Способы обозначения мягкости согласных примеры

Способы обозначения мягкости согласных примеры

М ягкость согласных обозначается на письме разными способами.

    Мягкость согласных на конце слова и перед согласными обозначается буквой «мягкий знак» Ь: «стиль», «связь», «корень», «ходьба». Сказанное не относится

1) к сочетаниям ШЬ, ЖЬ, которые всегда обозначают твёрдые [ш] и [ж]: «брошь» [бр&oacuteш], «ложь» [лош];
2) к сочетаниям ЧЬ, ЩЬ, в которых буква Ь ничего не значит, поскольку буквы Ч и Щ уже обозначают мягкие согласные: «речь» [р’еч’], «помощь» [п&oacuteмъш’:] (ср. «печной» [п’ич’н&oacuteй], «сущность» [с&yacuteш’:нъс’т’] — без Ь после Ч и Щ).

  • Мягкость согласных перед гласными обозначается буквами Я, Ё, Ю, И, Е, которые после букв парных по твёрдости-мягкости согласных передают мягкость предшествующего согласного + соответствующий гласный ([а], [о], [у], [е] или [и]): «ряд» [р’ат], «мёд» [м’от], «люди» [л’&yacuteд’и], «мир» [м’ир], «мел» [м’ел]. Однако следует помнить, что в ограниченном количестве заимствованных слов буква Е может употребляться после твёрдых согласных: «темп» [темп], «тезисы»[т&eacuteз’исы].
  • Буквы Ч и Щ обозначают мягкие согласные [ч’] и [ш’:]: «час» [ч’ас], «ручка» [р&yacuteч’къ], «щука» [ш’`:укъ], «мощность» [м&oacuteш’:нъс’т’].
  • Следует особо указать на то, что гласные Я, Ё, Е, Ю, И обозначают мягкость только употребляясь после согласных. Употребляясь в абсолютном начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь, гласные Я, Ё, Е, Ю обозначают сочетание «[j] ([й]) + последующий гласный»: «твоя» [тваj&aacute], «статья» [стат’j&aacute], «твоё» [тваj&oacute], «объём» [абj&oacuteм], «есть» [jес’т’], «здание» [зд&aacuteн’ийь], «юбка» [j&yacuteпкъ]. Буква И в абсолютном начале слова и после гласных обозначает звук [и], а после разделительного мягкого знака (Ь) — сочетание «[j] ([й]) + [и]»: «игра» [игр&aacute], «мои» [ма&uacute], «ладьи» [лад’`jи], «оленьи» [ал’&eacuteн’йи].
    Таким образом, для обозначения сочетания типа «tja» («t’ja») используется сочетание букв соответствующего согласного + разделительный Ъ (Ь) + буквы Я, Ё, Е, Ю, И.

    Источник

    Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков

    Мягкость соглас­ных обо­зна­ча­ют глас­ные бук­вы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишет­ся в ряде слу­ча­ев. Буквы е, ё, ю, я игра­ют двой­ную роль в сло­вах в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ской позиции.

    Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков

    Мягкость соглас­ных зву­ков обо­зна­ча­ют глас­ные бук­вы е, ё, и, ю, я, напри­мер:

    Мягкий знак в обозначении мягкости согласных

    В рус­ской фоне­ти­ке мяг­кий знак не обо­зна­ча­ет зву­ка, а явля­ет­ся гра­фи­че­ским знач­ком, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся на пись­ме для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти соглас­ных, выпол­ня­ет раз­де­ли­тель­ную функ­цию меж­ду соглас­ны­ми и глас­ны­ми (серьёз­ный, сва­тья, дру­зья, пти­чье), а так­же слу­жит для обо­зна­че­ния неко­то­рых слов, например:

    • суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния (помощь, фальшь, моло­дёжь, речь);
    • форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­лов насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни (спо­ёшь, пля­шешь, выбро­сишь, при­кле­ишь).

