Способы образования глаголов словообразование

Урок по русскому языку на тему «Словообразование глаголов» (6 класс)

Министерство образования и науки РД

г.Хасавюрт МКОУ «Гимназия №3»

Урок в 6 классе

по русскому языку

Тема: Словообразование глаголов

1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,

2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.

1. Научить определять способы образования глаголов.

1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.

2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.

Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям, любовь и бережное отношение к природе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы учебной деятельности:

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Исследовательский, словесный, наглядный.

Компьютер, проектор, карточки с заданиями.

1. Организационный момент

– Как вы думаете, что можно делать под эту музыку?

(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)

– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).

На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.

2. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)

Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др.)

– А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.

– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)

– А какие вам известны способы образования слов?

– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока

«Способы образования глаголов»

– Запишите в тетрадях число и тему урока.

– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)

– А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать!)

3. Работа над эпиграфом.

«Природа – это не то, что мы получили

в наследство от предков, а то,

что мы взяли в долг у потомков»

— Как вы понимаете данный эпиграф?

( Надо беречь природу, чтоб наши потомки не стали ее «заложниками». Нельзя загрязнять ее, вырубать деревья, ведь они очищают и выделяют тот воздух, которым мы дышим, который нам необходим. НАДО БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ,!)

4. Работа по теме урока.

1. Просмотр презентации о способах образования глаголов.

– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?

Читайте также:  Способы соединения труб полипропилена

(приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным)

– Чтобы доказать это утверждение, мы проведем с вами мини-исследование

2. Работа в группах (2 группы по 4 человека)

Обратите внимание на данный слайд.

– Задание такое, вам нужно разделиться на 2 группы.

Карточка №1 (работа в группах)

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать

1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия, неполное действие.

2 группа – окончание действия , неполное действие.

Начало действия (запеть, побежать, полететь)

Окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)

Неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)

Что у вас получилось?

Проверка: Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)

От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов)

Вывод : С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.

3. Выполнив задание по карточке №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.

Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано, составьте словообразовательные цепочки.

Рядом с каждым словом напишите слово, от которого образованы данные глаголы и выделите морфему, с помощью которой они образованы.

– Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)

Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–

Обедать – обед (сущ.) –а–

Краснеть – красный (прил.) –е–

Белеть – белый (прил.) –е–

Беседовать – беседа (сущ.) –ова–

Княжить – князь (сущ.) –и–

Ночевать – ночь (сущ.) –ева–

Занавесить – занавес (сущ.) –и–

Светлеть – светлый (прил.) –е–

Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)

Определить способ образования названного слова.

Бежать (суф.) слепнуть (суф.) прилететь (прист.)

Прочитать (прист.) беседовать суф.) запеть (прист.)

Переплыть (прист.) лентяйничать (суф.) отпрыгнуть (прист.)

Пустовать (суф.) внести (прист.) солить (суф.)

Главное условие: полученные слова не должны повторяться.

На слайде даны слова и морфемы, из них надо составить глаголы приставочно–суффиксальным способом.

Дети записывают на доске составленные глаголы, выделяя приставки и суффиксы.

Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи приставки и суффикса, и какой это способ образования? (от существительных, от прилагательных и др., способ приставочно-суффиксальный).

– приставочный (при помощи приставки)

– суффиксальный (при помощи суффикса)

– приставочно–суффиксальный (при помощи приставки и суффикса)

На доске записаны слова:

Перелететь – лететь, разорвать – рвать, выпросить – просить, поужинать – ужинать;

Зеленеет – зеленый, пустовать – пустой, выпрямить – прямой, обезоружить- оружие;

Толпиться – толпа, краснеть – красный, удвоить – (от числ. двое).

Составить словообразовательные ряды от данных слов.

– Что показалось трудным?

§30 упр.316. Расположите однокоренные слова в последовательности их образования друг от друга.

Масло – маслить – намаслить — намасливать – намасливаться.

