Способы образования глаголов задания

Словообразование глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок по теме «Словообразование глаголов»

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie_glagolov.docx 17.6 КБ
slovoobrazovanie_glagolov.pptx 180.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Словообразование глаголов

1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,

2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.

1. Научить определять способы образования глаголов.

1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.

2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.

  1. Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям.

I. Организационный момент

– Как вы думаете, что можно делать под музыку?

(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)

– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).

На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.

– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)

Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др.)

– А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.

– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)

– А какие вам известны способы образования слов?

– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока

«Способы образования глаголов»

– Запишите в тетрадях число и тему урока.

– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)

– А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать!)

II. 1. Просмотр презентации о способах образования глаголов.

– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?

(приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным)

– Чтобы доказать это утверждение, мы проведем с вами мини-исследование

2. Работа в группах (3 группы по 4 человека)

У вас на столах лежат карточки со словами.

– Задания у каждой группы свои. Посмотрите на карточку №1

Карточка №1 (работа в группах)

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать

1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия

2 группа – окончание действия

3 группа – неполное действие

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать

1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия (запеть, побежать, полететь)

2 группа – окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)

3 группа – неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)

Что у вас получилось?

Проверка: Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)

От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов)

Вывод : С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.

3. Похожее задание вам предстоит выполнить в парах.

Выполнив задание по карточке №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.

Карточка №2 (работа в парах)

Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано, составьте словообразовательные цепочки.

Рядом с каждым словом напишите слово, от которого образованы данные глаголы и выделите морфему, с помощью которой они образованы.

– Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)

Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–

Обедать – обед (сущ.) –а–

Краснеть – красный (прил.) –е–

Белеть – белый (прил.) –е–

Беседовать – беседа (сущ.) –ова–

Княжить – князь (сущ.) –и–

Ночевать – ночь (сущ.) –ева–

Занавесить – занавес (сущ.) –и–

Светлеть – светлый (прил.) –е–

Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)

Определить способ образования названного слова. Если суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.

Бежать (суф.) слепнуть (суф.) прилететь (прист.)

Прочитать (прист.) беседовать суф.) запеть (прист.)

Переплыть (прист.) лентяйничать (суф.) отпрыгнуть (прист.)

Пустовать (суф.) внести (прист.) солить (суф.)

4. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше?». Образуем и запишем на доске глаголы при помощи и приставки, и суффикса. Как называется такой способ образования? (приставочно–суффиксальный).

Даны существительные и прилагательные

Главное условие: полученные слова не должны повторяться.

На слайде даны слова и морфемы, из них надо составить глаголы приставочно–суффиксальным способом.

Дети записывают на доске составленные глаголы, выделяя приставки и суффиксы.

Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи приставки и суффикса, и какой это способ образования? (от существительных, от прилагательных и др., способ приставочно-суффиксальный).

Вывод: Итак, ребята, о каких способах образования глаголов мы с вами сегодня говорили?

– приставочный (при помощи приставки)

– суффиксальный (при помощи суффикса)

– приставочно–суффиксальный (при помощи приставки и суффикса)

На доске записаны слова:

Перелететь – лететь, разорвать – рвать, выпросить – просить, поужинать – ужинать;

Зеленеет – зеленый, пустовать – пустой, выпрямить – прямой, обезоружить- оружие;

Толпиться – толпа, краснеть – красный, удвоить – (от числ. двое).

Составить словообразовательные ряды от данных слов.

IV. Подведение итогов

– Что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?

– Какими способами образуются глаголы в русском языке?

– В чем особенность каждого из способов?

(приставочный – от глаголов, суффиксальный – от существительных и прилагательных, приставочно – суффиксальный – от сущ.. прил., глаг. числ. и др. частей речи)

– Что показалось трудным?

Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Источник

Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»

Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов»

Автор: Кожевникова Надежда Николаевна

Место работы, должность: МОУ СОШ с. Смоленка, учитель начальных классов высшей кв..категории

Предмет: Русский язык

повторить основные способы образования глаголов;

закрепить полученные знания;

формировать умения образовывать глаголы различными способами.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Предметные: (языковая компетенция):

анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов;

определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.

Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.

Учебник Русский язык. 4 ,С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; презентация

Используемое оборудование: компьютер, телевизор

Тип урока: урок изучения нового материала.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

1 . Организационный момент.(Слайды №1,2)

2. Актуализация.

