Способы обозначения звука й конспект урока

«Звук [й*]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й*] на письме»
план-конспект урока по русскому языку (1, 2 класс) по теме

Тема, представленного мною урока русского языка: «Звук [й , ]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й , ] на письме». Обозначение звука [й , ] на письме – тема достаточно сложная для понимания учащихся начальных классов, но в тоже время очень важная, т.к. задания, основанные на знаниях способов обозначения звука [й , ] на письме, встречаются в олимпиадах, различных интеллектуальных конкурсах по русскому языку и даже выносятся на ЕГЭ.

Данный урок — оригинальная авторская мультимедийная разработка. Введение на каждый слайд героя урока Незнайки, создает не только эмоциональный настрой, но и позволяет преодолеть психологическое напряжение детей на уроке – страх ошибиться в своих высказываниях. Элементы игровой технологии помогают включить каждого учащегося в активную деятельность, дают возможность, независимо от способностей, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения («Я – умнее Незнайки! Я – знаю больше Незнайки!»).

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Звук [й*]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й*] на письме» 21.07 КБ
Презентация к уроку «Звук [й*]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й*] на письме» 827.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Автор: учитель начальных классов МОУСОШ №4

г. Новокубанска Краснодарского края

Гридина Елена Александровна

Тема урока: «Звук [й , ]. Обозначение его на письме.

Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й , ] на письме»

  • Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука [й , ] на письме.
  • Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й , ] на письме.
  • Развитие мыслительной деятельности учащихся.
  • Совершенствование коммуникативных умений учащихся.
  • Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.
  • Открыть совместно с учащимися «новый» способ обозначения [й , ] на письме.
  • Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
  • Включить каждого ученика в активную деятельность , дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

Тип урока: урок – открытия новых знаний с мультимедийной презентацией.

  • Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.
  • Раздаточные листы для детей.

г. Новокубанск – 2011

План – конспект урока

«Звук [й , ] и его обозначение на письме.

Мягкий знак, как способ обозначения звука [й , ]на письме»

Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего. Садитесь. Проверьте осанку.

Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков — Ю. Энтин))

Учитель. Вы согласны, что «на свете не возможно все узнать» (Выслушиваются мнения детей .)

Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка.

Смена слайда — КЛИК (затемнить экран – клавиша В)

— Героем нашего урока будет Незнайка-сочинитель .

— Как вы думаете, чем он будет заниматься? (Дети: писать, сочинять)

3. Введение в тему. Активизация знаний.

Слайд 3 КЛИК – появляется деформированный текст:

Я поэт, зовусь Незнака ,

От меня вам балалака!

Учитель (после прочтения учащимися текста слайда)

— Вот он и насочинял.

— Помогите Незнайке исправить ошибки, чтобы больше никто не смеялся над ним.

— О какой букве совершенно забыл Незнайка?

КЛИК — деформированный текст исчезает с экрана, появляется исправленный текст (выделение объекта изучения цветом):

Я поэт, зовусь Незна й ка,

От меня вам балала й ка!

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

(Выслушиваются предположения детей .)

Смена слайда – КЛИК (затемнить экран-клавиша В)

3.1 Активизация знаний, полученных в 1-м классе.

Учитель. Вспомните, какой звук, обозначает буква й : гласный или согласный?

(Выслушиваются предположения детей )

(Отменить затемнение экрана — клавиша В ) – на экране модели-звуков, с которыми учащиеся работали в «Азбуке» ) и Незнайка.

Учитель. Вы согласны с «догадкой» (предположением) Незнайки?

(Выслушиваются высказывания детей .)

При помощи звуковых моделей происходит активизация знаний о различии звуков [й , ] и [и].

Учитель. Проверим, что о себе «расскажут» звуки.

КЛИК – появляются облачка-выноски, модели-звуки «рассказывают» о своих различиях.

(затемнить экран-клавиша В)

3.2 Работа с раздаточными материалами .

Раздаточный лист зад. №1, параллельно задание выполняется на доске

Учитель. Прочитайте слова, что в них общего?

-Каким звуком они оканчиваются?

-Какой буквой на письме обозначается звук [и] ?

— Измените слово так, чтобы оно заканчивалось звуком [й , ] . Какой буквой обозначим звук [й , ] ?

Дети выполняют задание и приходят к выводу, что в данных словах звук [й , ]обозначается буквой й (и-краткое).