    Будем иметь в виду, что для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти в соче­та­нии букв «ч», «щ» с дру­ги­ми соглас­ны­ми (чк, чн, чт, нч, нщ, рщ) мяг­кий знак не пишет­ся, например:

    Читайте также:  Способ применения холодной сварки bethel

    ру чк а, но чн ой, изя щн ость, по чт и, бара­ба нщ ица.

    Мягкий знак упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти пар­но­го соглас­но­го в сле­ду­ю­щих случаях:

    1. после бук­вы «л»
    сте­коль­щик, льви­ный, льня­ной, нельзя;

    2. перед бук­ва­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми твер­дый согласный
    крыль ц о, толь к о, бель­мо;

    3. перед бук­ва­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми мяг­кий соглас­ный, кото­рый в род­ствен­ных сло­вах или в дру­гих фор­мах это­го сло­ва ста­но­вит­ся твёрдым

    Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука

    Указанные бук­вы, кро­ме мяг­ко­сти преды­ду­щих соглас­ных, обо­зна­ча­ют в сло­ве два зву­ка в опре­де­лен­ной фоне­ти­че­ской позиции:

    1. в абсо­лют­ном нача­ле слова

    • есть [й’ э] ст;
    • ёжик [й’о ]жик;
    • яго­да [й’ а] гoда;
    • юнга [й’ у] нга;
    • съел — съ [й’ э] л;
    • бьёт — бь [й’ о] т;
    • объ­яв­ле­ние — об [й’ а] вление;
    • обе­зья­на — обезь [й’ а] на;
    • вью­га — вь [й’ у] га;

    3. после дру­гих гласных

    • зда­ние — зда­ни [й’ э];
    • даёт — да [й’ о] т;
    • лек­ция — лек­ци [й’ а];
    • июнь — и [й’ у] нь;
    • каю­та — ка [й’ у] та.

    Источник

    Способы обозначения мягкости согласных

    Урок русского языка

    Тема: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»

    Цель: создание условий для развития умений различать буквы мягких согласных звуков и определения способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

    — развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости;

    — воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль;

    — активизировать мыслительную, познавательную, речевую деятельность учащихся.

    – правильно называть звуки в слове,

    – правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

    — употреблять ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова, гласные для обозначения мягкости согласных

    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    1. Развивать умение извлекать информацию из схем, текстов.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    1. Развивать умение слушать и понимать других.

    2. Оформлять свои мысли в устной форме.

    1. Организационный момент

    Прозвенел звонок для нас,

    Все зашли спокойно в класс.

    Встали все у парт красиво,

    2. Минутка чистописания.

    — Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Выполним гимнастику для рук.

    Вот помощники мои,

    Их как хочешь поверни.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Продолжаем мы считать.

    И считали, и писали,

    Пальцы все мои устали.

    Этот пальчик хочет спать.

    Этот пальчик прыг в кровать.

    Этот рядом прикорнул.

    Этот пальчик уж заснул.

    Читайте также:  Мазь прополисная с пчелиным подмором способы применения

    А другой давненько спит.

    Кто у нас ещё шумит?

    Тише, тише, не шумите,

    Пальчики не разбудите.

    Утро ясное придёт,

    Солнце красное взойдёт,

    Станут птички распевать,

    Станут пальчики вставать.

    В школу пальчикам пора.

    — Откройте тетради, запишите дату, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку). На минутке чистописания вспомним характеристику звуков и запишем соответствующие буквы в тетрадь.

    1. Буква, живёт в первой строке, обозначает согласный звонкий звук, может быть мягким и твёрдым, пара по глухости звук [т]. (Д)

    2. От начала алфавита убежала на 17 место, стоит за гласной буквой. (П)

    3. Находится на 4 строке, и стоит между буквами, обозначающие твёрдые согласные звуки. (Ч)

    4. Стоит в алфавите между буками, обозначающие всегда мягкие согласные звуки, сама же обозначает всегда твёрдый согласный звук. (Ш)

    5. Стоит буква во 2 ряду, может обозначать мягкий и твёрдый согласный звук, пара по звонкости – звук [г]. (К)

    — Написать на строке эти буквы заглавная — строчная.

