Способы обработки правовой информации

Справочная информация: «Понятие и структура правовой информации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

(материалы подготовлены специалистами

АО «Консультант Плюс»)

Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов см. справочную информацию

Условия и порядок вступления в силу международных договоров Российской Федерации. Порядок их опубликования см. справочную информацию

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

Источник

Работа с правовой информацией

В настоящее время организовать эффективную работу предприятия без помощи компьютерных программ весьма затруднительно. Почти у каждого сотрудника современного офиса на рабочем столе установлен персональный компьютер, с помощью которого можно производить расчеты, находить и упорядочивать информацию, создавать макеты, модели и многое другое. Востребованность какой-либо программы зависит от ее функциональных возможностей, многообразия задач, для решения которых она создана, удобства ее использования.

Справочная правовая система ГАРАНТ позволяет максимально автоматизировать работу юридических отделов, бухгалтерии и менеджмента предприятий. В ней представлены все типы правовой информации: нормативные акты, аналитические материалы к ним, судебная и арбитражная практика, международные договоры, формы документов, проекты законов, нормативно-технические справочники, словари. В системе ГАРАНТ представлено законодательство всех субъектов Российской Федерации и практика федеральных арбитражных судов всех десяти округов. Информационный банк системы ГАРАНТ обновляется ежедневно, а поисковые и аналитические инструменты позволяют наиболее эффективно работать с правовыми актами.

Легко и быстро отыскать интересующую информацию можно с помощью Базового поиска. Этот уникальный вид поиска, аналогичный поиску в Интернете, появился в системе ГАРАНТ в 2007 году. Чтобы найти нужный документ или подборку материалов по определенной теме, нет необходимости заполнять разные карточки, достаточно вписать в строку Базового поиска любую интересующую информацию. При этом уникальный поисковый механизм распознает общепринятые сокращения, профессиональные термины, аббревиатуры и синонимы, наиболее часто используемые в области права, налогообложения и бухгалтерского учета. Базовый поиск системы ГАРАНТ не только понимает пользователей, принимая от них запросы на профессиональном языке (приходник, дебиторка, ЕСН и т. д.), но и помогает правильно и грамотно заполнять поисковую строку. При вводе слов в строку Базового поиска появляется список самых популярных запросов по искомой тематике, который помогает точнее формулировать вопрос и быстрее находить решение. Наряду с поиском во всем информационном банке системы ГАРАНТ с помощью Базового поиска можно уточнить текущий список документов, найти определенный контекст в названиях документов в уже построенном списке или отыскать определенный контекст в открытом документе.

Читайте также:  Все способ чтобы бросить пить

Система ГАРАНТ обеспечивает возможность автоматического контроля любого интересующего документа: в ней реализована удобная функция, позволяющая оперативно узнавать о внесенных в документ изменениях, — «Документы на контроле». Например, чтобы поставить Уголовный кодекс на контроль, достаточно нажать на панели инструментов кнопку «Поставить на контроль». С этого момента система ГАРАНТ будет автоматически отслеживать все изменения, вносимые в документ, оповещая об этом предупреждающим знаком. При нажатии на него откроется вкладка «Документы на контроле». Измененный документ в ней будет выделен жирным шрифтом, а при его открытии система отобразит вкладку «Справка» с названием документа, на основании которого вносились изменения. Благодаря функции «Документы на контроле» никакие изменения в интересующих документах не останутся незамеченными.

Однако далеко не всегда область профессиональных интересов специалиста ограничивается узким списком документов, тем более практически ежедневно появляются новые нормативные акты. Уследить за всеми законодательными изменениями поможет уникальный продукт ПРАЙМ. Его основу составляют три элемента: индивидуальная аналитическая новостная лента (позволяет оперативно получать краткие тематические обзоры наиболее важных новых федеральных и региональных (по 50 крупнейшим регионам РФ) законодательных актов, проектов законов и судебных решений по конкретным вопросам), сервисный информационный блок «ПРАЙМ: законодательство, проекты законов и судебная практика», содержащий банк аннотаций к важнейшим документам, и аналитические возможности для построения обзоров законодательства и судебной практики.

