Способы обработки информации при чтении

Урок 4. Скорочтение и управление информацией

Если вы уже имеете определенные успехи с подавлением артикуляции и чтением «сверху вниз», то вы, скорее всего, столкнулись с проблемой плохого усвоения прочитанной информации. И в этом нет ничего странного. Во время быстрого чтения в ваш мозг на обработку поступает гораздо больше информации, чем при обычном чтении, с таким объемом вы еще не научились справляться. Ниже представлены способы, а также специальные техники и упражнения для управления информацией при скорочтении.
Чтобы читать быстрее и при этом не терять эффективность, учитесь структурировать информацию и визуализировать ее на базе картины, близкой именно для вас, составлять конспекты, строить блок-схемы и mind-карты. Структурирование информации при быстром чтении также является важной основой ее запоминания, о чем будет сказано в следующем уроке.

Упражнение 4.1. Цель чтения

Пытайтесь читать книгу или любой материал, изначально поставив перед собой цель вашего чтения. При желании можно составить анкету, куда вам будет удобно вносить интересующий именно вас материал из книги. Не исключено, что в тексте может быть 99% не нужной вам информации, и всего 1% процент полезного материала, который нужно суметь грамотно вычленить из предложенного объема.

Упражнение 4.2. Конспектирование

Многие тексты имеют схожую структуру, например, разделы в учебнике истории. Изучая определенную эпоху, вы должны понимать, что есть данные, которые свойственны именно этой эпохе – правители, войны, законы, экономическая ситуация, специализация в производстве и прочее. Читая исторический текст, не забывайте обращать внимание, прежде всего, на эти факты, структурируя их у себя в голове. Заранее приготовьте схему изучения текста, поймите, что вы хотите из него почерпнуть для себя, составьте несколько важных рубрик (категорий), на основе которых вы сможете структурировать и впоследствии воспроизвести прочитанный текст.

Можно читать книги также и для пополнения своего словарного запаса. Для этого при виде нового слова выпишите его и обязательно укажите, на какой странице вы его нашли, чтобы потом можно было вернуться к контексту. После прочтения, потратьте некоторое время для работы со словарем. Подобные действия помогут существенно обогатить ваш речевой арсенал.

Чтение многих книг просто бессмысленно без конспектирования или, по крайней мере, без проставления определенных отметок и закладок в тексте, поэтому не пренебрегайте структурированием и обобщением прочитанного хотя бы у себя в голове.

Рекомендация 4.3. Абзацы

Есть определенные особенности письменной речи, которые помогут вам лучше ориентироваться на странице при чтении книги.

Например, всем известно, что стандартной единицей текста является абзац. Каждый новый абзац должен начинаться тогда, когда смысл предыдущего некоторым образом раскрыт. Поэтому при быстром чтении можно ориентироваться именно на абзацы, как на информативные единицы текста. Если вы овладели приемами предыдущих уроков и можете воспринимать текст небольших абзацев целиком, переходите на реальную страницу книги и пытайтесь находить смысл каждого абзаца, не читая его, просто охватывая его взглядом.

Абзац (нем. Absatz — красная строка, буквально — уступ), 1) отступ в начальной строке печатного или рукописного текста; 2) часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.

Читайте также:  Аттестат зрелости способ связи

В каждом абзаце есть, так называемые, ключевые (смысловые) слова и фразы. Тренируйтесь находить их подобно поиску цифр в таблице Шульте. Так как абзац является законченной смысловой единицей текста, можно предположить, что постановка проблемы в абзаце должна идти вначале, а решение поставленной проблемы можно ожидать где-то в конце абзаца. Данная схема работает в большинстве случаев, хотя встречаются и исключения.

