Технология обработки пищевых продуктов
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Технологическая карта и презентация к уроку (технология 5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 63 КБ |
uchebnye_elementy_no12.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Технология обработки пищевых продуктов
Урок открытия новых знаний
освоение технологических знаний по санитарно-гигиеническим требованиям при кулинарных работах, овладение безопасными приёмами труда, получение опыта применения знаний по санитарно-гигиеническим требованиям в самостоятельной практической деятельности
Планируемые результаты (предметные ПР)
Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов, осознанию основного технологического материала, формированию представления об оборудовании и посуде, о правилах безопасной работы при занятиях кулинарией.
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми словами).
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу). Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на теории и практике
УУД Метапредметные (МПР)
Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к кухне, посудой и оборудованием, уходом за ними, требованиями предъявляемыми к современной кухне. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни.
Планировать свою работу на уроке, Преобразовывать познавательную задачу в практическую. адекватно использовать речь.
Формировать собственное мнение, взаимодействуя и сотрудничая со сверстниками. Представлять результаты. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Основное содержание темы, понятия, термины.
Кухня, правила работы на кухне. Посуда и оборудование на кухне, уход за ними. Требования к современной кухне.
Кулинария, дуршлаг, тостер, СВЧ-печь, интерьер кухни
Презентация к уроку, творческая тетрадь, рабочая тетрадь
Взаимодействие в образовательном процессе
1.Самоопределение к деятельности.
Готовность к уроку.
(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка)
Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке
Организует ситуацию самооценки обучающимися, готовности к предстоящей деятельности.
Управляет ситуацией самооценки.
Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-настрой на урок.
2. Актуализация знаний, мотивация.
Осознание необходимости получения новых знаний.
Определение границ знания и незнания.
Подведение к теме и воспроизведение необходимых знаний, активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы
Предлагает разгадать 1-й ребус и назвать, чему посвящен следующий изучаемый раздел
— Ребята, кто из вас знает, что такое кулинария?
Объясняет значение понятия (кулинария – искусство приготовления пищи)
Предлагает уч-ся ответить на вопросы:
— Для чего человеку нужна пища?
— Должна ли она быть качественной?
— Может ли человек отравиться некачественно приготовленной пищей?
— Что используют для ее приготовления?
— Как вы думаете, что нужно знать, чтобы приготовить какое-либо блюдо?
— Сможете ли вы приготовить сейчас?
Прежде чем приступить к выполнению проектов, по данному разделу нам нужно узнать много новой для вас и важной информации.
Разгадывают 1-й ребус на слайде, предполагают и предлагают ответы, участвуют в обсуждении
Участвуют в диалоге
3. Постановка учебной задачи.
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.
— А теперь, вам нужно разгадать еще один ребус, для того, чтобы понять, о чем мы будем говорить на уроке, и попробовать сформулировать тему и его цель.
Предлагает разгадать 2-й ребус, для уточнения темы урока
— Как вы думаете, что нужно знать, чтобы приготовить какое-либо блюдо?
— Сможете ли вы приготовить его сейчас?
— Надо ли соблюдать безопасность при приготовлении пищи?
— Нужно ли знать, сколько можно хранить продукты и в чем они должны храниться?
— Где нужно готовить пищу?
Проговаривает тему урока « Технология обработки пищевых продуктов» и цель — познакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями при кулинарных работах, безопасными приёмами труда
Предлагает записать тему в тетрадь и выписать из учебника значение понятия «кулинария»
Разгадывают 2-й ребус, обсуждают, предполагают тему
Участвуют в диалоге Отвечают на вопрос
Проговаривают тему, отделяют знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Записывают тему в рабочую тетрадь, фиксируют в ней значение понятия «кулинария» стр. 50 учебник
4. Решение учебной задачи.
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.
Знакомит с основными вопросами урока
Объясняет, каково назначение кухни, рациональным размещением кухонного оборудования
Домашний очаг и источник воды с древнейших времен были местом, где готовится пища. Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая из бересты, ложки, вилки.
Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.
Сегодня, таким помещением является кухня. Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в.
Кухня – это помещение для приготовления пищи, оснащенное специальным оборудованием и необходимой мебелью.
Объясняет важность рационального размещения кухонного оборудования и кухонной посуды.