3.3 Оглашение учителем темы, целей и задач урока

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(Выслушиваются предположения детей )

Смена слайда – КЛИК (Отменить затемнение экрана — клавиша В ) – на экране демонстрация темы урока)

4. Постановка проблемы.

Смена слайда – КЛИК – на экране появляется Незнайка и тема урока

Учитель. Помоги Незнайке вспомнить слова на букву й, запиши их.

КЛИК – появляется буква Й

(затемнить экран-клавиша В)

4.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах

Раздаточный лист зад. №2

— Проверьте (Отменить затемнение экрана — клавиша В ) КЛИК

— Допиши буквы так, чтобы получились новые слова.

КЛИК – появляется буквосочетание — АЙКА

(затемнить экран-клавиша В)

— Проверьте (Отменить затемнение экрана — клавиша В ) КЛИК

— Какой буквой на письме обозначается звук [й , ]?

(Выслушиваются предположения детей )

КЛИК — появляется модель-звука [й , ] и вывод: Звук [й , ] на письме обозначается буквой Й.

4.2 Постановка проблемы:

Учитель. Как вы думаете, существуют еще буквы, которыми на письме можно обозначить звук [й , ] ?

(Выслушиваются предположения детей .)

— Давайте проверим вместе с Незнайкой.

Смена слайда – КЛИК

5. Исследование проблемы. Открытия.

С лайд 7 ( на экране звуковая запись слов в цвете , КЛИК – появляется Незнайка )

(Незнайка (учитель) читает транскрипцию, умышленно выделяя голосом звук [й , ] )

Учитель. Ничего не понял Незнайка. Объясните Незнайке, что это за странные записи?

(Ответы детей: звуковая запись слова)

— Запишите слова, заменив звуки буквами

5.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах (в зависимости от уровня подготовки класса возможна коллективная работа)

Раздаточный лист зад. №3

(затемнить экран-клавиша В)

— Проверьте. КЛИК – на каждое слово

— Что вы заметили?

— Какими буквами вы заменили звукосочетания?

— Почему эти буквы обозначают звук [й , ] в этих словах?

(Аналогично проводится работа со словами из 2-го столбика)

— Так какими же еще буквами на письме обозначается звук [й , ] ?

КЛИК – появляются модели-звуки

Вывод делают сами учащиеся, КЛИК — после этого на экране демонстрируется вывод учителя.

(затемнить экран-клавиша В)

Динамическая пауза «Лови звук [й , ] »

(Хлопок над головой – звук в начале, хлопок обычный — в середине, хлопок внизу – в конце)

Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог.

6. Практическое применение полученных знаний. Постановка новой проблемы.

Смена слайда – КЛИК — появляется Незнайка с новым заданием

6.1 Работа в парах. Классификация способов обозначения звука [й , ] на письме)

Учитель. Незнайка получил задание от Знайки и не справился. Поможем ему?

— Посоветуйтесь с соседом по парте и выпишите в один столбик слова, в которых звук [й , ] обозначен буквой й , а в другой – гласными буквами е, ё, ю, я КЛИК .

Раздаточный лист зад. №4 (затемнить экран-клавиша В)

6.2 Взаимопроверка. КЛИК — появляются столбцы слов на экране

— Обменяйтесь листами и проверьте по экрану.

— Все слова вы распределили по столбикам?

(Дети: «Нет, осталось слово «варенье») КЛИК

— Как вы думаете, почему Незнайка решил, что слово варенье лишнее?

(затемнить экран-клавиша В)

6.3 Постановка новой проблемы.

Раздаточный лист зад. №5+ доска

— Сделайте транскрипцию слова варенье. Что вы заметили?

(Отменить затемнение экрана — клавиша В ) КЛИК

— Почему в этом слове буква е обозначает звук [й , ] (не в начале слова и не после гласной)?

(Выслушиваются предположения детей)

7. Исследование проблемы. Открытие.

Смена слайда – КЛИК – рисунок забора с рожицей человечка, появляется Незнайка

Учитель. Однажды Незнайка увидел странную запись на заборе. КЛИК

— Помогите ему записать эти слова.

(затемнить экран-клавиша В)

7.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах

Раздаточный лист зад. №6+ доска

— Проверьте на экране (открыть объектив проектора ) КЛИК

— Какими еще буквами обозначается на письме звук [й , ]

Вывод делают сами учащиеся, КЛИК — после этого на экране демонстрируется вывод учителя.

