соединительной е (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
3 группа – составить сложные слова из данных и подобрать из получившихся слово к схеме (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
4 группа – составить слова и записать в 2 столбика, добавить в каждый столбик по 2 слова (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
Докладчики выступают с результатами работы.
Какая группа использовала Толковый словарь? Для чего? Для разрешения сомнений также можно пользоваться Этимологическим словарём (показываю). Найдём в словаре слово ПОГОДА и определим его происхождение.
2). «Путешествие в прошлое». Знакомство с историей слова ПОГОДА.
4. Формирование новых знаний.
1). Образование слов с опорой на их значение. Разгадывание кроссворда. Ключевое слово «СЛОЖЕНИЕ».
— специальная подставка для мыла
— человек, живущий в городе
— маленькая частичка снега
— человек, исполняющий песню
— устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку
— явление природы, при котором с деревьев опадают листья
— человек, передвигающийся пешком
Каким способом образованы последние два слова? (сложением с соед. гласными).
Много названий транспортных средств образованы путём сложения слов. Назовите, какие известны вам (ответы детей).
А на каких летательных аппаратах передвигались известные сказочные герои? Например, Баба Яга (слайд № 9). (Дети перечисляют).
Прочитайте название еще одного известного средства передвижения (сапоги – скороходы). Как образовано слово? Называет один предмет или несколько? А кто скажет, как это слово пишется?
2). Введение правила написания сложных слов.
Дефис – маленькая чёрточка.
Обратите внимание на последовательность слов, на их совместимость. Может ли быть предмет тетрадь – ручка? Почему? (совмещаются несовместимые предметы).
3). Составление сложных слов путём сложения целых слов без соединительных гласных.
1, 3 группы – составить сложные слова из слов упр. 5 , записать, устно объяснить их значение.
2, 4 группы – придумать и записать слова, образованные путём сложения целых слов без соединительной гласной по началу: кресло — …, стол — …, перекати — …
4). Обобщение полученных знаний.
1 группа – записать слова в два столбика, найти лишние и доказать. Проверка — устно
2 группа – со словами, образованными сложением с соединительной гласной, составить рассказ – историю (3-4 предложения). Проверка — устно
3 группа – упр. 7 – записать слова в порядке следования схем (схемы на карточках и на доске). Проверка – у доски
4 группа – объяснить, почему не может быть таких предметов: стол – стул, трава – бумага, потолок – диван.
5. Самооценка работ (в тетради) – слайд № 11. Включаю музыку.
(начальные классы гимназии работают по безотметочной системе, при которой дети самостоятельно оценивают свою работу в тетради, предваряя оценку учителя)
Какое новое знание сегодня открыли? Что было лёгким? Какие трудности возникали? Как вы думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад? А если это движение изобразить на лестнице, это движение вверх или вниз?
Перед вами «Лестница успеха» (слайд № 12). Как вы считаете, на сколько ступеней вы сегодня поднялись к своему успеху? Нарисуйте снежинку на этой ступени.
Урок окончен. Всем спасибо за работу (слайд № 13).
Источник
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа ХХI века» по теме «Способы образования имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: способы образования имен существительных (сложение целых слов).
Тип урока: изучение нового материала.
Межпредметные связи: литературное чтение тема «Лексическое значение слова», работа с иллюстрацией.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, критическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы образования имен существительных. | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка 3класс УМК «Школа 21 века» Учитель начальных классов Бочкова С.Г.
Тема: Способы образования имен существительных
Тип: изучение нового материала
Цель: формировать представление о различных способах словообразования имен существительных
- Продолжать учить определять способ образования слов
- Учить образовывать слова способом сложения целых слов
- Обогащать словарный запас обучающихся
- Определять способ образования слов
- Образовывать имена существительные способом сложения целых слов
- Объяснять правильность написания сложных слов
- Понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
- Анализировать информацию, делать выводы, развивать основы логического мышления
- Осуществлять контроль, коррекцию , самооценку и взаимооценку деятельности, оказывать помощь
- Умение работать с интеллект — картой
- Проявлять интерес к русскому языку, развивать мотивацию
- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками
Межпредметные связи : Литературное чтение, тема «Работа над лексическим значением слова», «Работа с иллюстрацией»
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления
Ресурсы: презентация к уроку, набор схем «Способы словообразования»
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности
- Учитель предлагает обсудить , как правильно организовать работу на уроке при изучении нового материала.
- Планируют деятельность на уроке, обсуждают правила работы для достижения результата.
( План: повторить, узнать новое, закрепить, проверить, оценить)
Актуализация необходимых знаний
- Организует работу по чистописанию.
- Предлагает добавить слог, чтобы получилось слово.