    3. Актуализация знаний.

    Буквы-значки, как бойцы на парад,

    В строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условленном месте стоит,

    А называется всё …(АЛФАВИТ).

    Что такое алфавит? (Буквы в определенном порядке) Из чего он состоит? (Из букв)

    Для чего нам нужны буквы? (Обозначать звуки на письме)

    Вспомним, что вы знаете о звуках. В парах закончите схему. Кто будет готов, встанет у своих парт.

    З вуки

    _ ________ ________ ________ _______ _____ ____

    (Самопроверка по образцу)

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    — Оцените свою работу.

    4. Формулирование учебной проблемы, планирование деятельности

    К нам на урок пришел один сказочный герой из произведения Н. Носова. Вы все его знаете. Он очень веселый, любит наряжаться в разноцветную одежду, не любит учиться и ничего не знает.

    В городе Цветочном —

    С ним происходило,

    Но признаться стоит,

    Этот мальчик милый.

    Кто же это? Отгадай-ка!

    Малыша зовут. (Незнайка)

    — Посмотрите, как Незнайка написал предложения.

    — Справился ли он с заданием Знайки?

    У Вэры жил бэлый кот.

    Он лубыл масо и рыбу.

    Дэвочка лубыла играт с котом.

    — Посмотрите на ошибки, допущенные Незнайкой.

    — Подумайте, чего он не знает.

    -Как нужно писать?

    -Почему нужно писать именно эту букву?

    Сформулируем тему нашего урока. (Способы обозначения мягкости согласных на письме)

    — Что нам нужно будет сделать, чтобы помочь Незнайке исправить ошибки?

    Составим план работы на уроке.

    1. Вспомнить способы обозначения мягкости согласных на письме
    2. Сформулировать правило
    3. Применить правило для выполнения упражнений.

    5. Поиск решения проблемы, формулирование правила

    — Начнем работу и познакомимся с фокусником русского языка.

    — Отгадайте, что это за буква. В русском языке выполняет огромную работу, а звука не обозначает.

    — Какую же работу выполняет Ь?

    — Попробуем выполнить самостоятельно несколько фокусов (игра «Стань волшебником»).

    е л ель

    б анка банька

    Читайте также:  Способ шитья вручную без швов

    — Какой звук слышим в конце первого слова? Какой это звук: твердый или мягкий?

    — Какой звук слышим в конце второго слова? Какой это звук: твердый или мягкий? Почему?

    — Как на письме мы покажем мягкость согласного?

    — Составьте новые слова так, чтобы на конце стоял мягкий согласный. Запишите их парами, обозначьте мягкий согласный и букву, которая на письме показывает мягкость предшествующего согласного.

    — С каким способом обозначения мягкости согласных на письме мы познакомились? (с помощью буквы Ь)

    Не сказать его никак!

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь

    Без пожара, просто так?

    — Оказывается, кроме Ь есть еще буквы фокусницы в русском языке. Понаблюдайте за ними.

    Источник

    Мягкость согласных на письме

    В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в’]ол (вёл).

    Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами:

    1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька.

    Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в тех случаях, когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твёрдым согласным (например, письме — письма, тьметьма, возьмивозьму) или только перед твёрдым (раньше). В большинстве же случаев мягкость согласного перед другим мягким согласным на письме не обозначается. Например, в слове вести буква «с» обозначает мягки звук [с’], но мягкий знак после неё не пишется.

    2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у! [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду.

    Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у,а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка).

    Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости — мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произноси**-* твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает но на * кость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука.

    Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

    Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис

    или приехать к нам в офис по адресу:

    РФ, г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
    помещение № IV

    Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету

    Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы