- Чеканка
- Чеканка
- Основные виды чеканки
- Материалы и инструменты для чеканки
- Технологический процесс
- Разнообразные виды изделий
- Чеканка своими руками
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Чеканка — трудоемкое тысячелетнее искусство художественной обработки металла
- Виды и особенности чеканки
- История чеканки
Чеканка
Процесс производства рисунка, который получают при выбивании на листе металла. Чеканка — это один из видов прикладного искусства. Чеканку применяют при изготовлении кухонной утвари, картин, изделий из драгоценных металлов. Рельеф на металле выполняют при воздействии чеканов и молотков. Их выполняют из металла и дерева.
Для чеканки применяют такие материалы, как латунь, медь и некоторые другие. При изготовлении ювелирных украшений в качестве основного материала используют золото, серебро, платину и пр. Толщина металла может составлять от 0,2 до 1 мм.
Чеканка
Искусство чеканки восходит своими корнями во времена древнего мира, как пример, можно привести золотую маску из Микен.
Рисунок чеканят на листе металла, предварительно уложив его на березовый или липовый кряж. Кроме них, в качестве подложки для выполнения применяют резину, мешок с песком. Некоторые мастера применяют из свинца.
Кстати, без чеканки не обошлись монетные дворы, на которых чеканили монеты. Их изготавливают из металла толщиной более 1 мм. Для получения качественного и точного рельефа используют специальные прессы,с предустановленным штампом, на который нанесены рисунки и необходимые надписи. Пресс обеспечивает силу необходимую для удара, деформирующую поверхность до необходимого состояния.
Кстати, вне зависимости от вида чеканки, ее завершает отделка.
Основные виды чеканки
Существует несколько видов чеканки — объемная и плоская. Объемная отличается высокой формой рельефа. Плоская же, наоборот, имеет низкий рельеф. Каждый из этих видов обладает рядом достоинств. Бесспорно, объемный рельеф смотрится более эффектно, по сути, это 3D технологии реализованные в металле, например, к объемной можно отнести чеканку труб. С другой стороны, плоская чеканка по металлу носит более ажурный характер и это можно считать признаком высокого художественного стиля.
Объемная чеканка по металлу — это гораздо более сложный технологический процесс. Более того, обработка детали такими методами может привести к деформации основного металла.
Между тем объемная художественная чеканка по металлу относится к изделиям с высокой художественной ценностью.
Кстати, археологи, до сих пор находят изделия рельефной художественной чеканки по металлу, выполненные из тонких листов золота и серебра. Мастера древности владели методами отливки этих металлов, но предпочитали применять более тонкие способы изготовления украшений.
Материалы и инструменты для чеканки
Для чеканки используют и разные сорта металлов. Главное свойство, определяющее возможность использования материала для производства чеканки — пластичность, то есть, металл должен деформироваться под воздействием внешних сил и при этом никаким образом не разрушаться.
Инструменты для чеканки
Чаще всего мастера используют листовой материал с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа используют материалы с большей толщиной, к примеру, медь, с толщиной порядка 2 мм.
Ювелиры в своей работе используют золотые и серебряные сплавы. Чуть меньше они работают листы красной меди и сплавов на ее основе.
Красная медь известна с древних времен. Она обладает пластичностью, необходимой вязкостью, но главное то, что этот материал способен восстанавливать свои пластические свойства по термической обработке. Медь легко чеканиться, ей можно придавать самую разную форму. На ее поверхности можно, без особых сложностей выполнять высокую выколотку. Она хорошо шлифуется и полируется, но изделия, выполненные из меди, быстро теряют нанесенный блеск.
Медь для чеканки
Медь и сплавы на ее основе отличает высокая стойкость к воздействию коррозии. Они могут без особых сложностей длительное время хранится на воздухе. Эти и некоторые другие характеристики позволили использовать медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.
Кроме меди, широко применяют такие материалы, как бронза, латунь и некоторые другие.
Алюминий довольно легко подвергается чеканке, но работа с ним требует достаточной доли осторожности. У металла низкая температура плавления и именно за этим необходимо следить в процессе термической обработки.
