Способы образования имен существительных 3 класс школа 21 века урок 103 презентация

урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных»
презентация к уроку русского языка (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)

Тип: урок исследовательской деятельности.

Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, проблемный метод обучения.

Основной акцент: обучение учащихся умению свободно ориентироваться информационном пространстве, опора на имеющиеся знания. Работа с разными источниками: энциклопедиями, произведениями устного народного творчества, толковым словарём.

Формат общения: учитель – консультант, ученики – соавторы урока.

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_v_3_klasse_slovoobrazovanie.ppt 1.73 МБ
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №5 г. Морозовска

Цель урока: формирование понятий о различных способах образования имён существительных.

Задачи урока: углубление уровня понимания учебного материала, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание здоровьесберегающей среды, побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений, развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия), воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой и дифференцированной работы, листы с изображением «Лестницы успеха».

  1. Развитие учебной мотивации.

1). Повторение знаний, полученных во 2 и в 3 классах.

Прочитайте пословицу (слайд № 2) «Грамоте учиться – всегда пригодится!». Как вы её понимаете? (ответы детей). На каком уроке можно стать грамотнее? (на уроке русского языка). Что нужно делать, чтобы стать грамотнее? (учиться). Прочитайте слова (на слайде № 2). Мороз, морозец, изморозь . Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные). Какой частью речи являются? Почему? Как вы думаете, какое слово является начальным (главным) в этой группе? С помощью чего образовано слово морозец ? (суффикса). Как называется такой способ словообразования? (суффиксальный). Как образовано слово изморозь? (с помощью приставки из- ). Как называется такой способ? (приставочный).

Посмотрите на эти картинки (слайд № 3 – снег и подснежник). Что изображено? (снег). Когда снег растает, под ним покажется первый весенний цветок. И это… (подснежник). Как образовано слово? (с помощью приставки и суффикса). Как называется этот способ образования слов? (приставочно-суффиксальный). Запишите эти слова (снег, подснежник). Какой частью речи являются? (сущ). А какой ещё способ образования существительных вам известен? (сложение с помощью соединительных гласных о и е ). Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? Правильно (на слайде по щелчку появляется тема «Способы образования имён существительных»).

Составьте и запишите сложные слова, одним из корней которых будет слово « снег » ( снегопад, снегоход и др .).

2). Обобщение знаний.

Руководитель группы берёт лист с заданием, читает его своим товарищам, все обсуждают и выполняют его.

Задания (слайд 5)

1 группа – составить с этими словами словосочетания

2 группа – составить предложение, используя слова снег, снегоход, снежный

3 группа – сочинить двустишие, используя слова снегопад, снегоход

4 группа – подобрать существительные с корнем снег для «рисования» зимней картинки

Докладчик группы сообщает результат.

  1. Образование имён существительных путём сложения слов и соединительных гласных о и е .

1 группа – сгруппировать слова по одинаковому корню и записать их (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)

2 группа – составить сложные слова из данных слов и записать их в 2 столбика: с соединительной о и с соединительной е (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)

3 группа – составить сложные слова из данных и подобрать из получившихся слово к схеме (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)

4 группа – составить слова и записать в 2 столбика, добавить в каждый столбик по 2 слова (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)

Докладчики выступают с результатами работы.

Какая группа использовала Толковый словарь? Для чего? Для разрешения сомнений также можно пользоваться Этимологическим словарём (показываю). Найдём в словаре слово ПОГОДА и определим его происхождение.

2). «Путешествие в прошлое». Знакомство с историей слова ПОГОДА.

4. Формирование новых знаний.

1). Образование слов с опорой на их значение. Разгадывание кроссворда. Ключевое слово «СЛОЖЕНИЕ».

— специальная подставка для мыла

— человек, живущий в городе

— маленькая частичка снега

— человек, исполняющий песню

— устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку

— явление природы, при котором с деревьев опадают листья

— человек, передвигающийся пешком

Каким способом образованы последние два слова? (сложением с соед. гласными).

Много названий транспортных средств образованы путём сложения слов. Назовите, какие известны вам (ответы детей).

А на каких летательных аппаратах передвигались известные сказочные герои? Например, Баба Яга (слайд № 9). (Дети перечисляют).

