Урок русского языка «Словообразование глаголов»
Автор: Оникова С.В., учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Словообразование глаголов»
Тип урока : Изучение нового материала.
Цель : Изучить способы образования глаголов, создавая условия, способствующие восприятию темы. Поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.
-Открыли тетради, записали: Двадцать шестое февраля.
-Оставьте одну строчку, на ней мы позже запишем тему урока.
-У вас на столах лежит два цветных круга. Возьмите сейчас красный круг. Перед вами небольшое стихотворение. Давайте прочитаем его вслух.
Учащийся: Что за диво,
Зима лес посеребрила.
Серебристый клён стоит,
Серебряный ковёр лежит.
Под ногами серебро.
Всё вокруг украшено!
-Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?
(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)
-Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.
-Что у нас получилось?
(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)
-Давайте вместе попробуем объяснить лексическое значение каждого слова.
(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.
2) Серебряный – сделанный из серебра.
3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.
4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)
-Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас разберём по составу слово серебро.
(Окончание –о, основа — серебр-, корень — -серебр-.)
-Можете назвать способ образования данного существительного?
-Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?
(Прилагательные образованы суффиксальным способом)
-Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.
-А какое слово ещё у нас записано? Какой частью речи оно является?
-Докажите что это глагол.
-Ребята, мы сейчас разобрали по составу существительное, выяснили, каким способом оно и прилагательные образованы. Но ничего не сказали о последнем слове.
-Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
( Мы будем изучать способы образования глаголов)
-Какую цель мы поставим перед собой?
(Узнать способы образования глаголов)
— А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать)
-Давайте сейчас запишем тему урока.
-Прежде чем говорить о том, каким способом образован глагол посеребрила , давайте познакомимся с основными способами образования глаголов.
-Вспомните приставки с помощью, которых мы образуем новые слова. Мы не случайно вспомнили эти приставки, так сейчас вам предстоит поработать в группе.
Задание 1. Работа в группах (всего три группы). У каждой группы на столе карточка с заданием. Работать прямо в ней.
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.
Задание 1. У вас на столах лежат карточки со словами. У каждой группы будет своя задача:
1 группа — выписывает глаголы обозначающие начало действия;
2 группа – окончание действия;
3 группа — неполное действие.
запеть, побежать, полететь;
допеть, отцвести, отшуметь, дочитать;
приоткрыть, привстать, приболеть.
-Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)
Итак: с помощью приставок глаголы образуются от других глаголов.
Работа у доски и в тетрадях.
Похожее задание вам предстоит выполнять в парах. Выполнив задание 2, вы узнаете, каким ещё способом и от каких частей речи образуются глаголы.
Задание 2. Работа в паре.
Задание : рядом с каждым словом вы должны будете написать слово, от которого образовано данное на ваших листочках слово и выделить морфему, с помощью которой оно образовано.
Утюжить – суффиксальный способ образования, -и-;
Обедать – суффикс -а-;
Краснеть — суффикс -е- ;
Белеть – суффикс –е-;
-Так от каких частей речи образуются глаголы? (От сущ., прил.)
-А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?
Итак, с помощью суффикса глаголы образуются от прилагательных и существительных.
Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.
Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).
-Вернёмся к слову посеребрила .
-Посмотрите на СЛАЙД (4)
-Перед вами двое пятиклассников и они никак не могут решить, а каким же способом тогда образовано наше с вами слово посеребрила.
Витя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочным способом от глагола серебрить, а Валя утверждает , что глагол посеребрила образован приставочно-суффиксальным способом от существительного серебро .
-Кто из них прав? Как вы считаете?
— Вывод : О приставочном способе мы уже говорили. А вот с помощью приставок и суффиксов глаголы образуются от разных частей речи — от существительных, от прилагательных, от местоимений и числительных СЛАЙД (5)
-Обратите сейчас внимание на СЛАЙД (6). Перед вами существительные, приставки и суффиксы.
Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше». Кто больше образует слов приставочно-суффиксальным способом.
сущ. приставка суффикс глагол
тень на- -и- затенить, притенить
земля за- -е- приземлить, заземлить
дым при- надымить, задымить, подымить
золото по- позолотить, зазолотить (начать золотить, окрасить в золотистый цвет)
плотный у- -и- уплотнить
прямой вы- выпрямить
Итак, ребята, сколько же и о каких способах словообразования глаголов мы сегодня говорили? СЛАЙД (7).
Задание у доски и в тетради: разобрать по составу глаголы. И устно назвать способ образования. (Глаголы записаны на доске. Ребята выходят поочереди и выделяют все морфемы)
Перелететь, разорвать, выпросить, поужинать (прист.), желтеть (суф.), пустовать (суф.) – пустой, выпрямить (прист.-суф) – прямой, краснеть (суф.) – красный, толпиться (суф.)- толпа, затенить (прист.суф) – тень.
