Виды обработки драгоценных металлов
НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЮВЕЛИРНОЙ ТЕХНИКИ:
I. СКАНЬ (ФИЛИГРАНЬ) — ажурные или напаянные на металлический фон узоры из гладкой проволоки, скрученной из двух-трех нитей, затем сплющенной в ленточки.
Различают следующие виды филиграни:
1. Ажурная — кружевной узор с насквозь просматриваемым рисунком.
2. Фоновая — филигрань, напаянная на специально подготовленный фон.
Элементы ажурной и фоновой филиграни:
Гладь — круглая проволока различной длины и сечением от 0,2 до 1,3 мм.
Зернь — мелкие металлические шарики размером от 0,2 до 2 мм.
Колечко — круглый элемент с внешним диаметром не более 3 мм из плоской и круглой глади, круглой или плоской веревочки. В основном используются для набора фона фоновой филиграни.
Филигрань бывает плоской и объемной. Плоская ажурная филигрань
— броши или фигурки животных. Объемная ажурная филигрань — вазы, кубки, шкатулки, а фоновая — кулоны, серьги конусных или цилиндрических форм.
В плоской ажурной филиграни выделяют многоплановую филигрань
— сканная композиция, состоящая из многих узоров, напаянных один на другой и находящихся при этом в различных плоскостях, то есть изделие приобретает объем.
II. ЭМАЛЬ — особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. Эмалью покрывают тонким слоем металлические изделия и закрепляют на них обжигом, в результате чего она превращается в блестящую поверхность с устойчивыми яркими цветами.
Выемчатая — эмаль, наносимая в углубления изделий. Углубления под эмаль могут быть подготовлены литьем или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением. В этом приеме применяются как прозрачные, так и непрозрачные эмали.
Перегородчатая — на пластинку устанавливают или напаивают перегородки из плоской вальцованной проволоки. Пространства между ними заполняются эмалью. Перегородки выгибают в соответствии с контурами рисунка, а участки эмали образуют красочные элементы украшения.
Живописная эмаль — пластину основания покрывают тонким слоем прозрачной или непрозрачной эмали. Рисунок наносят тщательно растертыми красками и затем обжигают. После обжига живопись покрывают бесцветной эмалевой глазурью.
III. ЧЕРНЕНИЕ — имеет много общего с эмалированием. Черная смесь серебра, меди, свинца и серы (чернь) при прокаливании вплавляется в углубления рисунка, выгравированного на поверхности изде-лия, и образует плоский цветовой контраст.
ВИДЫ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ:
Золочение и серебрение — это гальваническое покрытие стойкими металлами менее стойких металлов для придания изделиям нарядного вида и защиты от коррозии. Слой золочения или серебрения может быть различным в зависимости от вида изделия и его назначения. Для серег, брошей и медальонов, изготовленных из серебра, толщина золочения составляет 1 мкм, для цепочек — 2 мкм.
Родирование — процесс нанесения слоя родия на серебряные изделия с целью их предохранения от потускнения.
Оксидирование — декоративное покрытие поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных частей темным налетом с плавным переходом к светлому тону на выпуклых участках.
Алмазная грань — вид декоративной обработки, при которой алмазным резцом наносится регулярный геометрический орнамент.
Полировка — операция чистовой обработки металла. Изделие приобретает зеркальный блеск. Ручная полировка предпочтительнее механической.
Матирование — одна из операций чистовой обработки. В результате обработки изделие приобретает шероховатую поверхность. Сочетание матовой поверхности с зеркальной, придает изделиям особую привлекательность.
Сатинирование — производится круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке. Тонкие продольные риски придают изделию матированную поверхность.
Микрочеканка — производится посредством мелких ударов чеканом по поверхности изделия для придания переливчатого эффекта.
Современная тенденция — использование двух-трех видов финишной обработки поверхности в одном изделии. Такой прием используется для контраста и выразительности.
Драгоценные металлы группы платиновых не распространены в природе в чистом виде. Все металлы проходят сложный технологический процесс обработки, который называется аффинажем.
Аффинаж – металлургический процесс получения драгоценных металлов последствием очистки их от загрязняющих примесей. Процесс аффинажа сложен по своему принципу, поэтому его проводят на специальных предприятиях по всему миру.
Процедура аффинажа состоит из нескольких этапов:
— химическая очистка металла (металлы платиновой группы проходят очистку растворением в минеральных кислотах и дальнейшим выделением из раствора специальными реагентами).