Изделие из мельхиора
Мельхиор обладает необходимой степенью пластичности, хорошо подвергается полировке, а под воздействием некоторых реактивов он может изменять цвет.
Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, особняком стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических сложностей, так при его обработке сложно сохранить целостность листа, между тем его применяют для имитации серебра.
Кроме, цветных металлов для чеканки применяют и стали,в частности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и протравливают поверхность. Ее сложно обрабатывать инструментом для чеканки, но в отделке ее сложно заменить. Стали этого класса, равно как и кровельный этот металл применяют для получения крупных рельефных изображений, которые не нуждаются в тщательной деталировке.
Сталь для чеканки
Стали, содержащие в своем составе — это красивый металл, но с трудом поддается чеканке. Ее применяют для монументов, памятников и пр.
При выборе металла для чеканки необходимо учитывать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких дефектов, например, пятен, трещин и пр.
Перед началом работ, металл, вне зависимости от марки подвергают термической обработке — отжигу. Для выполнения этой операции применяют или традиционные паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения применяют различные среды, например, для охлаждения применяют холодную воду.
Основной рабочий орган, с помощью которого выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с применением ковки. Их изготавливают в виде стержней разного сечения и имеющих длину от 12 до 17 см.
В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть находиться на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают таким образом, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть приподнят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который мастер держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.
Технологический процесс
Работа по выполнению чеканки начинается с подготовки рисунка, который выполняют в натуральную величину. Рисунок должен быть выполнен в контурной манере, то есть предметы необходимо изображать без теней. На листе необходимо оставить поля, необходимые для фиксации его на металле.
Технологический процесс чеканки
Для переноса рисунка, на предмете обработки выполняют его развертку на бумаге. Исходя из последнего, из металла вырезают контур. Его размер должен немного, на 3 — 4 см, превышать площадь изображения, нанесенного на бумагу. Эта полоса металла необходима для крепления металла на рабочем месте. Кстати, для усиления фиксации металлического листа применяют смолу.
Разнообразные виды изделий
Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.
При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.
В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.
Чеканка на объемных изделиях
В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.
Особый вид чеканки это оклады для икон, кроме, рисунков на их поверхности закрепляют драгоценные камни.
За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.
Чеканка своими руками
Чеканка, выполненная своими руками, станет хорошим украшением интерьера и будет длительное время радовать глаз.
Для создания картины лучше всего подойдет лист меди или алюминия. Эти материалы обладают всеми необходимыми свойствами для создания желаемых узоров и картин.
Для выполнения чеканки, начинающему мастеру потребуются:
- медный или алюминиевый лист;
- лист резины или фанеры, который будет служить подложкой для выполнения чеканки;
- инструмент для выполнения контурной и объемной чеканки;
- молоток и пр.
Само собой, работу по получению изображения на металле нельзя начать выполнять без наличия рабочего эскиза.
Перед началом работы необходимо подготовить основной материал, в частности, необходимо разогреть лист материала и затем дать ему остыть.
Проанализировав эскиз, будущий мастер должен принять решение — какие линии будут формироваться на лицевой, какие на изнаночной стороне.