Учитель. Но об этом подробнее мы поговорим завтра на уроке.

(прием отсроченной во времени проблемы ).

(Если позволяет время, аналогично проводится работа с остальными словами ). Смена слов – КЛИК

8. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия .

Смена слайда – КЛИК — появляется Карта урока и Незнайка.

Учитель. Какие же открытия мы вместе с Незнайкой сделали сегодня на уроке?

— Посмотрите на карту и помогите Незнайке вспомнить, какими буквами на письме можно обозначить звук [й , ]?

КЛИК – Незнайка премещается по Карте урока и «возвращается» при помощи гиперсылок на основные слайды, помогая детям создать целостную картину восприятия нового материала.

Этот слайд рекомендуется использовать в начале следующего урока, как средство активизации полученных новых знаний.

( Гиперссылки: КЛИК – по указателям – переход на основные слайды, КЛИК на стрелки возврата на слайдах – переход к слайду 9)

— Что тебе запомнилось больше всего? Почему?

— Что понравилось /не понравилось? Почему?

— Что вызвало затруднение? Почему?

Смена слайда – КЛИК появляется Незнайка, смена экспозиции на слайде- КЛИК

Изобрази своё отношение к уроку и отношение к себе на уроке

Смена слайда – КЛИК Слайд 12

9. Дифференцированное домашнее задание (по усмотрению учителя)

1. КЛИК Традиционное задание: упражнение из учебника

2. КЛИК Творческое задание: поискового характера «задает» Незнайка

(Конечно, дети выбирают задание Незнайки, значит цель урока — достигнута!)

Источник

Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100» Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»

Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».

Цели урока:

· Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука [й , ] на письме.

· Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й , ] на письме.

· Развитие мыслительной деятельности учащихся.

· Совершенствование коммуникативных умений учащихся.

· Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.

Задачи урока:

· Открыть совместно с учащимися способы обозначения [й , ] на письме.

· Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.

· Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

Скачать:

Вложение Размер
uchitel_goda.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»

Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».

  • Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука [й , ] на письме.
  • Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й , ] на письме.
  • Развитие мыслительной деятельности учащихся.
  • Совершенствование коммуникативных умений учащихся.
  • Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.
  • Открыть совместно с учащимися способы обозначения [й , ] на письме.
  • Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
  • Включить каждого ученика в активную деятельность , дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки

Урок у нас ответственный и важный.

В добрый путь, друзья!

В пути мы будем вместе вы ученики 2 «А» класса и я, зовут меня Лариса Владимировна. А сопровождать нас будет коми герой. Как его зовут – это маленькая тайна.

Но этот герой предлагает выполнить вот такое задание.

Карточка лежит у вас на столах.

— Почему, ребята, ответы отличаются? ( Нам не хватает знаний, что – то мы ещё не изучили.

Значит что – то новое нам надо сегодня узнать. А что именно, нам поможет коми – герой. Его зовут /Йиркоп/. Слышали такое имя?

— Какой звук стоит в начале слова? (Звук й)

— Как обозначим звук на письме?

— Давайте попробуем определить тему урока из выше сказанного.

Тема: Звук /Й/ и его обозначение на письме.

— А, как вы думаете, сколько способов обозначения звука[ Й] на письме?

— Опять разные ответы.

Цель; расширить и активизировать знания о способах обозначения [Й] на письме.

— А надо ли нам это узнавать. Пусть себе остаётся неизвестным? (Надо, чтобы быть грамотными)

— Предлагаю вам отправиться в экспедицию вместе с Йиркопом в удивительный мир русскому языка и разгадать одну из тайн про хитрый зук [Й]..

-Кто слышал слово «экспедиция» и может объяснить его значение?

— А где можно уточнить значение слова? (в словаре)

— Но словарей много: орфографический, словарь – антонимов…..

— Нам понадобится толковый словарь. Что значит толковый (толковать, растолковывать, объяснять)

— Я выписала определение слова «экспедиция» из словаря В.И. Даля от латинского «отправка вдаль, поездка с целью исследования»

А девизом нашего исследования будет коми пословица.

— Кто – знает окончание пословицы? Достигнув цели исследования, мы узнаем и вторую половину пословицы.

Вернёмся к нашим карточкам

1.- Какой самый простой и известный способ обозначения /Й/?

— Назовите такие слова. Молодцы.