Прочитайте название еще одного известного средства передвижения (сапоги – скороходы). Как образовано слово? Называет один предмет или несколько? А кто скажет, как это слово пишется?

2). Введение правила написания сложных слов.

Дефис – маленькая чёрточка.

Обратите внимание на последовательность слов, на их совместимость. Может ли быть предмет тетрадь – ручка? Почему? (совмещаются несовместимые предметы).

3). Составление сложных слов путём сложения целых слов без соединительных гласных.

1, 3 группы – составить сложные слова из слов упр. 5 , записать, устно объяснить их значение.

2, 4 группы – придумать и записать слова, образованные путём сложения целых слов без соединительной гласной по началу: кресло — …, стол — …, перекати — …

4). Обобщение полученных знаний.

1 группа – записать слова в два столбика, найти лишние и доказать. Проверка — устно

2 группа – со словами, образованными сложением с соединительной гласной, составить рассказ – историю (3-4 предложения). Проверка — устно

3 группа – упр. 7 – записать слова в порядке следования схем (схемы на карточках и на доске). Проверка – у доски

4 группа – объяснить, почему не может быть таких предметов: стол – стул, трава – бумага, потолок – диван.

5. Самооценка работ (в тетради) – слайд № 11. Включаю музыку.

(начальные классы гимназии работают по безотметочной системе, при которой дети самостоятельно оценивают свою работу в тетради, предваряя оценку учителя)

Какое новое знание сегодня открыли? Что было лёгким? Какие трудности возникали? Как вы думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад? А если это движение изобразить на лестнице, это движение вверх или вниз?

Перед вами «Лестница успеха» (слайд № 12). Как вы считаете, на сколько ступеней вы сегодня поднялись к своему успеху? Нарисуйте снежинку на этой ступени.

Урок окончен. Всем спасибо за работу (слайд № 13).

Источник

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа ХХI века» по теме «Способы образования имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема: способы образования имен существительных (сложение целых слов).

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: литературное чтение тема «Лексическое значение слова», работа с иллюстрацией.

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, критическое мышление.

Скачать:

Вложение Размер
Способы образования имен существительных. 24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 3класс УМК «Школа 21 века» Учитель начальных классов Бочкова С.Г.

Тема: Способы образования имен существительных

Тип: изучение нового материала

Цель: формировать представление о различных способах словообразования имен существительных

  • Продолжать учить определять способ образования слов
  • Учить образовывать слова способом сложения целых слов
  • Обогащать словарный запас обучающихся
  • Определять способ образования слов
  • Образовывать имена существительные способом сложения целых слов
  • Объяснять правильность написания сложных слов
  • Понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • Анализировать информацию, делать выводы, развивать основы логического мышления
  • Осуществлять контроль, коррекцию , самооценку и взаимооценку деятельности, оказывать помощь
  • Умение работать с интеллект — картой
  • Проявлять интерес к русскому языку, развивать мотивацию
  • Развивать навыки сотрудничества со сверстниками

Межпредметные связи : Литературное чтение, тема «Работа над лексическим значением слова», «Работа с иллюстрацией»

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления

Ресурсы: презентация к уроку, набор схем «Способы словообразования»

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Учитель предлагает обсудить , как правильно организовать работу на уроке при изучении нового материала.
  • Планируют деятельность на уроке, обсуждают правила работы для достижения результата.

( План: повторить, узнать новое, закрепить, проверить, оценить)

Актуализация необходимых знаний

  • Организует работу по чистописанию.
  • Предлагает добавить слог, чтобы получилось слово.
  • Организует работу со словарными словами

(трамвай, Москва, метро, автомобиль, ежевика)

  • Предлагает составить слово по первым буквам

словарных слов ( без лишнего слова)

  • Для определения темы урока организует самостоятельную исследовательскую работу в группах, предлагает определить, чем похожи слова в каждой группе, выделить признак.

( Чем похожи слова? Выдели.

1)неудача, невезение, непогода

2)дубок, лесок, дымок, мосток

3)подводник, подсвечник, подоконник

4)самолет, лесоруб, водопад)

  • Предлагает выбрать схему для каждой группы слов

( карточки со схемами на доске).