– Что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?

Читайте также:  Способы получения информаций от конкурента

– Какими способами образуются глаголы в русском языке?

– В чем особенность каждого из способов?

(приставочный – от глаголов, суффиксальный – от существительных и прилагательных, приставочно – суффиксальный – от сущ.. прил., глаг. числ. и др. частей речи)

Способы образования глаголов

От какой части речи

С помощью каких

существительных и прилагательных

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1064949

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Словообразование глаголов
презентация к уроку по русскому языку по теме

В файле содержится презентация по теме «Словообразование глаголов»

Скачать:

Вложение Размер
Словообразование глаголов 1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 6-м классе Словообразование глаголов

Словообразовательная разминка Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга. Размораживать, морозить, разморозить. Преподнести, нести, поднести.

Проверьте себя! Морозить разморозить размораживать Нести поднести преподнести Вспомните! Какой частью речи являются все эти слова? Какими способами образованы данные слова? Что такое словообразование?

Тема урока Словообразование глаголов

Цели урока : повторить понятие «словообразование»; показать основные морфологические способы образования глаголов

Работа с лингвистическим текстом с. 137, упр. 312 перескажите данный текст; назовите основные способы образования глаголов

Приставочный способ « Запоминалочка» У корня в недругах, представь- ка , Подруга гордая – Приставка, А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним . Словообразовательная модель рисовать до- + дорисовать

Суффиксальный способ « Запоминалочка » За корнем суффикс обогрел местечко, Не словом угодил, а лишь словечком… Река здесь превратится в речку, Лес – в лесника, А печь – всего лишь в печку . Словообразовательная модель звон + и -ть ( ) звонить

Приставочно-суффиксальный способ « Запоминалочка » Новое слово всегда «рождается», Если одновременно приставка и суффикс прибавляется. Словообразовательная модель . . ( ) о зелён и -ть ый озеленить

Работа учащихся со словарями- справочниками Составьте кластер , используя полученные на уроке новые знания Способы образования глаголов приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный

Чтобы знания были впрок, Следует закрепить урок Образуйте глаголы по данной схеме : приставка + корень + суффикс + окончание ( суффиксы и приставки указаны) : Думать ( в-, -ся) –. Болеть ( по-, -ива- ) –. Звонить ( на-, -ива- ) –. Прямой ( вы-, -и- ) -. Сила ( обес -, -е- ) -.

Проверьте друг друга! вдуматься побаливать названивать выпрямить обессилит ь Каким способом образованы данные глаголы ?

Игра « Что может делать?» Образуйте глаголы от имён существительных, которые обозначали бы , что может делает данное лицо, названное существительным. Столяр-… столярничать

Что может делать? Лодырь -… лодырничать

Что может делать? дирижировать Дирижёр-…

Найдите « третий лишний» по способу образования 1)сделать, переделать, отделаться; 2)побаливать, приделать, выплясывать; 3)якать, проделать, холодить. Обоснуйте свой выбор отделаться приделать проделать

Исследовательский графический диктант налужил распакетить выпузырила отпомнила

Домашнее задание С. 137, выучить способы образования глаголов; Упражнения на выбор № 315 или № 318. В случае затруднения обращайтесь

Сегодня с урока я возьму…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1

Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы, при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: Образование существительных от глаголов, существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Ч. 2

В таблице размещены наиболее употребительные суффиксы для образования существительных от глаголов, прилагательных и других существительных и значения.

Конспект урока «Словообразование глаголов». 5 класс

В данном конспекте урока представлены цели, планируемые результаты, основные понятия, этапы урока изучения нового материала.

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».

Словообразование глаголов

Урок и материал к уроку по теме «Словообразование глаголов&quot.

Словообразование глаголов

Урок по теме «Словообразование глаголов&quot.

Источник

Читайте также:  Способы доказательства неравенств 9 класс
Оцените статью
Разные способы