Поскольку российское законодательство постоянно находится в динамике (ежемесячно появляются, прекращают свое действие или изменяются тысячи нормативных актов), особую актуальность приобретает функция Машина времени. С ее помощью можно получить текст документа по состоянию на любую заданную дату. Следует отметить, что при самостоятельном поиске нужной редакции документа можно столкнуться с рядом трудностей, например с определением конкретной даты вступления редакции документа в силу. Дело в том, что во многих нормативно-правовых актах не устанавливается точная дата введения их в действие. Дата вступления в силу таких документов рассчитывается по определенным правилам, установленным законодательством. Для этого необходимо изучить порядок вступления в силу нормативных актов, выяснить дату официального опубликования, произвести определенные расчеты, а затем самостоятельно найти нужную редакцию закона. Всю эту кропотливую работу проделывают высококвалифицированные юристы компании «Гарант». В результате с помощью Машины времени можно мгновенно получить текст документа именно в том виде, в котором он действовал в определенный период.

Наилучшим образом организовать работу по анализу нормативных актов помогут команды вкладки «Панель задач». Это специальный элемент интерфейса, в котором собраны профессиональные возможности системы для работы с любым документом, списком документов или поиском. При нажатии кнопки «Панель задач» в дополнительном окне системы появятся основные команды, применимые к объекту, с которым идет работа в данный момент. В верхней части панели задач сгруппированы операции, которые можно применить к текущему объекту системы. В нижней части расположен «Путеводитель», позволяющий быстро перейти к основным разделам системы (например, к Основному меню, Моей новостной ленте, Моим консультациям, Совету дня).

При работе с текстами документов в системе ГАРАНТ каждый пользователь может отметить закладкой самые важные для себя фрагменты. Чтобы установить закладку, необходимо расположить курсор на интересующей статье и нажать кнопку панели инструментов «Установить закладку». В открывшемся окне можно вписать собственное имя закладки и примечание к ней. После сохранения закладки на поле слева от отмеченного фрагмента появится знак в виде флажка. Быстро перейти к отмеченному тексту можно в папке «Мои документы».

Читайте также:  Способы переработки сырья растительного происхождения

Также система ГАРАНТ позволяет сопровождать тексты нормативных актов своими комментариями. Так, непосредственно в тексте документа можно создать комментарий (например, под заинтересовавшей статьей или пунктом написать: «обсудить с директором», «дать задание бухгалтеру»). Для этого нужно установить курсор на комментируемый абзац и нажать клавишу Enter. Комментарии можно редактировать, удалять и сопровождать собственными ссылками на другие документы системы и списки. При работе с объемными документами (например, кодексами и законами РФ) быстрый переход к интересующей статье удобнее производить с помощью контекстного фильтра, расположенного в дополнительном окне Структура документа. Для этого достаточно вписать в строку контекстного фильтра номер статьи.

Система ГАРАНТ предлагает простые и эффективные решения для работы с правовыми актами, помогает организовать деятельность специалистов разных сфер, быть в курсе всех изменений в законодательстве и добиться новых профессиональных вершин.

Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант»

Источник

Юридическая обработка информации

Юридическая обработка играет важнейшую роль в обеспечении качества информационного наполнения СПС, благодаря чему достигается упорядоченность массива правовых документов и внутренняя взаимосвязь документов друг с другом, возможность быстро и эффективно находить нужную информацию и работать с ней.

Юридическая обработка – это такой вид работы, при котором осуществляется выявление взаимосвязей между документами, реализация и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), создание новых редакций документов при их изменении, а также экспертная обработка информации, при которой создаются специальные аналитические материалы и инструменты поиска. Всё это обеспечивает эффективное выполнение основной функции СПС – дать пользователю возможность быстро и в удобной форме получить всю необходимую информацию для принятия верного решения по интересующей проблеме.

Так как юридическая обработка имеет аналитический, исследовательский характер, то ей свойственны в той или иной степени объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка – это такая обработка документов, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права.

Субъективная юридическая обработка – это такая обработка документа, при которой результат основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также основывается на спорных научных теориях. По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.

Стандартные элементы юридической обработки следующие:

· Классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов (понятий). Перед введением нового документа в ИБ, все правовые акты распределяются по определенным темам, т.е. происходит систематизация правовой информации.

· Подготовка новых редакций документа при издании официальных изменений, вносимых в изучаемый документ.

· Выявление взаимосвязей документов, формирование перекрестных ссылок между документами. Сформированный массив информации подвергается анализу с целью выявления других правовых актов, связанных с изучаемым документом, а также относящимся к определенной правовой проблеме.

· Подготовка примечаний к документу и справочных сведений.

Рассмотрим каждый элемент юридической обработки более подробно.

