Способы обращение с опасными отходами
ГОСТ Р 52108-2003
Группа Т00, Т58, Т51
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Resources saving. Waste treatment. Basic principles
Дата введения 2004-07-01
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Вторичные материальные ресурсы»; Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России; Российским межотраслевым Научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов; Московским Государственным институтом стали и сплавов; Российской экономической академией им. Г.В.Плеханова; ЗАО «Вологодский подшипниковый завод»
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России
3 В настоящем стандарте реализованы нормы следующих законов:
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 754-ст c 01.01.2012
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 2012 год
Введение
Одним из приоритетных направлений обращения с отходами, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», наряду с мерами по безопасному их обращению, является повторное вовлечение отходов в промышленное производство. Положения закона определяют также необходимость разработки и принятия стандартов, регулирующих порядок обращения с отходами. Проблемы утилизации входят также в число приоритетных проблем Федерального закона «О техническом регулировании», который был принят в декабре 2002 г.
Следует отметить, что нормативные акты, учитывающие экологические, санитарно-гигиенические и другие виды опасности (пожароопасность, коррозионная активность и другие) при обращении с отходами, уже существуют или интенсивно разрабатываются, тогда как нормативное обеспечение, направленное на вовлечение отходов в промышленное производство или оценку их сырьевых и ресурсных качеств, в настоящее время практически отсутствует. Первые основополагающие стандарты в этой сфере стали появляться в 2001 г.
В последнее десятилетие в промышленно развитых странах происходил переход от концепции безопасного обращения с отходами, условно называемой «контроль на трубе», к концепции «промышленного метаболизма», которая базируется на оценке экономической эффективности мер, применяемых для защиты окружающей среды не на отдельных стадиях производства и потребления продукции (что в отношении отходов и означает так называемый «контроль на трубе»), а в комплексе, начиная от добычи полезных ископаемых, необходимых для производства определенного вида продукции, и заканчивая ее ликвидацией после истечения срока эксплуатации.
В рамках этой концепции было показано, что наиболее экономически эффективным способом обращения с отходами является именно повторное вовлечение их в промышленное производство. Таким образом, из концепции «промышленного метаболизма» следует, что если даже в силу рыночных условий переработка конкретных отходов в товарную продукцию представляется экономически неэффективной, то учет всех затрат общества на оздоровление экологической обстановки, начиная от добычи полезных ископаемых, в подавляющем числе случаев меняет эту ситуацию на противоположную. Другими словами, необходимо государственное вмешательство для коррекции законодательной и нормативной базы, чтобы направление повторного использования отходов явилось приоритетным и выгодным. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что собственно рыночные отношения не способны сами по себе эффективно регулировать процессы обращения с отходами, и, в первую очередь, процессы ресурсосбережения. Уже сейчас большинство стран ЕЭС решают вопросы ресурсосбережения и обращения с отходами именно в сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования работ с ними. Государственный механизм регулирования работ с отходами опирается не только на законодательные документы, но и на основополагающие и профильные стандарты в этой сфере. Настоящий стандарт направлен на унификацию и регламентацию работ с отходами с учетом безопасности при проведении политики ресурсосбережения, с целью их более полного вовлечения в народнохозяйственный оборот.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие правила обращения с отходами и состав технической, экономической, отчетной и другой документации, направленной на определение основных опасных и ресурсных (инертных) характеристик отходов с целью снижения их реальной или потенциальной опасности для людей и окружающей среды и повторного вовлечения в промышленное производство (утилизации).
Стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся, складируемые и потребляемые на территории Российской Федерации, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.
Настоящий стандарт не распространяется на ядерные, биологические и военные отходы. На них распространяются специальные нормативно-методические документы, разрабатываемые соответствующими ведомствами.
Настоящий стандарт предназначен для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее — предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в части деятельности, касающейся вовлечения отходов в промышленное производство, оценки их опасных или ресурсных характеристик, при принятии решений компетентными органами в сфере ресурсосбережения, возможности или невозможности трансграничного перемещения отходов с территории России за рубеж или на территорию России из-за рубежа или транзитного перемещения по территории России, решения других вопросов, относящихся к проблемам технологии и управления в области обращения с отходами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения
ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные факторы. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 14.322-83 Нормирование расхода материалов. Основные положения
ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте используют термины по ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53691, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, ГОСТ 30772, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 загрязнение окружающей среды: Поступление в окружающую среду веществ и/или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Примечание — Загрязнение окружающей среды происходит вследствие поступления в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных, биологических объектов, или превышения в определенный период времени среднего многолетнего уровня (в пределах его крайних колебаний) концентраций перечисленных агентов.
3.1.2 лицензирование: Мероприятия, связанные с предоставлением лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлением и возобновлением действия лицензии, аннулированием лицензии и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.
1 Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установлен в нормативно-правовых документах.
2 Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности для окружающей среды, в том числе отходов, образующихся в процессе производственной деятельности соискателя лицензии.
3 Деятельность по обращению с отходами V класса опасности для окружающей среды подлежит лицензированию в случае, если указанные отходы обладают следующими опасными свойствами — токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, или содержат возбудителей инфекционных болезней.
4 Работы по сбору и хранению собственных отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непроизводственной сферы, которые разработали и утвердили в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной схеме, не считают подпадающими под лицензирование вида деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности.
3.1.3 обращение с отходами: Виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.
1 Обращение с отходами связано с процессами вита- и экобезопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла.
2 Витабезопасная ликвидация отходов обеспечивает сохранение здоровья и жизни людей.
3.1.4 захоронение опасных отходов: Изоляция опасных отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, размещением в назначенном месте для специального хранения в течение неограниченного срока с исключением (предотвращением) опасного воздействия захороненных отходов на окружающую, природную среды и незащищенных людей, находящихся на допускаемом нормативами расстоянии от места захоронения.
Примечание — Способ удаления опасных отходов при избавлении от них, заключающийся в помещении их в недра земли в специально созданные полости, не используемые геологические выработки или в глубочайшие впадины морского дна без возможности их обратного извлечения в обозримый период времени».
4 Общие правила обращения с отходами
4.1 Обращение с отходами включает следующие общие элементы деятельности:
— предупреждение образования отходов на СЖЦИ по ГОСТ Р 53791;
Источник
Способы обращение с опасными отходами
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортирование отходов — перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Источник