Предлагает уч-ся разделиться на две группы и подготовить рассказы о санитарно-
гигиенических требованиях и правилах безопасной работы в течение 10 минут с помощью материала в творческих тетрадях стр. 6-7
Предлагает каждой группе ответить
Знакомит уч-ся с содержанием задания-исследования в творческой тетради стр.8
Предлагает совершить экскурсию в школьную столовую и задать работникам столовой вопросы из задания
Предлагает ответить на вопросы задания 2 (1,2)
Предлагает продолжить работу с учебником и познакомиться с кухонной посудой и уходом за ней стр. 52-56
Показывает с помощью презентации, какие
группы посуды существуют, какие бытовые приборы, инструменты и приспособления помогают в приготовлении пищи
Источник
Основные способы кулинарной обработки продуктов.
Способы кулинарной обработки продуктов: механическая, тепловая. Способы нарезки овощей.
Просмотр содержимого документа
«Основные способы кулинарной обработки продуктов.»
Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов.
Капустенко Л.Е. ,МБОУ «Средняя школа №10» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Кулинарная обработка продуктов.
- В процессе кулинарной обработки пищевые продукты превращаются в блюда.
- Питание человека должно быть разнообразным. Это достигается за счет использования пищевых продуктов растительного и животного происхождения, а также благодаря различным способам их кулинарной обработки.
- Блюда принято различать по следующим признакам:
- — по виду используемого сырья (овощи, рыба, мясо, крупы и т.д.)
- — по способу кулинарной обработки (отварные, жаренные, тушёные, запечённые и т.д.)
- — по характеру потребления (закуска, суп, гарнир, напиток, десерт и т.д.)
- — по назначению (для детского, школьного, диетического питания и т.д.)
- — по термическому состоянию (горячие, холодные, охлажденные)
- — по консистенции, т.е. густоте (жидкие, полужидкие, густые, вязкие, рассыпчатые и т.п.)
Технология приготовления пищевых продуктов.
Доведение пищевых продуктов до кулинарной готовности.
Задача: получение полуфабрикатов.
- Это этап подготовки продукта к употреблению или к последующей (тепловой) обработке, который предполагает: определение доброкачественности продукта, сортировку (перебирание, удаление примесей), мойку, чистку, нарезку (измельчение).
- Основными показателями качества продукта являются: запах, цвет, консистенция, которые определяются с помощью органов чувств.
- Этот метод называется ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМ.
- Пример: у качественных овощей отсутствуют механические повреждения, следы болезней, плесени, гнили. Овощи должны быть сочными, плотной консистенции.
- После определения доброкачественности овощей, фруктов и ягод органолептическим способом, их проверяют на содержание нитратов с помощью нитратомера или нитрат-теста.
- Затем овощи сортируют. Сортировка необходима для равномерной тепловой обработки, удобства нарезки. При сортировке удаляются посторонние примеси, загнившие и побитые овощи.
- Современные крупные перерабатывающие комплексы используют оптические датчики, которые по цвету, размеру сортируют овощи. На крупных фабриках-кухнях, устанавливают поточные линии по сортировке картофеля, моркови, фруктов, ягод и т.д. Пневматические лопасти специальной конвейерной системы отсеивают продукт, удаляя его с движущегося полотна.
Бункер по сортировке картофеля.
- — Моют овощи под проточной водой с целью удаления с их поверхности земли и песка, удобрений и ядохимикатов.
- — Очищают овощи для того, чтобы удалить поврежденные, несъедобные части. Для очистки используют ножи или специальные овощечистки.
- — Промывание осуществляется после чистки, при необходимости овощи дочищают.
- — Нарезка способствует более равномерной обработке овощей, придаёт блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус. Для нарезки овощей применяют различные инструменты и приспособления: ножи, тёрки, овощерезки и т.д.
Совет: при обработке картофеля следует срезать позеленевшие части, так как они содержат вредное вещество – соланин, а позеленевшие головки моркови горчат.
- От вида нарезки овощей зависит продолжительность варки блюда. Нужно следить, чтобы овощи были нарезаны одинаковыми кусочками.
- Форма нарезки бывает :
- — простая
- — фигурная (сложная).
- Простая форма : нарезка соломкой, кубиками, брусочками, кружочками, ломтиками, дольками, кольцами, полукольцами.
- Фигурная нарезка : звездочками, цветочками, шестерёнками, гребешками и др.
Инструменты для нарезки овощей.
- Тепловая обработка меняет вкусовые качества продуктов и снижает их пищевую ценность за счёт потерь питательных веществ и разрушения витаминов. Но после тепловой обработки продукты легче усваиваются организмом.
- Виды тепловой обработки:
- — Основные.
- — Вспомогательные.
- — Комбинированные.
Основные виды тепловой обработки:
- Варка – нагревание продукта в жидкости (воде, бульоне, молоке, собственном соку и на пару). Продукты готовят в большом количестве жидкости в кастрюле под крышкой или скороварке, пароварке, аэрогриле, мультиварке.
- Жарение – нагрев продукта в различных количествах жира или горячим воздухом на сковородах, противнях, в аэрогрилях до образования золотистой корочки.
Вспомогательные приёмы тепловой обработки.
- Пассерование – обжаривание мелко нарезанных продуктов в небольшом количестве жира на медленном огне, перед их дальнейшей обработкой.
- Бланширование – быстрое обжаривание или ошпаривание кипятком, чаще применяется при консервировании.
Комбинированные приёмы тепловой обработки.
- Тушение – сначала продукт обжаривают на сковороде, а затем припускают, т.е. варят в небольшом количестве жидкости в сотейнике, глубокой сковороде под закрытой крышкой, мультиварке в бульоне или соусе с добавлением специй.
- Запекание – выдерживание в жарочном шкафу при температуре 250-300 градусов вареных, жареных или сырых продуктов в соусе или без него до образования румяной корочки.
- Большое количество сахара и незначительное количество влаги создают неблагоприятные условия для развития микроорганизмов. При уваривании ягод и фруктов с сахаром получают варенье, повидло, джем и др.
- — Протирание с сахаром возможно без тепловой обработки продуктов при большой концентрации в них сахара и естественных кислот. Протирают с сахаром смородину, клюкву и т.п.
- — Пастеризация, стерилизация . Под воздействием высоких температур погибают микроорганизмы или замедляют своё развитие.
- Нагревание до 100 градусов убивает часть микроорганизмов – это пастеризация.
- Нагревание при 100 и выше градусов под давлением, при котором уничтожаются почти все микроорганизмы называется пастеризацией.
- Человеку с древности известны простейшие способы сохранения продуктов: сушка, соление, квашение, замораживание.
- Большое значение в наши дни имеет консервирование.
- Засолка, квашение, мочение – при этих способах создаются условия для развития молочнокислых бактерий. Питаясь сахаром, содержащимся в продуктах, бактерии выделяют молочную кислоту, которая является консервантом. Поваренная соль при засолке и квашении задерживает развитие других микроорганизмов и ускоряет выделение сока, содержащего сахар. Засаливают обычно огурцы, помидоры, арбузы. Заквашивают капусту с морковью, клюквой, яблоками. Мочат бруснику и яблоки.
- Маринование – добавляется консервант (уксусная кислота), который создает неблагоприятную среду для развития плесени, бактерий.
- Сушка – процесс удаления влаги из продуктов. Это не даёт развитию плесени и бактерий. Сушат картофель, морковь, петрушку, укроп, яблоки, чернослив, груши и т.п.
- Замораживание. В настоящее время большую популярность получили замороженные овощи и их смеси. Замораживать овощи, грибы и ягоды можно и в домашних условиях. При низких температурах приостанавливается развитие микроорганизмов, поэтому многие продукты хранят в специальных помещениях или агрегатах (холодильник, морозильная камера) при температуре близкой к 0. некоторые при температуре – 20, — 18 градусов. Этот способ один из самых лучших. Продукты сохраняют свои качества.
Технология замораживания продуктов.
- Отбор и подготовка продуктов.
- Овощи или фрукты бланшируют.
- Овощи и плоды охлаждают, плотно укладывают в формочку для замораживания.
- Формочку ставят в морозильник для замораживания, примерно на 3-5 часов (до полного замораживания).
- Формочку вынимают из морозильной камеры, переворачивают и несколько секунд держат под струёй тепловой воды, чтобы легче вынуть из неё продукт. Затем продукт перекладывают в полиэтиленовый пакет.
- Полученный продукт снова кладут в морозильную камеру на длительное хранение.
- Какие приемы тепловой обработки продуктов вы знаете?
- Какие способы механической обработки продуктов бывают?
- Назовите формы нарезки продуктов. Для каких блюд вы бы использовали формы нарезки овощей и какие?
Источник