Способы образования имен прилагательных 6 класс примеры

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тема: «Словообразование имён прилагательных»

Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.

— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;

— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

— развивать творческие способности обучающихся

— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)

— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_6_klass_semyonova_n.v.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Словообразование имён прилагательных»

Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.

— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;

— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

— развивать творческие способности обучающихся

— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)

— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока

— воспитание бережного отношения к языку

— терпимого отношения к мнению других

— воспитание трудолюбия, толерантности

Технология: технология деятельностного метода обучения

Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:

• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся путём исследовательской

• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

• создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Форма организации УВП: фронтальная, парная, индивидуальная.

2. Работа с текстом

Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.

1) Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:

2) У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)

— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)

— Чем они отличаются друг от друга? (разных частей речи)

ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ

Задания : — Как бы вы озаглавили текст?

— К какому типу речи он относится?

— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?

— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?

— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?

— Для чего же нужны в речи прилагательные?

(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени. А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

3. Актуализация знаний.

Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке

— А какую информацию о слове нам даёт такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)

— Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о словообразовании имён прилагательных)

4. Работа по учебнику.

Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?

Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 83. (Ответы учащихся)

Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).

— Вернемся к словам, записанным на доске.

— Каким способом образованы некоторые из них?

— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?

— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?

— Можно ли определить их значение?

(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;

-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;

анти- — от греч. «против» — антивоенный;

не- — отсутствие качества;

без- — не имеющий чего-либо;

за- — находящийся за чем-либо;

под- — находящийся под чем-либо)

Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространённый. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-

В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок

6. Словообразовательная работа.

1) А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке.

— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.

(по цепочке к доске).

— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?

— Вспомним, что называется словообразовательной моделью

2) Работа со словообразовательными моделями.

Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.

3) Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)

Распределить слова в зависимости от их способа образования.

7. Итог урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание упр.146.

9. Рефлексия: лист эмоционального состояния

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с.

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:» Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово»

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова.

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только ч.

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме «Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ»

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с.

Источник

Способы образования прилагательных. 6 класс

Способы образования прилагательных.

Образовательная: ознакомить с продуктивными способами словообразования прилагательных.

Развивающая: научить производить морфологический, синтаксический и лексический анализы слов и предложений, работать над орфограммами и правильным написанием слов.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: записи на доске, учебник, карточки, тетради.

Компетенции: К1, К2, К3,К5

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний . Повторение ранее изученного.

Забираешься в лесную глушь, слышишь волчий вой, производит тягостное гнетущее впечатление, видит «лохмотья жалкой нищеты», плавает на белоснежном теплоходе, , смотришь на изнеможенное лицо, тащат тяжелую расшиву, обильным урожаем, с серебряными искорками, ранним зимним утром.

Морфологический разбор прилагательных.

В зимнем (уборе) – прилагательное, н.ф. зимний, относительное, м.р., П.п, ед.ч., определение.

Птичьим (пением) – прилагательное, н.ф.птичий, притяжательное, ср.р, Т.п., ед.ч, определение.

Подобрать по одному прилагательному трех разрядов к существительным:

Пение (радостное, лесное, птичье)

Игра (веселая, детская, Вовина)

Мяч (красивый, резиновый, сестрицын)

Воротник (пушистый, лисий, мамин)

Часы ( новые, серебряные, отцовы)

Яркое зимнее солнце распускает свои лучи по тяжелым от снега веткам, под ногами поскрипывает снежок.

III . Изучение нового материала . Наблюдения за новым материалом.

— Какие способы образования вам известны?

На доске записаны слова. Определите способ образования каждого из них. Партизанский, бесшумная, светловолосый.

— Какие части речи здесь представлены? — Какими способами образуются прилагательные?

— Какие способы словообразования свойственны прилагательным, а какие — нет?

IV . Закрепление изученного материала .

Упражнение 316. Спишите прилагательные, разберите их по составу, определите способ образования.

Апрель/ск/ий, мыш/ин/ый, не/грамот/н/ый, пре/громкий, за/город/н/ый, при/дорож/н/ый, двух/лет/н/ий, железн/о/дорож/н/ый, серебр/ян/ый, мор/ск/ой, не/хороший.

Упражнение 317. Распределите прилагательные в три столбика:

Качественные – ворчливый, ломкий, придирчивый, скользкий.

Относительные – майский, берёзовый, водный, соломенный, ситцевый, школьный, специальный, дневной, городской.

Притяжательные – птичье, собачья, лисий, голубиный, мамин, дедов.

• Выделите суффиксы, с помощью которых образованы прилагательные. Сделайте вывод.

1) Образовать прилагательные от следующих существительных:

пионер, торжество, информация, грусть, село, дерево, сталь, серебро, лес, масса.

Каким способом были образованы эти прилагательные?

2) Определите, от каких слов и каким способом образованы прилагательные:

Безграмотный ученик, беззвучная походка, пречудесный голос, приамурский кедр, рассудительный человек, неверный ответ, нечеткий почерк.

3) Образуйте прилагательные путем сложения.

Карие глаза, черные волосы, железная дорога, сельское хозяйство.

(кареглазый, черноволосый, железнодорожный, сельскохозяйственный).

4) Образовать прилагательные от существительных с предлогом. Пояснить написание.

Мотор без шума – бесшумный, яблоко без вкуса — безвкусное, взгляд без радости, ночь без звезд и без луны, человек без хитрости, поступок без смысла, герой без страха, путник без приюта, небо без облаков.

V . Подведение итогов. Оценивание учащихся.

VI . Домашнее задание . Упражнение 318, страница 125

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-920038

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Энтеросгель инструкция по применению способ применения
Оцените статью
Разные способы