— физическая шлифовка металла.
— дальнейшая обработка металла концентрированными растворами, необходимая для достижения наивысшего качества очищенного металла.
Преимущественно для процедуры аффинажа используют концентраты с приисков драгоценных металлов, а также драгоценные металлы, которые подвергаются вторичной переработке.
Для проведения процедуры аффинажа таких материалов как золото и серебро используют «сухой» и «электролитический» методы аффинажа. Этот метод более простой, так как золото и серебро имеют несложную схему растворения.
Для группы платиновых металлов преимущественно используется «мокрый» метод аффинажа. Суть этого метода заключается в растворении драгоценных металлов или лома этих металлов в царской водке, которая является катализатором и ускоряет процесс выделения чистого металла из шлакового раствора с применением различных реагентов.
Источник
Ювелирные способы обработки драгоценного металла
Различные способы художественной обработки металлов также имеют длинную историю. Некоторые из них возникли в глубокой древности, но не потеряли своей ценности до наших дней, другие были разработаны сравнительно недавно. В арсенале современного ювелира — художественное литьё, резьба, гравировка, филигрань, чеканка, насечка, различные виды эмалей. Эти техники по-прежнему основаны на приёмах ручной обработки, а потому очень трудоёмки. Чаще всего их применяют для авторских работ. Причём ручное, эксклюзивное изготовление в наши дни является основополагающим и для создания новых моделей изделий, и для свежих стилевых идей.
- Эмаль (от франк. «плавить»). Древнерусское название эмали «финифть» происходит от греческого «фингитос» — «блестящий камень». Эмаль представляет собой тонкий слой стеклянного сплава, цвет которого зависит от окисей входящих в его состав металлов. Окись железа, например, придаёт эмали жёлтый или коричневый оттенок; окись марганца— фиолетовый, коричневый, чёрный; закись-окись кобальта— оттенки синего и голубого; хромовокислый свинец и хромник — розовый, ярко-красный и коричневый цвета. По составу эмали разделяют на прозрачные, полупрозрачные и глухие, или опаковые. Обжиг нанесённой на изделие эмали в зависимости от её состава выполняют при температуре от 600 до 800 «С. Первые украшения с эмалью появились в Древнем Египте во II тысячелетии до н. э. Возникновение этой техники, видимо, связано со случайным растрескиванием и расплавкой украшавших изделия небольших вставок из цветного стекла, помещённых между золотыми перегородками. Несмотря на отрывочность сведений, можно утверждать, что в Восточном Средиземноморье эмаль знали уже к середине I тысячелетия до н.э. Развитие научных знаний в ведущем центре европейской культуры Средневековья — Византии обусловило появление в VII в. сложнейшей техники перегородчатой эмали. Работы византийских эмальеров быстро достигли удивительного совершенства. Перегородчатая эмаль выполнялась на тонкой, обычно слегка выпуклой золотой пластине. С помощью шаблона мастер делал оттиск лотка — своеобразного миниатюрного ложа для эмали. На дно лотка напаивали ребром тончайшие ленточки-перегородки, «вырисовывавшие» чёткие контуры будущих изображений; их заполняли эмалевой массой. Затем пластинку с эмалью подвергали обжигу и, наконец, шлифовали. Цветовая гамма отличалась сочностью и богатством. Перегородчатой эмалью украшали головные уборы, пластинки с нею нашивались на парадные одежды светских властителей и церковных иерархов, они в обилии сохранились на окладах икон и церковных книг. Замечательным памятником работы византийских и итальянских эмальеров XII в. является золотое убранство алтарной преграды собора Святого Марка в Венеции.
Эмаль по сканому узору, при которой цветные эмали заполняют контуры, образованные сканью (филигранью), была очень популярна в искусстве Китая, Трансильвании (северо-западная часть современной Румынии) и Италии XV—XVII вв. Примерно в середине XVI в. эта техника использовалась русскими мастерами в Москве, городах Русского Севера и в Великом Новгороде. В царёвых мастерских Оружейной палаты были выполнены лучшие из подобных работ. Среди них оклад Евангелия, заказанный Иваном Грозным для Благовещенского собора Московского Кремля. Цвета эмалей здесь перекликаются с чистым густым тоном васильково-синих цейлонских сапфиров. В XVII столетии в Москве, ведущем центре художественных ремёсел, создавались особенно эксклюзивные и разнообразные эмалевые произведения. На московском посаде предпочтение отдавали эмалям мягкой сине-зелёной гаммы. Ею расцвечивали узоры размётных трав на ларцах, чашах и коробочках для румян, бытовавших не только в боярских теремах, но и в домах зажиточных горожан. Узор этот оживляли миниатюрные серебряные накладки в виде звёздочек и розеток, их дополняли капли бело-эмалевого жемчужина. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете приобрести вареньица с аметистами.