Все работы начинают с лицевой стороны листа.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- (474)
- ЖУРНАЛЫ КНИГИ АЛЬБОМЫ ВЯЖЕМ ДЕТЯМ (453)
- КУКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ (290)
- ЗДОРОВЬЕ И КРАСОТА (170)
- ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (98)
- АКСЕСУАРЫ (50)
- АНТИКВАРИАТ (12)
- ВЕК ЖИВИ ВЕК УЧИСЬ (625)
- ВИДЕО-УРОКИ И МАСТЕР-КЛАССЫ (4757)
- ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКА И ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА (3259)
- ВИНТАЖ (61)
- ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ПОЛНЫХ (28568)
- ЖУРНАЛЫ КНИГИ АЛЬБОМЫ ПО ВЯЗАНИЮ ДЛЯ ПОЛНЫХ (3167)
- ШЬЕМ ПОЛНЫМ (109)
- ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (12570)
- ВЯЖЕМ ДЕТЯМ (1126)
- ВЯЗАНИЕ СПИЦЫ ПЛЮС КРЮЧОК (317)
- ВЯЗАНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ (58)
- ВЯЗАНЫЕ ЦВЕТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРА (95)
- ЖУРНАЛЫ КНИГИ АЛЬБОМЫ ПО ВЯЗАНИЮ КРЮЧКОМ (1562)
- КОМБИНИРОВАНОЕ ВЯЗАНИЕ (28)
- РАБОТЫ В ТЕХНИКЕ ИРЛАНДСКОГО КРУЖЕВА (198)
- УЗОРЫ И МОТИВЫ КРЮЧКОМ (148)
- ВЯЗАНИЕ НА ВИЛКЕ (40)
- ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (10666)
- ЖУРНАЛЫ КНИГИ АЛЬБОМЫ ПО ВЯЗАНИЮ СПИЦАМИ (1832)
- УЗОРЫ СПИЦАМИ (245)
- ВЯЗАНЫЕ ИГРУШКИ (1980)
- ДИЕТЫ (71)
- ДРУЗЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (259)
- ЖУРНАЛЫ КНИГИ АЛЬБОМЫ ПО ВЯЗАНИЮ СПИЦАМИ И КРЮЧКОМ (900)
- ИГРЫ РАЗВЛЕЧЕНИЯ (34)
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (53)
- ИНТЕРЬЕР КАК ИССКУСТВО (50)
- ИССКУСТВО ЖИВОПИСЬ АРХИТЕКТУРА (115)
- КОМБИНИРОВАННОЕ ТКАНЬ КРЮЧОК ИЛИ СПИЦЫ (18)
- КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАММОТНОСТЬ (49)
- МОДА ДЛЯ ПОЛНЫХ (61)
- МОДА И ЕЕ ИСТОРИЯ (95)
- МОИ РАБОТЫ (8)
- МУЗЫКА ВИДЕО (350)
- ОДЕЖДА ДЛЯ КУКОЛ бАРБИ (55)
- ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (119)
- ПУТЕШЕСТВИЯ ВОКУГ СВЕТА (95)
- РАЗВИВАЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (92)
- РЕЦЕПТЫ (1147)
- РУКОДЕЛИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ (140)
- КОВРИКИ СИДУШКИ ПОДУШКИ (16)
- ПЛЕДЫ ПОДУШКИ ПОКРЫВАЛА (47)
- СКАТЕРТИ САЛФЕТКИ (45)
- ФОТОШОП И ВСЕ ДЛЯ НЕГО (239)
- ФОТОГРАФИИ ОТКРЫТКИ (201)
- ЦВЕТЫ И РАСТЕНИЯ (324)
- ШЬЕМ (20)
- ЭТО ИНТЕРЕСНО (906)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Чеканка — трудоемкое тысячелетнее искусство художественной обработки металла
Понедельник, 05 Июля 2021 г. 08:58 + в цитатник
Чеканка — трудоемкое тысячелетнее искусство художественной обработки металла
Чеканка (от тюркского чекан — «топор» или «молот») — вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник выбивает специальным инструментом рельефное изображение на листовом металле. Чеканку можно по праву назвать традиционным мужским ремеслом, потому что для создания даже небольшого по размерам шедевра мастеру приходится прикладывать немалые физические усилия.
Чеканка. Большое серебряное блюдо, созданное мастерами Древнего Рима, II век
Чеканка, наряду с ковкой, литьем и гравировкой, также является одной из древнейших техник художественной обработки металла. Это ремесло требует от мастера большого терпения, усидчивости и внимательности, зато предоставляет ему огромные возможности для творческой самореализации.
Чеканка. Посмертная маска Тутанхамона, середина II тысячелетия до нашей эры
Виды и особенности чеканки
Чеканка традиционно используется для изготовления всевозможного декора и красивой посуды, однако с помощью этой техники талантливые художники создают и другие произведения искусства:
- оригинальные картины и ювелирные украшения;
- огромные скульптуры и памятники;
- великолепные доспехи и оклады для икон;
- рамы для зеркал и ларцы;
- книжные переплеты и шлемы;
- холодное оружие и кольчуги;
- подсвечники и канделябры;
- курительные приборы и кухонную утварь;
- фонари и светильники;
- декоративные заборы и решетки;
- пояса и щиты.
