Способы обратной связи с обучающимися

Различные способы организации обратной связи с учениками на уроке

Для контроля изученного как на каждом уроке, так и на специальных (зачет, контрольная работа) используются различные формы обратной связи с учениками. Очевидно, что обойтись без этого невозможно, иначе учитель окажется путником, заблудившимся в собственных словах. Как в известном анекдоте: «Как называется человек, который все время болтает, даже если его никто не слушает? — Учитель!» Успешная организация обратной связи на всех этапах урока позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание класса на должном уровне

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится на большинстве уроков и, безусловно, является обратной связью. Здесь уместны многие традиционные формы:

Здесь важно отметить необходимость использования разных приемов обратной связи с учениками на уроке, чтобы процесс проходил интереснее. Кроме того, у каждой формы есть свои плюсы и минусы. Например, устный индивидуальный опрос позволяет учителю оценить знания ученика в полном объеме, формирует навыки монологической речи, но при этом на такой опрос уходит много времени, а дисциплина страдает, потому что остальным детям скучно и неинтересно.

Для решения проблемы можно сочетать устный опрос одного ученика с письменным опросом всех остальных; можно предложить классу одновременно составлять план ответа товарища или отмечать сильные и слабые стороны в специальной таблице; можно использовать запись ответа на ноутбуке с дальнейшей проекцией на экран через проектор (особенно интересно бывает сравнить ответы нескольких учеников на один и тот же вопрос).

Объяснение нового материала

В процессе объяснения нового материала стоит время от времени обращаться к обратной связи. Это помогает не только держать класс в активном рабочем состоянии, но и контролировать, понимают ли ребята объяснение. Например, можно время от времени предлагать краткий вопрос по объясненному (Почему это произошло? Это было удачное решение? Вам понравилось, как поступил…?)

Еще интереснее предлагать вопросы-прогнозы: Как вы думаете, это решило проблему? Прав ли он был? Что из этого может получиться? Можно ли таким образом добиться результата?

Это не просто вовлечет ребят в урок, но и поможет в формировании интеллекта.

Закрепление изученного

На этапе закрепления нового различные средства обратной связи с учениками особенно важны и уместны. Ведь если материал плохо усвоен на уроке, не стоит надеяться, что он станет понятнее позже, когда дети начнут делать домашнее задание. Напротив, это спровоцирует отказ от выполнения работы, списывание, халтурное выполнение («Сделал что-то — и ладно, скажу: я не понял»). Если результат низкий, учитель должен быть готов к тому, что тему придется рассмотреть еще раз.

Здесь, в конце урока, стоит отдать предпочтение наиболее динамичным и игровым формам: ребята уже устали и нуждаются в некотором «оживлении».

Хороших форм много:

  • викторины, интеллектуальные игры;
  • «цепочка»: по ряду пускается листок, на котором помещено какое-то количество вопросов (по числу учеников), и каждый должен написать кратко ответ на один из вопросов (по порядку или на выбор); можно исправить то, что написал предыдущий, если видишь ошибку;
  • «турниры»: математические, грамотеев, путешественников и проч. — соревнование в написании слов на правило, решении примеров и т.п.;
  • кроссворды, чайнворды, ребусы и прочие головоломки;
  • опросы с помощью карточек, тестов, перфокарт, «пакетников», ассоциативных цветовых карт и прочего.

Использование перфокарт позволяет проверить материал очень быстро. Перфокарта представляет собой картонку, сложенную вдвое, как открытка. Внутрь вкладывается бумага, лучше какого-нибудь бледного цвета, а не белая. На одной из половинок перфокарты (иногда на обеих) прорезаны окошки: 4-7 рядов по 3 окошка. Учитель читает вопрос, требующий ответа «да» или «нет» или слово на правило, а ученик вписывает в окошки + (да) или – (нет) или букву (скажем, з или с, если была тема «Приставки на –з, -с»). Затем собирает вкладыши. Как правило, вопросы задают в таком порядке, чтобы на листе получилась определенная последовательность или фигура при соединении одинаковых букв или знаков. Но можно просто сложить вкладыши стопкой и проткнуть шилом, скажем, все +. Ошибки видны сразу, проверка занимает считаные минуты.

