- Способы обозначения мягкости согласных примеры
- Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков
- Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков
- Мягкий знак в обозначении мягкости согласных
- Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука
- Способы обозначения мягкости согласных
- Мягкость согласных на письме
Способы обозначения мягкости согласных примеры
М ягкость согласных обозначается на письме разными способами.
- Мягкость согласных на конце слова и перед согласными обозначается буквой «мягкий знак» Ь: «стиль», «связь», «корень», «ходьба». Сказанное не относится
1) к сочетаниям ШЬ, ЖЬ, которые всегда обозначают твёрдые [ш] и [ж]: «брошь» [брóш], «ложь» [лош];
2) к сочетаниям ЧЬ, ЩЬ, в которых буква Ь ничего не значит, поскольку буквы Ч и Щ уже обозначают мягкие согласные: «речь» [р’еч’], «помощь» [пóмъш’:] (ср. «печной» [п’ич’нóй], «сущность» [сýш’:нъс’т’] — без Ь после Ч и Щ).
Следует особо указать на то, что гласные Я, Ё, Е, Ю, И обозначают мягкость только употребляясь после согласных. Употребляясь в абсолютном начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь, гласные Я, Ё, Е, Ю обозначают сочетание «[j] ([й]) + последующий гласный»: «твоя» [тваjá], «статья» [стат’já], «твоё» [тваjó], «объём» [абjóм], «есть» [jес’т’], «здание» [здáн’ийь], «юбка» [jýпкъ]. Буква И в абсолютном начале слова и после гласных обозначает звук [и], а после разделительного мягкого знака (Ь) — сочетание «[j] ([й]) + [и]»: «игра» [игрá], «мои» [маú], «ладьи» [лад’`jи], «оленьи» [ал’éн’йи].
Таким образом, для обозначения сочетания типа «tja» («t’ja») используется сочетание букв соответствующего согласного + разделительный Ъ (Ь) + буквы Я, Ё, Е, Ю, И.
Источник
Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков
Мягкость согласных обозначают гласные буквы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишется в ряде случаев. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в словах в зависимости от их фонетической позиции.
Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков
Мягкость согласных звуков обозначают гласные буквы е, ё, и, ю, я, например:
Мягкий знак в обозначении мягкости согласных
В русской фонетике мягкий знак не обозначает звука, а является графическим значком, который употребляется на письме для обозначения мягкости согласных, выполняет разделительную функцию между согласными и гласными (серьёзный, сватья, друзья, птичье), а также служит для обозначения некоторых слов, например:
- существительных женского рода третьего склонения (помощь, фальшь, молодёжь, речь);
- форм 2 лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (споёшь, пляшешь, выбросишь, приклеишь).
Будем иметь в виду, что для обозначения мягкости в сочетании букв «ч», «щ» с другими согласными (чк, чн, чт, нч, нщ, рщ) мягкий знак не пишется, например:
ру чк а, но чн ой, изя щн ость, по чт и, бараба нщ ица.
Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости парного согласного в следующих случаях:
1. после буквы «л»
стекольщик, львиный, льняной, нельзя;
2. перед буквами, обозначающими твердый согласный
крыль ц о, толь к о, бельмо;
3. перед буквами, обозначающими мягкий согласный, который в родственных словах или в других формах этого слова становится твёрдым
Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука
Указанные буквы, кроме мягкости предыдущих согласных, обозначают в слове два звука в определенной фонетической позиции:
1. в абсолютном начале слова
- есть [й’ э] ст;
- ёжик [й’о ]жик;
- ягода [й’ а] гoда;
- юнга [й’ у] нга;
- съел — съ [й’ э] л;
- бьёт — бь [й’ о] т;
- объявление — об [й’ а] вление;
- обезьяна — обезь [й’ а] на;
- вьюга — вь [й’ у] га;
3. после других гласных
- здание — здани [й’ э];
- даёт — да [й’ о] т;
- лекция — лекци [й’ а];
- июнь — и [й’ у] нь;
- каюта — ка [й’ у] та.
Источник
Способы обозначения мягкости согласных
Урок русского языка
Тема: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»
Цель: создание условий для развития умений различать буквы мягких согласных звуков и определения способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.
— развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости;
— воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль;
— активизировать мыслительную, познавательную, речевую деятельность учащихся.