Чеканка. Золотая маска инков, I-V век
В зависимости от особенностей техники обработки металла различают следующие виды чеканки:
- ажурную;
- контурную;
- объемную.
Чеканка. Серебряный алтарный сосуд, найденный на территории современной Сирии, VII век
Ажурная чеканка — самый распространенный вариант художественной обработки металла, который используется для нанесения рельефного изображения на большую часть поверхности изделия. Контурная чеканка применяется для изготовления оригинальных орнаментов по краю заготовок, а объемная — при создании масштабных скульптурных композиций и памятников.
Чеканка. Парадный доспех европейского средневекового рыцаря, XII век
Материалом для производства чеканки могут служить разнообразные металлы и их сплавы. Чаще всего мастера используют для художественной обработки листы:
- меди;
- латуни;
- алюминия;
- нержавеющей стали;
- мельхиора;
- нейзильбера.
Чеканка. Афтаба — традиционный персидский кувшин для омовений, XV век
Для изготовления ювелирных украшений и самых дорогих предметов декора чеканщики используют драгоценные металлы, а именно серебро и золото. Но с этими материалами мастера работают редко, гораздо чаще готовые изделия из меди или латуни для придания им характерного блеска просто покрывают тончайшим слоем позолоты.
Чеканка. Оклад напрестольного Евангелия, XVI век
История чеканки
История чеканки охватывает огромный промежуток времени с раннего бронзового века до наших дней и насчитывает около пяти с половиной тысячелетий. В результате многочисленных археологических раскопок достоверно установлено, что еще в середине четвертого тысячелетия до нашей эры этот способ художественный обработки металла был знаком мастерам древнейших цивилизаций Европы, Азии и Африки.
Чеканка. Ковш из серебра, созданный русскими мастерами чеканки, XVII век
Египетские чеканщики научились делать из золота великолепные посмертные маски для фараонов не позже начала третьего тысячелетия до нашей эры. Одна из них, предназначавшаяся знаменитому Тутанхамону, в наши дни является ценнейшим экземпляром коллекции артефактов Музея древностей в Каире.
Чеканка. Парадный шлем московского царя Алексея Михайловича, XVII век
В Древней Греции, а затем и в Римской империи, высокого уровня мастерства достигла чеканка воинских доспехов и щитов. Наряду с этим, местные чеканщики занимались художественной обработкой предметов разнообразных предметов быта и декора.
Чеканка. Декоративный чеканный щит английских мастеров, конец XIX века
Уникальные школы художественной чеканки со временем сформировались в самых разных уголках Земли:
- в Индии и Средней Азии;
- в Китае и Японии;
- в Северной и Южной Америке;
- во всех регионах Европы.
Чеканка. Памятник «Статуя Свободы» в Нью-Йорке, 1886
В течение многих тысячелетий искусство чеканки оставалось востребованным в сфере производства самых различных украшений, предметов декора и быта. Этому в немалой степени поспособствовали важные достоинства древней техники обработки металла:
- доступность материалов и необходимых инструментов;
- практически полное отсутствие отходов металла в процессе производства;
- долговечность и великолепный внешний вид изготовленных предметов.
Чеканка. Памятник «Рабочий и колхозница», 1937
В XIX веке чеканку начали широко использовать и в монументальном искусстве. Ярким примером правдивости этих слов служит самый знаменитый символ Нью-Йорка и всей Америки — статуя Свободы, изготовленная из отчеканенных тонких листов меди.
Чеканка. Памятник советским воинам в Караганде, ХХ век
В СССР тысячи чеканщиков на протяжении многих десятилетий по заданию государства усердно трудились над созданием величественных памятников и монументов, посвященных Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и достижениям Советской власти. Результаты их работы до сих пор можно воочию увидеть в сотнях населенных пунктов в России и странах бывшего Союза.
Чеканка. Серебряное кольцо, XXI век
И в XXI веке чеканка остается популярнейшей техникой художественной обработки металла. На аукционах искусства шедевры древних мастеров неизменно вызывают огромный интерес у потенциальных покупателей, а работы лучших современных художников продаются за огромные деньги коллекционерам из разных стран.
Источник