- Образование видов глагола и видовые пары
- Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида
- Способы образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида
- ПОНЯТИЕ О ВИДАХ ГЛАГОЛА
- ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДОВ.
- Использование глаголов несовершенного и совершенного вида для выражения повторяющихся действий, однократного и результативного действия.
- Местоимение СВОЙ
- Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. план-конспект по логопедии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глуховская –школа-интернат №2
Образование видов глагола и видовые пары
При образовании видов глагола возможны два пути:
- исходным является глагол несовершенного вида, от которого образуется глагол совершенного вида;
- исходным является глагол совершенного вида, от которого образуется глагол несовершенного вида.
Иногда несовершенный и совершенный вид выражаются словами с разным корнем: орать — взять, говорить — сказать, класть — положить, зажиться — лечь, садиться — сесть.
Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида
1. С помощью приставок: делать — сделать, мерить — измерить, писать — написать, строить — построить, читать — прочитать. Наиболее употребительны приставки по- , с- ( со- ).
Видовые пары (бесприставочный глагол несовершенного вида — приставочный глагол совершенного вида) образуются только в том случае, если приставка не меняет лексического значения глагола: пример, строить — построить.
Глаголы строить — перестроить, строить — достроить, строить — пристроить не образуют видовых пар, так как приставка меняет лексическое значение глагола: перестроить — построить по-другому.достроить — довести строительство до конца, пристроить — построить в дополнение к тому, что уже построено.
2. С помощью суффикса -ну- , который указывает на законченность действия или его однократность: двигать — двинуть, исчезать — исчезнуть, кричать — крикнуть, прыгать — прыгнуть.
Примечание. Некоторые глаголы с суффиксом -ну- относятся к несовершенному виду, и совершенный вид от них образуется с помощью приставок: гибнуть — погибнуть, мёрзнуть — замёрзнуть.
3. С помощью суффикса -и- , которому в несовершенном виде соответствует суффикс -а-/-я- : бросать — бросить, выполнять — выполнить, решать — решить. В этом случае возможно чередование конечного согласного основы: возвращать — возвратить, встречать — встрётить, объявлять — объявить.
Способы образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида
1. С помощью суффиксов -ыва- / -ива , -ва- (при этом возможны чередования гласных и согласных): записать — записывать, перестроить — пепрестраивать, вылить — выливать, отдать — отдавать, ходить — выхаживать.
2. Чередованием звуков в корне (часто в сочетании с суффиксацией): выбрать — выбирать, послать — посылать, смять — сминать, съесть — съедать.
Немногочисленные глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида: атаковать, велетъ, жениться, обещать, организовать, образовать. В современном разговорном языке заметно стремление подчеркнуть в таких глаголал видовые pазличия формальными способами (появляются формы образовывать, организовывать, где суффикс -ыва- указывает на несовершенный вид, или пообещать, где приставка по- указывает на совершенный вид).
Особое место в видовой системе занимают глаголы движения, обозначающие перемещение в пространстве. Они имеют две формы несовершенного вида и распадаются на дне соотносительные группы:
Глаголы бежать, везти, вести и т. д. обозначают движение, которое совершается в одном направлении, в определённый момент, непрерывно. Глаголы бегать, возить, водить и т. д. обозначают движение, которое совершается не в одном направлении, не один раз, с перерывами. Ср.: Он идёт в театр (в данный момент, в определённом направлении) — Он ходит в театр (не один раз. в разное время), Он ходит по городу (в разных направлениях).
Путём прибавления приставок, обозначающих направление движения, от глаголов первой группы образуются глаголы совершенного вида, но всегда с дополнительным лексическим значением, вносимым приставкой: бежать — прибежать, везти — увезти, вести — перевести, ехать — проехать и т.д. От приставочных глаголов совершенного вида могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида: прибежать (сов.) — прибегать (несов.), приехать — приезжать, уехать — уезжать и т. д.
Источник
ПОНЯТИЕ О ВИДАХ ГЛАГОЛА
Может быть, вы уже заметили, что в русском языке при описании действия используются очень похожие, но все же неодинаковые глаголы. Эти глаголы обозначают одно действие, имеют одно лексическое значение – но они разные. Например:
Я писал письмо. Я написал письмо.
Вы начинали смотреть фильм? Вы начали смотреть фильм?
Друзья пили пиво. Друзья выпили пиво.
Какое отличие между ними? Это глаголы разных видов. Обычно глагол с одним лексическим значением в русском языке имеет две формы – несовершенного или совершенного вида (хотя в русском языке есть и особые глаголы).
Теперь, когда вы знаете, что в русском языке существует совершенный и несовершенный вид глагола, нужно ответить на два самых важных вопроса:
- Какие формальные признаки у обоих видов? Другими словами, как понять, какой глагол перед вами – совершенного или несовершенного вида?
- Когда, в какой ситуации вам нужно выбрать глагол одного вида, а когда – другого? Какие правила существуют в русском языке при выборе вида глагола?
ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА
Главной, базовой, формой считают форму несовершенного вида – её вы найдете и в словаре. Глагол несовершенного вида обозначает собственно действие. От этой формы образуется форма совершенного вида разными способами.
- При помощи различных приставок
- При помощи разных суффиксов
- Путем использования совершенно другого слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДОВ.
Использование глаголов несовершенного и совершенного вида для выражения повторяющихся действий, однократного и результативного действия.
Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.
Обратите внимание, что когда мы хотим сказать о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, но и включаем дополнительную информацию – включаем в предложения слова (обычно наречия), которые обозначают эту повторяемость: иногда, часто, регулярно, днём и др.
Ирина не любит готовить, она редко готовит.
Словосочетания со словом «каждый» – каждый день, каждое утро, каждый год и др., выражающие повторяемость, должны всегда стоять в винительном падеже (4).
Мы завтракаем каждый день утром в 8 часов.
Родители звонят мне каждую неделю.
Когда мы говорим о действии, которое произошло однажды или один раз, но результат которого нам важен, актуален, – мы используем глаголы совершенного вида.
Я купила вкусный торт – вот он, давай его съедим!
Друзья посмотрели новый фильм вчера – фильм им очень понравился.
Марина обычно не покупает вещи в магазине, а покупает их на рынке. Но сегодня она увидела на рынке красивое пальто и шляпу и купила их.
Игорь редко звонит мне домой так поздно, а вчера вечером он почему-то мне позвонил.
Местоимение СВОЙ
Вы уже знаете, что когда мы хотим сказать о том, что какой-то предмет кому-то принадлежит, то мы в русском языке используем притяжательные местоимения: мой, твой, его и т. д., например:
Это я. Этой мой дом.
Вот мой друг. Мы давно знаем его жену.
Здесь учатся студенты. Я покажу тебе их аудиторию.
Наряду с этими притяжательными местоимениями для указания принадлежности предмета лицу, которое выступает в роли субъекта в предложении, используется возвратно-притяжательное местоимение свой.
Местоимение свой изменяется по родам, падежам и числам точно так же, как притяжательные местоимения:
Обратите внимание! В сочетании с существительным в именительном падеже используются только притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш и т.п.), местоимение свой – никогда:
Это я, это мой друг. – друг – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)
Вчера к нам пришли в гости наши друзья. – друзья – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)
Возвратно-притяжательное местоимение свой используется, только если в предложении субъект действия и обладатель предмета совпадают.
Обратите внимание на разницу в значении предложений с притяжательными местоимениями и с возвратно-притяжательным местоимением свой:
Источник
Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
план-конспект по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_glagolov_sovershennogo_vida_ot_nesovershennogo.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глуховская –школа-интернат №2
Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА. (Е.В.Мазанова)
Провела: Шулятьева И.Н.
Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
- Закрепить знания детей о действии предмета
- Учить детей обозначать действия при помощи графической схемы
- Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида
- Учить подбирать антонимы к словам-действиям
- Учить составлять предложения по схемам
- Учить задавать вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида
- Формировать навыки словообразования (обр-е приставочных глаголов)
- Оргмомент
- Развитие представлений о словах-действиях
- Послушайте и запишите (запись на доске) только те из них, к которым можно задать вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛИ?
Слова : машина, едет, машинный, матрешка, поезд, звенит, звонок, звонкий, падал, летела, капали, капель, ручка, руль, рулил.
- Сформулировать тему занятия и записать ее на доске
- Основная часть
- Обозначение действий при помощи графической схемы
- Прочитайте словосочетания и выберите только те слова, которые можно подчеркнуть двумя чертами. Что это за слова? Выпишите такие слова и отметьте так, как обозначают на письме глаголы (работа на карточках)
- Бежал в город, пил из ручья, упала с сосны
- Кормил голубей, строил дом, светило на небе
- Чистил ботинки, вешал на гвоздь, носила на шее
- Почитала в книге, узнала на улице, стоило дорого
- Обозначение действий при помощи графической схемы
- Нам прислали письмо из страны Грамматики. Повелительница страны просит нас зашифровать ответ, чтобы никто не смог прочесть и понять, о чем идет речь. Она посылает схему для шифровки.
- В ней говорится о том, что все действия, которые встречаются в тексте, необходимо заменить графическим обозначением.
Мама купила на рынке свежую морковь. – Мама на рынке свежую морковь.
Много лет в лесу жили олени. Зимой они забирались в молодой осинник и обгладывали кору. Рядом с ними жили волки. Однажды стая волков попыталась напасть на оленей. Но быстрые ноги оленей выручили их, спасли от острых зубов хищников.
- Подбор антонимов к словам-действиям (зад. 13, с. 44)
- Давайте поиграем в игру «Наоборот», прочитайте слова-действия. Запишите действия, обозначающие противоположные действия по образцу.
Образец : завязывает – развязывает.
СНИМАЕТ — … ПРЯЧЕТ — … ДАЕТ — …
СИДИТ — … ХВАЛИТ — … ГОВОРИТ — …
- Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида
- Рассмотрите картинки, назовите действия на них. Например: девочка ставит чайник – девочка поставила чайник. Что делает девочка на первой картинке? (ставит) А на второй что сделала? (поставила)
- Логопед обращает внимание детей на различия в вопросах и ответах и выставляет на доску карточки с вопросами: ЧТО ДЕЛАЛ(А)? ЧТО СДЕЛАЛ(А)?
- Мальчик чинит тачку – мальчик починил тачку
- Мальчик лепит грибок – мальчик слепил грибок
- Девочка рисует бабочку – девочка нарисовала бабочку
- Мужчина едет на машине – мужчина приехал на машине
- Дедушка поднимается по лестнице – дедушка поднялся по лестнице
- Бабушка пишет письмо – бабушка написала письмо
- Девушка пьет сок – девушка выпила сок
- Мама шьет платье – мама сшила платье
- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Игра «Путаница»
- Наведите порядок среди картинок и запишите слова в два столбика в зависимости от вопросов
- Логопед перемешивает картинки из предыдущего задания и предлагает детям навести порядок – поделить картинки на две группы. Дети пишут слова-действия в два столбика и задают устно вопросы
- Физминутка
- Составление предложений по схемам
- Рассмотрите схемы предложений и составьте по ним предложения. Запишите предложения в тетрадь и подпишите слова, Обозначающие действия. Задайте к данным словам вопросы устно.
- Итог занятия (зад. 14, с. 45)
- Измените действия по образцу и запишите цепочку из слов, обозначающих действия предмета.
Источник