Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида

Образование видов глагола и видовые пары

При образовании видов глагола возможны два пути:

  1. исходным является глагол несовершенного вида, от которого образуется глагол совершенного вида;
  2. исходным является глагол совершенного вида, от которого образуется глагол несовершенного вида.

Иногда несовершенный и совершенный вид выражаются словами с разным корнем: орать — взять, говорить — сказать, класть — положить, зажиться — лечь, садиться — сесть.

Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида

1. С помощью приставок: делать — сделать, мерить — измерить, писать — написать, строить — построить, читать — прочитать. Наиболее употребительны приставки по- , с- ( со- ).

Видовые пары (бесприставочный глагол несовершенного вида — приставочный глагол совершенного вида) образуются только в том случае, если приставка не меняет лексического значения глагола: пример, строить — построить.
Глаголы строить — перестроить, строить — достроить, строить — пристроить не образуют видовых пар, так как приставка меняет лексическое значение глагола: перестроить — построить по-другому.достроить — довести строительство до конца, пристроить — построить в дополнение к тому, что уже построено.

2. С помощью суффикса -ну- , который указывает на законченность действия или его однократность: двигать — двинуть, исчезать — исчезнуть, кричать — крикнуть, прыгать — прыгнуть.
Примечание. Некоторые глаголы с суффиксом -ну- относятся к несовершенному виду, и совершенный вид от них образуется с помощью приставок: гибнуть — погибнуть, мёрзнуть — замёрзнуть.

3. С помощью суффикса -и- , которому в несовершенном виде соответствует суффикс -а-/-я- : бросать — бросить, выполнять — выполнить, решать — решить. В этом случае возможно чередование конечного согласного основы: возвращать — возвратить, встречать — встрётить, объявлять — объявить.

Способы образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида

1. С помощью суффиксов -ыва- / -ива , -ва- (при этом возможны чередования гласных и согласных): записать — записывать, перестроить — пепрестраивать, вылить — выливать, отдать — отдавать, ходить — выхаживать.

2. Чередованием звуков в корне (часто в сочетании с суффиксацией): выбрать — выбирать, послать — посылать, смять — сминать, съесть — съедать.

Немногочисленные глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида: атаковать, велетъ, жениться, обещать, организовать, образовать. В современном разговорном языке заметно стремление подчеркнуть в таких глаголал видовые pазличия формальными способами (появляются формы образовывать, организовывать, где суффикс -ыва- указывает на несовершенный вид, или пообещать, где приставка по- указывает на совершенный вид).

Читайте также:  Профилактика как способ воздействия

Особое место в видовой системе занимают глаголы движения, обозначающие перемещение в пространстве. Они имеют две формы несовершенного вида и распадаются на дне соотносительные группы:

Глаголы бежать, везти, вести и т. д. обозначают движение, которое совершается в одном направлении, в определённый момент, непрерывно. Глаголы бегать, возить, водить и т. д. обозначают движение, которое совершается не в одном направлении, не один раз, с перерывами. Ср.: Он идёт в театр (в данный момент, в определённом направлении) — Он ходит в театр (не один раз. в разное время), Он ходит по городу (в разных направлениях).

Путём прибавления приставок, обозначающих направление движения, от глаголов первой группы образуются глаголы совершенного вида, но всегда с дополнительным лексическим значением, вносимым приставкой: бежать — прибежать, везти — увезти, вести — перевести, ехать — проехать и т.д. От приставочных глаголов совершенного вида могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида: прибежать (сов.) — прибегать (несов.), приехатьприезжать, уехать — уезжать и т. д.

Источник

ПОНЯТИЕ О ВИДАХ ГЛАГОЛА

Может быть, вы уже заметили, что в русском языке при описании действия используются очень похожие, но все же неодинаковые глаголы. Эти глаголы обозначают одно действие, имеют одно лексическое значение – но они разные. Например:

Я писал письмо. Я написал письмо.
Вы начинали смотреть фильм? Вы начали смотреть фильм?
Друзья пили пиво. Друзья выпили пиво.

Какое отличие между ними? Это глаголы разных видов. Обычно глагол с одним лексическим значением в русском языке имеет две формы – несовершенного или совершенного вида (хотя в русском языке есть и особые глаголы).

Теперь, когда вы знаете, что в русском языке существует совершенный и несовершенный вид глагола, нужно ответить на два самых важных вопроса:

  1. Какие формальные признаки у обоих видов? Другими словами, как понять, какой глагол перед вами – совершенного или несовершенного вида?
  2. Когда, в какой ситуации вам нужно выбрать глагол одного вида, а когда – другого? Какие правила существуют в русском языке при выборе вида глагола?

ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА

Главной, базовой, формой считают форму несовершенного вида – её вы найдете и в словаре. Глагол несовершенного вида обозначает собственно действие. От этой формы образуется форма совершенного вида разными способами.

  1. При помощи различных приставок
  2. При помощи разных суффиксов
  3. Путем использования совершенно другого слова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДОВ.

Использование глаголов несовершенного и совершенного вида для выражения повторяющихся действий, однократного и результативного действия.

Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.

Обратите внимание, что когда мы хотим сказать о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, но и включаем дополнительную информацию – включаем в предложения слова (обычно наречия), которые обозначают эту повторяемость: иногда, часто, регулярно, днём и др.

Читайте также:  Origins clear improvement active charcoal mask to clear pores способ применения

Ирина не любит готовить, она редко готовит.

Словосочетания со словом «каждый» – каждый день, каждое утро, каждый год и др., выражающие повторяемость, должны всегда стоять в винительном падеже (4).

Мы завтракаем каждый день утром в 8 часов.
Родители звонят мне каждую неделю.