  • Предлагает сформулировать тему и цель урока.
  • Выполняют задание, соблюдая требования каллиграфии
  • Выполняют задание, получая словарные слова ( молоко, молоток)
  • Отгадывают словарные слова по их лексическому значению, записывают в тетрадь, проверяют по образцу, дают самооценку ( смайлики). Презентация слайд 2.

Определяют общий признак всех словарных слов, выделяют лишнее слово, доказывают.

  • Читают задание, планируют деятельность, высказывают мнения, обсуждают результаты, приводят доказательства (выделяют общие морфемы в словах). Сравнивают свои результаты с результатами других групп.
  • Оценивают работу своей группы ( отлично, хорошо, можем лучше, работали все члены группы или работали 1-2 человека)
  • Определяют тему, ставят цель урока.

Презентация слайд 3 «Тема урока»

Организация познавательной деятельности

  • Предлагает вспомнить изученные способы образования слов, организует деятельность в парах по обобщению представлений о словообразовании имен существительных.
  • Организует совместную работу ( презентация слайд 4), спрашивает:

— Кто изображен на иллюстрации, на чем он путешествует? Что у него в руке?

(Иван – царевич, ковер – самолет, жар – птица)

  • Спрашивает, как записывать такие слова. Предлагает найти правило в учебнике стр. 76.
  • Проговаривают в парах способы образования слов.
  • Обсуждают, дополняют, высказывают предположения.
  • Отвечают на проблемный вопрос. Делают вывод. Проверяют вывод по правилу в учебнике.

( презентация слайд 5,6)

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу с упр. 5 . Предлагает выбрать форму работы – индивидуальную или в парах.
  • Организует работу с упр.6.
  • Предлагает выполнить задания базового и повышенного уровня по выбору.

Задание базового уровня:

  1. образовать слово приставочным способом
  1. образовать слово суффиксальным способом
  1. образовать слово сложением корней слов

звезда и падать -…..

  1. образовать слова сложением целых слов

диван и кровать — ….

шапка и невидимка — …

Задание повышенного уровня: записать по 2 примера слов

  1. образовать слова приставочным способом -…
  2. образовать слова суффиксальным способом-…
  3. образовать слова сложением корней слов-…
  4. образовать слова сложением целых слов-…
  • Читают задание, планируют порядок выполнения, выбирают форму работы. Обсуждают результаты работы. Проверяют. По итогам фронтальной проверки дают самооценку (! – задание без ошибок

? – были ошибки в задании)

  • Читают, анализируют задания. Выбирают уровень задания. Обсуждают результаты, дают самооценку.
  • Предлагает соотнести поставленную цель урока и полученный результат. Предлагает обсудить, что нового узнали, что повторили, где могут пригодиться эти знания.
  • Предлагает обдумать впечатления от урока.

Кого можно похвалить за работу на уроке? Какие задания понравились? (солнышко –на полях)

Какие вызвали трудность? ( гиря – на полях)

  • Предлагает составить интеллект – карту по теме «Способы словообразования»
  • Предлагает ознакомиться с заданиями для домашней работы. Задание по выбору : стр. 77 упр1 или написать мини – сочинение с использованием сложных слов (шапка-невидимка, сапоги-скороходы итп.).
  • Анализируют результаты учебной деятельности, изученный материал. Рассуждают о применении полученных знаний. Оценивают работу на уроке.
  • Рефлексия. Анализируют, высказывают свое мнение, рисуют знаки на полях, заполняют таблицу рефлексии.
  • Рисуют интеллект-карту (слайд6).
  • Анализируют домашнее задание, выбирают , записывают.

1. На уроке для меня было важно______________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 3 классе. Тема: Правописание суффиксов — ик -, -ек — в именах существительных

Тема: Правописание суффиксов — ик -, -ек — в именах существительных .

Технологическая карта урока русского языка по теме «Приставка-значимая часть слова.Образование слов с помощью приставок»3 класс.УМК «Школа России»

технологическая карта урока русского языка по теме » Повторяем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения»

Урок проводился в 3 классе по программе » Начальная школа 21 века».

Технологическая карта урока русского языка «Текст» Школа 21 века

Технологическая карта урока русского языка «Текст» Школа 21 века.

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные .

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн.

Источник

Читайте также:  Перечислите основные способы организации базы данных
Оцените статью
Разные способы