Читайте также:  Vital proteins collagen peptides способ применения

Цветная карта делится на две графы разных цветов, скажем, зеленого и красного, и в них надо вписать, допустим, положительные и отрицательные черты героя, последствия исторического события, плюсы и минусы теории и т.п. Можно предложить ребятам сначала заполнить два столбика, а потом раскрасить их или заполнять ручками разных цветов.

«Пакетник» — специальное приспособление, в которое в определенном порядке вкладываются выбранные учеником карточки с ответами на вопросы. Если все сделано правильно, при переворачивании «пакетника» на обратной стороне получается составленная картинка.

Домашнее задание

Это, конечно, тоже форма обратной связи с учениками, результаты которой будут видны на следующем уроке. Можно пофантазировать и предложить что-нибудь нестандартное:

  • инсценировку;
  • составление викторин или головоломок
  • составление «словаря темы»;
  • исследовательскую работу (поиск какой-либо информации; сначала стоит удостовериться, что по такому запросу интернет не дает краткого ответа, так что придется все же поработать);
  • нестандартное сочинение: сказка про молекулу воды или письмо Екатерине Второй от имени Маши Мироновой;
  • иллюстрации, макеты обложек и т.п.;
  • подбор эпиграфов;
  • подготовку к деловой игре.

Наличие интересных форм обратной связи на уроке поможет учителю не только повысить накопляемость оценок, но и сделает работу живее и интереснее.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Как организовать эффективную обратную связь и минимизировать время проверки при дистанционном обучении

Сегодня при переходе на дистанционное обучение актуальным становится вопрос получения обратной связи. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения.

Иногда бывает непонятно, выполняет ли ребенок задания, смотрит ли обучающие видео, читает ли заданный текст. Именно поэтому для учителя крайне важно организовать процесс так, чтобы ученик был вынужден ознакомиться с обучающим материалом и выполнить задания.

Для решения этой задачи существует обратная связь, которая организует взаимодействие «учитель — ученик». Важно отметить, что на дистанционном уроке ребенок учится, узнает что-то новое и, соответственно, имеет право на ошибку. Поэтому если мы ставим своей целью развитие ученика, то обратная связь нужна не столько для контроля, сколько для мотивации ученика к дальнейшим учебным действиям.

«Если мы хотим, чтобы был положительный эффект от дистанционного обучения, то не нужно наказывать ребенка плохой оценкой в журнал. Учитель должен дать ученику обратную связь о том, как выполнено его задание и куда следует двигаться дальше. При организации дистанционного обучения на платформе Google Classroom существует возможность организации именно такой развивающей обратной связи»

Для чего нужна развивающая обратная связь педагогу и ребенку?

  • Для учителя — это получение информации об успешности ученика, дефиците в знаниях для дальнейшей корректировки деятельности.
  • Для ученика — это получение информации о собственных достижениях и дефиците знаний для дальнейшего продвижения.

Обратная связь обязана быть, ведь без нее не будет происходить движение ученика в сторону знаний. Следует обратить внимание на правила обратной связи. Желательно давать эту обратную связь для каждого задания. А для того, чтобы облегчить работу учителя, большую часть обратной связи нужно переложить на цифровые инструменты.

Кроме того, нужно помнить о том, что преимущественно обратная связь должна выполнять развивающую функцию. Конечно, по окончании изучения темы никто не отменял контроль и выставление итоговых оценок. Однако в процессе ознакомления с учебной темой обратная связь должна быть формирующей, возможно, даже в форме самооценки или взаимной оценки.

Читайте также:  Что такое основные способы обработки сырья

Татьяна Русских рассказала о том, как создавать листы опросов с самопроверкой и рабочие листы для учащихся с автоматической проверкой на платформе Google Classroom, а также поделилась полезными лайфхаками для наиболее комфортной работы на площадке.