-Сейчас я предлагаю каждому из вас проявить свою смекалку. Поиграем в игру «Составь слово». СЛАЙД (8)
Каждому из вас сейчас предстоит образовать новое слово. Но чтобы это сделать необходимо внимательно читать задание. Работаем в тетрадях молча. Сразу всё выполнять не нужно. Кто первый образует первое слово и запишет его в тетрадь, поднимет руку и даёт готовый ответ.
а) Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать ,
Суффикс в слове кричать,
Окончание в слове пить. (Расписать)
б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать ,
Суффикс в слове сказать,
Окончание в слове петь . (Завязать)
в) Его корень в слове красивый,
Приставка в слове уехал,
Суффикс в слове стелить,
Суффикс в слове мыл. (Украсил)
г) Его корень в слове садовник,
Приставка в слове наездник,
Суффикс в слове печалить,
Суффикс в слове подал,
Окончание в слове мыши. (Насадили)
Тест по теме «Словообразование глаголов»
1. В каком слове нет суффикса -К-?
А) шубка Б) юбка В) вырубка Г) улыбка
2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?
А) шкафчик Б) мячик В) пончик Г) огурчик.
3. В каком слове нет приставки?
А) примерить Б) прищепить В) принцесса Г) пристроить
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать Б) придумать В) походить Г) веселить.
5. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный Б) ночевать В) усложнять Г) размешать.
6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) постукивать Б) новизна В) охотник Г) отнести
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть Б) управлять В) распланировать Г) белеть.
Проверка с экрана: СЛАЙД (9)
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какими способами образуются глаголы в русском языке?
— В чем особенность каждого из способов?
— Что получилось? Что показалось трудным?
Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Научился определять способ образования глаголов и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Источник
Способы образования глагола образовался
Словообразование глаголов
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:
прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать
Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.
Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.
Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.
От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.
Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы
улететь, приставка у—
перелететь, приставка пере—
вылететь, приставка вы—
залететь, приставка за—
облететь, приставка об—
налететь, приставка на—
слететь, приставка с—
вылететь, приставка вы—
долететь, приставка до—
Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
беседовать ← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес
Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.
Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.
Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.
Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.
Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.
- от прилагательных. Например:
синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий
Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.
Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.
Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.
Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.
- от прилагательных. Например:
Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.
- от местоимений. Например:
Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.
- от числительных. Например:
Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.
Повторим
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным — от других глаголов;
- суффиксальным – от существительных, прилагательных;
- приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Источник
Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»
Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Автор: Кожевникова Надежда Николаевна
Место работы, должность: МОУ СОШ с. Смоленка, учитель начальных классов высшей кв..категории
Предмет: Русский язык
повторить основные способы образования глаголов;
закрепить полученные знания;
формировать умения образовывать глаголы различными способами.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Предметные: (языковая компетенция):
анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов;
определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.
Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.
Учебник Русский язык. 4 ,С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; презентация
Используемое оборудование: компьютер, телевизор
Тип урока: урок изучения нового материала.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
1 . Организационный момент.(Слайды №1,2)
2. Актуализация.
Проверка домашнего задания — упр.4 стр.31 — 32
Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)
Какую роль играет глагол в тексте? (глаголы придают тексту движение, «оживляют » картину)
Чем являются в предложении? (чаще всего сказуемым, но может быть и другим членом предложения)
Какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными? (Постоянные: вид, спряжение; непостоянные: наклонение, время, лицо, число)
Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал.
Задание. Объясните правописание записанных глаголов с не.
Синтаксическая разминка . Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы.
Один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы
Еще земли печален вид,
И воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась
После работы проводится беседа.
Для чего служат глаголы? (оживляют картину весны)
3. Основная часть урока. Введение в новую тему.
Ответы на вопросы на стр.32: вспомним изученное
— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).
Знакомство с таблицей «Основные способы словообразования» (Слайд №9)
Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,
Лесник, речной, быстро, белить
Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить
— Работа с учебником: устное рассуждение — упражнение 1
— Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, образованные приставочным способом.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
— От каких частей речи они образованы? (завоет, заплачет, зашуршит, застучит— образованы от глаголов)
— Каково значение приставки за-? (начало действия)
— Обсудите с соседом по парте
4. Начало формирования умений.
Упр.2- в паре: определить, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.
Упр.3- письменно, самостоятельно.
— Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: треск, свист, звон, земля. плотно.
— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)
— Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)
Чтение теоретического материала
Способы образования глаголов
Источник