Подготовка новых редакций документа*

В условиях постоянного изменяющегося законодательства для пользователя правовой информации крайне важными и актуальными являются две возможности:

· возможность получить полный текст правового акта со всеми внесёнными в него на сегодняшний день изменениями;

· возможность получить текст правового акта в том виде, в каком он действовал на определённую дату в прошлом.

В связи с этим, обратим внимание на то, что изменение нормативных правовых актов (НПА) правотворческим органом в большинстве случаев происходит без одновременного утверждения новой редакции изменяемого документа. Изменения в документе могут вноситься разными способами. Перечислим наиболее распространенные:

· замена части текста (статьи, пункта, абзаца, отдельных слов) документа другим текстом;

Читайте также:  Домашние способы лечения простатита

· отмена отдельных частей текста документа;

· дополнение документа новыми частями.

Заметим, что нередко в одном документе применяется несколько способов внесения изменений.

Многочисленные изменения одного документа без создания его новой редакции приводят к тому, что становиться практически невозможно пользоваться таким документом. Поэтому выход из создавшейся ситуации заключается в том, чтобы специалисты компании-разработчика СПС сами создавали редакции НПА.

*Подредакцией документамы будем понимать текст документа с внесенными в него изменениями.

Например, изменения Налогового кодекса РФ (часть вторая), внесенные Федеральным законом от 30.06.2005г. № 71-ФЗ заключаются в следующем:

Разработчики системы «КонсультантПлюс» уделяют большое внимание вопросам, связанным с созданием редакций документа, как в юридическом аспекте, так и с точки зрения технического обеспечения инструментов доступа к этим редакциям (функция «Быстрый поиск редакции»). В результате пользователи системы имеют удобный доступ к любой редакции НПА и полную информацию о периоде её действия.

Процедура внесения изменений в документ в системах «КонсультантПлюс» состоит из двух этапов:

Этап 1. Оперативное предупреждение пользователя об изменениях, внесенных в документ.

В систему оперативно вносится содержащий изменения документ (документ Б), из текста которого можно по гипертекстовым ссылкам попасть в изменяемый им документ (документ А). При этом над текстом документа А появляется специальная информационная строка-предупреждение: «Внимание! Документ изменен — см. список изменяющих документов».

До создания новой редакции документа А с помощью этих инструментов можно использовать измененный документ, не рискуя получить устаревшую информацию.

Этап 2. Внесение изменений непосредственно в текст документа, т.е. создание новой редакции. После введения в ИБ изменяющего документа Б в строгом соответствии с его текстом специалистами компании «Консультант Плюс» создается новая редакция документа А.

Несмотря на то, что этот процесс требует выполнения значительного объема вспомогательной работы, новая редакция создается и вводится в ИБ в максимально короткий срок.

В результате этой работы:

· Текст новой редакции документа А включается в ИБ отдельным документом, при этом сохраняется первоначальный текст документа А (исходная редакция), а также все последующие редакции этого же документа. Т.е. в системах «Консультант Плюс» представлена полная ретроспектива редакций одного документа.

· После каждого измененного фрагмента указываются все документы, в соответствии с которыми внесены изменения, и дается ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Например, в Налоговом кодексе РФ (часть вторая) к статье 143:

· После заголовка изменённого документа приводится полный перечень изменяющих документов, которые учтены в тексте созданной редакции. Например, к Семейному кодексу РФ под заголовком указываются изменяющие кодекс Федеральные законы:

· Для каждой редакции документа, включённой в систему, указывается период действия этой редакции. Если есть неопределённость в этом вопросе, то обязательно указывается на наличие такой неопределённости и объясняется, с чем связано её наличие в данном случае. Например, это будет указано в Справке к документу:

Все редакции одного документа связаны между собой, и, находясь в тексте одной из редакций, можно попасть в последнюю действующую или в любую другую интересующую пользователя редакцию документа.

Из любой недействующей редакции можно попасть в последнюю редакцию по ссылке в строке предупреждения в начале текста: «Внимание! Недействующая редакция. Перейти в действующую редакцию».

Если изменения касаются не непосредственно текста документа, а его действия (статуса), то новой редакции не создается. Такие изменения называются нетекстуальными, и в этом случае в текущей редакции над измененным пунктом вставляется соответствующее примечание. Документу присваивается пометка: «(с изм. от …)». Например, Федеральный закон от 24.12.2002г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» над статьей 136 имеется следующее примечание:

Источник

Оцените статью
Разные способы