Проверка домашнего задания — упр.4 стр.31 — 32

Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)

Какую роль играет глагол в тексте? (глаголы придают тексту движение, «оживляют » картину)

Чем являются в предложении? (чаще всего сказуемым, но может быть и другим членом предложения)

Какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными? (Постоянные: вид, спряжение; непостоянные: наклонение, время, лицо, число)

Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал.

Задание. Объясните правописание записанных глаголов с не.

Синтаксическая разминка . Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы.

Один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы

Еще земли печален вид,

И воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась

После работы проводится беседа.

Для чего служат глаголы? (оживляют картину весны)

3. Основная часть урока. Введение в новую тему.

Ответы на вопросы на стр.32: вспомним изученное

— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).

Знакомство с таблицей «Основные способы словообразования» (Слайд №9)

Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,

Лесник, речной, быстро, белить

Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить

Работа с учебником: устное рассуждение — упражнение 1

— Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, образованные приставочным способом.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

— От каких частей речи они образованы? (завоет, заплачет, зашуршит, застучит— образованы от глаголов)

— Каково значение приставки за-? (начало действия)

— Обсудите с соседом по парте

4. Начало формирования умений.

Упр.2- в паре: определить, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.

Упр.3- письменно, самостоятельно.

— Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: треск, свист, звон, земля. плотно.

— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)

— Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)

Чтение теоретического материала

Способы образования глаголов

Источник

Способы образования глаголов задания

  • изучить основные способы образования глаголов;
  • закрепить полученные знания;
  • формировать умения образовывать глаголы различными способами.

Пробное учебное действие.

Выпишите из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» глаголы, обозначающие начало действия.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

— Какая морфема придает глаголам значение начала действия?

-От каких частей речи они образованы?

— Каково значение приставки за-?

А зачем знать, как образуются глаголы?

Конечно же, чтобы правильно их писать.

И для этого сегодня мы с вами проведем исследовательскую работу по теме:

Подготовка к исследованию

— Что называется морфемой?

— Дайте определение каждой морфемы. Приведите примеры. Какие морфемы указывают на форму слова?

— Перечислите известные вам способы словообразования.

В тетрадь запишем таблицу и заполним её своими примерами.

«Основные способы словообразования»

— От каких частей речи образуются глаголы и каким способом.

Мы с вами должны заполнить таблицу в ходе исследования.

Способы образования глаголов

От каких частей речи

Задание 1 для исследования.

Разобрать глаголы и определить их способ образования.

Запереть, побежать, приоткрыть,

— Делаем вывод: глаголы образованы от какой части речи?

(заполняем таблицу примерами)

Задание 2 для исследования.

Определить способ образования глаголов.

Обедать, краснеть, плотничать.

-От какой части речи образованы глаголы?

(заполняем таблицу примерами)

Задание 3 для исследования.

Определить способ образования глаголов

Потрескивать, насвистывать, названивать.

-От какой части речи образованы глаголы?

(заполняем таблицу примерами).

Образовать 3 глагола с помощью приставок от-, пре-, при-, раз-(рас-), с-).

— От какой части речи образуются глаголы с помощью приставок?

Определить способ образования глаголов: ранить, пленить, белеть, желтеть.

— С помощью какой морфемы образованы данные глаголы?

— От какой части речи образуются глаголы с помощью суффиксов?

Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов:

— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем?

— Какими способами образуются глаголы в русском языке?

Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.

— В чем особенность каждого из способов?

Приставка не меняет часть речи производного слова. Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, не употребляются без одной из этих морфем .

Закрепление.

Запишите глаголы в столбик. Обозначить орфограммы. Определить способ образования глаголов.

Ра..цветать, рас..т..латься, обузить, объед..нить, краснеть

Контроль знаний (на оценку).

Выполните тест по теме «Словообразование глаголов», ответы запишите в тетрадь и отправьте учителю на проверку.

1. В каком слове нет суффикса -К-?

А) шубка, Б) юбка, В) вырубка, Г) Улыбка.

2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

А) шкафчик. Б) мячик, В) пончик. Г) огурчик.

3. В каком слове нет приставки?

А) примерка, Б) прищепка, В) принцесса, Г) пришелец.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать, Б) преодолеть, В) походить, Г) веселить.

5. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный, Б) где-нибудь, В) доверху, Г) размешать.

6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) постукивать, Б) новизна, В) охотник, Г) отнести.

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синеть, Б) управлять, В) распланировать, Г) белеть.

Подведём итоги урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что получилось? Что показалось трудным?

— Какую оценку вы бы поставили за работу на уроке себе?

Домашнее задание: выполнить упражнение 515.

Источник

Читайте также:  Способы разведения антибиотиков цефтриаксон
Оцените статью
Разные способы