- Организует работу со словарными словами
(трамвай, Москва, метро, автомобиль, ежевика)
- Предлагает составить слово по первым буквам
словарных слов ( без лишнего слова)
- Для определения темы урока организует самостоятельную исследовательскую работу в группах, предлагает определить, чем похожи слова в каждой группе, выделить признак.
( Чем похожи слова? Выдели.
1)неудача, невезение, непогода
2)дубок, лесок, дымок, мосток
3)подводник, подсвечник, подоконник
4)самолет, лесоруб, водопад)
- Предлагает выбрать схему для каждой группы слов
( карточки со схемами на доске).
- Предлагает сформулировать тему и цель урока.
- Выполняют задание, соблюдая требования каллиграфии
- Выполняют задание, получая словарные слова ( молоко, молоток)
- Отгадывают словарные слова по их лексическому значению, записывают в тетрадь, проверяют по образцу, дают самооценку ( смайлики). Презентация слайд 2.
Определяют общий признак всех словарных слов, выделяют лишнее слово, доказывают.
- Читают задание, планируют деятельность, высказывают мнения, обсуждают результаты, приводят доказательства (выделяют общие морфемы в словах). Сравнивают свои результаты с результатами других групп.
- Оценивают работу своей группы ( отлично, хорошо, можем лучше, работали все члены группы или работали 1-2 человека)
- Определяют тему, ставят цель урока.
Презентация слайд 3 «Тема урока»
Организация познавательной деятельности
- Предлагает вспомнить изученные способы образования слов, организует деятельность в парах по обобщению представлений о словообразовании имен существительных.
- Организует совместную работу ( презентация слайд 4), спрашивает:
— Кто изображен на иллюстрации, на чем он путешествует? Что у него в руке?
(Иван – царевич, ковер – самолет, жар – птица)
- Спрашивает, как записывать такие слова. Предлагает найти правило в учебнике стр. 76.
- Проговаривают в парах способы образования слов.
- Обсуждают, дополняют, высказывают предположения.
- Отвечают на проблемный вопрос. Делают вывод. Проверяют вывод по правилу в учебнике.
( презентация слайд 5,6)
Организация познавательной деятельности
- Организует работу с упр. 5 . Предлагает выбрать форму работы – индивидуальную или в парах.
- Организует работу с упр.6.
- Предлагает выполнить задания базового и повышенного уровня по выбору.
Задание базового уровня:
- образовать слово приставочным способом
- образовать слово суффиксальным способом
- образовать слово сложением корней слов
звезда и падать -…..
- образовать слова сложением целых слов
диван и кровать — ….
шапка и невидимка — …
Задание повышенного уровня: записать по 2 примера слов
- образовать слова приставочным способом -…
- образовать слова суффиксальным способом-…
- образовать слова сложением корней слов-…
- образовать слова сложением целых слов-…
- Читают задание, планируют порядок выполнения, выбирают форму работы. Обсуждают результаты работы. Проверяют. По итогам фронтальной проверки дают самооценку (! – задание без ошибок
? – были ошибки в задании)
- Читают, анализируют задания. Выбирают уровень задания. Обсуждают результаты, дают самооценку.
- Предлагает соотнести поставленную цель урока и полученный результат. Предлагает обсудить, что нового узнали, что повторили, где могут пригодиться эти знания.
- Предлагает обдумать впечатления от урока.
Кого можно похвалить за работу на уроке? Какие задания понравились? (солнышко –на полях)
Какие вызвали трудность? ( гиря – на полях)
- Предлагает составить интеллект – карту по теме «Способы словообразования»
- Предлагает ознакомиться с заданиями для домашней работы. Задание по выбору : стр. 77 упр1 или написать мини – сочинение с использованием сложных слов (шапка-невидимка, сапоги-скороходы итп.).
- Анализируют результаты учебной деятельности, изученный материал. Рассуждают о применении полученных знаний. Оценивают работу на уроке.
- Рефлексия. Анализируют, высказывают свое мнение, рисуют знаки на полях, заполняют таблицу рефлексии.
- Рисуют интеллект-карту (слайд6).
- Анализируют домашнее задание, выбирают , записывают.
1. На уроке для меня было важно______________________________________
2. На уроке мне было сложно_________________________________________
3. Теперь я умею__________________________________________________
4. На уроке у меня получилось_____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 3 классе. Тема: Правописание суффиксов — ик -, -ек — в именах существительных
Тема: Правописание суффиксов — ик -, -ек — в именах существительных .
Технологическая карта урока русского языка по теме «Приставка-значимая часть слова.Образование слов с помощью приставок»3 класс.УМК «Школа России»
технологическая карта урока русского языка по теме » Повторяем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения»
Урок проводился в 3 классе по программе » Начальная школа 21 века».
Технологическая карта урока русского языка «Текст» Школа 21 века
Технологическая карта урока русского языка «Текст» Школа 21 века.
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные .
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн.
Источник