Когда мы говорим о действии, которое произошло однажды или один раз, но результат которого нам важен, актуален, – мы используем глаголы совершенного вида.

Я купила вкусный торт – вот он, давай его съедим!
Друзья посмотрели новый фильм вчера – фильм им очень понравился.

Марина обычно не покупает вещи в магазине, а покупает их на рынке. Но сегодня она увидела на рынке красивое пальто и шляпу и купила их.

Игорь редко звонит мне домой так поздно, а вчера вечером он почему-то мне позвонил.

Местоимение СВОЙ

Вы уже знаете, что когда мы хотим сказать о том, что какой-то предмет кому-то принадлежит, то мы в русском языке используем притяжательные местоимения: мой, твой, его и т. д., например:

Это я. Этой мой дом.

Вот мой друг. Мы давно знаем его жену.

Здесь учатся студенты. Я покажу тебе их аудиторию.

Наряду с этими притяжательными местоимениями для указания принадлежности предмета лицу, которое выступает в роли субъекта в предложении, используется возвратно-притяжательное местоимение свой.

Местоимение свой изменяется по родам, падежам и числам точно так же, как притяжательные местоимения:

Обратите внимание! В сочетании с существительным в именительном падеже используются только притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш и т.п.), местоимение свой – никогда:

Это я, это мой друг. – друг – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)

Вчера к нам пришли в гости наши друзья. – друзья – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)

Возвратно-притяжательное местоимение свой используется, только если в предложении субъект действия и обладатель предмета совпадают.

Обратите внимание на разницу в значении предложений с притяжательными местоимениями и с возвратно-притяжательным местоимением свой:

Источник

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
план-конспект по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_glagolov_sovershennogo_vida_ot_nesovershennogo.docx 17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глуховская –школа-интернат №2

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА. (Е.В.Мазанова)

Провела: Шулятьева И.Н.

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

  1. Закрепить знания детей о действии предмета
  2. Учить детей обозначать действия при помощи графической схемы
  3. Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида
  4. Учить подбирать антонимы к словам-действиям
  5. Учить составлять предложения по схемам
  6. Учить задавать вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида
  7. Формировать навыки словообразования (обр-е приставочных глаголов)
  1. Оргмомент
  1. Развитие представлений о словах-действиях
  • Послушайте и запишите (запись на доске) только те из них, к которым можно задать вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛИ?

Слова : машина, едет, машинный, матрешка, поезд, звенит, звонок, звонкий, падал, летела, капали, капель, ручка, руль, рулил.

  1. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске
  1. Основная часть
  1. Обозначение действий при помощи графической схемы
  • Прочитайте словосочетания и выберите только те слова, которые можно подчеркнуть двумя чертами. Что это за слова? Выпишите такие слова и отметьте так, как обозначают на письме глаголы (работа на карточках)
  • Бежал в город, пил из ручья, упала с сосны
  • Кормил голубей, строил дом, светило на небе
  • Чистил ботинки, вешал на гвоздь, носила на шее
  • Почитала в книге, узнала на улице, стоило дорого
  1. Обозначение действий при помощи графической схемы
  • Нам прислали письмо из страны Грамматики. Повелительница страны просит нас зашифровать ответ, чтобы никто не смог прочесть и понять, о чем идет речь. Она посылает схему для шифровки.
  • В ней говорится о том, что все действия, которые встречаются в тексте, необходимо заменить графическим обозначением.

Мама купила на рынке свежую морковь. – Мама на рынке свежую морковь.

Много лет в лесу жили олени. Зимой они забирались в молодой осинник и обгладывали кору. Рядом с ними жили волки. Однажды стая волков попыталась напасть на оленей. Но быстрые ноги оленей выручили их, спасли от острых зубов хищников.

  1. Подбор антонимов к словам-действиям (зад. 13, с. 44)
  • Давайте поиграем в игру «Наоборот», прочитайте слова-действия. Запишите действия, обозначающие противоположные действия по образцу.

Образец : завязывает – развязывает.

СНИМАЕТ — … ПРЯЧЕТ — … ДАЕТ — …

СИДИТ — … ХВАЛИТ — … ГОВОРИТ — …

  1. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида
  • Рассмотрите картинки, назовите действия на них. Например: девочка ставит чайник – девочка поставила чайник. Что делает девочка на первой картинке? (ставит) А на второй что сделала? (поставила)
  • Логопед обращает внимание детей на различия в вопросах и ответах и выставляет на доску карточки с вопросами: ЧТО ДЕЛАЛ(А)? ЧТО СДЕЛАЛ(А)?
  • Мальчик чинит тачку – мальчик починил тачку
  • Мальчик лепит грибок – мальчик слепил грибок
  • Девочка рисует бабочку – девочка нарисовала бабочку
  • Мужчина едет на машине – мужчина приехал на машине
  • Дедушка поднимается по лестнице – дедушка поднялся по лестнице
  • Бабушка пишет письмо – бабушка написала письмо
  • Девушка пьет сок – девушка выпила сок
  • Мама шьет платье – мама сшила платье
  1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Игра «Путаница»
  • Наведите порядок среди картинок и запишите слова в два столбика в зависимости от вопросов
  • Логопед перемешивает картинки из предыдущего задания и предлагает детям навести порядок – поделить картинки на две группы. Дети пишут слова-действия в два столбика и задают устно вопросы
  1. Физминутка
  2. Составление предложений по схемам
  • Рассмотрите схемы предложений и составьте по ним предложения. Запишите предложения в тетрадь и подпишите слова, Обозначающие действия. Задайте к данным словам вопросы устно.

  1. Итог занятия (зад. 14, с. 45)
  • Измените действия по образцу и запишите цепочку из слов, обозначающих действия предмета.

Источник

Читайте также:  Ввп способы его определения
Оцените статью
Разные способы