«Google Classroom позволяет создавать различные документы, шаблоны, в которые учитель может зайти, посмотреть и набрать заранее заготовленные вопросы, а также прокомментировать задание ученика. Мы рекомендуем вам не пытаться сразу же применить все инструменты платформы. Начинайте с простых рабочих листов — научите детей с ними работать, а уже потом осваивайте новый материал. Не переживайте, мы все знаем, что первый блин бывает комом, но именно он мотивирует нас на дальнейшее развитие»

Источник

Публикации сообщества

22 простых способа давать обратную связь на уроке

Цель нашей работы с учениками — понимание ими учебного материала. Но иногда легче рассказывать, чем учить, особенно если нужно освоить много материала за короткий промежуток времени. Зачастую мы надеемся, что ученики всё поймут — если не сейчас, то перед контрольной работой, и «держим кулачки», чтобы их результаты показали, что мы выполнили свою работу качественно. Проблема в том, что у нас не всегда есть время для устранения пробелов и недоразумений.

Эти стратегии обратной связи помогут вам сделать уроки максимально полезными и достичь максимального понимания учениками учебного материала:

  1. Задавайте открытые вопросы, которые побуждают говорить и писать.

Избегайте вопросов, предполагающих ответ «да/нет» (закрытых вопросов) и выражений типа «Имеет ли это смысл?», «Верно это или нет?». В ответ на них ученики обычно отвечают «да», а потом многие признаются, что ответили так, просто растерявшись.

Открытые вопросы побуждают думать, анализировать. Спрашивайте «Как ты собираешься это сделать?», «Почему ты выбрал такой способ решения?» и т.д.
От редактора:
Как задавать открытые вопросы?

  1. Проводите рефлексию

Уделите последние пять минут урока рефлексии — попросите учащихся задуматься над уроком и записать то, что они узнали. Затем попросите их подумать, как они будут применять эту концепцию или навык на практике.

  1. Используйте викторины

Проведите короткую викторину в конце урока, чтобы проверить понимание.

  1. Просите учащихся подвести итоги

Пусть ученики обобщают, систематизируют, перефразируют полученную информацию. Это можно сделать и письменно, и устно.

  1. Используйте ручные сигналы

Эта стратегия требует небольшой предварительной подготовки (в начале учебного года) — вы объясняете, что определенным количеством пальцев руки (от одного — ничего не понятно, до пяти — всё ясно) ученики могут показать уровень своего понимания.

Применение сигналов позволяет учителю проверять понимание содержания урока в большой группе.

  1. Используйте карточки

Индексные карты, карточки, знаки, флажки, доски, магнитные доски или другие предметы — любые из них одновременно поднимаются и удерживаются всеми учениками класса, чтобы показать их ответ на вопрос или проблему, озвученную вами.
От редактора: можно использовать Kahoot или Lectureraice

  1. Поиграйте в «Четыре угла»

Это быстрый, простой и веселый способ для учащихся выразить свою полную уверенность в правильности, согласие, сомнение или несогласие, а для учителя — возможность контролировать и оценивать понимание.

Задайте вопрос или сделайте заявление. Попросите учеников перейти в один из уголков класса, соответствующий их ответу: «я уверен, что да», «я согласен», «я не уверен, сомневаюсь», «я не согласен».

  1. Попросите поделиться с друзьями

Дайте учащимся несколько минут на обдумывание темы и вопросов по ней, затем предложите сравнить свои мысли с соседом по парте.

  1. Читайте хором вслух

Пусть ученики сначала отметят главные мысли или ответы на вопросы в тексте учебника, затем читают хором вместе с вами. Эта стратегия позволяет развить беглость чтения; различать вопросительные и повествовательные предложения; практиковать чтение диалогов, чтение с выражение и др.

  1. Проведите опрос с одним вопросом

Задайте один целенаправленный вопрос с конкретной формулировкой, на который можно ответить в течение 1-2 минут. Затем быстро отсканируйте ответы (используя мобильные приложения со считыванием QR-кодов, например) и оцените понимание учащихся.

