- Игровые упражнения для формирования словообразования глаголов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
- Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей звукоподражательных глаголов
- Отыменное образование глаголов
- Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов
- Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Игровые упражнения для формирования словообразования глаголов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Елена Юшкина
Игровые упражнения для формирования словообразования глаголов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением. Овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах очень важно, так как, во-первых, оно является одним из важнейших средств обогащения словарного запаса ребенка; во-вторых, способствует более точному и более глубокому пониманию им смыслового значения слов. Кроме того, работа над словообразованием дает первоначальные навыки подбора родственных слов и подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова.
Глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных моделей является более тонким и сложным. В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.
Формирование словообразования глаголов осуществляется в следующей последовательности (Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной).
Вторая ступень обучения (средний дошкольный возраст)
Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей:
звукоподражательных глаголов (ворона каркает, курица кудахчет);
глаголов, образованных от существительных (отыменное образование глаголов: мыло-мылит, учитель-учит);
глаголов, образованных с помощью приставок (В-, ВЫ-, НА-, ПРИ-).
Совершенствование навыка самостоятельного употребления отработанных словообразовательных моделей.
Третья ступень обучения (старший дошкольный возраст)
Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моют-моюсь, одевает-одевается).
Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (В-, ВЫ-, НА-, ПРИ-, С-, У-, ПОД-, ОТ-, ЗА-, ПО-, ДО-).
Совершенствование навыка самостоятельного употребления отработанных словообразовательных моделей.
Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей звукоподражательных глаголов
— Когда вы были малышами, то говорили: «Мы ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ…». Теперь вы-большие и можете сказать: «Ручками мы (что делаем) хлопаем, ножками мы (что делаем) топаем…» (слайд 4).
— Звери, птицы, насекомые «общаются» друг с другом, каждый по-своему.
Кошечки как голос подают? («МЯУ!»). Можно сказать по-другому: «Кошечки что делают? Мяукают!».
Для облегчения запоминания звукоподражательных глаголов их можно рифмовать с учетом сходства окончаний «мяукает-хрюкает». Хорошо запоминают дети глаголы данного типа, заучивая отрывки из стихотворения К. И. Чуковского «Путаница». Можно использовать и загадки подобного вида: «Кто стрекочет, летает? А кто стрекочет, прыгает?», «Кто пищит, грызет? Кто пищит, клюет? А кто пищит, кусает?».
Отыменное образование глаголов
К данному типу относятся глаголы, образованные от существительных-названий некоторых профессий, например, учитель учит, продавец продает, покупатель покупает, пловец плавает, строитель строит, доярка доит…
С помощью слов-названий обычных предметов можно образовать слова-названия соответствующих действий: «Краской что делают? Мылом что делают?. В трубу – трубят, в дудку- дудят, свисток- свистят, на барабане (в барабан)- барабанят».
Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов
Знакомство детей с возвратными глаголами можно начать с рассматривания фотографий.
-Когда вы были маленькими, то многое не умели делать. Малышей родители и моют, и вытирают… Мальчик вырос, и теперь он с гордостью говорит: «Я сам моюсь. Я сам вытираюсь…» В конце слова-названия действия появились «хвостики» —СЬ или —СЯ. Они появляются, когда человек что-то делает сам себе.
— А что вы умеете делать?
— Я умею мыться, кататься.
-Кого называют «воспитанным ребенком»? Правильно, того, кто знает правила поведения и соблюдает их. Рассмотрите картинки и скажите, что нельзя делать воспитанным детям.
Плохо драться, лучше-обниматься.
Плохо ссориться, лучше- мириться.
Не надо кусаться, а надо обниматься…
Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до-)
Знакомство детей с глаголами, образованными с помощью приставок, можно начинать с выполнения поручений и «оречевления» действий (используем постройки из конструктора на ковре или манипуляции с игрушечной птичкой и клеткой, бабочкой и цветком). Чтобы стимулировать ребенка к образованию нужного глагола, педагог называет существительное с предлогом, а ребенок добавляет соответствующий глагол: «Попугай в клетку…»
В ходе упражнений ребенок постепенно усваивает основное значение глагольных приставок. Например, приставка У- означает удаление от чего-то: лебедь плыл, плыл и далеко уплыл…
Приставка ПРИ- означает, наоборот, приближение к чему-то: приплыл, прилетел, приполз…
Приставка ВЫ- выход чего-то изнутри наружу; ПЕРЕ- переход через что-то…
С помощью данных приставок образуются и глаголы движения, и глаголы с другими значениями. Например, приставка ВЫ- означает завершение действия: «Дед тянул-тянул и, наконец, вытянул репку!»
В заключение все отработанные по отдельности глагольные приставки «сводятся воедино». Делается это путем присоединения разных приставок к одному и тому же глаголу. «Как правильно сказать?», «Что можно…», «Скажи наоборот». Эти виды работы заставляют ребенка задумываться над смысловым значением глагольных приставок, поскольку каждая из них очень существенно меняет основное значение глагола.
Чтобы облегчить детям практическое овладение тем или иным способом образования глаголов, в своей работе широко использую грамматические сказки, истории, гимнастики для пальчиков, инсценировки.
Данные игровые упражнения существенно обогащают словарь ребенка названиями различных действий, что положительно сказывается и на развитии его речи в целом.
Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.
Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.
Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.
Игры и упражнения для развития речи дошкольников «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.
Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.
Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.
Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольников «Ручеёк» Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.
Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.
Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья «Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. » Введение: Общеизвестно,.
Источник
Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Ольга Рыжайкина
Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Консультация
по теме «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Интерес к проблеме детского словообразования возник ещё на рубеже VIII–XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняет множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.