Гравировка (гильоше)
В эпоху барокко и рококо эмаль стала одним из ведущих элементов художественного декора. Эмали по гравированной поверхности, расписные эмали, сочные миниатюры в изобилии украшают табакерки, часы, перстни, туалетные коробочки и ароматники. На них мы видим пышные гирлянды цветов, очаровательные композиции на исторические и библейские сюжеты и даже батальные сцены. Маленькие эмалевые шедевры восхищали современников живостью красок и богатством оттенков. Широкое признание миниатюры в России привело к учреждению в 1779 г. в Академии художеств класса эмальерной живописи. В эпоху историзма возродились мотивы эмалевых по скани и резьбе изделий допетровской Руси. Орнаменты, взятые из рукописных книг, появились на самых разнообразных предметах — от парадной, подарочной посуды и ларцов до миниатюрных украшений. Их выполнял ряд мастерских, особую известность среди которых приобрели фирмы И. Губкина, П. Овчинникова, И. Хлебникова. В годы беспрецедентного расцвета эмалей фантастически расширилась их палитра. У Фаберже, например, она насчитывает почти полторы сотни цветов и оттенков! В конце XIX — начале XX в. множество отечественных и зарубежных мастеров отдавали предпочтение эмали по гильошировке. Для фирм Л. Картье, К. Фаберже, И. Брицына и других вещи с эмалью гильоше стали своего рода визитной карточкой. Шелковистый блеск гравированного узора, нанесённого специальной машиной и покрытого прозрачной или полупрозрачной эмалью, создавал чарующий эффект. Золотые и серебряные эксклюзивные ювелирные украшения с эмалью гильоше — от запонок и дамских сигаретниц до настольных часов и рамок для фотографий — считались своеобразным символом элегантности. Эмаль гильоше (эмаль по гильошировке) — техника покрытия не сколькими слоями прозрачной цветной и бесцветной эмали поверхности металла, предварительно гравированной особым механическим приспособлением, отчего на ней образуется узор в виде тонких волнообразных линий, чешуек, спиралей, отчётливо просвечивающий сквозь эмалевую поверхность. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать семейную реликвию Мечеть.
Ведущие ювелиры Европы — от парижан Лалика и Вевера до мастеров Москвы и Петербурга — охотно обращались и к новым материалам и техникам эмальерного производства: ярким декоративным эмалевым лакам, эмалям с эффектом опалесценции (рассеивания света), столь любимым в эпоху модерна, и к волшебным нежным оконным, или витражным, эмалям. Предметы, украшенные оконной эмалью, особенно нарядны. Нанесённые на прорезной или ажурный сканый узор, они, если рассматривать их на свет, производят эффект, подобный витражу. Хрупкие и сложные в исполнении, эти изделия требовали от мастера исключительной аккуратности, и потому работа с ними была доступна лишь избранным фирмам.
Резьба, гравирование — древнейший художественный приём обработки металлов, дерева, кости и камня, известный человечеству на протяжении тысячелетий. В его основе — нанесение на поверхность изделия линейного рисунка или узора. Со временем мастера от плоскостной резьбы перешли к гравюре, позволявшей придать изображению трёхмерность, объёмность. В России технику гравировки освоили на рубеже XVII—XVIII вв. Одним из выдающихся резчиков того времени был мастер государевой Оружейной палаты Василий Андреев. Нанесённые резцом изображения или узоры служат первым этапом работы над изделием, украшаемым чернью, но при этом линия резьбы вынимается несколько глубже, чем обычно.