Читайте также:  Пневмовакс 23 способ введения

От редактора: тоже можно использовать Kahoot и другие сервисы для быстрого оценивания ответов. Но проще посмотреть на поднятые руки

  1. Используйте сократические семинары

Это такая практика организации семинара, в которой дети учатся формулировать вопросы, задавать их друг другу, дополнять высказывания и инициировать беседу, чтобы облегчить понимание темы или прийти к новому её осмыслению.

  1. Используйте три стандартных вопроса (прием 3-2-1)

Учащиеся обдумывают то, что они узнали на уроке, отвечая на следующие вопросы: 3) что они извлекли из вашего урока; 2) о чем они хотят узнать больше; и 1) какие вопросы они хотят вам задать. Эта стратегия рефлексии стимулирует мыслительную деятельность и помогает обрабатывать информацию.

  1. Выдайте «билет за дверь»

Пусть в самом конце урока учащиеся за короткое время выскажут письменно свое понимание темы или проблемы, поднятой на занятии. Каждый ответ — это «билет за дверь», т.е. возможность покинуть класс. Такое упражнение не только быстро генерирует множество идей, которые впоследствии могут быть объединены в целые проекты, но и вносит развлекательный момент в конце урока, добавляет нотку соревновательности в борьбе за желание уйти с занятия первым.

  1. Предложите вести «дневник рефлексии»

Эта тактика также подходит для окончания урока — в «дневниках рефлексии» учащиеся пишут свои мысли, возникшие на уроке, например, что они узнали, что вызвало у них трудности, описывают стратегии, которые они посчитали полезными, или другие темы, связанные с уроками. Читая ученические работы, вы можете определять общие и индивидуальные заблуждения и успехи.

  1. Проведите короткое формирующее оценивание на бумаге

В индивидуальном порядке дети коротко отвечают на вопросы распечатанного теста, который оценивает их знания и навыки. Этот тест предполагает как самопроверку, так и проверку учителем, и отслеживает прогресс отдельных учеников, пробелы в достижениях других, помогает вам планировать дальнейшую работу с учетом полученных результатов.

От редактора: можно провести опрос онлайн

  1. Проверьте ошибки понимания

Дайте учащимся заведомо неверное представление по теме урока и спросите, согласны они или нет, попросите объяснить, почему.

  1. Пригласите поиграть в аналогии

Обучение с помощью аналогий может быть очень эффективным. Предлагайте учащимся подумать, на что похоже то, что изучается на уроке, и объяснить это через собственные аналогии.

От редактора: сравните с приемами развивающего обучения.

  1. Проверяйте часто

Проверяйте понимание учебного материала, минимум три раза за урок!

  1. Используйте разные методы оценивания

Вы должны использовать все время разные индивидуальные и групповые методы и стратегии оценивания. Это означает, что в течение одного урока один и тот же метод не должен повторяться.

  1. Сделайте оценивание полезным

Каждая проверка учащихся должна приносить вам ответы на вопросы: стоит ли изменить курс или продолжить, как планировалось? надо ли остановиться и начать заново? сделать ли передышку и объяснить отставшим по-другому?

  1. Организовывайте взаимообучение и взаимопроверку

Возможно, самым точным способом проверить понимание является та стратегия, в которой один ученик пытается научить другого тому, чему уже сам научился.

  1. Предложите указать «что вы знаете и не знаете»

Независимо от того, делаете ли вы t-диаграмму, рисуете ментальную карту или используете какие-либо другие средства, учащиеся не просто перечисляют то, что по их мнению они знают, но и то, что они не знают. Это будет не так просто, как кажется — мы обычно не знаем, чего мы не знаем.

Они также часто не могут адекватно оценить свои знания, что делает этот прием не слишком точным. Но это нормально — цель не в том, чтобы они были точными и полными в своей самооценке, цель состоит в том, чтобы вы могли понять, что они думают о том, что знают и не знают.

И это прекрасное начало для того, чтобы начинать разговор о чем-то новом с учениками.

Источник

Оцените статью
Разные способы