В лингвистике и психолингвистике понятие «словообразование» рассматривается в различных аспектах. Термином «словообразование» называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарём, прежде всего мотивированными словами (образованными от других, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться, им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффикса (учитель-учительница) или приставки (ехал-уехал-переехал-выехал, сформировать навыки образования слов по аналогии.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детёнышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.
Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котёнок, мышь и мышонок, лошадь и жеребёнок и др., воспитатель учит детей образованию названий детёнышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок; формирует представление о том, что у кошки детёныш называется котёнок, у мышки — мышонок, у утки — утёнок, у медведицы — медвежонок, у лисы — лисёнок.
Можно поиграть в игру с картинками.Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котёнок. А у тебя кто?». Ребёнок отвечает: «А у меня котята».
В игре – драматизации «Кто пришёл?» детей учат образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.
Приходит котёнок, здоровается с детьми.
— Кто к нам пришёл? (котёнок).
— Как назовём ласково? (котёночек).
— Кто это ещё пришёл? (котята).
— А как их назвать ласково? (котятки).
— Какой котёночек? (маленький, пушистый).
— А какие котятки? (маленькие, пушистые).
Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму – кошку».
Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утёнок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.
В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа – ежата, у коровы – телята) детей учат употреблять названия животных и их детёнышей в именительном падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало» — употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).
Обучение образованию названий посуды при помощи суффикса проводится аналогично в играх – драматизациях и дидактических играх.Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице…
В младшей группе детей также учат образованию глаголов разными способами.
Образование глаголов от звукоподражательных слов:
— Кря! – Кря! – Кря! Кто это? (уточка).
— Что она делает? (крякает).
— Ква! – Ква! – Ква! Кто это? (лягушка).
— Что она делает? (квакает).
— Хрю! — Хрю! — Хрю! Кто это? (свинка).
— Что она делает? (хрюкает).
Образование глаголов при помощи приставки: ходить – заходить – уходить – приходить; вошёл – вышел – пришёл – ушёл. Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?». «Добавь слово», в играх – драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.
Напомним, что дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.
В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.
Проводятся те же дидактические игры,что и в младше группе: «Кто у кого?», «Угадай, кого не стало?», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детёныш называется по-другому: у лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.
Педагог объясняет, что не у всех детёнышей животных есть имя,их так называют: детёныш жирафа, детёныш обезьяны.
Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детёнышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте.
Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребёнка, его представления об окружающей действительности, опыт.
Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры – драматизации и дидактические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и медвежата, целесообразно использовать фланелеграф или теневой театр. Фигурки животных для них могут изготовить воспитатели.
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детёнышей животных и птиц с помощью суффикса (грачонок – грачата, снегирь – снегирята; один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).
Здесь уместны задания на объяснения значения слов: «О чём говорит слово воробышек?» (Детёныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой).
В основном при этом используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало?». Закрепление наименований детёнышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с телёнком, лошадь с жеребёнком).
Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.
Ребёнок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания, осмысливать их, оперировать ими.
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?». Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты,машины: детей учит учитель, работает на кране – крановщик. Если вам скажут что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.
— Чинить часы … (часовщик); дома строит … (строитель); чинит сапоги … (сапожник).
В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола.Образец: если он за всех заступается, он заступник.
— Он много работает, он … (работник); а когда часто дерётся, он … (драчун); много-много говорит, он … (говорун).
В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффикса существительные женского рода.
— Он лётчик – я тоже … (лётчица); он плясун – я тоже … (плясунья).
Детей учат подбирать однокоренные слова (слова – родственники): берёза – берёзовый — подберёзовик; лист – лиственный – листопад.
Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных.
Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -её (-ей, -е, т. е. синтетический способ и при помощи слов более или менее аналитическим способом: чистый – чище – более чистый.
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 минут):
— на образование прилагательных от основ существительных. (Какое варенье из малины? (малиновое);
— на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода. (Занимается спортом? (спортсмен);
— на образование притяжательных прилагательных. (В доме жила коза. Чей дом? (козий). В другом доме жил верблюд. Чей дом? (верблюжий).
Учитывая растущее у ребёнка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку следует шире использовать вопросы проблемного характера.
Мясорубка. Для чего нужна? Почему её так назвали? (рубит мясо). Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему её так назвали? (выжимает сок).
Итак, образование слов по существующим моделям (таких как чередование звуков, при помощи приставок и суффиксов, развитие новых значений, словосложения и т. д.) имеет большое значение для развития речи дошкольников. Дети узнают много нового и интересного в процессе образования новых слов, учатся правильно произносить эти слова и использовать их в своей речи, от этого речь ребёнка становится более интересной и насыщенной.
Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения» «Основы сюжетосложения» Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере.
Развитие двигательной активности детей раннего возраста по средствам кинезиологии Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение.
Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.
Консультация для учителей начальных классов «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе.
Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Подготовила воспитатель Мартынова И. Г. Имитационным движениям можно.
Консультация для родителей «Обучение детей немецкому языку в ДОУ» Многих родителей волнует именно этот вопрос: «Когда?» В пять лет? В семь? В три года? А может, пораньше? Есть и откровенные противники раннего.
Консультация для родителей по ПДД «Обучение детей наблюдательности на улице» Консультация для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» — Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку. — Учите.
Консультация для родителей «Один дома. Обучение детей правилам безопасности» Один дома Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей.
Консультация для родителей «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам примирения» Многие родители считают, что ребенок, когда ходит в детский сад, автоматически учится там дружить. На самом деле, это не так. Верней, не.
Логопедическая игра для формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.
Источник