– правильно называть звуки в слове,
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
— употреблять ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова, гласные для обозначения мягкости согласных
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Развивать умение извлекать информацию из схем, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
1. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
2. Минутка чистописания.
— Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Выполним гимнастику для рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем мы считать.
И считали, и писали,
Пальцы все мои устали.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
А другой давненько спит.
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придёт,
Солнце красное взойдёт,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
В школу пальчикам пора.
— Откройте тетради, запишите дату, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку). На минутке чистописания вспомним характеристику звуков и запишем соответствующие буквы в тетрадь.
1. Буква, живёт в первой строке, обозначает согласный звонкий звук, может быть мягким и твёрдым, пара по глухости звук [т]. (Д)
2. От начала алфавита убежала на 17 место, стоит за гласной буквой. (П)
3. Находится на 4 строке, и стоит между буквами, обозначающие твёрдые согласные звуки. (Ч)
4. Стоит в алфавите между буками, обозначающие всегда мягкие согласные звуки, сама же обозначает всегда твёрдый согласный звук. (Ш)
5. Стоит буква во 2 ряду, может обозначать мягкий и твёрдый согласный звук, пара по звонкости – звук [г]. (К)
— Написать на строке эти буквы заглавная — строчная.
3. Актуализация знаний.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется всё …(АЛФАВИТ).
Что такое алфавит? (Буквы в определенном порядке) Из чего он состоит? (Из букв)
Для чего нам нужны буквы? (Обозначать звуки на письме)
Вспомним, что вы знаете о звуках. В парах закончите схему. Кто будет готов, встанет у своих парт.
З
вуки
_
________ ________ ________ _______ _____ ____
(Самопроверка по образцу)
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
— Оцените свою работу.
4. Формулирование учебной проблемы, планирование деятельности
К нам на урок пришел один сказочный герой из произведения Н. Носова. Вы все его знаете. Он очень веселый, любит наряжаться в разноцветную одежду, не любит учиться и ничего не знает.
В городе Цветочном —
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут. (Незнайка)
— Посмотрите, как Незнайка написал предложения.
— Справился ли он с заданием Знайки?
У Вэры жил бэлый кот.
Он лубыл масо и рыбу.
Дэвочка лубыла играт с котом.
— Посмотрите на ошибки, допущенные Незнайкой.
— Подумайте, чего он не знает.
-Как нужно писать?
-Почему нужно писать именно эту букву?
— Сформулируем тему нашего урока. (Способы обозначения мягкости согласных на письме)
— Что нам нужно будет сделать, чтобы помочь Незнайке исправить ошибки?
Составим план работы на уроке.
- Вспомнить способы обозначения мягкости согласных на письме
- Сформулировать правило
- Применить правило для выполнения упражнений.
5. Поиск решения проблемы, формулирование правила
— Начнем работу и познакомимся с фокусником русского языка.
— Отгадайте, что это за буква. В русском языке выполняет огромную работу, а звука не обозначает.
— Какую же работу выполняет Ь?
— Попробуем выполнить самостоятельно несколько фокусов (игра «Стань волшебником»).
е л ель
б анка банька
— Какой звук слышим в конце первого слова? Какой это звук: твердый или мягкий?
— Какой звук слышим в конце второго слова? Какой это звук: твердый или мягкий? Почему?
— Как на письме мы покажем мягкость согласного?
— Составьте новые слова так, чтобы на конце стоял мягкий согласный. Запишите их парами, обозначьте мягкий согласный и букву, которая на письме показывает мягкость предшествующего согласного.
— С каким способом обозначения мягкости согласных на письме мы познакомились? (с помощью буквы Ь)
Не сказать его никак!
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
— Оказывается, кроме Ь есть еще буквы фокусницы в русском языке. Понаблюдайте за ними.
Источник
Мягкость согласных на письме
В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в’]ол (вёл).
Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами:
1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька.
Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в тех случаях, когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твёрдым согласным (например, письме — письма, тьме — тьма, возьми — возьму) или только перед твёрдым (раньше). В большинстве же случаев мягкость согласного перед другим мягким согласным на письме не обозначается. Например, в слове вести буква «с» обозначает мягки звук [с’], но мягкий знак после неё не пишется.
2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у! [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду.
Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у,а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка).
Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости — мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произноси**-* твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает но на * кость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука.
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис
или приехать к нам в офис по адресу:
РФ, г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
помещение № IV
Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Источник