Способы обработки восприятия информации

Способы обработки восприятия информации

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

Рис. 4. Виды информации по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.

Читайте также:  Способ прокатки для получения специальных периодических профилей называется

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.

По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

Источник

Типы и способы восприятия информации

Каждый день каждого человека засыпают огромным количеством информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Некоторые люди плавно проходят через этот поток знаний и успешно используют его в своих интересах. Другим сложно что-то вспомнить. Такая ситуация во многом связана с принадлежностью человека к определенному типу с точки зрения восприятия информации. Если его подать в неудобном для человека виде, то его обработка будет крайне затруднена.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латыни это слово означает «разъяснение», «изложение», «знание». Чаще всего под термином «информация» понимают новые факты, которые воспринимаются и понимаются человеком, а также признаются полезными. В процессе обработки этой впервые полученной информации люди приобретают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это познание явлений и объектов через их влияние на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, человек получает определенное представление. Следовательно, в основе процесса восприятия информации лежат наши пять чувств. При этом активно используются прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Ссылаясь на них, полученную информацию можно отнести к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации основаны на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, задумываясь, осознает, с чем он столкнулся);
  • воля (способность человека организовать процесс восприятия).
  • чувства (различные типы реакций на объекты восприятия);
  • речь (умение назвать объект восприятия);
Читайте также:  Насильственный способ решения международных споров

Представление информации

С помощью этого параметра информацию можно разделить на следующие типы:

  • Текст. Он представлен в виде всевозможных символов, которые в сочетании друг с другом позволяют получать слова, фразы, предложения на любом языке.
  • Графика. Включает диаграммы, графики, рисунки и другие изображения.
  • Звук. Это непосредственно устная речь, благодаря которой информация от одного человека передается другому и различные аудиозаписи.
  • Числовой. Это информация, представленная числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны. Каждый человек старается выбрать именно тот вариант представления данных, который обеспечит их лучшее понимание.

Способы восприятия информации человеком

Человеку доступно множество таких методов. Они определяются пятью чувствами: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, полученной в виде звуков (речь, шум, музыка, сигналы). Органы осязания отвечают за способность воспринимать тактильную информацию. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности и его форму. Информация о вкусе поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, что это за продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам познать окружающий мир, позволяя различать и идентифицировать все типы запахов. Зрение играет основную роль в восприятии информации. Это около 90% полученных знаний. Здоровый способ восприятия информации (например, радиопередача) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают только за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная определенным образом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то через минуту прочтения одной из страниц книги легко сможет рассказать содержание, а другой практически ничего не вспомнит. Но если такой человек прочитает этот же текст вслух, он легко воспроизведет услышанное в своей памяти. Такие различия определяют особенности восприятия людьми информации, каждая из которых присуща определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуальные эффекты.
  • Дискретный.
  • Кинестетика.
  • Аудиал.

Часто очень важно знать, какое восприятие информации является доминирующим для человека и чем оно характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, позволяет быстро и полно донести необходимую информацию до собеседника.

Визуалы

Это люди, для которых зрение — главный орган чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации. Они отлично запоминают новый материал, когда видят его в виде текста, изображений, диаграмм и графиков. В дискурсе образов часто встречаются слова, которые так или иначе связаны с характеристиками предметов своими внешними характеристиками, самой функцией зрения («мы видим», «свет», «яркий», «мы увидим» , «мне кажется»). Эти люди обычно говорят громко, быстро и одновременно активно жестикулируют. Изображения уделяют большое внимание своему внешнему виду и окружению.

Аудиалы

людям гораздо легче усвоить то, что они услышали один раз, чем увидеть это сто раз. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их способности хорошо слушать и запоминать сказанное, будь то в разговоре с коллегами или родственниками, или на уроке в институте или мастерской. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убедить собеседника в разговоре с ним. Активному времяпрепровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Прикосновение, запах и вкус играют важную роль в кинестетическом процессе восприятия информации. Они стремятся потрогать, потрогать, попробовать на вкус предмет. Физическая активность также важна для кинестетики. В речи этих людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкое», «по моим ощущениям», «хватает»). Физический контакт с близкими необходим кинестетическому ребенку. Ему важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Читайте также:  Флотация как способ обогащения руд

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с человеческими чувствами. Большинство людей приобретают знания через зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Однако к типам восприятия информации относится то, что в первую очередь связано с мышлением. Людей, которые так воспринимают окружающий мир, называют дискретными. Их довольно много, и встречаются они только у взрослых, так как у детей недостаточно развита логика. В молодом возрасте основными способами незаметного восприятия информации являются зрительный и слуховой. И только с возрастом они начинают активно размышлять над увиденным и услышанным, открывая для себя новые знания.

Тип восприятия и обучаемость

То, как люди воспринимают информацию, во многом определяет, какая форма обучения будет для них наиболее эффективной. Конечно, нет людей, которые получали бы новые знания исключительно с помощью органа чувств или их группы, например осязания и обоняния. Все они действуют как средство восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются доминирующими у конкретного человека, позволяет другим быстро донести ему необходимую информацию, а сам человек позволяет ему эффективно организовать процесс самообразования.

Например, изображения должны представлять всю новую информацию в удобочитаемой форме, в виде изображений и диаграмм. В этом случае они запоминают намного лучше. Картины обычно превосходят точные науки. Еще в детстве они отлично складывают головоломки, знают множество геометрических фигур, хорошо рисуют, рисуют, строят из кубиков или строителя.

Аудиалы, с другой стороны, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть беседа с кем-то, лекция или аудиозапись. При обучении иностранному языку для широкой публики аудиокурсы предпочтительнее печатного руководства-самоучки. Если вам все же нужно запомнить написанный текст, лучше сказать его вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно сосредоточиться на чем-либо надолго. Этим людям сложно усвоить материал, полученный на конференции или из учебника. Процесс запоминания пойдет быстрее, если кинестетики научатся соединять теорию и практику. Им легче изучать такие науки, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон могут быть представлены как результат лабораторного эксперимента.

Сдержанным людям требуется немного больше времени, чем другим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они должны сначала понять это, связать со своим прошлым опытом. Эти люди могут, например, записать урок учителя на диктофон, чтобы послушать его во второй раз позже. Среди дискретных людей много ученых, поскольку рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе обучения они будут ближе к тем предметам, от точности которых зависит восприятие информации, например, информатике.

Роль в общении

Типы восприятия информации также влияют на то, как лучше всего общаться с человеком, чтобы он вас слушал. Для изображений очень важна внешность собеседника. Малейшая небрежность в одежде может отогнать его, после чего совершенно неважно, что он скажет. При разговоре с визуалом нужно обращать внимание на выражения лица, быстро говорить с помощью жестов и подкреплять разговор схематическими рисунками.

В разговоре с одитором должны быть близкие ему слова («послушай меня», «выглядит заманчиво», «много говорит»). Восприятие информации аудитором-человеком во многом зависит от того, как говорит собеседник. Тембр голоса должен быть спокойным и приятным. Если вы сильно простудились, лучше отложить важный разговор с одитором. Эти люди также не терпят резких нот в голосе.

Переговоры с кинестетическим средством следует проводить в помещении с комфортной температурой воздуха и приятным запахом. Этим людям иногда необходимо прикоснуться к собеседнику, чтобы они лучше понимали то, что слышат или видят. Не ждите, что кинестетик быстро примет решение сразу после разговора. Ему нужно время, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с сдержанным должен строиться по принципу рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для сдержанных понятнее язык цифр.

Источник

Оцените статью
Разные способы