— А кто может назвать словарные слова, где пишется буква «и краткое»?

Откройте тетрадочки, запишите число …… и слова «классная работа».

Продиктуем друг другу несколько слов.

  • Записываем слова на доске и в тетради.
  1. – В каких словах отчетливо слышен звук [Й] и у нас не возникает вопросов.

Яблоко, маяк, ёжик.

— Звук мы слышим, а буквы не видим. Куда спрятался [Й]?

— (Когда в начале слова или после гласной мы слышим звукосочетания ……. то пишутся йотированные буквы Е,Ё,Ю,Я.

— Тогда у меня опять непонимание. В словах йогурт и йог тоже звукосочетание…. Но бука ё не написана, почему?

( Слова йогурт и йога – слышим звукосочетания, но они заимствованные из другого языка и их пишут так, как принято в том языке, поэтому они начинаются с буквы Й) таких слов в русском языке не очень много, если вам интересно, то можно дома продолжить исследование и найти такие слова.

— А где можно их отыскать? (в словаре, но уже орфографическом)

  • Йиркап – герой вымских преданий, легендарный коми – охотник. Однажды на берегу озера он стал свидетелем драки ворса и васа. Йиркап помог лешему, и он в благодарность посоветовал Йиркапу найти своё дерево, сделать из него лыжи. Эти лыжи обладали необыкновенной скоростью. А подробнее вы сможете прочитать в книге «Коми легенды и предания» составитель В.Г. Рочев.
  • Наш герой предлагает нам отдохнуть.

Я называю слова. Если в слове звук /Й/ находится в начале слова, то хлопок над головой, если /Й/ — в середине слова, то хлопок перед собой если в конце – внизу.

Майка, юла, зелёный, йод, зайка, цветной, ёлка, игра.

Исследователи должны быть не только шустрыми, но внимательными. Игра «стрелка»

Пока мы с вами играли, Йиркоп со дна морского достал вот такую запись

  • На доске записаны слова

— Что интересного заметили?

— Почему написали разделительный Ь?

— Можете сейчас объяснить?

  • Действия в зависимости от ответов детей.

Да. Пишется после согласной перед гласными е ё ю я, если в слове слышится /Й/

Да. Пишется после согласной перед гласной е ё ю я.

Да. В слове слышится /Й/

Нет, не можем объяснить.

— Какая интересная гипотеза. Давайте её проверим.

Для этого понаблюдаем за написанием и звучанием.

— Почему тогда в словах первого столбика нет разделительного знака?

— но, например, в слове яблоко или маяк тоже слышится /Й/?

Стр 118 правило.

Совпадает ли наш вывод с выводом учебника?

— Мы с вами сделали более точный вывод. Молодцы!

— Предлагаю вам провести исследование. Для этого у вас на столах лежат карточки . Прочитайте, какое задание вам предложено. Работать будем по группам.

  • Проанализируйте слова.
  • Сравните произношение с написанием из предложенных вариантов.
  • Выберите правильное высказывание.
  1. Разделительный мягкий знак пишется перед всеми йотированными гласными.
  2. Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и.
  3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и, если слышится /Й/

— Получили новое знание? С какой целью узнавали, что будем с новым знанием делать?

(будем закреплять, применять на практике)

1. Спиши слова, подчеркни разделительный мягкий знак.

Полью из лейки, гроздья рябины, оленьи рога.

2. Прочитайте, спишите, вставьте, где нужно разделительный мягкий знак.

Ноч…ю, солов…и, вою…ют, руж…ё, в…юнок.

3. Прочитайте, измените слово, записав в форме множественного числа.

— Кто выбрал первое задание? (второе, третье?)

  • Проверка задания коллективно.

Наше экспедиция подходит к завершению, а вместе с ним и исследование.

— Что было объектом исследования?

— Какая цель исследования перед нами стояла в начале нашего занятия?

— Достигли ли мы этой цели?

— Какую работу выполняли для того, чтобы узнать?

У вас на столах цветочки двух цветов.

Если вам урок понравился, и вы знаете способы обозначения звука /Й/ на письме и можете рассказать товарищу, то красный.

Если вы поняли, но пока сомневаетесь – белый.

Посмотрите, какая яркая цветочная поляна у нас появилась впредверии праздника 8 марта.

Источник

Читайте также:  Способы организации учебной деятельности обучающихся с овз
Оцените статью
Разные способы