Чернение
Чернение — древний способ декорирования изделий из серебра и золота. Сущность его заключается в нанесении на гравированную поверхность металла жидкого сплава (черни), в состав которого входят серебро, медь, свинец и сера. Цвет и блеск черневого узора или изображения может варьироваться от бархатисто-чёрного до голубовато-серовато-чёрного. Ещё в XVI в. в «Трактате о златокузнечестве» Бенвенуто Челлини описал несколько рецептов черни. Тонко измельчённый порошок разбавляют раствором буры, поташа и поваренной соли до состояния жидкой сметаны. Этой смесью покрывают узор либо фон изображения. После обжига при температуре 300—400 °С с изделия снимают лишние натёки; далее следует полировка, и тогда черневое покрытие приобретает свойственные ему блеск и чёткость. Изделия, украшенные в этой технике, были известны ещё во времена античности. Их упоминает Плиний Старший. В Средневековье прекрас¬ную чернь изготовляли мастера Византии, Ближнего Востока, Италии, Кавказа, Древней Руси. Благородная роскошь отличает работы «черненых дел умельцев», служивших в мастерских Московского Кремля в XVI— XVII вв. К возрожденческим мотивам восходит ритмичный орнамент травных завитков, декорирующий борт золотого блюда весом почти 3 кг, служившего свадебным подарком Ивана Грозного его второй жене черкешенке Марии Темрюковне. По преданию, оно было поднесено молодой царице после первой брачной ночи: на нём лежал её новый головной убор — бабья кика, сменившая девичий кокошник и брачный венец. Прекрасно сочетаются чернение и крупные драгоценные камни, украшающие золотое кадило в форме одноглавой церковки, пожалованное царицей Ириной Годуновой в усыпальницу московских государей — Архангельский собор Кремля на помин души её мужа царя Фёдора Ивановича. В XVIII в. искусство черневой гравюры ярко проявилось в работах мастеров Великого Устюга и Тобольска. Черневая графика с изображением памятников древнерусской архитекту¬ры на фоне густых трав, наведённых по глубокой резьбе, украшает изделия, созданные в конце XIX в. мастерами фабрик московского купца Василия Семёнова и в мастерских фирм П. Овчинникова и И. Хлебникова. Здесь, как и в изделиях ХУШ в., чернение на серебре сочеталось с красивым золочением. В наши дни эта древняя техника сохранилась на Северном Кавказе, в ауле Кубачи, и далеко на севере России, на знаменитой фабрике «Северная чернь» в Сольвычегодске, где создают разнообразные серебряные украшения: браслеты, серьги, кольца, кулоны, роскошную посуду и предметы культа. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать наш один из самых популярных лотов чарка в виде гусарского кивера.
Чеканка
Чеканка — вид холодной обработки металла. Он заключается в нанесении на заготовку рельефа путём удара молотом по чекану (пуансону), кончик которого выполнен в форме шара, звёздочки, квадрата, желобка и др. Для этого вида работ идеально подходят ковкие и тягучие драгоценные металлы — золото и серебро. Мастера Древней Руси использовали до 450 чеканов разного назначения: с помощью одних фону придавали матовую фактуру, другими наносили узорные бордюры. Златокузнецы широко применяли чеканку, пока не был изобретён штамп, ускоривший и удешевивший работу над изделиями. Наряду с чеканкой часто использовали и басменное тисение — технику обработки металла для получения на его поверхности рельефных изображений путём выдавливания.
Насечка (таушировка) — древний художественный приём украшения драгоценными металлами (золотом или серебром) контрастных им по цвету изделий из бронзы или стали, в том числе булатной. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать авторский винный набор с драгоценными камнями.Этот способ декорирования применялся для отделки боевого и парадного оружия, доспехов и т. д. Суть процесса заключается в том, что на поверхности предметов делают насечки и в образовавшиеся углубления набивают золотую или серебряную проволоку, создавая тончайший узор завитков и стилизованных трав, а также изображения животных либо людей. Часто в технике насечки выполняли памятные надписи: имена владельцев, подписи мастеров или тексты нравоучительного характера. Таушировка широко применялась в XII—XVII вв. Ею блестяще владели мастера Византии, Ближнего Востока, Китая, Японии, Северного Кавказа и Древней Руси. В настоящее время эта техника сохранилась в декоративно-прикладном искусстве Италии, Испании, Ирана, Китая и Японии. Ею славятся художники дагестанского аула Кубачи, Тулы, Ижевска и Златоуста.
В нашем каталоге вы можете приобрести все дорогие подарки. Также у нас есть камнерезные фигурки, миниатюрная пластика в золоте и серебре.
- Если вам понравилась статья «Ювелирные способы обработки драгоценного металла» и вы хотите купить дорогой и достойных подарок себе или близкому человеку, отправьте запрос на WhatsUp или телефон +7-903-749-4000.
Для самых взыскательных: в продаже 9 культурных ценностей РФ с документами от Минкульта
«БоКаДо» — Богатство, Качество, Достоинство.
Источник