Упражнение 4.4. Восстановление пробелов

Есть еще одно полезное упражнение, позволяющее научиться находить необходимую информацию в тексте при быстром чтении. Для его выполнения необходимы две небольшие полоски бумаги длиной, равной высоте книжного листа. С помощью этих полосок необходимо закрыть первые и последние несколько букв на странице, как показано на рисунке:

Даже если в этом случае сложно догадаться о том, какие слова закрыты, нужно попытаться понять смысл текста. Если это упражнение дается вам легко, то вы можете постараться увеличить скорость чтения или закрыть полосками больше текста, и вскоре вы научитесь легко скользить по тексту, прекрасно понимая его смысл (как это делал Максим Горький).

Упражнение 4.5. Структурирование текста

В этом упражнении вам будет предложен текст для быстрой «пробежки глазами», после чего необходимо восстановить порядок его логических частей.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните хорошего понимания прочитанного.
Затем переходите к следующему уроку.

Источник

Методика обработки полученной информации

Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее обрабатывают и фиксируют. Способы обработки информации:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала.

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора.

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

План — это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. Возможны два способа работы: или соста­вить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками. Можно более рационально подойти к составлению пла­на: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последу­ющего совершенствования его. Рекомендации!

  1. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.
  2. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
  3. Чтобы облегчить роботу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
  4. Запись любых планов делайте ток, чтобыее легко можно было охватить одним взглядом.
Читайте также:  Способ тепловой обработки варка основным способом

Тезисы — краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. Так как тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

Рекомендации!

  1. При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
  2. Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
  3. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).
  4. По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

Работа наданнотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Рекомендации!

  1. Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.
  2. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.
  3. В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос, особенно детально анализирует, убедительно доказывает).

Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Рекомендации!

  1. Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые место текста.
  2. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.
  3. Составьте план текста — он поможет вам в логике изложения группировать материал.
  4. Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
  5. Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает. », «раскрывает. »).
  6. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
  7. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц.

В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Выписки. Выписки особенно удобны, когда требуется со­брать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных ви­дов записей, таких как тезисы, конспекты. Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.

Рекомендации!

1. Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

2. Не старайтесь «обильно» автоматически выписывать ци­таты взамен творческого освоения и анализа текста.

3. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора, излагаются своими словами.

4. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержа­ние, записать своими словами.

5. Яркие и важнейшие места приво­дите дословно. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отде­ляя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.

Читайте также:  Способы изображения цветов для детей

Доклад — это одна из разновидностей самостоятельной работы студента, в которой, в краткой форме, отражают суть того или иного вопроса. В среднем объём доклада составляет около 5 страниц. Работа над докладом способствует формиро­ванию навыков исследовательской работы, расширяет по­знавательные интересы, приучает критически мыслить.

Рекомендации!

1. Выбирайте, по возможности, интересную для вас тему.

2. Планируйте свои действия.

3. Комбинируйте различные источники информации.

4. Подготовьте речь защиты.

Стендовый доклад — это постерная презентация научного сообщения (от англ. Poster- плакат, афиша), одна из эффективных форм оперативного сообщения научных данных с использованием плаката.

В форме стендовых представляются те доклады, которые в наглядном виде могут быть восприняты лучше, или те, которые интересны очень разным участникам, но они в силу, например, разнообразия мероприятий на конференции могут такой доклад пропустить.Стендовый доклад состоит:

· из плаката (постера), который содержит материалы научной работы;

Реферат(от лат. геfeго — сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содер­жания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой пробле­мы, приводит различные точки зрения, а также собствен­ные взгляды на нее.

Рекомендации!

Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-тема­тический характер. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над рефератом:

1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме. Как правило, при разработке реферата используется не менее 10 -14 различных источников.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата:

Оглавление (в нем последовательно излагаются назва­ния пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, да­ется характеристика используемой литературы).

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно рас­крывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логи­чески является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схе­мы).

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

Требования к оформлению реферата:

Объем реферата может колебаться в пределах 15 печатных страниц, все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюде­нием культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Должна быть соблюдена последовательность написа­ния библиографического аппарата.

Критерии оценки реферата:

Актуальность темы исследования.

Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала.

Правильность и полнота использования источни­ков.

Соответствие оформления реферата стандартам.

Источник

Оцените статью
Разные способы